Тема: ЧИСЛОВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ.
Цель:
▫ формировать понятия «Числовые выражения», «Значение числового выражения»;
▫ овладевать умениями читать числовые выражения, записывать числовые выражения под диктовку, упрощать выражения, определять порядок действий; способствовать развитию:
▫ логически мыслить правильной математической речи; умений работать с учебником;
▫ воспитывать внимательность, настойчивость, аккуратность интереса к изучению математики;
Тип урока: усвоение новых знаний.
Формы организации деятельности: коллективная, индивидуальная.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
( Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу).
Проверка домашнего задания.
(Учитель проверяет наличие домашнего задания и собирает тетради).
Актуализация опорных знаний.
Беседа – диалог «Учитель-ученик».
Вопросы для обсуждения.
Какие числа мы изучаем?
Какие действия умеем выполнять с натуральными числами?
Законы сложения.
Законы умножения.
Зачем нужны законы сложения и умножения?
Вычислить:
а) 8∙534∙125; │ Какие законы применялись при решении этих упражнений?.
б) 397∙135 - 397∙125.
7) Какое пятое действие изучили в 5 классе?
8) Что значит возвести число в квадрат, куб, в пятую степень?
4. Создание проблемной ситуации для выяснения темы и целей урока.
1) На доске вывешивается плакат, через минуту рядом другой:
15 +10 Как назвать словами? сумма
15 – 10 записи на доске? разность
15 ∙10 произведение
150:10 частное
122 степень
2) Как назвать изображённое на доске:
15; 10; «+» ; «∙»; «-«; «:» ; 23; 12-7; 23∙10; (15 + 3) : 32?
( Предполагаемые ответы: числа, знаки действий,
записи с помощью чисел и знаков действий)
3) Скорость пешехода 5 км/ч. Сколько километров пешеход прошёл за 3 часа?
4) В 5 классе 23 ученика, в 8 на 8 учеников меньше. Сколько учеников в 5 и 8 классах вместе?
Учащиеся делают записи для решения задач:
3) 5∙3 км/ч;
4) ((23-8) + 23) уч.
Учащиеся под руководством учителя формулируют тему урока.
В ходе диалога «Учитель-ученик» выясняют, чему должны научиться на уроке, какие качества развивать и формировать (цели урока).
Работа с учебником.
Учащиеся самостоятельно находят в учебнике определение числового выражения, один ученик читает его вслух.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что значит упростить
числовое выражение. Учащиеся рассказывают, в каком порядке выполняются действия. Учитель объясняет учащимся, что означает «числовое выражение не имеет смысла».
6. Формирование учебных навыков (решение упражнений).
Упражнение 268 (устно).
Упражнение 272-коллективно, с подробным пояснением и записью в тетрадях и на доске.
Упражнение 272(1) - в виде диктанта.
Самостоятельная работа.
(Самостоятельная работа состоит из трёх вариантов: в варианте 1 самые простые задания, в варианте 2 - более сложные, вариант 3 предлагается как дополнительное задание для более подготовленных учащихся. Задания записаны на карточках разного цвета:
В-1 – карточка зелёного цвета, В-2 - синего, В-3 – красного цвета. На партах перед каждым учеником лежат все карточки, ученик сам выбирает,
какой вариант будет решать.
Вариант 1.
1. Упростить числовое выражение:
35∙10 – 92;
2.Записать и вычислить разность чисел 373 и 173.
3. Вычислить: 25∙83∙4;
4. Решить уравнение: 15х = 450.
Вариант 2.
1.Вычислить: 180 – (44∙2 + 12);
2.Записать и найти квадрат суммы чисел 13 и 7;
3. Упростить выражение:
354∙35 + 65∙354;
4.Решить уравнение:7х+3х=550.
Вариант 3.
1.Упростить числовое выражение: (758-659)2 : (38+61)2;
2.В саду 132 дерева. Яблони составляют 1 часть, груши – 7 частей, вишни 3 части всех деревьев. Сколько вишен растёт в саду?
3.Между четырьмя цифрами 8 расставить знаки действий и скобки, чтобы в результате получилось 1.
На выполнение самостоятельной работы отводится 15 минут. И сразу проводится самопроверка самостоятельной работы по эталону: на экран проектируется решение первого и второго вариантов, учащиеся проверяют свои работы и выставляют в тетради оценки, учитель собирает тетради для просмотра.
9. Домашнее задание.