Чистый ручеёк нашей речи
Подготовила:
Головщикова Наталья Юрьевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 133
Цель урока :
раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.
Задачи:
- Познакомить учащихся с правилами речевого этикета;
- Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя;
- Продолжить формирование представлений об этике, как науке, побудить обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов-сорняков;
- Развивать речь учащихся, их активный словарь.
- Воспитывать уважение к русскому языку.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие слова и поступки считаются хорошими или плохими.
- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила речевого этикета.
- Чувствовать ответственность за выбор слов, понимать, что человек всегда несет ответственность за свои слова и поступки.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты :
- Совместно с учителем формулировать учебную задачу, составлять план ее решения.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форматах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)
- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, приводя аргументы.
- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли в паре, группе.
Предметные результаты:
- Определять и объяснять свое отношение к общественным нормам и ценностям.
- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Этикет – правила вежливого поведения .
Речевой этикет – правила общения с использованием «волшебных» слов, формул вежливости.
Ручеёк, речушка, речка.
Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать
её течению, засорять её поток.
А что мешает течению реки?
Ручеёк, речушка, речка, речь.
Что общего в этих словах?
Тема урока:
«Чистый ручеек нашей речи»
Прекрасна речь, когда она
как ручеёк
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её потоку
И восклицать:
О! Как же ты красива!
Е. Щукина
«Самая большая роскошь –
это роскошь человеческого
общения»
Антуан де Сент Экзюпери
Ответьте на вопросы к тексту
Памятка «Правила общения»
Правило №1 Будьте доброжелательны и
вежливы.
Правило №2 Старайся говорить правильно.
Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит на «101»,
Срочно сообщает:
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться…
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить:
Всё уже сгорело!
- Почему же всё уже сгорело»?
- Как нужно сообщать о пожаре?
Памятка «Правила общения»
Правило №1 Будьте доброжелательны и
вежливы.
Правило №2 Старайся говорить правильно.
Правило №3 Говори ясно, чётко, без лишних
слов.
Собери пословицы
Доброе слово
язык не усохнет.
Доброе слово
слово народы поднимает.
Ветры горы разрушают,
и кошке приятно.
От доброго слова
железные ворота откроет.
Памятка «Правила общения»
Правило №1 Будьте доброжелательны и
вежливы.
Правило №2 Старайся говорить правильно.
Правило №3 Говори ясно, чётко, без лишних
слов.
Правило №4 На доброе слово не надо
скупиться…
Слово не воробей,
да навек ссора.
От одного слова
вылетит - не поймаешь.
Язык мой враг мой,
а пуще стрелы ранит.
Слово не стрела,
да хорошо сказал.
Долго думал,
прежде ума глаголет.
Памятка «Правила общения»
Правило №1 Будьте доброжелательны и
вежливы.
Правило №2 Старайся говорить правильно.
Правило №3 Говори ясно, чётко, без лишних
слов.
Правило №4 На доброе слово не надо
скупиться…
Правило №5 Взвешивай каждое слово, сначала думай, а потом говори.
Правило №6 Не перебивай, умей слушать!
Рефлексия
Продолжите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Мне было интересно..
- Мне непонятно…
- Я хотел бы узнать …
Домашнее задание
- Используешь ли ты в своей речи различные определения?
2. Какое слово можно назвать точным и
выразительным в определении какого – либо явления, предмета, природы?
3. Какую характеристику ты бы дал(а) своей речи?
4. Как бы охарактеризовал(а) речь
В.А. Сухомлинского, судя по его рассказу?