№ | Проблема | Эпизод |
1 | Проблема патриотизма. | Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым, князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину. Кутузов, Багратион, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский и Пьер Безухов, Петя Ростов, Василий Денисов вместе с народом грудью встают на защиту родины. Отрицательные персонажи романа: князь Василий Курагин и его дети Анатоль, Ипполит и Элен, карьерист Борис Друбецкой, стяжатель Берг и другие — все они далеки от народа и заботятся только о своих личных выгодах. |
2 | Проблема подлинных и мнимых ценностей | Князь Андрей перед Аустерлицким сражением мечтает о своём «Тулоне», о славе. Он совершает подвиг, со знаменем в руках увлекает за собой солдат. Тяжёлое ранение, вид открывшегося перед ним безграничного неба приводят его к пониманию того, что прежние ценности были ложными, и даже появление его кумира –Наполеона – не может отвлечь его от боли, от нового видения жизни. Стремление к исключительности, превосходству над людьми было свойственно Наполеону. На самом деле его величие было мнимым. В смешном и жалком положении оказался французский император, стоя на Поклонной горе в ожидании бояр с ключами от Москвы. |
3 | Проблема благородства | Андрей Болконский стал символом благородства для многих людей. Ему свойственно стремление стать лучше, понять поступки окружающих. Он сумел простить человека, причинившего ему горе: после ранения на Бородинском поле он видит Анатоля Курагина, когда-то оскорбившего его и его невесту Наташу Ростову. Теперь перед ним страдающий человек, у которого только что отняли ногу. Князь Андрей нашёл в себе силы простить и его, и Наташу Ростову, поняв, что юной девушкой совершена ошибка, за которую он слишком сурово наказал её. Петю Ростова беспокоит судьба мальчика-француза, которого взяли в плен. Он ровесник Ростова, такой же юный и неопытный. Ведь даже к пленным нужно относиться по-человечески. Мальчик-француз видит в Ростове друга, готового прийти на помощь любому в трудную минуту. Благородство Пети идет от души, хотя он стесняется своего поступка |
4 | Проблема истинного и ложного гуманизма | Суровая зима. Ночь в лесу. У костра расположились солдаты. Звучат оживленные беседы, кое-кто дремлет, завернувшись в шинель. Солдат говорит о Наполеоне :"А кабы мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил." Та же ненависть звучит и в реплике старого солдата :"Все одно конец сделаем, не будет ходить". Но когда солдаты видят умирающих от голода и стужи Рамбаля и Мореля, естественное чувство жалости пробуждается в них. Резко обрывают они неуместное замечание шутника, угощают врагов кашей, сажают поближе к костру. "Вот люди!"- с восторгом говорит о русских Рамбаль. Эта оценка перекликается со словами одного из солдат-ветеранов :"Тоже люди..."- говорит он о французах. Пьеру кажется, что в масонстве он нашел воплощение своих идеалов. Но попытки Безухова привлечь "братьев" к бескорыстной помощи страдающему человечеству приводят его к разрыву с масонами. |
5 | Проблема родительской любви | Помощь графа Ростова Николаю (возврат долга), переживания старого князя Болконского перед смертью о судьбе Марьи, его любовь к детям. Поддержка Ростовыми Наташи в трудные минуты (история с Анатолем, смерть князя Андрея) |
6 | Проблема смысла жизни | Смысл жизни Андрей Болконский и Пьер Безухов видели в стремлении к нравственному самосовершенствованию. Каждый из них хотел «быть вполне хорошим, приносить добро людям». |
7 | Проблема щедрости души русского человека | Семья Ростовых – одно целое, где сердце преобладает над разумом. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все идет от души, искренне. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни. Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей. |
8 | Проблема истинной красоты человека | Красота физическая, такая, как у Элен, у Анатоля Курагина, - это внешнее, Толстому гораздо важнее видеть человека с богатым духовным миром, недаром все его любимые герои вовсе не красавцы внешне: Наташа Ростова в начале романа – «некрасивая, но живая девочка», впоследствии она хороша собой, но именно благодаря своей искренности. Княжна Марья и вовсе некрасива, порой даже дурна собой, но в момент душевного волнения мы видим её прекрасные глаза, отражающие душу, и сама она становится прекрасной. Пьер – толстый, неуклюжий человек, но он любим многими своим стремлением «быть вполне хорошим». Князь Андрей красив, но не той броской бездушной красотой, которая присуща Анатолю. Что же такое истинная красота? У Л.Н. Толстого на этот вопрос ответ однозначный: истинная красота - это красота нравственная, чуткая совесть, доброта, душевная щедрость |
9 | Проблема сострадания и милосердия | Семья Ростовых отдаёт подводы раненым, чтобы вывезти их из горящей Москвы; Наташа подддерживает мать смерти Пети; самозабвенно ухаживает за умирающим князем Андреем. Попав в плен, Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Каратаева. Платон, несмотря на свои страдания, любовно жил со всеми: с французами, с товарищами. Именно он своим милосердием помог Пьеру обрести веру и научил его ценить жизнь..Быть настолько чутким, искренним, доброжелательным к врагу – вот настоящая доброта и любовь к людям. |
10 | Проблема дружбы | Это дружба главных героев Андрея Болконского и Пьера Безухова. Они понимает друг друга, взаимно обогащают духовный мир, готовы прийти на помощь другу в трудную минуту. Настоящей дружбой связаны Николай Ростов и Василий Денисов. Они вместе переживают тяготы военной жизни, оба героически сражаются на Бородинском поле, в партизанском отряде. Когда гибнет Петя Ростов, Денисов переживает так, как мог переживать только очень близкий семье Ростовых человек. С недоразумения, непонимания начинается дружба Наташи Ростовой и княжны Марьи: Наташа, невеста князя Андрея, боится будущего тестя и ведёт себя неестественно, княжна Марья сначала принимает её за пустышку. Но суровые испытания Отечественной войны 1812 года, встреча у постели умирающего князя Андрея сближают их, они остаются подругами на всю жизнь, делят и радости, и невзгоды. |
11 | Проблема духовного совершенствования человека. | В основе множества сюжетов об Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой – духовные искания, попытки определения своего места в жизни, что ведет к самосовершенствованию, нравственному взрослению |
12 | Проблема роли семьи в формировании личности ребёнка | В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа, Николай и Петя — стали по- настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты. |
13 | Проблема любви | Князь Болконский после жизненных невзгод был убеждён, что больше никогда не испытает счастья, радости. Однако встреча с Наташей Ростовой изменила его взгляд на мир. Любовь – великая сила. |
14 | Проблема воздействия искусства на человека | Танец Наташи у дядюшки. Наташа Ростова училась пению, обладала чудесным голосом. Когда Николай Ростов, проигравший крупную сумму денег и находившийся из-за этого в удручённом состоянии, слышит её пение, мир преображается. Князь Андрей, услышав пение Наташи, почувствовал, что к его горлу подступают слёзы, «возможность которых он за собой не знал». |
15 | Проблема отношения человека к войне | Л. Толстой отрицал войну вообще, считал её величайшим проявлением зла, «противным всей человеческой природе событием». Словами Андрея Болконского Л. Толстой выражает своё отношение к войне. По его мнению, война – время тяжких испытаний, нечеловеческих усилий, «страшное дело» и великое преступление. Л. Толстой писал о том, как прекрасна жизнь и как уродлива и ужасна война. На Бородинском поле после сражения десятки человек лежали мёртвыми на полях и лугах, где они раньше собирали урожай. Писатель верит, что придёт время и люди будут жить «всем миром без войн, по законам добра и человечности». О том, как прекрасна жизнь и уродлива смерть, думал князь Андрей на краю гибели. Он не мог, не хотел умирать. Он любил жизнь. В этом и заключается ужасная «бессмыслица войны». |
16 | Проблема человека и власти | Наполеон, Кутузов, Александр I |
17 | Проблема роли личности в истории | Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение. |
18 | Проблема влияние природы на человека | Князь Андрей, лежа на поле Аустерлица, смотрит в “доброе... высокое, бесконечное небо” и понимает, что небо, облака, земля — это вечное, высшее, главное. Позже, в беседе в Богучарове на переправе, Пьер Безухов с жаром убеждает князя Андрея в необходимости жить, любить, верить. “Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения со слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что волны приговаривают: “Правда, верь этому”. И князь Андрей впервые переживает момент душевного озарения. И снова он видит небо, высокое, доброе, вечное, как символ божественного откровения. Возрождение Андрея Болконского происходит в Отрадном, в усадьбе Ростовых. По дороге к Ростовым, в лесу, Андрей Болконский замечает дуб, старый и уродливый, который упорно не хотел подчиняться влиянию весны. Он чувствует духовное единение с этим дубом, кажется себе отжившим своё. Ночью, глядя в окно, князь Андрей слышит разговор Наташи с Соней. Наташа любуется ночным небом, звездами и говорит, что хотела бы обнять себя руками за коленки и полететь... Светлые чувства девушки возрождают в душе князя Андрея ощущение молодости, чувство чего-то невыразимо прекрасного.. На обратном пути, снова встретив дуб, покрывшийся молодой листвой, Андрей Болконский опять же соглашается с ним, говоря себе, что нужно жить. |
19 | Проблема наживы, жажды денег | Сцена с мозаиковым портфелем у постели умирающего графа Безухова. Семья Курагиных – жадные, корыстные, подлые люди. В погоне за деньгами и властью они способны на любые безнравственные поступки. Так, например, Элен обманом женит на себе Пьера и пользуется его богатством, принося ему немало страданий и унижений. |
20 | Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях | Отношение к пленному барабанщику Пети Ростова, солдаты около костра жалеют пленных французов. |
21 | Проблема умения радоваться жизни | Наташа Ростова умеет радоваться каждому дню, солнцу, встрече с новыми людьми. Вот она, тринадцатилетняя, захлебываясь от смеха, стремительно вбегает в гостиную, нарушая чопорный разговор матери с гостьей. Наташа в Отрадном, восхищение лунной ночью. |
22 | Проблема поведения человека на войне | Батарея Раевского, Тушин, Тимохин, Долохов, Денисов, Н. Ростов, А. Болконский |
23 | Проблема самопожертвования | Отказ Сони от Николая ради благополучия семьи Ростовых. Соня в эпилоге |
24 | Нравственная деградация | Для Анны Михайловны Друбецкой и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального благополучия. Долохов, отомстивший Николаю (проигрыш 40000 рублей) за любовь Сони, Анатоль по отношению к Наташе |
24 | Проблема одинокой старости | Мы видим бессилие умирающего графа Безухова. Совсем недавно еще красавец, граф сейчас уже не может самостоятельно перевернуться. А описание беспомощно завалившейся руки! И умирающий граф, и его сын осознают, как же она, пришедшая старость, страшна и безобразна! Страшна в присутствии родных и близких! |
25 | Проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы | Наташа Ростова тонко чувствует красоту русского пейзажа. Трудно себе представить Элен Безухову на месте Наташи. В Элен поэтичности,. Она не поет, не понимает музыки, не замечает природы. Наташа же поет проникновенно, с душой, забывая обо всем. А как вдохновенно она любуется красотой летней лунной ночи! |
26 | Проблема ответственности человека за свои поступки | Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов и простые люди, которые без высоких фраз выполняют свой долг. |
27 | Проблема эгоизма | Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций. |
28 | Проблема совести | Пьер Безухов, находясь в разладе с женой, чувствуя отвращение к той жизни в свете, которую они ведут, переживая после своей дуэли с Долоховым, невольно задаётся вечными, но такими важными для него вопросами: «Что дурно? Что хорошо? Для чего жить, и что такое я?» И когда один из умнейших масонских деятелей призывает его изменить свою жизнь и очистить себя служением добру, приносить пользу своему ближнему, Пьер искренне поверил «в возможность братства людей, соединённых с целью поддерживать друг друга на пути добродетели». И для достижения этой цели Пьер делает всё, что считает необходимым: жертвует деньги братству, устраивает школы, больницы и приюты, пытается облегчить жизнь крестьянок с малыми детьми. Его поступки всегда в ладу с его совестью, а ощущение правоты даёт ему уверенность, в жизни. |
30 | Проблема истинного и ложного героизма | Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин, оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то, что надо. Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких, как Кутузов. Он живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат, прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма. Таким образом, истинный героизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Победитель - русский народ. Подлинные герои - простые русские люди, которые совершили великое дело - победили “непобедимого Наполеона”. Ложный героизм – Долохов. |
31 | Проблема связи человека со своим народом | Пьер Безухов на Бородинском поле понял «…весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения…» После того, как Пьер был рядом с солдатами, проникся их мужеством, ему стало казаться самым правильным и мудрым слиться с ними, с простыми, но мудрыми в своём понимании жизни, людьми. Не случайно он говорит: «Солдатом быть, простым солдатом!...Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». Андрей Болконский убеждён, что русские выиграют Бородинское сражение. Он уже не противопоставляет себя народу, не думает о личной славе и почестях, как перед Аустерлицким сражением. Напротив, он объединяется с народом, становится частицей русской армии. |
32 | Проблема чести и бесчестия | Для Болконских превыше всего честь. Честь собственная, честь семьи, честь Отчизны. Поэтому отец говорит сыну: «Если погибнешь, мне больно будет, а если поведёшь себя не как сын Болконского, мне стыдно будет». Наказ старшего князя Болконского князю Андрею перед первой военной кампанией). Поступки Элен |
33 | Проблема воспитания | Болконские: гордость, честь, понимание жизни. Болконские привыкли жить по заведённому порядку. На первое место старый князь ставит воспитание и образование, не желая, чтобы княжна Марья была глупа, как великосветские барышни. Ростовы: доброта, искренность, открытость Курагины: стремление к богатству, приспособленчество |
34 | Проблема счастья | Наташа Ростова дарит надежду на счастье Андрею Болконскому. Его встреча с ней позволяет ему обрести надежду на счастливое будущее. |
35 | Проблема отцов и детей | Болконские: дети не всегда понимают отца, но за строгостью скрывается огромная любовь и беспокойство за них. Ростовы: открытость, доверительные отношения Наташи с матерью |
36 | Проблема взаимоотношений личности и коллектива | Салон Шерер «приличьем стянутые маски», неприязнь князя Андрея к фальшивому высшему свету. Петя Ростов в партизанском отряде, его умение влиться в коллектив |