СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность на уроке литературы на материале рассказа Виктора Драгунского " Синий кинжал"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В данной разработке представлены увлекательные задания,способствующие развитию у учащихся читательской грамотности. Задания подобраны  по методу " от простого к сложному".Подобный подход в обучении побуждает к развитию личной заинтерсованности ученика,его желания выполнить задания разного уровня сложности.

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность на уроке литературы на материале рассказа Виктора Драгунского " Синий кинжал"»

Читательская грамотность на уроке литературы  Учитель русского языка и литературы  МБОУ «Средняя школа №6» города Зарайска Московской области Монетова Елена Олеговна

Читательская грамотность на уроке литературы

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №6»

города Зарайска Московской области

Монетова Елена Олеговна

 Виктор Драгунский  Синий кинжал Рассказ из цикла  «Денискины рассказы» советского писателя 

Виктор Драгунский Синий кинжал

Рассказ из цикла  «Денискины рассказы» советского писателя 

 Синий кинжал  Это дело было так. У нас был урок — труд. Раиса Ивановна сказала, чтобы мы сделали каждый по отрывному календарю, кто как сообразит. Я взял картонку, оклеил ее зеленой бумагой, посредине прорезал щелку, к ней прикрепил спичечную коробку, а на коробку положил стопочку белых листиков, подогнал, подклеил, подровнял и на первом листике написал: «С Первым маем!» Получился очень красивый календарь для маленьких детей. Если, например, у кого куклы, то для этих кукол. В общем, игрушечный. И Раиса Ивановна поставила мне «пять». Она сказала: — Мне нравится. И я пошел к себе и сел на место. И в это время Левка Бурин тоже стал сдавать свой календарь, а Раиса Ивановна посмотрела на его работу и говорит: — Наляпано. И поставила Левке тройку. А когда наступила перемена, Левка остался сидеть за партой. У него был довольно- таки невеселый вид. А я в это время как раз промокал кляксу, и, когда увидел, что Левка такой грустный, я прямо с промокашкой в руке подошел к Левке. 2

Синий кинжал

Это дело было так. У нас был урок — труд. Раиса Ивановна сказала, чтобы мы сделали каждый по отрывному календарю, кто как сообразит. Я взял картонку, оклеил ее зеленой бумагой, посредине прорезал щелку, к ней прикрепил спичечную коробку, а на коробку положил стопочку белых листиков, подогнал, подклеил, подровнял и на первом листике написал: «С Первым маем!»

Получился очень красивый календарь для маленьких детей. Если, например, у кого куклы, то для этих кукол. В общем, игрушечный. И Раиса Ивановна поставила мне «пять».

Она сказала:

— Мне нравится.

И я пошел к себе и сел на место. И в это время Левка Бурин тоже стал сдавать свой календарь, а Раиса Ивановна посмотрела на его работу и говорит:

— Наляпано.

И поставила Левке тройку. А когда наступила перемена, Левка остался сидеть за партой. У него был довольно- таки невеселый вид. А я в это время как раз промокал кляксу, и, когда увидел, что Левка такой грустный, я прямо с промокашкой в руке подошел к Левке.

2

Я хотел его развеселить, потому что мы с ним дружим и он один раз подарил мне монетку с дыркой. И еще обещал принести мне стреляную охотничью гильзу, чтобы я из нее сделал атомный телескоп.

Я подошел к Левке и сказал:

— Эх ты, Ляпа!

И состроил ему косые глаза.

И тут Левка ни с того ни с сего как даст мне пеналом по затылку! Вот когда я понял, как искры из глаз летят! Я страшно разозлился на Левку и треснул его изо всех сил промокашкой по шее. Но он, конечно, даже не почувствовал, а схватил свой портфель и пошел домой. А у меня даже слезы капали из глаз — так здорово поддал мне Левка, — капали прямо на промокашку и расплывались по ней, как бесцветные кляксы...

И тогда я решил Левку убить. После школы я целый день сидел дома и готовил оружие. Я взял у папы с письменного стола его синий разрезальный нож из пластмассы и Целый день точил его о плиту. Я его упорно точил, терпеливо. Он очень медленно затачивался, но я все точил и все думал, как я приду завтра в класс и мой верный синий кинжал блеснет перед Левкой, я занесу его над Левкиной головой, а Левка упадет на колени и будет умолять меня даровать ему жизнь, и я скажу:

«Извинись!»

И он скажет: «Извини!» А я засмеюсь громовым смехом, вот так: «Ха-ха-ха-ха!» И эхо долго будет повторять в ущельях этот зловещий хохот. А девчонки от страха залезут под парты. И когда я лег спать, то все ворочался с боку на бок и вздыхал, потому что мне было жалко Левку — хороший он человек, но теперь пусть несет заслуженную кару, раз он стукнул меня пеналом по голове. И синий кинжал лежал у меня под подушкой, и я сжимал его рукоятку и чуть не стонал, так что мама спросила: — Ты что там кряхтишь? Я сказал: — Ничего. Мама сказала: — Живот, что ли, болит? Но я ничего ей не ответил, просто я взял и отвернулся к стенке и стал дышать, как будто я давно уже сплю. Утром я ничего не мог есть. Только выпил две чашки чаю с хлебом и маслом, с картошкой и сосиской. Потом пошел в школу.

И он скажет:

«Извини!»

А я засмеюсь громовым смехом, вот так:

«Ха-ха-ха-ха!»

И эхо долго будет повторять в ущельях этот зловещий хохот. А девчонки от страха залезут под парты.

И когда я лег спать, то все ворочался с боку на бок и вздыхал, потому что мне было жалко Левку — хороший он человек, но теперь пусть несет заслуженную кару, раз он стукнул меня пеналом по голове. И синий кинжал лежал у меня под подушкой, и я сжимал его рукоятку и чуть не стонал, так что мама спросила:

— Ты что там кряхтишь?

Я сказал:

— Ничего.

Мама сказала:

— Живот, что ли, болит? Но я ничего ей не ответил, просто я взял и отвернулся к стенке и стал дышать, как будто я давно уже сплю.

Утром я ничего не мог есть. Только выпил две чашки чаю с хлебом и маслом, с картошкой и сосиской. Потом пошел в школу.

Синий кинжал я положил в портфель с самого верху, чтоб удобно было достать. И перед тем как пойти в класс, я долго стоял у дверей и не мог войти — так сильно билось сердце. Но все-таки я себя переборол, толкнул дверь и вошел. В классе все было как всегда, и Левка стоял у окна с Валериком. Я, как его увидел, сразу стал расстегивать портфель, чтобы достать кинжал. Но Левка в это время побежал ко мне. Я подумал, что он опять стукнет меня пеналом или чем-нибудь еще, и стал еще быстрее расстегивать портфель. Но Левка вдруг остановился около меня и как-то затоптался на месте, а потом вдруг наклонился ко мне близко-близко и сказал: — На! И он протянул мне золотую стреляную гильзу. И глаза у него стали такие, как будто он еще что-то хотел сказать, но стеснялся. А мне вовсе и не нужно было, чтобы он говорил, просто я вдруг совершенно забыл, что хотел его убить, как будто и не собирался никогда, даже удивительно. Я сказал: — Хорошая какая гильза! Взял ее. И пошел на свое место.

Синий кинжал я положил в портфель с самого верху, чтоб удобно было достать.

И перед тем как пойти в класс, я долго стоял у дверей и не мог войти — так сильно билось сердце. Но все-таки я себя переборол, толкнул дверь и вошел. В классе все было как всегда, и Левка стоял у окна с Валериком. Я, как его увидел, сразу стал расстегивать портфель, чтобы достать кинжал. Но Левка в это время побежал ко мне. Я подумал, что он опять стукнет меня пеналом или чем-нибудь еще, и стал еще быстрее расстегивать портфель. Но Левка вдруг остановился около меня и как-то затоптался на месте, а потом вдруг наклонился ко мне близко-близко и сказал:

— На!

И он протянул мне золотую стреляную гильзу. И глаза у него стали такие, как будто он еще что-то хотел сказать, но стеснялся. А мне вовсе и не нужно было, чтобы он говорил, просто я вдруг совершенно забыл, что хотел его убить, как будто и не собирался никогда, даже удивительно.

Я сказал:

— Хорошая какая гильза!

Взял ее. И пошел на свое место.

1 группа  1. Вы прочитали рассказ. Составьте план( отметить цифравми1,2,3,4,5….),указать, в каком порядке по ходу сюжета находятся части текста  А) Пенал;  Б)Отрывной календарь;  В)Гильза;  Г)Твердое решение;  Д)Тройка Левы;  Е)Жалость к Леве;  Ж)Подготовка кинжала;  З)В школу.  2.Найдите утверждение, которое соответствует содержанию текста:  А)Дениска не точил пластмассовый нож;  Б)Лева не обиделся на Дениску;  В)Дениска решил Убить Левку;  Г) Дениска не забыл, что хотел убить Левку  3.Найдите в тексте предложение, в котором рассказывается о том,,  как Дениска мучился сомнениями о правильности своего поступка 2

1 группа 1. Вы прочитали рассказ. Составьте план( отметить цифравми1,2,3,4,5….),указать, в каком порядке по ходу сюжета находятся части текста А) Пенал; Б)Отрывной календарь; В)Гильза; Г)Твердое решение; Д)Тройка Левы; Е)Жалость к Леве; Ж)Подготовка кинжала; З)В школу. 2.Найдите утверждение, которое соответствует содержанию текста: А)Дениска не точил пластмассовый нож; Б)Лева не обиделся на Дениску; В)Дениска решил Убить Левку; Г) Дениска не забыл, что хотел убить Левку 3.Найдите в тексте предложение, в котором рассказывается о том,, как Дениска мучился сомнениями о правильности своего поступка

2

2 группа. 1.Как вы понимаете выражение « нести заслуженную кару» ? Найдите в тексте синонимы к этому выражению. 2. Расскажите о состоянии Дениски, используя выражения «сильно билось сердце», «затоптался на месте». 3.Какое значение в понимании главной мысли рассказа имеет выражение «мой верный синий кинжал»? 4.Объясните,как вы понимаете предложение: «А мне вовсе и не нужно было, чтобы он говорил, просто я вдруг совершенно забыл, что хотел его убить, как будто и не собирался никогда, даже удивительно» ? 5.Согласни ли вы с утверждением, что фразеологизмы « даровать жизнь», « упасть на колени», сравнения « как искры из глаз летят» , « как бесцветные кляксы» связаны с главной мыслью рассказа? Докажите свои рассуждения примерами из текста 2
  • 2 группа.
  • 1.Как вы понимаете выражение « нести заслуженную кару» ? Найдите в тексте синонимы к этому выражению.
  • 2. Расскажите о состоянии Дениски, используя выражения «сильно билось сердце», «затоптался на месте».
  • 3.Какое значение в понимании главной мысли рассказа имеет выражение «мой верный синий кинжал»?
  • 4.Объясните,как вы понимаете предложение: «А мне вовсе и не нужно было, чтобы он говорил, просто я вдруг совершенно забыл, что хотел его убить, как будто и не собирался никогда, даже удивительно» ?
  • 5.Согласни ли вы с утверждением, что фразеологизмы « даровать жизнь», « упасть на колени», сравнения « как искры из глаз летят» , « как бесцветные кляксы» связаны с главной мыслью рассказа? Докажите свои рассуждения примерами из текста

2

3 группа 1.Какие пословицы раскрывают главную мысль рассказа: А)Повинную голову меч сечет; Б)Око за око, зуб за зуб; В)У мести нет чести; Д) Дело верши, да не спеши 2.Почему рассказ называется « Синий кинжал»,ведь это был маленький пластмассовый нож? 3.Происхордят ли с вами подобные ситуации? Как они заканчиваются: войной или миром? 4.В какой сборник лучше поместить рассказ? Приведите аргументы А)Рассказы о настоящей дружбе; В) Рассказы о великодушии; Г) Рассказы о воспитании характера 4Чему больше обрадовался Дениска: подарку Левки или его дружелюбию?  Докажи примерами из текста.

3 группа

1.Какие пословицы раскрывают главную мысль рассказа:

А)Повинную голову меч сечет;

Б)Око за око, зуб за зуб;

В)У мести нет чести;

Д) Дело верши, да не спеши

2.Почему рассказ называется « Синий кинжал»,ведь это был маленький пластмассовый нож?

3.Происхордят ли с вами подобные ситуации? Как они заканчиваются: войной или миром?

4.В какой сборник лучше поместить рассказ? Приведите аргументы

А)Рассказы о настоящей дружбе;

В) Рассказы о великодушии;

Г) Рассказы о воспитании характера

4Чему больше обрадовался Дениска: подарку Левки или его дружелюбию?

Докажи примерами из текста.

 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Литература  3 Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. - Вып.1. - М., 2009  4.Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html . 1.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. - М.: Просвещение, 2010,-159 с. 2.Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М.Доскарина, А.С.Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19-21.

Литература

3 Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. - Вып.1. - М., 2009

4.Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html

.

1.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. - М.: Просвещение, 2010,-159 с.

2.Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М.Доскарина, А.С.Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19-21.


Скачать

© 2022 283 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!