СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагается лекционный материал по формированию читательской грамотности

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность»


Лекция №1 «Читательская грамотность

как компонент функциональной грамотности».

Цель: дать понятие читательской грамотности как компонента ФГ.

Задачи:

  1. Выяснить, в чем актуальность проблемы формирования ФГ обучающихся.

  2. Ознакомиться с проблемами обучающихся 5-9 классов, выявленными в ходе мониторинга формирования ФГ в 2019-2020 годах.

  3. Знать компоненты ФГ.

  4. Понимать значимость формирования читательской грамотности, знать её уровни.

  5. Понимать, что не удается учительской общественности на современном уровне и что нужно учитывать при формировании ЧГ обучающихся.

  6. Ознакомиться с типами (форматами ) текстов, используемых при решении задачи по формированию ЧГ обучающихся.


До 2024 года правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.


Международные сравнительные исследования PISA, TIMSS или PIRLS1 в области образования год за годом подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении предметных знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реальностям. В связи с этим одной из задач для профессионального сообщества становится разработка национального инструментария и технологии, которые будут способствовать формированию функциональной грамотности обучающихся.





Почему же проблема формирования функциональной грамотности актуальна в современном мире? Да потому, что XXI век – век информационных технологий. Поток информации так огромен, что приводит к информационным взрывам и информационным кризисам, т. е. когда объем всей информации превосходит ограниченные возможности человека.

Результаты мониторинга формирования функциональной грамотности среди 5-9 классов в 2019-2020 году показали следующие проблемы:

  • Знания у учащихся есть, однако грамотно пользоваться ими они не умеют. Учимся для школы, не для жизни!


  • Ситуационность знаний: если знания не осознаны и не присвоены учащимися, они проявляются только в тех ситуациях, в которых формировались.


  • Успешно выполняют те задания, которые отрабатываются в учебном процессе.


В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ-грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.








Важнейшим компонентом ФГ является читательская грамотность, в которой проявляется способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.



Если есть категория читательской грамотности, значит, ее нужно научиться выделять среди умений наших учеников и проверять. Сегодня Россия, как и весь мир, ищет пути, как можно по-разному формировать и оценивать читательскую грамотность. Есть комплексные варианты диагностики, а есть те, которые проверяют читательскую грамотность в чистом виде. В частности, к таким диагностикам относится исследование читательской грамотности в рамках международного исследования PISA.

Общепризнанной, можно сказать, азбучной, прописной истиной для читательской грамотности стал набор из трех блоков умений, которые в силу различий в переводах терминов часто по-разному именуются:

нахождение информации,

интерпретация информации

и рефлексия информации.

Причем рефлексировать можно как содержание текстов, так и их форму. Иногда отдельно рассматриваются: поиск информации в источниках, обобщение информации и т. д.

Россия не новичок в международном исследовании PISA. Более того, за последние годы явно чувствуются сдвиги, подвижки у российских школьников. Однако есть и проблемные, западающие звенья. Так, среди трех перечисленных видов умений по читательской грамотности именно умение по рефлексии информации были, есть и остаются самыми неуспешными.

Если спросить, с чем конкретно не справились или плохо справились российские школьники в PISA-2018, то ответ будет следующим: задания на одновременную работу с несколькими текстами, выявление буквального смысла, выявление и анализ противоречий, оценка качества и надежности информации. Так гласит официальная статистика и аналитика, с которой трудно поспорить.


Давайте посмотрим на каждый из блоков проблемных заданий, за которыми, безусловно, стоят те или иные несформированные умения российских школьников.


1. Задания на одновременную работу с несколькими текстами, например, представленными в виде форума или посредством информационных вкладок, имитирующих режим работы в интернете.


2. Задания на выявление буквального смысла. Это все задания, в которых обучающимся предлагается понять переносное значение слова (фразы), установить многозначность, определить смысл, рожденный в условиях конкретного контекста (конкретной речевой ситуации).


3. Задания на выявление и анализ противоречий. Давно замечено, что проблемным для многих ребят является неодносторонний взгляд на явления, взгляд на них с разных точек зрения, взгляд сквозь призму разнообразных мнений. Следовательно, у обучающихся в недостаточной мере сформировано умение классифицировать позиции, аргументированно поддерживать выбранную позицию, поддерживать все предложенные позиции, не поддерживать ни одну из них.



4. Задания на оценку качества и надежности информации, иначе говоря, задания на верификацию. Здесь в центре внимания учителя на уроке должны находиться такие единицы информации, в отношении которых может складываться разная степень доверия читателя. Обучающиеся должны приобрести умения видеть в текстах знаки, сигналы, посылы, позволяющие сделать вполне однозначные выводы о качестве и надежности анализируемого информационного источника (веб-страницы, форума, чата и т. д.).

Как видите, чтобы сформировать все названные умения, необходимо работать с текстами на разных уроках по всем школьным предметам.





На 1-м уровне обучающийся способен работать только со знакомой информацией, он легко «схватывает» одну единицу информации или, в крайнем случае, несколько таких единиц. Основная примета 2-го уровня – умение обучающегося работать с явно выраженной в тексте информацией. На 3-ем уровне отмечается работа обучающегося с неявно выраженной информацией. На 4-ом уровне школьнику уже предлагаются длинные и сложные тексты. На 5-ом уровне обучающийся способен проникнуть в глубинные слои текста, а также способен проявить критическую оценку информации. И, наконец, 6-ой уровень характеризуется пониманием со стороны обучающегося одновременно нескольких текстов и связей между ними.

Любой учитель вне зависимости от преподаваемого предмета и возраста обучающихся, предлагая школьникам то или иное задание на формирование и оценку читательской грамотности, должен понимать, на какой уровень читательской грамотности рассчитано то или иное задание, какие конкретно УМЕНИЯ оно формирует и оценивает. Если школьники успешно справились, то в следующий раз возможна уже подборка заданий более высокого уровня. Если же школьники были неуспешны, то обязательно необходимо понизить планку и посмотреть, нет ли пробелов на той, другой, ступени.





































На следующем занятии мы рассмотрим примеры заданий по формированию читательской грамотности разных типов и приемы их построения. Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!