Читательская грамотность на уроках английского языка
Функциональная грамотность
– это способность человека использовать умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом: оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.
Это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная безграмотность
обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности; она часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями.
Так человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством (например, новой версией мобильного телефона, банкоматом и т.д.).
«Чтение» и «Функциональное чтение»
Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которые продолжаются на протяжении всей жизни.
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи, выполнения определенного задания или для получения информации из текста для понимания, преобразования текста и т.д.
Читательские умения
Первая группа – это ориентация в содержании текста, в рамках которой учащиеся научились:
– определять главную тему, общую цель или назначение текста;
– выбирать из текста или придумать заголовок;
– формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
– объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
– находить в тексте требуемую информацию и т.п.
Читательские умения
Вторая группа – это преобразование и интерпретация текста, для которой характерны:
– умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
– сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
– обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
Читательские умения
Третья группа – это оценка информации, содержащей умения:
– откликаться на содержание текста;
– оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
– находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
Проблемы, возникающие при работе с иноязычным текстом:
– учащиеся не знают значений многих слов, не понимают смысла написанного или выделить ключевые слова,
– не умеют читать диаграммы и озаглавить текст,
– не в состоянии сформулировать вопрос,
– не могут выбрать способ решения задачи,
– не умеют актуализировать наличные умения и/или перенести знания и умения из одной области на другую и т.д.
Правила отбора текстов на формирование ФЧ:
1. Текст должен быть интересен и должен содержать неизвестную, но актуальную информацию и развивать кругозор.
2. Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст, объем текста не должен превышать норму.
3. Незнакомые слова должны быть представлены в сносках.
4. Шрифт должен помогать легко читать; текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
5. Иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста.
6. Текст должен быть структурирован.
7. Содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
Требования к заданиям:
– задания должны быть пронумерованы и иметь понятную инструкцию;
– должна быть определена четкая форма ответа или рекомендации по возможной форме;
– в одном задании не должно быть более одного вопроса (где / как);
– задания должны быть разнообразны по виду деятельности и соответствовать цели; не давать заданий ради самих заданий, без четкого понимания, каков должен/может быть результат;
– задания должны быть разного уровня сложности.
« Ассоциации »
Посмотрите на картинку/ прочитайте заглавие текста.
- О чём может пойти речь в тексте?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание...?
- Что могут означать числительные на фото?
«Ключевые слова»
Как эти слова и фразы может применяться к тексту?
«Кластер»
Прочитайте текст, заполните схему.
«True/ False/ Not Stated»
Прочитайте текст, определите, какие утверждения верны, какие неверны, а в каких содержащаяся информация не указана в тексте.
«Восстановление / заполнение пропусков»
Прочитайте текст, заполните пропуски.
«Дефиниции»
Соедини слова и фразы, выделенные в тексте, с их дефинициями, данными в упражнении.
«Установление соответствий»
«Установление соответствий»
«Множественный выбор»
Гарри поттер