Проект «Мама и я- читающая семья»
«Если с детства у ребенка воспитана
любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь- в
годы отрочества душа подростка будет
пустой, на свет божий выползает, как
будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» Мир ребенка начинается с семьи. Первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовное единство.
Актуальность проекта: Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивать речь, память, воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда – радость познания. Но есть и другая причина детской радости. Ребята жаждут общаться с родителями: вместе с папой или мамой читают сказку, вместе переживают за добрых героев, вместе тревожатся, печалятся, радуются, вместе наслаждаются дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов.
Ведь читатель легче всего возникает в семье, где книга окружена почетом, где есть хорошая домашняя библиотека, где родители и друзья родителей сами много читают, говорят и спорят о книгах…
Мир ребенка начинается с семьи. И привычка к чтению зарождается прежде всего в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера и духовное единство. Важно не растерять связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась, из поколения в поколение и чтение стало, семейным.
Но к сожалению, не все родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение интереса к чтению. Тихие и радостные моменты детства, совместное чтение книг, духовная близость с мамой могут стать человеку опорой на сложном жизненном пути. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало семейным.
Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению.
В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух книгу, интересную для всей се-мьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.
Лучшая книга для ребенка – это книга, прочитанная родителями. Поэтому, чтобы воспитать любовь и интерес к книге, нужно развивать традиции семейного чтения.
В начале учебного года было проведено анкетирование родителей, на тему «Семейное чтение». Результаты анкеты показали, что многие родители не читают своим детям по разным причинам, но есть семьи, в которых ежедневно читают вместе с детьми, но в группе их единицы. Во многих семьях родители с детьми читают очень редко.
Поэтому воспитатели групп и родители обсудили эту проблему, её причины и пути решения проблемы. Проанализировав анкеты и получив хорошие отзывы от родителей, мы решили углубить работу по этому направлению и стали инициаторами проекта «Мама и я — читающая семья».
Цель проекта:
- создание информационно-педагогической поддержки мотивации семейного чтения
- возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе сотрудничества с его семьей.
Задачи проекта:
- организация сотрудничества “ребенок-родитель-педагог”
- возрождение традиции семейных чтений;
- повышение культуры чтения в семье.
- формирование круга семейного чтения, создание пространства для диалога ребенка и взрослого. - способствование разностороннему и гармоничному развитию личности ребенка путем знакомства с лучшими произведениями классической и современной литературы. - обобщение и распространение опыта, выработанного в ходе реализации проекта.
Участники проекта: дети, родители, детский сад.
Новизна проекта заключается в использовании инновационных педагогических технологий и открывает новые возможности в воспитании у дошкольников любви к книгам, комплексного взаимодействия с семьей через использование совместных социально-значимых проектов, которые принесут изменения как в систему взаимодействия педагогов, родителей, детей и социальных партнеров, а также в содержание образовательного процесса.