СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность 2019

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность 2019»

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ  Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы

Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника. Для того чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, ему необходимо уметь находить в текстах различную информацию, понимать и анализировать её, уметь интерпретировать и оценивать прочитанное. Кроме умений на осмысление и оценку информации, в перечень добавлены умения оценивать качество и надежность текста, обнаруживать и устранять противоречия, критически оценивать информацию, применять полученную информацию при решении широкого круга задач. Цель - оценить такие действия, как интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся источников. Спецификой отбора текстового материала является постановка в текстах проблем, с которыми школьник может столкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д.

Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника.

Для того чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, ему необходимо уметь находить в текстах различную информацию, понимать и анализировать её, уметь интерпретировать и оценивать прочитанное.

Кроме умений на осмысление и оценку информации, в перечень добавлены умения оценивать качество и надежность текста, обнаруживать и устранять противоречия, критически оценивать информацию, применять полученную информацию при решении широкого круга задач.

Цель - оценить такие действия, как интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся источников.

Спецификой отбора текстового материала является постановка в текстах проблем, с которыми школьник может столкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д.

Основные подходы к оценке читательской грамотности Оценивание читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности в 5 и 7 классах будет сосредоточено на навыках чтения, которые включают в себя поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, которые выходят за пределы класса. Объектом оценивания является также умение осуществлять эффективный поиск, сортировку и фильтрацию большого объёма информации, проводить поиск нужной информации при просмотре множественных источников; умение использовать при работе с текстом информацию из разных предметных областей.

Основные подходы к оценке читательской грамотности

Оценивание читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности в 5 и 7 классах будет сосредоточено на навыках чтения, которые включают в себя поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, которые выходят за пределы класса.

Объектом оценивания является также умение осуществлять эффективный поиск, сортировку и фильтрацию большого объёма информации, проводить поиск нужной информации при просмотре множественных источников; умение использовать при работе с текстом информацию из разных предметных областей.

Определение читательской грамотности «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»3. Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).

Определение читательской грамотности

«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»3.

Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).

Трёхмерность измерения  читательской грамотности Чтение – многогранная способность человека, и результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками Содержание (типы текстов) Проверяемые виды  деятельности Ситуация, в которой читаются письменные тексты за пределами школы

Трёхмерность измерения

читательской грамотности

Чтение – многогранная способность человека, и результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками

Содержание (типы текстов)

Проверяемые виды

деятельности

Ситуация, в которой читаются письменные тексты за пределами школы

О типах текстов печатные или изображенные на дисплее тексты, в которых использован естественный язык Текст Общие особенности текстов Связность и последовательность Реалистичность Фактографичность (научные, публицистические, деловые и др. тексты) Вымышленность, художественность (художественные и др. тексты) Сплошной и несплошной характер

О типах текстов

печатные или изображенные на дисплее тексты, в которых использован естественный язык

Текст

Общие особенности текстов

Связность и последовательность

Реалистичность

Фактографичность (научные, публицистические, деловые и др. тексты)

Вымышленность, художественность (художественные и др. тексты)

Сплошной и несплошной характер

Несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом) Сплошные (без таких изображений) Описание (художественное и техническое) Текст может включать визуальные изображения в виде диаграмм, картинок, карт, таблиц, графиков, хотя исключает включение фильмов, телеизображения, мультипликации, картинок без слов, которые требуют иной стратегии восприятия Повествование (рассказ, репортаж) Объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация) Аргументация (комментарий, обоснование) Инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы)

Несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом)

Сплошные (без таких изображений)

Описание (художественное и техническое)

Текст может включать визуальные изображения в виде диаграмм, картинок, карт, таблиц, графиков, хотя исключает включение фильмов, телеизображения, мультипликации, картинок без слов, которые требуют иной стратегии восприятия

Повествование (рассказ, репортаж)

Объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация)

Аргументация (комментарий, обоснование)

Инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы)

составной текст содержащие взаимоисключающие взаимодополняющие точки зрения их авторов могут быть похожи по формату (например, быть двумя сплошными текстами) могут и различаться

составной текст

содержащие взаимоисключающие

взаимодополняющие точки зрения их авторов

могут быть похожи по формату (например, быть двумя сплошными текстами)

могут и различаться

Проверяемые виды деятельности заключается в получении информации для её использования цель чтения связь полученной информации с жизнью читателя читательские умения Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация содержится вопросы теста предполагают указание на то, где может быть найдена запрашиваемая информация При поиске информации можно ориентироваться на подзаголовки и таким образом определить часть текста, содержащую искомое сообщение

Проверяемые виды деятельности

заключается в получении информации для её использования

цель чтения

связь полученной информации с жизнью читателя

читательские умения

Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста

Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация содержится

вопросы теста предполагают указание на то, где может быть найдена запрашиваемая информация

При поиске информации можно ориентироваться на подзаголовки и таким образом определить часть текста, содержащую искомое сообщение

бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится Чтобы найти в тексте один или нескольких фрагментов информации Извлечение информации – это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе учащиеся должны связать существенные детали вопроса (искомое свойство объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая

бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится

Чтобы найти в тексте один или нескольких фрагментов информации

Извлечение информации – это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе

учащиеся должны связать существенные детали вопроса (искомое свойство объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста

эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!