УРОК 53
ТЕМА: «Числовые выражения»
Цели: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут:
знать: понятия «числовое выражение», «значение числового выражения»;
уметь: правильно читать числовые выражения.
Задачи:
* содействовать закреплению умения измерять отрезки и строить ломанную; умения решать составные задачи;
* создавать условия для развития вычислительных навыков, математической речи;
* способствовать воспитанию активности и самостоятельности, трудолюбия.
Форма проведения: урок-сказка.
Оборудование: учебник «МАТЕМАТИКА. 2 класс. Часть 1»; рисунки к сказке «Как волка уму-разуму учили»; карточка с поговоркой; карточки с примерами; веер цифр и знаков; сигнальные карточки
«Светофор»; карточки с выражениями; раздаточный материал «Сладкая ваза успеха»; цветные карандаши; цифры; знаки.
Ход урока
Организационный этап.
Каждый принял удобное положение. Глаза закрыты, три раза вдох-выдох. Твое дыхание становится ровным и спокойным. Приятное тепло разливается по рукам, спине, ногам. Оно делает твое тело легким и парящим, как воздушный шарик. Ты поднимаешься вверх и ведите все лучшее, что тело легким и парящим, как воздушный шарик: ты поднимаешься вверх и види все лучшее что когда-то происходило с тобой. На твоих губах появляется улыбка. Опускаемся на землю, возвращаемся в класс, глаза открываются, мысли ваши светлые, приступаем к уроку.
— Оценивать свою работу на уроке вы будете на «Сладкой вазе успеха».
Учитель раздает карточки с изображением «Сладкой вазы успеха».
— После выполнения заданий вы будете раскрашивать по 1 кексику в определенный цвет;
* зеленый — если все выполнено правильно,
* желтый — если были ошибки,
* красный — если все решено неправильно.
— Начнем наш урок с проверки домашнего задания.
Проверка домашнего задания.
Какие слова были «главными» в задаче?
— Что нужно было найти в задаче? (Сколько деталей было 6 коробке.)
— Во сколько действий решили задачу? (В 2.)
— Что узнали в первом действии?
— Каким действием? (Сложением, 20 + 30 = 50.)
— Каким действием узнали, сколько деталей было в коробке? (Сложением, 50 - 10 = 40.)
— Зачитайте ответ задачи. (В коробке было 40 брикетов.)
— Оцените свою работу по домашнему заданию: раскрасьте один из кексиков в определенный цвет на «Сладкой вазе успеха».
Целеполагание.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы сегодня будем путешествовать.
В путешествие пойдем, Слушай, думай, наблюдай,
В страну сказок попадем, Сказку нашу отгадай .
— Название сказки, в которую мы сегодня попадем, вы отгадаете из шифровки.
ММКММамМкММ
ММвММомММяММкММамм
ММУуММмммумм
ММуММмммумм
ММРММаммзММуммыммумм
ММУММУММиММАММиММ
Ответ: «Как волка уму-разуму учили».
Целью нашего путешествия будут испытания, которые ждут нашего героя, и мы должны будем ему помогать своими знаниями.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте.
— Итак, мы отправляемся в русскую народную сказку «Как волка уму-разуму учили»
Устный счет.
Косил мужик сено. Утомился и присел под куст отдохнуть. Достал кошелку и решил закусить. А тут волк поблизости случился. Почуял волк запах пищи и вышел из леса, видит волк: косарь под кустом сидит, обедает. (Изображение волка и мужика.)
Подошел к нему, спрашивает
— Что ты ешь?
— Хлеб.
— А он вкусный?
— Очень.
— Дай мне попробовать.
— Ну, пожалуйста, только выполни мои задания, тогда и отломлю кусок.
— Дети, поможем волку? (Да.)
— Косарь предлагает волку устно посчитать.
+ Игра «Будь внимателен и быстр!»
Задания на развитие и совершенствование внимания.
— Расположите числа от меньшего к большему,
На наборном полотне выставлены числа в произвольном порядке: 12, 56, 6, 23, 78, 90, 8, 44, 37, 59, 34
(Дети меняют числа местами и располагают их 6 порядке возрастания: 6, 8, 12, 23, 34, 37, 44, 56, 59, 78, 90.)
+ Игра «Знак дружит»,
Сравнение математических выражений.
— Я буду показывать величины, а вы с помощью веера будете показывать, какой знак «дружит» с этими величинами.
38 см... 83см 7дмбсм .., 6дм 49см... 4 дм 9 см
1 дм... 10см 1м... 100 см 10м... 10 дм
+ Задание № 3, с. 110.
Игра «Найди и составь».
— Посмотрите на весы, Найдите пропущенные числа. Какие примеры мы можем составить, когда найдем пропущенные числа?
10 кг + 30 кг = 20 кг+ 20 кг ` 1 кг+ 89 кг = 90 кг
— Оцените свою работу на этапе устного счета: раскрасьте один из кексиков в определенный цвет «Сладкой вазе успеха».
— Вы выполнили первое задание косаря. Молодцы! Поэтому отломил косарь кусок хлеба и дал волку, понравился волку хлеб. Он и говорит:
— Никогда такого вкусного да еще с тмином хлеба не ел. Всю Беларусь вдоль и поперек прошел, а не ел такого. Наверно, у тебя какой-то он особенный.
— Ты угадал, — сказал косарь, — этот хлеб Минским зовут.
— Хотел бы и я Минский хлеб каждый день есть, — вздохнул волк.
— Посоветуй, добрый человек, где его доставать.
— Выполни задание, посоветую
— Поможем волку? (Поможем.)
Чистописание.
Косарь просит прописать в тетради те числа, которые были ответом в последней игре устного счета «Найди и составь».
— Какие числа были ответом этой игры? (20 и 89.)
— Давайте пропишем их в тетради
— Оцените аккуратность и правильность своего написания цифр в тетради.
Физкультминутка.
— Вы выполнили второе задание косаря. Молодцы! Поэтому мужик согласился научить волка, как этот хлеб доставать. И стал он учить волка:
— Перво-наперво землю вспаши.
— Тогда и будет хлеб?
— Экой ты быстрый! — засмеялся косарь. — Выполни задание, скажу, что дальше.
— Всем же интересно, что дальше. Поможем волку? (Поможем.)
Изучение нового материала.
Косарь предлагает познакомиться с новыми математическими понятиями.
— Посмотрите на материал учебника в красной рамке на странице 108. Прочитайте примеры. Эти примеры в математике называются «числовыми выражениями». Числовые выражения конструируются из чисел, знаков действий и скобок. Ответ числового выражения (примера) правильно называть
«значением числового выражения»
— Давайте научимся использовать те новые понятия, с которыми мы познакомились,
+ Задание № 1, с. 108.
Игра «Прочитай и найди».
Дифференцированная работа (по объему и уровню сложности).
— Прочитайте выражения и найдите их значения.
(Учащиеся выполняют задание и читают: «Значением числового выражения 90 + 10 будет число 100» и ›и. д.)
90+ 10 = 100 46+1=47 98-3+10=100
35-30=5 44-4-40 64+0-60=4
— Оцените свою работу над примерами: раскрасьте один из кексиков в определенный цвет на «Сладкой вазе успеха».
— Вы выполнили третье задание косаря. Молодцы! Поэтому косарь продолжил рассказывать, как добывать хлеб;
— После того как вспахали, землю надо забороновать...
— И можно хлеб есть? — торопился волк, виляя хвостом.
— Выполни задание, скажу, что дальше нужно делать,
— Выполним задание косаря? Поможем волку? (Поможем.)
Закрепление изученного материала.
Косарь предлагает выполнить задание учебника № 2 на странице 108.
+ Задание № 2, с. 108.
Сравнение числовых выражений (по вариантам).
+ 1-й вариант — 1 столбик.
* 2-й вариант — 2 столбик.
(По 1 человеку из каждого варианта выходят к доске.)
20+ 60 50 90-60
50+ 30 40
45-530
— Оцените свою работу по сравнению числовых выражений и чисел: раскрасьте один из кексиков в определенный цвет на «Сладкой вазе успеха».
— Вы выполнили четвертое задание косаря. Молодцы! Поэтому косарь продолжил рассказывать, как побывать хлеб:
— После того как вспахали, забороновали, надо еще рожь посеять...
— Тогда и будет хлеб? — опять переспросил волк, облизываясь.
— Выполни задание, скажу, что дальше нужно делать,
— Помогаем волку дальше? (Помогаем,)
— Косарь предлагает решить задачу.
+ Задание № 4, с. 108.
Игра «Реши и составь».
— Прочитайте задачу. О чем задача? (О веревке.)
— Что делали с веревкой? (Ее отрезали.)
— Когда отрезали веревку, как вы думаете, ее становилось больше или меньше? (Меньше.)
— Раз ее становилось меньше, мы будем отнимать или прибавлять? (Отнимать.)
— Сколько раз отрезали веревку? (Два раза.)
— Сколько раз отрезали веревку? (Два раза.)
— Сколько раз будем вычитать? (Два раза.)
— Сколько метров веревки было изначально? (40 метров.)
— Сколько метров отрезали в первый раз? (20 метров.)
— Какое действие задачи будет первым? (40 - 20 = 20.)
— Сколько метров отрезали во второй раз? (12 метров.)
— Какое действие задачи будет вторым? (20 - 12 = 8.)
— (Сколько метров веревки осталось? (8.)
— Во сколько действий решается эта задача?
— Ребята, решение этой задачи мы можем записать одним числовым выражением. Как вы думаете, каким? (Решение задачи можно записать выражением 40 - 20 - 12 =8.)
— Давайте запишем решение этой задачи 2-мя способами. (Комментированное письмо.)
— Оцените свою работу над задачей: раскрасьте один из кексиков на «Сладкой вазе успеха».
© Физкультминутка.
— Вы выполнили пятое задание косаря. Молодцы! Поэтому косарь продолжил рассказывать, как добывать хлеб:
— После того как вспахали, забороновали, рожь посеяли, дождались, пока рожь взойдет, зиму пере-
зимует, в весну зазеленеет, летом зацветет, колос нальется — только тогда созревать будет,
— Ох, — вздохнул волк, — очень уж долго... А тогда уж я вволю наемся хлеба?
— Выполни задание, скажу, что дальше.
Коррекция знаний и способов действий.
Помогаем волку, нам же интересно, что косарь дальше расскажет волку? (Да.)
+ Задание № 7, с. 109.
— Прочитайте задачу. О ком задача? (О лыжниках и лыжницах.)
— Что нужно найти в задаче? (На сколько больше было лыжников, чем лыжниц.)
— Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
— Почему? (Потому что не знаем, сколько было лыжников)
— Сколько всего было участников соревнований? (60.)
— Сколько всего было лыжников? (40.)
— Можем ли узнать, сколько было лыжниц? (Можем.
— Каким действием? (Вычитанием, 60 — 40 =20.)
— Так сколько было лыжниц? (20.)
— Теперь можем ли узнать, на сколько больше было лыжников, чем лыжниц? (Да.)
— Каким действием? (Вычислением, 40 — 20 = 20.)
— Запишите решение задачи в тетради. (1 учащийся выходит к доске.)
— Оцените свою работу над задачей: раскрасьте один из кексиков на «Сладкой вазе успеха».
— Слушаем, что сказал косарь дальше волку:
— После того как вспахали, забороновали, надо еще рожь посеять, дождаться, пока рожь взойдет, зиму перезимует, в весну зазеленеет, летом зацветет, колос нальется — только тогда созревать будет.
Поспеет рожь, Надо ее сжать, в снопы связать, снопы в копны сложить. Ветерок их провеет, солнышком прогреет. Тогда уж и на ток везти можно..,
— И можно будет есть?
— Выполни задание, скажу, что дальше нужно делать,
— Помогаем, ребята, волку.
— После того как вспахали, забороновали, рожь посеяли, дождались, пока рожь взойдет, зиму перезимует, в весну зазеленеет, летом зацветет. Поспеет рожь. Ее сожнут, в снопы свяжут, снопы в копны сложат. Ветерок их провеет, солнышком прогреет, на ток снопы завезут, тогда снопы обмолотят, зерна в мешки ссыплют да на мельницу свезут, потом смелют...
— И все?
— Нет еще, не все! Выполни задание, скажу, что дальше нужно делать.
— Выполняем задание косаря. А он предлагает решить еще одну задачу.
+ Задание № 6, с. 109.
Игра «Выбери и реши».
Самостоятельная работа.
— Прочитайте задачу и скажите, какая из схем подходит к задаче? (Вторая.)
— Правильно! Поэтому эту задачу косарь предлагает решить самостоятельно.
— Во сколько действий будем решать задачу? (В 2.)
— А можно ли решение записать одним числовым выражением? (Можно.) Самостоятельно записать решение в тетрадь.
— Слушаем, что сказал косарь дальше волку:
— После того как вспахали, забороновали, рожь посеяли, дождались, пока рожь взойдет, зиму перезимует, в весну зазеленеет, летом зацветет, колос нальется и созреет. Потом ее сожнут, в снопы свяжут, снопы в копны сложат. Ветерок их провеет, солнышком прогреет, на ток все завезут , снопы обмолотят, зерна в мешки ссыплют, да на мельницу свезут, смелют. Муку надо замесить, дождаться, когда тесто подойдет. Потом хлебы сделать да в горячую печку посадить.
— И будет хлеб?
— Вот когда испечется, тогда и будет хлеб.
Задумался волк. Почесал лапой в загривке и говорит:
— Нет, эта работа не по мне. Посоветуй лучше, как легче хлеб добывать,
— Выполни задание, скажу.
Решение задачи на смекалку. (Устно.)
— Прочитайте задачу и скажите: сколько человек в семье? (6.)
— В семье бабушка и дедушка, мама и папа, сын и дочь — всего 6 человек. Однако мама и папа —это в то же время дети для бабушки и дедушки. Давайте рассмотрим схему.
Дедушка — отец — сын — 2 отца — 2 сына,
Бабушка — мать — дочь — 2 матери — 2 дочери.
— Если вы поняли задачу на смекалку, раскрасьте один из кексиков на «Сладкой вазе успеха» определенным цветом.
— Слушаем, что сказал косарь дальше волку:
— Ну, коли не желаешь трудного хлеба есть, легкий... Иди в луга. Там конь пасется.
Пришел волк в луга. Увидел коня, поднял шерсть на спине, оскалился и говорит ему:
— Конь, а конь! Я тебя съем!
— Чю ж, — отвечает конь, — ешь. Только сперва задание мое выполни, с задних ног подковы отдери, а то зубы обломаешь, а потом ешь.
— Твоя правда, — согласился волк,
— Твоя правда, — согласился волк,
— Поможем выполнить волку задание коня, (Изображение волка и коня.)
Контроль и самоконтроль.
+ Задание «?», с. 109.
Игра «Составь и прочитай».
Самостоятельная работа.
Нужно составить, записать и прочитать выражения с числами 10 и 40.
(Учащиеся записывают и читают выражения, Ответы. 140 10= 30. Значение разности чисел 40 и 10 — 30,
2) 40 + 10 = 50. Значение суммы чисел 40 и 10 — 50.)
— Молодцы, вы выполнили задание коня. Оцените свою работу над задачей: раскрасьте один из кексиков на «Сладкой вазе успеха»
— Слушаем, что же было дальше в сказке:
— Нагнулся волк подковы отдирать, а конь как даст ему копытом в зубы...
В — Перекувырнулся волк и бежать... Прибежал к речке. Видит: на берегу гуси пасутся. (Изображение волка и гусей.)
— Не съесть ли мне гусей? — подумал волк. Подошел к гусям и говорит:
— Гуси, а гуси, я вас съем!
— Ну что ж, — загоготали гуси, — ешь! Но сперва задание выполни, а потом спой нам, мы потанцуем, да и ешь нас.
Домашнее задание.
+ Задание №2, с. 109.
Гуси предлагают разобрать домашнее задание.
— Прочитайте задачу. На какие задачи, что мы выполняли на уроке, похожа задача про этажи дома? (Эта задача похожа на задачу про веревку и на задачу про книгу.)
— Во сколько действии будем ее решать? (В два.)
— Как по-другому можем записать решение задачи? (Можем решение записать одним выражением.)
— Скажите, этажей становилось больше или меньше? (Больше.)
— При решении будем выполнять действия сложения или вычитания? (Сложения.)
— Записать решение задачи вам дома нужно будет двумя способами.
— Молодцы, вы выполнили задание гусей. Если поняли, как выполнять домашнее задание, раскрасьте один из кексиков на «Сладкой вазе успеха» в определенный цвет.
— Слушаем, что же было дальше в сказке:
— Обрадовался волк и говорит: «Петь я мастер!» Сел волк на бугорок, задрал голову и давай выть.
Тем временем гуси улетели. Слез волк с бугра, проводил гусей взглядом и несолоно хлебавши пошел в
свою берлогу. Тем временем косарь закончил косьбу и возвращался домой, Идет и вдруг слышит: где-то поблизости волк плачет и про себя говорит:
— Хватит, попробовал легкого хлеба! Везде нужно трудиться.
— Если трудиться, всего можно добиться... Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Понравилась сказка? (Понравились.)
— Давайте вспомним ее название. («Как волка уму-разуму учили».)
— Что мы нового сегодня узнали на уроке? (Мы познакомились с понятиями «числовые Выражения»,
«значения числовых выражений»
— Чему мы научились вместе с волком? (Ответы, 1) Находить значения числовых выражений. 2) Сравнивать числовые выражения. 3) Решать задачи. 4) Чертить ломаную.)
— Что, кроме математических понятий, повторили с волком? (Как хлеб приходит на стол.)
— Вспомните пословицы или поговорки о хлебе, (Ответы, 1) Хлеб — всему голова. 2) Без хлеба нет обеда.)
— Что вызвало затруднение на уроке?
— Что запомнилось?
+ Рефлексия.
— Вы оценивали свою работу на «Сладкой вазе успеха»: раскрашивали кексики в определенный цвет. Если у вас больше всего получилось кексикон зеленого цвета — поднимите зеленую сигнальную карточку. Если больше всего желтых кексиков — желтую карточку, а если больше всего красных, то поднимите красную карточку.
— Хочу, чтоб вы запомнили слова косаря из сказки,
Вывешиваю поговорку на доску и зачитывает ее: «Если трудиться, всего можно добиться!»
— Это заветная фраза, которая будет сопровождать вас всю жизнь. Потому что, если хотите чего-то добиться в своей жизни, нужно обязательно всегда трудиться.
УРОК 54
ТЕМА: «Числовые выражения со скобками»
Цели: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут:
знать: как записывать и читать числовые выражения со скобками;
уметь: выполнять действия по порядку в выражениях со скобками.
* содействовать закреплению умения решать составные задачи;
* создавать условия для подготовки к введению составных задач с отношением «на ... больше
(меньше)»; развития вычислительных навыков;
* способствовать воспитанию интереса к математике.
Оборудование: учебник «МАТЕМАТИКА. 2 класс. Часть 1»; ребус; большая цветочная клумба без цветов; картинка со скобками; веер цифр и знаков; сигнальные карточки «Светофор»; раздаточный материал «Цветочная клумба успеха»; неокрашенные цветочки; кружочки разного цвета; цветные карандаши; цифры; знаки.
Ход урока
Организационный этап
Этот уроку нас сейчас Она поможет воспитать
Науке посвящается, Такую точность мысли,
Что математикой всегда Чтоб в нашей жизни все познать,
В школе называется. Измерить и исчислить.
— Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
— Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка — настроение отличное, зеленая — хорошее, синяя — так себе.
— Я тоже покажу вам свое настроение,
— Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
— Оценивать сегодня свою работу на уроке вы будете на «Цветочной клумбе успеха».
Учитель раздает раздаточный материал «Цветочная клумба успеха»,
— Если задания выполнены правильно, то раскрашиваете на клумбе цветочек в красный цвет, если были ошибки при выполнении, то цветок закрашивает в желтый цвет, а если задание выполнено неправильно, то цветок закрашиваете в синий цвет.
Проверка домашнего задания.
+ Задание № 2, с. 109.
Учитель. Нашу работу на уроке начнем с проверки домашнего задания.
— Во сколько действий решали задачу? (В два.)
— Что узнали в 1-м действии? (Сколько этажей построили потом.)
— Зачитайте первое действие. (2 +3 =5.)
— Что узнали во втором действии? (Сколько всего этажей построили.)
— Зачитайте второе действие. (7 +5 = 12.)
— Какой другой способ записи использовали для решения задачи? (Одним выражением.)
— Зачитайте числовое выражение. (7+2+3= 12.)
— Оцените свою работу на этапе проверки домашнего задания «Цветочной клумбе успеха».
Устный счет.
Прежде чем приступать к изучению нового материала, нужно немного устно посчитать.
+ Игра «Посчитай и покажи».
Математический диктант.
(Учащиеся работают с веером цифр.)
— Найдите сумму чисел 10 и 5. {15.)
— Какое число содержит 4 десятка и 7 единиц. (47.)
— Найдите разность чисел 40 и 20. (20.)
— Покажите число, которое идет после 39. (40.)
— Найдите, насколько 10 больше 5. (5.)
— На сколько 42 меньше, чем 44. (2.)
— Какое число содержит 1 десяток и9 единиц. (19.)
— Во дворе 10 кур и столько же гусей. Сколько птиц всего во дворе? (20.)
— В зоопарке 12 обезьян и 4 слона. На сколько обезьян больше, чем слонов? (8.)
— В саду 20 кустов смородины и 5 кустов крыжовника. Сколько всего кустов в саду? (25.)
+ Игра «Найди лишнее»,
Задания на развитие наблюдательности.
› * 26, 17, 55, 80, 35, 53, 44, 62. (Лишнее числа 55, потому что сумма цифр его 10, а не 8.)
( *2,5,9, 1,3, 11, 6, 4. (Лишнее 11 — оно двузначное.)
| * 22,7, 34, 90, 12, 68, 98, 13. (Лишнее 7 — оно однозначное.)
+ Игра «Составь и реши»,
— Составьте задачу по краткой записи и решите ее.
Было — 10 яблок и 10 бананов
Съели — 15 фруктов
Осталось — ?
(В вазе лежало 10 яблок и столько же бананов. 15 фруктов съели во время полдника. Сколько фруктов осталось 8 визе? 1) 10+10=20 (ф.) 2)20-15=5 (ф.))
— Оцените свою работу по устному счету.
Чистописание.
+ Учитель. Какие числа использовались при решении задачи про фрукты? (5, 10, 15, 20.)
— Можем ли мы этот числовой ряд назвать закономерностью? (Можем.)
— Какая закономерность между этими числами? (+ 5.)
— Пропишите эту закономерность чисел в тетрадь. Не забывайте о правилах посадки и том, в какой части клетки пишутся цифры.
(Прописываю одну строку чисел.)
— Оцените аккуратность и правильность своего письма в тетради и работу на «Цветочной клумбе успеха».
— Если вы аккуратно и правильно написали числа, то раскрашиваете на клумбе цветочек в красный цвет. Если были ошибки и не очень аккуратное письмо, то цветок закрашиваете в желтый цвет, а если вы написали неаккуратно и неправильно. написали цифры, то цветок закрашиваете в синий цвет.
Физкультминутка.
Целеполагание.
+ Учитель. Чтобы узнать тему нашего урока, нам нужно отгадать ребус.
Ответ; числовые выражения со скобками.
— Мы познакомимся сегодня с числовыми выражениями со скобками. Будем учиться их читать и
записывать, а также познакомимся с порядком выполнения действий в выражениях со скобками.
Изучение нового материала.
Откройте учебники на странице 110. Посмотрите материал в красной рамке. Давайте выполним задания, которые нам предлагаются,
— Сейчас будем работать в парах. Достаньте раздаточный материал: кружочки разного цвета. Положите перед собой 10 красных кружочков. Отодвиньте 5 кружочков в сторону. И придвиньте 3 желтых кружочка. Сколько кружочков стало? (8.)
— Давайте выложим из чисел выражение, которое получается. (10-5 +3=8.)
— Положите перед собой 2 зеленых кружка, 5 красных кружочков и 3 желтых.
— Выберите 3 желтых кружка и 5 красных. Отодвиньте выбранные круги в сторону. Сколько кружочков стало? (2.)
— Давайте выложим из чисел выражение, которое получается. (10-5 +3-=2.)
— Что вы можете сказать о выражениях, которые получились? (Выражения одинаковые, только ответы разные.)
— Чтобы показать, какое действие выполняется сначала, используются скобки.
Учитель показывает карточку со скобками. ( )
— Как вы думаете, что мы в нашем первом выражении возьмем в скобки? (10 -5.)
— Придумайте задачу, которая соответствует выражению, которое получилось:
(10 - 5) +3= 8. (Было 10 птичек. Улетело 5 нтичек, а потом прилетело 3. Сколько птичек стало?)
— Как вы думаете, что мы возьмем в скобки во втором выражении? (5 + 3.)
— Придумайте задачу, которая соответствует нашему выражению: 10 - (5 +3) = 2. (Было 10 птичек прилетело 5 снегирей и 3 воробья, Сколько птичек осталось?)
— Прочитайте на странице 112, как правильно читается это выражение: (10 - 5) + 3 = 8. (К разности чисел 10 и 5 прибавить число 3.)
— Прочитайте на странице 112, как правильно читается это выражение (10 - (5+3) =2. (Из числа 10 вычесть сумму чисел 5 и 3.)
— Давайте еще раз прочитаем правило о порядке выполнения действий в выражениях со скобками.
(Чтобы показать, какое действие выполняют сначала, используют скобки.)
— Если вы поняли новый материал, раскрасьте на «Цветочной клумбе успеха» цветок красным цветом, если не очень поняли — желтым, если не поняли нового материала — синим цветом.
— Давайте поучимся применять скобки в записи числовых выражений.
+ Задание №1, с. 110.
Игра «Составь и найди»
Нахождение значений числовых выражений (по вариантам).
* 1-й вариант — составляет числовые выражения по первой схеме.
* 2-й вариант — составляет числовые выражения по второй схеме.
(1+6) +9=16 (17+3)+9-=29 14-(15-7)=6
(15-8) +9=16 14-(2+5)-7=0 14- (20-6) =0
— Прочитайте правильно составленные выражения,
— Оцените свою работу над примерами на «Цветочной клумбе успеха».
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала.
+ Задание № 2, с. 110.
* 12- (3+1) =8. (Если из числа 12 вычесть сумму чисел 3 и 1, то получится 8.)
(Если из числа 38 вычесть разность чисел 10 и 2, то получится 30,)
(Если из суммы чисел 15 и 1 вычесть 10, то получится 6.)
(Если из суммы чисел 15 и 1 вычесть 10, то получится 6.)
* (40+20) -1=59. (Если из суммы чисел 40 и 20 вычесть 1, то получится 59.)
* 10+ (2-1) =11. (Если к числу 10 прибавить разность чисел 2 и 1, то получится 11.)
* 43 - (63-60) = 40. (Если из числа 43 вычесть разность чисел 63 и 60, то получится 40.)
— Оцените свою работу над примерами на «Цветочной клумбе успеха»
Коррекция знаний и способов действий.
+ Задания № 3, 4, с, 111.
Коллективная работа.
Прочитайте задачу № 3. Куда отправляла письма Света? (В Минск и Полоцк.)
— Сколько писем отправила Света в Минск? (5.)
— Сколько писем отправила Света в Полоцк? (Неизвестно, но сказано, что на 2 больше.)
— Можем узнать, сколько писем отправила Света в Полоцк? (Да,)
— Каким действием? (Сложением, 5 +2 = 7.)
— Во сколько действий решается задача? (В 1 действие.)
— Прочитайте задачу № 4. Чего не хватает в условии задачи? (Не хватает ответа задачи № 3.)
— Поставьте ответ из задачи №3 и прочитайте задачу №4. Можем ли мы ответить на вопрос задачи?
(Можем.)
— Каким действием? (Сложением, 5 +7=12)
— Во сколько действий решается задача? (В 1 действии.)
— Можем ли объединить две задачи в одну? (Можем.)
— Объедините две задачи, чтоб получилось 1 условие. (Света отправила 5 писем в Минск, Полоцк — на 2 письма больше. Сколько писем всего отправила Света?)
— Во сколько действий будет решаться составленная задача? (В 2.)
— Запишите решение составленной задачи в тетради. Обо
Комментированное письмо
— Оцените свою работу над задачами на «Цветочной клумбе успеха». для сам,
+ Задание № 5 с. 111.
Самостоятельная работа.
— Составьте числовые выражения и высчитайте их значения. Прочитайте их правильно.
* 20+40 - 60. (Сумма чисел 20 и 40 равна 60.)
* 60-1-59, (Разность чисел 60 и 1 равна 59.)
* 59-950. (Разность чисел 59 и 9 равна 50.)
* 50+ 7. (Сумма чисел 50 и 7 равна 57.)
* 57-50 =7. (Разность чисел 57 и 50 равна 7.)
(При проверке учащиеся работают с сигнальными карточками
« Светофор».)
— Оцените правильность работы над примерами на «Цветочной клумбе успеха».
Контроль и самоконтроль.
+ Задание с. 111.
Самостоятельная работа.
- Запишите числовые выражения, высчитайте их значение и прочитайте. 5
*30- (20 + 10) = 0. (Если из числа 30 вычли сумму чисел 20 и 10, то получили 0.)
* (30-20) + 10=20. (Если к разности чисел 30 и 20 прибавили 10, то получили 20.)
(Сначала идет взаимопроверка, При проверке учащиеся работают с сигнальными карточками «Светофор».)
— Оцените правильность работы своего сосед по парте над примерами на «Цветочной клумбе успеха».
Домашнее задание
+ Задание №2, с. 111.
Прочитайте задачу, можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
— Почему? (Потому что не знаем, сколько всего взяла за день пакетиков чая семья.)
— Как найдем количество пакетиков, которое семья взяла из коробки за день? (Сложением, 4 +4 = 8.)
— А сейчас можно узнать остаток пакетиков чая? (Можем.)
— Каким действием? (Вычитанием, 20 — 8 = 12.)
— Можем ли записать решение этой задачи одним числовым выражением? (Да.)
— Какое выражение получится? (20 - (4 + 4) = 12.)
— Прочитайте полученное числовое выражение. (Из числа 20 вычли сумму чисел 4 и 4, получили 12.)
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Над какой темой работали? (Числовые выражения со скобками.)
— С каким новым знаком познакомились? (Скобки.)
— Для чего используются скобки в выражениях? (Что бы показать, какое действие выполняется сначала.)
— Что еще нового узнали на уроке? (Как правильно читать числовые Выражения со скобками.)
— Свою работу на уроке вы оценивали на «Цветочной клумбе успеха». Чтобы увидеть, на сколько вы активно работали на уроке и поняли ли вы новый материал, давайте высадим цветы на общую
«Цветочную клумбу успеха».
Учитель вывешивает изображение клумбы без цветов.
— У каждого из вас лежит по одному незакрашенному цветочку на парте. Если на вашей маленькой клумбе больше всего красных цветочков, свой незакрашенный цветок вы закрашиваете в красный цвет и крепите на нашу общую «Цветочную клумбу успеха». Если на вашей маленькой клумбе больше
всего желтых цветочков, то закрашиваете свой цветочек в желтый цвет, а если синих больше, то в синий цвет и крепите на общую клумбу.