СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность»

Тема:

Читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности

1. Функциональная грамотность школьников - важный показатель качества образования. Еще в Древней Греции считали, что детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников - важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится все больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Все это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

Функциональная грамотность - это способность применять знания, полученные в школе для решения повседневных задач. Ее важной часть является читательская грамотность. Читательская грамотность - это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач. На любом уроке мы работаем с информацией, которая представлена в виде текста. К примеру, чтобы решить задачу, нужно выделить главное, а также уметь данный текст преобразовать в другой тип текста, несплошной - сделать краткую запись, график, классифицировать известные и неизвестные компоненты этой задачи.

В Федеральных Государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение - важнейший метапредметный результат обучения. Каждый параграф учебника - это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирущи различные умения, например:

1. умение найти и извлечь информацию из текста;

2. умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нем информацию;

3. умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач - от учебных, до практических, жизненных;

4. умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.

При переходе из начальной школы в основную заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения. Это значит, что учащимся необходимо овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Дети должны читать не только на уроках русского языка и литературы, но и на любом другом.



Специфика формирования читательской грамотности на уроках филологического цикла

На уроках русского языка текст изучается как лингвистический объект и как результат речевой деятельности. В курсе литературы текст рассматривается как некая художественная действительность, историческая и культурная реальность, которая представлена в нем системой словесных художественных образов.

Интегративная цель освоения учебных предметов, входящих в образовательную область "Русский язык и литература", заключается в формировании филологической культуры школьников, ориентации обучения на понимание, интерпретацию "чужого" текста в широком культурном контексте и создание собственного текста с учетом всех прагматических и социокультурных факторов его употребления.

Я расскжу о нескольких, на мой взгляд, эффективных приемах работы с текстом, способствующих формировании читательской грамотности.

На уроках чтения в начальной школе это выразительное чтение вслух с последующим пересказом. Выразительное чтение - это осмысленное чтение, оно является базовым умением.

Умение читать дает нам возможность свободно перемещаться в читаемом тексте. В первую очередь необходимо научить детей работать с текстом осознанно. Здесь особое значение имеет комментированное чтение учителем с обязательным объяснением непонятных или малопонятных, устаревших слов. Такая работа предполагает развитие определенных читательских умений:

1. выделять главную мысль всего текста или его частей;

2. понимать информацию, содержащуюся в тексте;

3. преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;

4. применять информацию из текста в измененной ситуации;

5. критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.

Конечно, тест должен соответствовать возрастным особенностям восприятия ученика, он должен затрагивать эмоциональную сферу ребенка, быть интересным, чем-то удивлять, вызывать естественное любопытство, пробуждать любознательность. Желательно, что бы это был тест о реальной ситуации, с которыми ребенок сталкивался и может столкнуться.

Выделяют 4 основных способа осмысления текста:

1. Постановка вопросов к тексту.

2. Построение смысловых опор (планов, схем, таблиц, опорных конспектов).

3. Создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа, дополнения).

4. Конструирование собственных высказываний о прочитанном.

Кроме того, при работе с текстами следует учитывать, что они делятся на (классификация PISA): сплошные - без визуального сопровождения (описание, повествование, объяснение, арументация, инструкция), несплошные - с визуальным сопровождением (графики, диаграммы, таблицы, схемы, карты, визитки, каталоги и пр.) и смешанные (веб-страницы, инфографика, объявления).

2. Решение заданий функциональной грамотности.

3. Прием "Верю/не верю"

Данный прием можно использовать в начале урока. Он способствует вдумчивой работе с текстом, критическому восприятию информации, умению делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после. Полученные результаты обсуждаются.

Так, в 5 классе на уроке литературы при изучении творчества Марка Твена я использовала этот прием. До этого урока мы изучали биографии многих писателей, которые известны под псевдонимами. У детей использование псевдонимов вызывает интерес и в связи с этим появляется много вопросов, которые помогают углубить знания о жизни изучаемого писателя. Фамилия Твена является очень знаменитой. Поэтому в начале урока я спрашиваю: Как вы думаете, это настоящее имя или псевдоним? Ребята высказывают свои предположения и мы выясняем по учебнику правильный ответ, касаясь значения этого псевдонима, они с удовольствием объясняют, что он обозначает почему взят писателем, попутно выявляются факты из жизни писателя и отражение его личных черт в изображении знаменитого Тома Сойера.

Урок литературного чтения, тема «Л.Н. Толстой „Акула“»

Прием «Мозговая атака». Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет Л.Н. Толстого?

Прием «Корзина идей». Каждый в течение двух-трех минут думает и пишет на своем листочке все, что всплывает в памяти, когда звучит имя Л.Н. Толстого.

Прием «Верные и неверные утверждения…» Предлагается 5 утверждений о писателе: обсудите в группах, согласны вы с ними или нет: – писатель жил в 19 веке; – Л.Н. Толстой прожил 100 лет; – полное собрание его сочинений составило 90 томов; – его произведения читают во всем мире; – больше всего писатель любил общаться с животными.

Прием «Инсерт». Перед вами автобиография Л.Н. Толстого. При чтении будем карандашом выставлять пометки на полях: «V» – уже знал; «+» – узнал новое; «?» – хочу узнать. Скажите, пожалуйста, много ли у вас на полях значков «уже знал»? А новая информация для вас? А есть ли информация, которая осталась непонятной для вас? О чем бы хотелось узнать? Вернемся к «корзине идей», посмотрим, все ли идеи были верными. Те, что были верными, обведем цветным фломастером, те, что не подтвердились, зачеркнем. Вернемся к утверждениям, какие оказались истинными?

Прием «Кластер». Какие произведения Л.Н. Толстого вы уже читали? Составим кластер. Прием «Синквейн». Посмотрите на картинку. Кто на ней изображен? (Акула.) Что испытывает человек при встрече с акулой? Какие чувства? (Страх.) Подберите к этому слову синонимы (ужас, испуг, паника…). Назовите: – имя существительное по теме; – два имени прилагательных; – три слова-действия; – предложение; – слово-смысл темы. Акула. Огромная, кровожадная. Плавает, нападает, поедает. У акулы острые зубы. Хищник.

Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности. Во взрослой жизни ребенку обязательно пригодится умение сопоставлять, систематизировать, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию всех когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь определять вид и назначение информации, понимать тексты научного, художественного и делового характера, выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом. Во-вторых, позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; на основе полученной информации строить собственные утверждения, видеть проблемы и уметь их решать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!