СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность как ключ к пониманию рождественских рассказов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Долгое время грамотность ограничивалась лишь обучением чтению и письму и основывалась на стандартном наборе правил. А в сознании  людей термин «грамотный» был синонимичен термину «образованный». Сегодня же, за счет усложнения форм и каналов коммуникации, изменений в культурном и лингвистическом разнообразии мира, понятие грамотности расширилось.

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность как ключ к пониманию рождественских рассказов.»

Читательская грамотность как ключ

к пониманию рождественских рассказов.



Власова Людмила Михайловна,

учитель МБОУ «СОШ №12»

г. Байкальск



Какого человека можно считать грамотным в современном мире? Умение читать и писать не тождественно понятию грамотности. Какого-то единого понимания сущности и уровня образовательных навыков, раскрывающих суть понятия «грамотность», сегодня нет. Но с уверенностью можно сказать, что под грамотностью люди понимают что-то совершенно иное, чем, к примеру, полвека назад, хотя бы потому, что уровень грамотности, который был актуальным в то время, сегодня просто не позволит человеку активно жить и эффективно работать.

Долгое время грамотность ограничивалась лишь обучением чтению и письму и основывалась на стандартном наборе правил. А в сознании людей термин «грамотный» был синонимичен термину «образованный». Сегодня же, за счет усложнения форм и каналов коммуникации, изменений в культурном и лингвистическом разнообразии мира, понятие грамотности расширилось.

В середине 1960-х годов появился термин «функциональная грамотность», и немногим позже функционально грамотными стали считать людей, способных принимать участие во всех видах деятельности, где грамотность нужна для эффективного функционирования.

В процессе обучения и воспитания подрастающего поколения необходимо уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию школьников, ориентируя их на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, на готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, на активное неприятие асоциальных поступков, проявление свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства. 

Реализовать это направление помогает читательская грамотность  - способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Включённые в образовательные программы произведения, относящиеся к святочным рассказам, уместно изучать перед Святками, чтобы развить в детях потребность в проявлении милосердия, доброты, сострадания.

Современному школьнику важно научиться понимать информацию из многочисленных разнообразных текстовых или других источников, что предусматривает, помимо анализа, синтеза, интерпретация информации, формирование таких умений, как сравнение информации, полученной из разных источников, оценка достоверности текстов, интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся, а иногда противоречащих по содержанию, источников.

В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, объединенных одной темой, проблемой, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать собственный вывод.

Рекомендуемые для произведения для классного и внеклассного чтения:

1. Сельма Лагерлёф. «Святая ночь»

Автор напоминает нам, что рождественское чудо совершается каждый год, и загорается звезда, и ангелы славят Бога. И очень, очень важно, чтобы наши глаза увидели, а сердца восприняли это чудо.

2. Александр Куприн. «Чудесный доктор»

Этот рассказ раскрывает праздник ещё с одной стороны: он говорит о милосердии. Этот рассказ ‒ хорошая основа для разговора о милосердии, о безвозмездной помощи.

3. Николай Лесков. «Христос в гостях у мужика»

В этом произведении тема милосердия углубляется и усложняется: герой должен не просто оказать милость, а оказать её своему кровному врагу, рассказ о чуде, которое, с одной стороны, можно житейски объяснить, а с другой ‒ остаётся только дивиться непостижимости Божьего Промысла, Его путей. Это рассказ с очень счастливым и глубоким финалом: невольно задумываешься, а кто же получил милость ‒ тот, кто просил, или тот, кто оказал её?

4. Надежда Тэффи. «Сосед»

Святочные рассказы бывают разные. Не всегда в них можно найти описание праздничной службы, ёлки, подарков и колядок, помощи бедным и обездоленным. Главное в произведениях о Рождестве Христовом ‒ это дух праздника: дух любви, объединяющий людей, пусть даже из разных стран.

5. Джеймс Хэрриот. «Рождественский котёнок»

Это грустный и светлый рассказ о любви ‒ настоящей, деятельной, которую могут проявлять животные. О самоотверженной кошечке, успевшей перед тем, как её не стало, спасти и принести человеку своего малыша. Автор размышляет о жизни, о связи событий обыденных и духовных.

 Основная задача писателей святочных рассказов в том, чтобы поселить в душах читателей праздничное настроение, чтобы они забыли о трудностях  жизни  и не забывали о нуждающихся, о проявлении к ним милосердия и сочувствия. А деньги за публикации святочных рассказов авторы всегда отдавали нуждающимся семьям и детям-сиротам.

Работая над рассказами , ориентируясь в построении урока на развитие читательской грамотности , учитель дает возможность обучающимся научиться:

- находить связь предложений в тексте;

- анализировать структуру текста;

- вычленить главную информацию в тексте;

- работать с неявно заданной информацией;

- проанализировать информацию или условия задачи;

- оценивать достаточность и достоверность представленной информации;

- извлекать необходимую информацию для ответа на вопрос;

- устно и письменно осмысливать полученную информацию;

- преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования;

- применять информацию из текста в изменённой ситуации.


Существует много приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности: «Чтение с остановками», «Синквейн», «Работа с вопросником «Мозговой штурм», «Иллюстратор», «Написание творческих работ», «Создание кроссворда», «Продолжение произведения (придумывание конца)», «Тонкие и толстые вопросы».

С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала: «Драматизация», «Моделирование» и «Древо мудрости».

Итак, читательская грамотность - это база функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь:

  • определять вид и назначение информации;

  • понимать тексты научного, художественного и делового характера;

  • выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом.

Также позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их. Святочные рассказы учат проявлять милосердие и сострадание к людям, помогать бедным, обездоленным.


Список использованных источников

  1. Ковалева, Галина Сергеевна. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности / Г. С. Ковалева // Вестник образования России : сб. приказов и инструкций Минобрнауки : журнал. - 2019. - № 16.

  2. Старыгина Н. Н. Святочный рассказ как жанр. Петрозаводск, 1992 г.

  3. Достоевский, Ф. М. Мальчик у Христа на елке: рассказы / Ф. М. Достоевский. – М.: Худ. лит., 2002. – 286 с.

  4. Википедия. Статья «Рождественский рассказ» -https://ru.wikipedia.org/wiki/Рождественский_рассказ

  5. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. СПб., 1995г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!