СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Читающая школа» - проект, направленный на создание читательской среды в образовательной организации

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: создание в школе культурной среды, способствующей продвижению чтения, формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров, читательской активности,  улучшение качества чтения, вовлечение в процесс чтения семьи

Просмотр содержимого документа
««Читающая школа» - проект, направленный на создание читательской среды в образовательной организации»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Покровка

Бековского района Пензенской области










Направление конкурсной работы:



«Читающая школа» - проект, направленный на создание читательской среды в образовательной организации





Тема:



«Бороться и искать, найти и не сдаваться», Вениамин Каверин





















с. Покровка, 2022


Введение

Сегодняшнее поколение мальчишек и девчонок мало читает. Им не интересны книги, всю информацию они норовят найти в телефоне, ноутбуке, компьютере, а познавательные программы по телевидению смотрят меньшинство из них. А ведь классика русской и зарубежной литературы оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения.

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения в России была неоспоримой, нашу страну считали самой "читающей в мире". Но сегодня ситуация значительно изменилась. В век научно-технического прогресса, где господствуют гаджеты, дети потеряли интерес к чтению.

Наблюдения показывают, как бедна и примитивна, становится речь учеников, как трудно им пересказать предложенный текст не нарушая последовательности, сложно сформулировать ответ на вопрос, воспринимать на слух информацию, проявляется снижение детского воображения и фантазии, а, следовательно, и творческой активности.

На родительском собрании, при обсуждении проблем в обучении и воспитании учащихся, мы пришли к выводу, что основной причиной неумения детей общаться, выражать свои мысли, соблюдать нормы поведения в зависимости от условий является низкая заинтересованность детей книгами. Только читая, формирующаяся личность может найти ответы на все свои вопросы, научиться выходить из сложных ситуаций, строить отношения с родителями, друзьями с точки зрения доброты и справедливости; именно книги воспитывают бережное отношение ко всему живому, определяют содержание души ребенка.

Мой друг - читатель! Возьми в руки книгу, посмотри, прочитай. Ты только попробуй, и тебе обязательно понравится. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Книга исполнит самую главную роль в твоей жизни, которую не смогут ни родители, ни учителя: защитит твою душу от зла и жестокости, напоит ум и сердце знаниями, научит поступать честно, практично, вдумчиво, посодействует развитию творческой самореализации. Встреча с хорошей книгой может навсегда изменить твою судьбу, заставить остановиться, посмотреть на себя со стороны, ответить на вопросы: каким я расту, кем я хочу быть, какие люди меня окружают. Такой книгой актуальной на все времена может стать роман Вениамина Александровича Каверина «Два капитана».

Это произведение выбрано не случайно. В книге автор затрагивает вечные проблемы общества. Проживая события романа вместе с его героями, вы действительно научитесь отличать добро от зла, видеть суть происходящего, беречь в себе высокие душевные качества: любовь, дружбу, верность, преданность делу, которому служишь, патриотизм. Спустя столько лет для современных подростков эти ценности не утратили своего значения. Девиз главного героя «Бороться и искать, найти и не сдаваться» актуален и в наше время. Давайте поборемся и найдём пути самосовершенствования вместе с книгой. А чтобы интерес к чтению время от времени не угасал у подростка, его необходимо поддерживать и в школе и дома.  

Идея проекта заключается в том, чтобы организовать взаимодействие учителей, учащихся и родителей, приобщая детей к чтению.

Информационная карта проекта

Раздел 1.

1.1.

Наименование проекта

Читающая школа

1.2.

Подразделения, организации вовлеченные в проект

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа с. Покровка Бековского района Пензенской области

1.3.

Руководитель проекта

Орлова Нина Геннадьевна

Моночкова Ирина Анатольевна

1.4.

Координатор проекта

1.5.

Исполнители

Учащиеся, учителя МБОУ СОШ с. Покровка, родители, библиотекарь БДЦ

1.6.

Сроки и этапы реализации проекта

1,5 года: сентябрь 2021- декабрь 2022 гг.


1.7.

Контактная информация

442945, Пензенская область, Бековский район, с. Покровка, улица Школьная-1,Тел. 2-82-45,

pokrovka.63@mail.ru

nina.orlova.68@list.ru

irena24mon@mail.ru

Раздел 2.

2.1.

Инициаторы проекта


Педагогический коллектив МБОУ СОШ с. Покровка, библиотекарь БДЦ с. Покровка, родительский комитет школы.

2.2.

Актуальность


Современная ситуация, характеризующая отношение школьников и молодёжи к чтению, вызывает тревогу для учителей, родителей и страны в целом. Отчётливо наблюдается низкая читательская грамотность учащихся; падение интереса к чтению; увеличение доли не читающих учащихся, или читающих только по необходимости; утрата традиций семейного чтения; снижение грамотности; ухудшение владения родным русским языком и использование в речи иноязычных слов; снижение развития интеллектуальных, творческих способностей, как у школьников, так и у молодёжи.

29 мая 2017 г. вышел указ Президента России № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», а 3 июня 2017 г. «Правительством Российской Федерации утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Целью этих важных документов является создание в России активной среды для творческого развития детей, для создания читающего детства. Современный ребёнок растет в окружении не читающих взрослых и в отсутствии домашних библиотек. Поэтому решение проблемы лежит в совокупных, совместных усилиях семьи и школы. Главной задачей проекта «Читающая школа»  является воспитание вдумчивых и увлеченных читателей».

По результатам анкетирования учащихся 1- 11 классов МБОУ СОШ с. Покровка выявлено 100% учеников читают книги школьной программы; 1-4 классы читают дополнительную литературу(д.л.); 5-9 классы – 46% читают д.л., потому что задаёт учитель, 54% - читают электронные книги, потому что это интереснее, но они затрудняются в пересказе, анализе и т.д.; 10-11 классы – д.л. не читают, ссылаясь на нехватку времени и ограничиваются школьной программой. 100% учеников заявили, что в начальных классах читали больше, чем в старших.

2.3.

Гипотеза


Если в школе будет создана система работы по формированию у учащихся активной читательской деятельности, самостоятельности и познавательной мотивации к чтению, создание единого книжного окружения и читательских интересов детей и родителей, то можно будет воспитать успешных, грамотных, а главное увлечённых чтением учеников – образованное будущее нашей страны.

2.4.

Цель проекта

Создание в школе культурной среды, способствующей продвижению чтения, формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров, читательской активности, улучшение качества чтения, вовлечение в процесс чтения семьи.

2.5.

Задачи проекта

- Разработать пути педагогической деятельности по формированию у учащихся интереса к чтению в процессе урочной и внеурочной деятельности;

- разработать план мероприятий по организации читательской активности учащихся 1-4, 5-8, 9-11 классов школы;

- активизировать работу по возрождению традиций семейного чтения и привлечению родителей к активной поддержке детского чтения;

- развивать творческие способности, познавательную активность учащихся;

через чтение книг воспитывать у детей доброжелательность, уважение друг к другу, любовь к окружающему миру;

- формировать навыки изучающего чтения и умения познавать тексты разных типов;

- создать методическую копилку материалов по привлечению детей к чтению;

- повысить уровень читательской активности учащихся.


2.6.

Содержание проекта

В рамках проекта «Читающая школа»:

провести два родительских собрания,

организовать взаимодействие с родителями,

систематически использовать на уроках современные стратегии чтения,

разработать конкурсные мероприятия и мероприятия урочной и внеурочной деятельности по произведениям В.А. Каверина,

спланировать совместные библиотечные уроки, экскурсии,

организовать презентации любимых книг учащихся,

фотовыставки,

круглый стол по изучению выразительных средств языка,

составить кроссворд,

организовать флеш-моб,

провести фестиваль буктрейлеров,

спланировать итоговое мероприятие и наградить победителей.

Раздел 3.

3.1.

Предполагаемые результаты

-позитивная динамика читательской компетентности обучающихся;

-повышение уровня техники чтения;

-повышение уровня грамотности школьников;

- возрождение традиций домашнего чтения, способствующих укреплению семьи и развитию ее духовно-нравственной культуры;

-развитие устойчивого интереса к книге.

3.2.

Тип проекта

Практико-ориентированный

Проект направлен на решение задач способствующих продвижению чтения, формированию читательских интересов, потребности в чтении и вовлечению в процесс чтения семьи.

Межпредметный

Проект объединяет несколько предметных областей: русский язык, литературу, историю, обществоведение, биологию, географию и т.д.

Групповой

Проект выполняется группами учащихся 1-11 классов.

Долгосрочный

Проект рассчитан на 1, 5 года.

Внутренний

Реализация проекта в пределах МБОУ СОШ с. Покровка.

Этапы реализации проекта «Читающая школа»

Название этапа

Содержание работы каждого этапа

Сроки Деятельность в рамках этапов реализации проекта
Руководитель/ координатор проекта Проектная группа



ЭТАП 1. Подготовительный

1.Определение темы, целей и конечного результата.



Сентябрь 2021

Пробуждает и поддерживает интерес к теме, ведёт дискуссию, помогает сформировать тему, цель, задачи проекта.

Выдвигают и обсуждают идеи, приходят к коллективному решению.






ЭТАП 2.

Планирование

1.Уточнение количества участников, формирование групп, распределение обязанностей.

2.Составление плана работы.

Сентябрь-октябрь 2021 года

Предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность, распределить время, выбрать возможные виды и формы работы.

Разбиваются на группы, распределяют обязанности, определяют время работы над каждым этапом, выбирают вид работы.






ЭТАП 3.

Основной

1.Проведение диагностики состояния читательской грамотности среди учащихся.

2.Подбор технологий и методик реализации проекта.

3.Составление плана мероприятий, реализуемых в рамках проекта. Подбор литературных произведений для учащихся начального, основного, старшего звена.

4.Определение стратегий чтения и технологий обучения чтению через урочную и внеурочную деятельность.

5.Создание банка заданий.


Ноябрь2021 г. – декабрь 2022 г.

Предлагает группам спланировать деятельность по решению задач проекта.

Предлагает осуществлять работу по реализации проекта в рамках изучения произведений одного писателя с 1-11 классы.

Проводит разъяснительную работу по изучению стратегий чтения.

Комментирует выполнение заданий из банка заданий читательской грамотности.

Проводят анкетирование среди учащихся школы.

Осуществляют подборку произведений для учащихся начального, основного, старшего звена.

Изучают стратегии чтения.







ЭТАП 4.

Реализация проекта

1.Проведение плановых мероприятий через урочную и внеурочную деятельность.

2.Использование технологий, методов, приёмов, направленных на формирование читательской грамотности.

3.Проведение диагностики читательской компетенции учащихся 1-11 классов.

4.Сотрудничество с сельской и школьной библиотекой.

5.Привлечение родителей.

6.Создание домашних и классных уголков чтения.

7.Ведение читательских дневников с 1-11 классы.

8. Создание «рекламных полок» в библиотеке.

9.Участие в конкурсах и фестивалях по развитию и продвижению читательской грамотности.

10.Проведение ежегодной недели чтения.

Ноябрь2021 г. – декабрь 2022 г.

Оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные консультации, контролирует сроки реализации проекта.

Поощряет, помогает, создаёт условия для проявления творческих способностей проектной группы учащихся.

Работают в группах, собирают и систематизируют информацию, оформляют документацию.

Корректируют план проектной деятельности.

Организуют встречи с родителями, проведение мероприятий.


ЭТАП 5.

Презентация проекта

1.Представление результатов проекта аудитории.

2. Вопросы-ответы.

3.Интерпритация полученных результатов.

4.Распространение опыта работы.

Ноябрь-декабрь 2022 г.

Помогает составить примерный план сообщения, оценивает умение выступать, обосновывать своё мнение.

Подводит итог.

Представляют работу над проектом, демонстрируют понимание цели и задач проекта, умение аргументировать своё мнение, анализировать проделанную работу.


ЭТАП 6.

Осмысление и оценка проекта

1.Итоговый мониторинг. 2.Оценка итоговых и промежуточных результатов.

3.Самоанализ работы в группах.


Декабрь 2022 г.

Организует коллективное обсуждение результатов проекта. Оценивает усилия учащихся и возможность продолжения работы.

Обсуждают результаты проекта, проводят самоанализ проектной деятельности.




Мероприятия (дорожная карта проекта) в рамках реализации проекта «Читающая школа»

Мероприятия в рамках проекта

Сроки Участники проекта

Деятельность ответственных,

проектной группы

Общешкольные мероприятия

1.Тематическое родительское собрание по проблемам чтения учащихся МБОУ СОШ с. Покровка «Как привить любовь к чтению?»

Октябрь 2021 г. Родители, классные руководители, проектная группа.

Педагоги

Проектная группа

Директор школы,

заместитель по учебно-воспитательной работе, проектная группа проводят родительское собрание

Анкета «Какой я читатель?»

Анкета «Как я читаю?»

Октябрь 2021 г. 2-11 классы

Корректируют работу рабочей группы

Проводит и анализирует анкеты

2. Знакомство с биографией Вениамина Александровича Каверина. Компьютерная презентация.




Ноябрь 2021 1-11 классы

Учитель, библиотекарь БДЦ знакомят учащихся школы с биографией В. Каверина.

Учащиеся из проектной группы читают небольшие отрывки из произведений В. Каверина наизусть.

3. Экскурсия в сельскую библиотеку. Выставка книг В. Каверина «Уголок для любознательных читателей»

Ноябрь 2021 1-9 классы

Учитель, библиотекарь БДЦ знакомят учащихся школы с традиционными и виртуальными тематическими выставками книг В. Каверина.

Помогает в организации выставки: подбирает книги, взаимодействует с библиотекарем БДЦ.

4.Презентация любимой книги.

Декабрь 2021 года 1-6 классы Руководитель и проектная группа нацеливают на презентацию книг В. Каверина.

Помогает учащимся рассказать краткое содержание любимой книги из домашней библиотеки, доказывая свой интерес к прочитанному тексту.


Семейные чтения.

В течение года 1-11 классы Родительский комитет организуют систематическое взаимодействие с семьями учащихся в рамках проекта

Организует фото- сессии.

Фотовыставка «Читающая семья».

Февраль 2022 года 1-8, 10 классы

Организует выставку фотографий по произведениям В.Каверина.

Иллюстрирование произведений В.А. Каверина.

В течение года 1-8, 10 классы

Организует выставку рисунков по произведениям В.Каверина.

Проведение конкурсов:

- участие в конкурсе юных чтецов «Живая классика»;

- участие в конкурсе стихов «Слово о России»;

- викторины, конкурсы по литературе по произведениям В. Каверина;

- участие в конкурсе читательских дневников «Мой верный помощник»;

- конкурс «Читайте! Размышляйте!», интересные высказывания о пользе чтения;

- конкурс «Лучший читатель» ;

- конкурс «Лучший иллюстратор».

В течение 21- 2022 г.г. 1-11 классы

Разрабатывают конкурсные мероприятия, организуют их проведение, проводят репетиции чтецов, изучают читательские дневники, проводят викторины, выставки.

Круглый стол «Чудеса русского слова»:

изучение выразительных средств языка.

Апрель 2022 года, ноябрь 2022 года 1-8, 10 классы Учителя русского языка и литературы на уроках и при проведении внеурочных занятий особое внимание уделяют изучению выразительных средств языка при работе с текстом.

Организуют «круглый стол»

Кроссворд по произведениям В. Каверина «В мире мудрых вопросов».

Сентябрь 2022 года 1-8, 10 классы Классные руководители по классам учат составлять кроссворды, проводят обучение умению грамотно задавать вопросы.

Организуют составление общешкольного кроссворда по произведениям В.Каверина

Флеш-моб «Почитаем перед сном».

Ежедневно 1-11 классы

Контролируют работу флеш-моба

Фестиваль буктрейлеров

«Книга, объединяющая поколения»

Октябрь-ноябрь 2022 года 10-11 классы Педагоги помогают скорректировать информацию о жанрах, сюжетах, героях книг, с целью заинтересовать слушателей.

Организует просмотр слайд-фильмов, видеороликов.

Родительское собрание

«Чтение – это важно!»

Ноябрь 2022 года 1-11 классы Доводят до сведения родителей предварительные итоги реализации проекта, обмен опытом

Готовит презентацию

Подведение итогов проекта «Читающая школа».

1. Награждение победителей конкурсов.

2.Чтение отрывков из произведений В.А. Каверина.

3.Защита мини-проектов.

4.Презентация этапов реализации проекта.

Декабрь 2022 года 1-11 классы

Педагоги, родительский комитет, библиотекарь, проектная группа проводят итоговый мониторинг читательской компетентности и активности школьников, диагностируют отношение к чтению учащихся, комментируют предметные, метапредметные, личностные результаты,

излагают все «плюсы» и «минусы» работы, награждают победителей конкурсов, благодарят за помощь коллег и родителей, рекомендуют разместить результаты реализации проекта в сети Интернет МБОУ СОШ с. Покровка.








Начальные классы

5. Внедрение на уроках методик и стратегий чтения.

Вениамин Каверин:

«Лёгкие шаги»

«Летающий мальчик»



«О Мите и Маше, о весёлом трубочисте и мастере золотые руки»




Сроки Виды читательской деятельности

Ответственные


Ноябрь-декабрь 2021г.
Январь-март 2022г.
Апрель- май 2022г.
Предтекстовые стратегии чтения: таблица «знаю-хочу знать-узнал» (заполняется первые две колонки); таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
Текстовые стратегии чтения: чтение с пометами, обсуждение записей.
Послетекстовые стратегии чтения: Синквейн; таблица «знаю-хочу знать-узнал» (заполняется последняя колонка) ежедневно 1.«Пятиминутка чтения». 2.Зрительный диктант. 3.Тихое чтение перед сном. 4.Ведение читательских дневников. 5. Семейное чтение. 6.Составление анаграмм, палиндромов.

Учитель начальных классов Соловьева А.А.

Разрабатывает и апробирует систему дидактических заданий, направленных на формирование потребности к чтению;

составляет и использует на уроках задания нерепродуктивного характера, направленных на формирование потребности к чтению; привлекает родителей к проблемам организации чтения детей дома и в школе.

Проводит мониторинг чтения.

Летнее чтение:

В. Каверин, «Песочные часы».

Июнь-июль 2022 г. Изучающее чтение, работа с читательским дневником.

Родители и классный руководитель 9-11 классов контролируют.

Основная школа

В. Каверин:


«Неизвестный друг»




«Кусок стекла»





Сроки Виды читательской деятельности

Ответственные

Ноябрь-январь 2021 г.
Февраль- апрель 2022 г.
Предтекстовые стратегии чтения: таблица «плюс-минус-интересно»; таблица «толстых» и «тонких» вопросов; таблица «знаю-хочу знать-узнал» (заполняется первые две колонки)

«Глоссарий».

«Ориентиры предвосхищения».

«Батарея вопросов».

«Предваряющие вопросы».

«Рассечение вопроса».

«Алфавит за круглым столом»

«Соревнуемся с писателем».


Текстовые стратегии чтения: чтение с пометами, заполнение таблицы, обсуждение записей.

«Чтение в кружок».

«Чтение про себя с вопросами».

«Чтение про себя с остановками».

«Чтение про себя с пометками».


Послетекстовые стратегии чтения: Синквейн; таблица «знаю-хочу знать-узнал» (заполняется последняя колонка)

Педагоги школы;

родители учащихся;


Щеглова Н.А., классный руководитель 5 класса;

Моночкова И.А., классный руководитель 6 класса;

Пантелеева М.Н., классный руководитель 8 класса.


Летнее чтение:

В. Каверин,

«Косой дождь»


Изучающее чтение, работа с читательским дневником.

Родители и классные руководители контролируют.

Средняя школа

Вениамин Каверин:


«Два капитана»





«Открытая книга»


Ноябрь 2021 г. – январь 2022 г.
Февраль-апрель 2022 г.
Предтекстовые стратегии чтения: мозговой штурм; поставь проблему, предложи решение; алфавит за «круглым столом»; составление кластеров; заполнение таблицы «Верные – неверные утверждения».
Текстовые стратегии чтения: чтение с пометами; чтение с вопросами; чтение с обсуждением; путешествие по главам книги; карта осмысления и запоминания событий.
Послетекстовые стратегии чтения: Синквейн; таблица «знаю-хочу знать-узнал» (заполняется последняя колонка); паутина обсуждений; вопросы к тексту; взаимоворосы; пирамида Блума.


Педагоги школы;

родители учащихся;


Аракелян С.В., классный руководитель 9-11 классов

Летнее чтение:

В. Каверин,

«Наука расставания»


Изучающее чтение, работа с читательским дневником.

Родители и классный руководитель 9-11 классов контролируют.

Заключение

(описание и анализ результатов проделанной работы в рамках проекта)

Данный проект несет весьма большое социальное значение. Проблема отказа от чтения на сегодняшний день является весьма актуальной. Мы провели исследование в виде анкетирования среди учащихся школы и пришли к выводу, что не только у школьников нет интереса к чтению художественной литературы, но и у их родителей. Основным предметом чтения является интернет, поэтому словарный запас учащихся беден. Решение о необходимости привлекать внимание к чтению и родителей, и детей было единогласным, а выбор способов решения этой проблемы совместным. Путём проб и ошибок родители и учителя решили вместе «бороться и искать…» методы и приёмы, пути решения по формированию у учащихся интереса к чтению в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Таким образом, на данном этапе работы проведены следующие мероприятия:

пп

Мероприятие

Результат

1

Родительское собрание «Как привить любовь к чтению?»

Принято решение организовать школьный проект «Читающая школа» и начать решать задачи по формированию у подрастающего поколения читательской активности, улучшению качества чтения. Разработать пути педагогической деятельности по формированию у учащихся интереса к чтению в процессе урочной и внеурочной деятельности; разработать план мероприятий по организации читательской активности учащихся школы; привлечь родителей к активной поддержке детского чтения; организовать совместные мероприятия и конкурсы.

2

Анкеты для родителей и учащихся

Удалось увидеть истинную картину проблемы (результаты анкет в проекте).

3

Презентация о жизни и творчестве В.А. Каверина

Развитие интереса к творчеству писателя, мотивация к чтению его произведений.

4

Экскурсия в сельскую библиотеку

Расширение кругозора, увеличение числа посетителей, формирование культуры чтения и читательского вкуса.

5

Проведён конкурс чтецов «Живая классика»

Чтение отрывков из произведений В.А. Каверина. Развитие памяти, выразительности, эмоциональности, проникновения в тему текста.

6

Формирование читательской грамотности

На уроках и во время проведения внеурочной деятельности ведётся систематически внедрение и обучение учащихся смысловому чтению.

7

Организованы следующие мероприятия: флеш-моб «Почитаем перед сном», семейные чтения.

Флеш-моб организован совместными усилиями учителей и родителей и систематически проводится среди 56% учеников основной школы и 100% учеников начальной школы; семейные чтения - среди 100% учеников начальной школы.





Литература

  1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Средняя и старшая школы. 5-11 классы. Новые собрания. М.: «ВАКО», 2005.

  2. Духовно - нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде/авт.- сост. Е.М. Зуева.-М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2018.

  3. Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение // журнал «Русский язык в школе». - № 1, 1999.

  4. Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Ознакомительное чтение // журнал «Русский язык в школе». - № 2, 1998.

  5. Коротаева Е.В., Сутырина Т.А. Техника активного чтения // журнал «Русский язык в школе». - № 1, 2000.

  6. Котельникова Н. П., Разинкова Л. В. Решение проблемы чтения. Рекомендации и советы // Молодой ученый, 2015.

  7. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приёмы творческого изучения литературы: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА: Наука, 1999.

  8. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие. Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013.

  9. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие – 4 изд., испр. И доп. – М.: Неолит, 2017.

  10. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Методика обучения литературе: практикум. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012.

  11. Романичева Е.С., Пранцова Г.В. От «тихой радости чтения» - к восторгу сочинительства: монография. 2-е изд., стереотипное.М.: Библиомир, 2017.

  12. Романичева Е.С., Аносова Е.А. Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное: коллективная монография.

М.: Совпадение, 2016.

  1. Романова Э. Н. Роль книги и чтения в жизни детей / Э. Н. Романова, О. А. Данилова, М. Л. Ведерникова, М. Н. Чернышева. - Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф.-Москва: Буки-Веди, 2014.

  2. Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. – М.: Глобус, 2008.

Интернет ресурсы:

http://pedsovet.org/

http://nsc.1september.ru/

Приложение 1

Родительское собрание

«Как привить любовь к чтению?»

План родительского собрания

  1. 10 причин регулярно читать! Вступительное слово заместителя директора по учебно-воспитательной работе о пользе чтения.

  2. Пути приобщения учащихся к чтению.

  3. Алгоритм для родителей: как привить любовь к чтению?

  4. О чтении словами статистики.

  5. Решение об организации школьного проекта «Читающая школа».

Конспект родительского собрания

Интеллектуальное и нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими информацией.

Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут. Существуют 10 причин, почему читать книги полезно:

1. Чтение книг увеличивает словарный запас. Когда вы читаете произведения разных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую грамотность.

2. Чтение помогает общаться с людьми. За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки — способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Вы станете более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.

3.Чтение добавляет уверенности. Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.

4.Чтение снижает стресс. В современном мире избавления от стресса — основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном.

5.Чтение развивает память и мышление. Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Это тренирует память и логику.

6. Чтение защищает от болезни Альцгеймера. По данным научных исследований, чтение действительно защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.

7. Чтение делает моложе. Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается.

8. Чтение делает нас творческими. Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.

9. Чтение улучшает сон. Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом для организма, который говорит о скором отходе ко сну. Таким образом, вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.

10. Чтение улучшает концентрацию. При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.

Современный мир – это огромный поток различной информации. Чтобы разобраться в ней, отделить нужную информацию от ненужной, полезную от бесполезной ребёнку необходимо хорошо читать. Что значит хорошо читать? Читать с оптимальной скоростью и осознанно, понимая прочитанное. Именно чтение в темпе разговорной речи даёт возможность для успешного обучения и в начальной и основной школе. А чтобы чтение было именно таким, ребёнок должен любить читать. Каждый из вас наверняка хотел бы, чтобы ваш ребёнок любил читать.

Как привить любовь к чтению? Несомненно, это наша общая забота: родителей и учителей.

Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры и образы. Создайте домашнюю библиотеку, систематизируйте имеющиеся книги, наметьте приобретение новых. Книги для домашнего чтения надо подбирать по возрасту. На книжной полке должна быть не только художественная литература, но и научная, фантастическая, публицистическая. Именно эмоциональное и духовное сплочение старших и младших поколений при чтении и обсуждении прочитанного способствует возрождению семейного чтения.

У книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества: они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания.

Анкетирование родителей и детей показало снижение читательской активности подростков, пассивное чтение в семье, поэтому необходимо создать условия для активного и продуктивного чтения художественной литературы, развивающей творческие возможности, кругозор, интеллект, заставляет мыслить и анализировать.

Так что же стоит на Вашей книжной полке дома?

Если в Вашей библиотеке найдется научная литература, то она поможет правильно воспринимать и понимать мир вокруг нас. Именно научная литература прекрасно развивает интуицию, стимулирует интерес к саморазвитию и усовершенствованию личности. Читайте вместе с детьми маленькие философские статьи о человеческой жизни. Философия прекрасно развивает мышление, она помогает понимать желания и потребности человека, учит находить интерес и цель в жизни.

Художественная литература улучшает письмо, правильность речи.

Историческая - помогает осознать жизнь, понять все события и легче принять реальность.

Сборники стихов заслуживает особого места в Вашей библиотеке, поскольку поэзия считается одним из важнейших достижений человечества, потому что развивает красноречие и оттачивает языковые умения.

Составьте план ежедневного (еженедельного) чтения по вечерам, перед сном. Сделайте эту работу максимально систематичной, и Вы увидите, что Ваш ребёнок начинает проводить время с пользой - за чтением; становится спокойнее и внимательнее; радостнее воспринимает окружающий мир. Продолжая чтение и обсуждение книг разного рода вместе, дети обязательно заинтересуются и примут Книгу в друзья. Она станет Вашей общей поддержкой и опорой.

Алгоритм для родителей: как привить любовь к чтению?

Постараемся наверстать упущенное.

1.         Личный пример. А если вы сами обожаете читать, знаете множество авторов и произведений, можете процитировать какие-то строчки, чадо будет тянуться к тому же.

2.         Право выбора. Пусть ребенок выбирает одну книгу на свой вкус, а другую читает по совету родителей.

3.         Электронные книги. Как правило, современные дети неравнодушны к различным техническим новинкам. Попытайтесь привить любовь к чтению с помощью электронных книг, так называемых гаджетов для чтения, куда можно закачать какое угодно произведение. Конечно же, в них нет того очарования, присутствующего в обычных книгах, — шелеста страниц, красочных иллюстраций. Но ведь и наши дети другие, поэтому пусть сами выбирают те книги, которые удобны.

4.         Авторитет «звезды». Есть еще один способ приучить ребенка к чтению — сослаться на авторитет кумира. Расскажите, что многие актеры и знаменитые музыканты в своих интервью с удовольствием вспоминают впечатления от прочитанных книг, моменты из произведений, которые вдохновили их или помогли добиться успеха. Иногда одного упоминания о кумире бывает достаточно, чтобы ребенок взялся за книгу. 5.         Обсуждайте вместе прочитанную книгу. Это поможет вашему ребенку не только разобраться с впечатлениями, но и выражать мысли и эмоции. Если вы покажете свою заинтересованность в личном мнении ребенка, это тоже будет способствовать повышению интереса к чтению.

6.         Сюрприз в книге. Предложите произведение, которым вы сами зачитывались в детстве. Положите в книгу красивую закладку, открытку или просто записку со словами, как вы любите свое дитя.

Таким образом, положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное Вами, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.  

Обратимся к статистическим данным.

  • К 1980 году объём информации удваивался каждые 5-7 лет.

  • К 1990 году удвоение происходило ежегодно.

  • К 2013 году объём информации по сравнению с 1990 годом возрос в 4 раза, к 2040 году – возрастёт в 32 раза.

  • Утверждается, что наш современник, для того, чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь.

  • 95% людей читают очень медленно 1 страницу за 1,5-2 минуты.

  • Средняя скорость чтения старшеклассников – 90-100 слов в минуту, студентов – 120-180, специалистов с высшим образованием – 200- 250 (степень усвоения при этом колеблется в пределах 20-60%).

  • У традиционно читающего человека объём одномоментной фиксации составляет 10 печатных знаков – 1,5-2 слова одной строки.

  • Потрясающе быстро читали Ж.Ж.Руссо, А.С.Пушкин, Наполеон, О.де Бальзак, Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой, В.И.Ленин, М.Горький, А. Эйнштейн, А.В.Луначарский.

  • Наполеон читал со скоростью 2 тыс. слов в минуту.

  • О. де Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.

  • М.Горький читал со скоростью 4 тыс. слов в минуту.

  • При быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном

  • Уровень понимания при традиционном чтении составляет 60%, при быстром - 80%.

  • Если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% доступной ему информации.


Как же решить проблему низкого уровня чтения среди школьников?

Каким образом создать в школе культурную среду, способствующую продвижению чтения, вовлечь в процесс чтения семью.

Педагогический коллектив принял решение совместно с родителями, библиотекарем БДЦ с. Покровка организовать школьный проект «Читающая школа» и начать решать задачи по формированию у подрастающего поколения читательской активности, улучшению качества чтения. Для этого необходимо разработать пути педагогической деятельности по формированию у учащихся интереса к чтению в процессе урочной и внеурочной деятельности; разработать план мероприятий по организации читательской активности учащихся школы; привлечь родителей к активной поддержке детского чтения; организовать совместные мероприятия и конкурсы.

Мнение родителей.

- Дети читают всё меньше и меньше, наблюдается тенденция нежелания читать. Отсюда затруднения в учёбе: плохая память, затруднительный пересказ текстов, формулировка и последовательность мыслей, ограниченный словарный запас. Проект «Читающая школа» поддерживаем единогласно.

Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального мира, который будет состоять информационных сообществ.

Смена ценностных ориентаций, разделившая поколения, нарушившая преемственность в передаче социального опыта, бурное развитие и использование новых информационных технологий привели к разрушению привычных представлений о роли чтения в развитии личности. Телевидение, Интернет, аудио- и видеопродукция господствуют в детско-юношеской среде. Запретить использовать эту всемирную информационную машину уже невозможно. Но если все мы хотим жить в обществе знаний, нам необходимо осознать истину:

- чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя;

- книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности;

- важность книги и чтения неоспорима, и эта идея поддержи­вается мировым сообществом.




Список литературы.



  1. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.

  2. Гурович М. М. Ребенок и книга./ М. М. Гурович — Детство-пресс, 2004.

  3. Козловский О.В. Скорочтение. – М.: АСТ. Донецк. – Сталкер, 2006.

  4. Лучина Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. Воспитание школьников. 2002.

  5. Познавательная страница « Мозговой штурм»

«m.vk.com/big.world?offset=15&own=1#posts»

  1. Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. – М.: Глобус, 2008.

  2. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей.- Ярославль: Академия развития, 1996.



Приложение 2

Кроссворд «В мире мудрых вопросов»

по произведениям Вениамина Каверина.

  1. В какой книге прозвучал девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»? (Два капитана).

  2. Как называется мюзикл по этому произведению Каверина? «Норд-Ост»).

  3. Вениакаверин - назван в честь Вениамина Каверина. Что это - Вениакаверин? (Астероид).

  4. У всех членов Серапионовых братьев были прозвища. Какое прозвище было у Каверина? (Алхимик).

  5. Как называлось судно, на котором Татаринов отправился в экспедицию? («Святая Мария»).

  6. Как назвали остров, который открыл капитан Татаринов? (Северная Земля).

  7. Как называлась болезнь Сани Григорьева? (Немота)

8. Как назывался город, в котором Саня Григорьев провел свое детство?

(Энск)

9. Какая кличка была у Ромашова? (Ромашка)

10. Кто из родственников умер у Кощея Бессмертного в сказке «О Мите и Маше, о Весёлом трубочисте и Мастере золотые руки»? (дочка)

11. На каком острове жил клоун - любитель необыкновенных историй в сказке «О Мите и Маше, о Весёлом трубочисте и Мастере золотые руки»?

(Васильевский)

12. Что росло на яблоне в саду Ученого Садовода в сказке «О Мите и Маше, о Весёлом трубочисте и Мастере золотые руки»? (Груши)

13. Черное лицо и чистая душа - о ком эта загадка в сказке «О Мите и Маше, о Весёлом трубочисте и Мастере золотые руки»? (Трубочист)

14. Кто жил в старинном деревянном телефоне в сказке «Городок Немухин»? (белка).

15. Чем не должна была пользоваться Таня один год и один день, чтобы фея Вежливости и Точности расколдовала воспитателя по прозвищу Борода в сказке «Городок Немухин»? (зеркало).






Кроссворд «В мире мудрых вопросов»


































































7

Н



















13




Е



















Т




М
















15

З

Е

Р

К

А

Л

О












4







У




Т












А







Б




А









14

Б

Е

Л

К

А



10

Д

О

Ч

К

А













Х





5


Ч












11

В

А

С

И

Л

Ь

Е

В

С

К

И

Й











3




М





В


С









8/1

Д

В

А

К

А

П

И

Т

А

Н

А

Я


Т









Э



С




К





Т


9









Н



Т









А


Р








6

С

Е

В

Е

Р

Н

А

Я

З

Е

М

Л

Я


О









К



Р









М


М










2

Н

О

Р

Д

О

С

Т




А


А












И







12

Г

Р

У

Ш

И











Д









И


К





















Я


А









































































Приложение 3

Фотографии с проведённых мероприятий

Проектная группа















Родительское собрание «Как привить любовь к чтению?»

Конкурс чтецов «Живая классика»

Ф леш-моб «Почитаем перед сном»







Чтение в кругу семьи

Изучающее чтение

Иллюстрации к произведениям В. Каверина

Конкурс «Читайте! Размышляйте!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!