СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагается лекционный материал по читательской грамотности

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность»


Лекция №2 «Задания, развивающие читательскую грамотность».


Цель: дать понятие о способах и приемах формирования читательской грамотности обучающихся.


Задачи:

  1. Расширенное понимание читательских умений и их взаимосвязи.

  2. Приемы и способы работы с текстом на уроке и во внеурочное время, направленные на формирование читательской грамотности.

  3. Примеры заданий и их классификация с учетом формирования читательских умений.

На прошлом занятии мы выделили 3 группы основных читательских умений.



Тесты PISA составляются так, чтобы проверить уровень сформированности всех трех групп читательских умений в их взаимосвязи. Я хочу кратко пояснить, в чем смысл каждого из умений.





УМЕНИЕ ПЕРВОЕ: НАЙТИ и ИЗВЛЕЧЬ (информацию из текста)

Здесь речь идет об извлечении из текста одного или нескольких фрагментов информации. Таким фрагментом может быть, к примеру, качество работника, требуемое работодателем, или местный телефонный код, или факт, подтверждающий (опровергающий) высказанную точку зрения.

В обыденной жизни читатели регулярно извлекают информацию из текстов. Чтобы это сделать, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста, но иногда она занимает несколько предложений, или несколько клеточек таблицы, или несколько строк списка.

Вопросы на извлечение информации могут иметь разную степень определенности. Пример предельно определенного вопроса: определить по тексту или по таблице, в какое время или в каком месте нечто происходит. Несколько более трудны вопросы, ответ на которые содержится в тексте в синонимическом виде. Например, два понятия надо отнести к общей категории.

Извлечение информации – это процесс выбора искомого сообщения.

Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация содержится. В большей степени это относится к печатному тексту, все части которого читатель может увидеть непосредственно. (В электронном тексте читателю при поиске информации зачастую приходится обращаться к гиперсвязям.) При поиске информации в печатном тексте читатель может ориентироваться на подзаголовки и таким образом определить часть текста, содержащую искомое сообщение. Трудность поиска информации определяется числом страниц, которые надо просмотреть для определения нужного места в тексте.


УМЕНИЕ ВТОРОЕ: ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ

(сообщения текста)

Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать.

Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст. Толкование опирается на целый ряд умственных действий. К примеру, для ответа на вопрос учащимся приходится иногда делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, кратко формулировать основные мысли.

Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных текстов. В каждом случае связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте, к примеру, показать сходство или различие, обнаружить причинно-следственные связи и т.п. И связывание отдельных сообщений текста, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить общее, целостное понимание текста. Примеры вопросов на связывание и истолкование текста: придумать название или сочинить вступление к тексту, объяснить порядок действий в простой инструкции, восстановить названия осей на графике или столбиков в таблице, дать характеристику герою повествования или объяснить назначение карты или рисунка. Некоторые вопросы фокусируют читателя на определенной части текста, другие обращены ко всему тексту.


УМЕНИЕ ТРЕТЬЕ: ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ

(сообщение текста)

Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку предлагают читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах и мерах.

Примеры вопросов на осмысление и оценку содержания текста: подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта или оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений; высказать свое мнение о качестве приведенных в тексте доказательств.

Чтобы осмыслить и оценить форму текста, читатель должен посмотреть на текст со стороны, оценить его объективно и высказаться по поводу качества и уместности текста в целом и отдельных его элементов.

Примеры вопросов на осмысление и оценку формы текста: определить ценность текста для решения определенной задачи, высказать и обосновать суждение о том, достиг ли автор той или иной цели, использовав конкретный прием построения текста.

Умение осмыслить и оценить текст особенно остро востребовано при чтении электронных сообщений, которые не проходят все инстанции рецензирования и редактирования, принятые в традиционных печатных изданиях. Критический анализ информации, разумеется, необходим и читателю печатных текстов, чтобы не стать легкой жертвой иных недобросовестных или чрезмерно предвзятых авторов.


Формировать читательские умения можно и на уроках, и во внеурочное время, используя разные приемы и способы работы с текстом. Я уверена, что многие приемы и способы, о которых пойдет сейчас речь, вы используете в своей практике. Поэтому моя задача – напомнить о них.

Формируемые читательские умения

Приемы и способы работы с текстом

Примеры

Умение интегрировать и интерпретировать сообщение текста 

«Лингвистический пазл»

1) Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

… или ….

… или …

Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по … и … .

3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .

Имя существительное не является членом предложения, если… .


Умение выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.


Составление кластера

что

предмет

кто


Грамматическое значение

Вопросы




Постоянные признаки

Непостоянные признаки




Число

Нарицательное

собственное

Падеж

Одушевленное неодушевленное





Род, склонение




Умение находить и извлекать информацию из текста

«Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

Умение осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:

размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте;

сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным опытом.

«Письмо по кругу»

Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям предлагается записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.


Умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

«Лови ошибку»

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Умение выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

«Синквейн»

Структура синквейна:

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

Умение осмысливать и оценивать информацию с точки зрения собственного опыта.

«Инсерт»

Учащиеся знакомятся с текстом параграфа, при помощи графических обозначений маркируют текст. Затем желающие высказываются по предложенному тексту:

! – знаю

? – не знаю

+ - понимаю

- - не понимаю

?! – хочу задать вопрос

Конечно, это далеко не все способы и приемы работы с текстом. С расширенным списком можно ознакомиться в приложении к лекции в печатном виде или самостоятельно найти информацию в Интернете.



На следующем этапе нашей встречи я предлагаю вашему вниманию примеры заданий, направленных на развитие читательской грамотности.

(1 – задания – образцы, представленные лекторами курса «Школа современного учителя. Русский язык»

2 – практикум, который выполнялся слушателями курса)

(ПРОСМОТР, НЕБОЛЬШОЙ КОММЕНТАРИЙ)

Алгоритм составления задания:

  1. Определить умения, которые будет формировать задание (находить и извлекать информацию; интегрировать и интерпретировать информацию; осмыслять и оценивать содержание и форму текста)

  2. Определить тип задания (выбор всех правильных ответов; задание с развернутым ответом; задание на сопоставление; задание на исключение неправильных утверждений)

  3. Подберите текст для запланированного задания (сплошной, несплошной или смешанный)

  4. Сформулируйте задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!