Читательская грамотность на уроке литературы
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №6»
города Зарайска Московской области
Монетова Елена Олеговна
Виктор Драгунский Синий кинжал
Рассказ из цикла «Денискины рассказы» советского писателя
Синий кинжал
Это дело было так. У нас был урок — труд. Раиса Ивановна сказала, чтобы мы сделали каждый по отрывному календарю, кто как сообразит. Я взял картонку, оклеил ее зеленой бумагой, посредине прорезал щелку, к ней прикрепил спичечную коробку, а на коробку положил стопочку белых листиков, подогнал, подклеил, подровнял и на первом листике написал: «С Первым маем!»
Получился очень красивый календарь для маленьких детей. Если, например, у кого куклы, то для этих кукол. В общем, игрушечный. И Раиса Ивановна поставила мне «пять».
Она сказала:
— Мне нравится.
И я пошел к себе и сел на место. И в это время Левка Бурин тоже стал сдавать свой календарь, а Раиса Ивановна посмотрела на его работу и говорит:
— Наляпано.
И поставила Левке тройку. А когда наступила перемена, Левка остался сидеть за партой. У него был довольно- таки невеселый вид. А я в это время как раз промокал кляксу, и, когда увидел, что Левка такой грустный, я прямо с промокашкой в руке подошел к Левке.
2
Я хотел его развеселить, потому что мы с ним дружим и он один раз подарил мне монетку с дыркой. И еще обещал принести мне стреляную охотничью гильзу, чтобы я из нее сделал атомный телескоп.
Я подошел к Левке и сказал:
— Эх ты, Ляпа!
И состроил ему косые глаза.
И тут Левка ни с того ни с сего как даст мне пеналом по затылку! Вот когда я понял, как искры из глаз летят! Я страшно разозлился на Левку и треснул его изо всех сил промокашкой по шее. Но он, конечно, даже не почувствовал, а схватил свой портфель и пошел домой. А у меня даже слезы капали из глаз — так здорово поддал мне Левка, — капали прямо на промокашку и расплывались по ней, как бесцветные кляксы...
И тогда я решил Левку убить. После школы я целый день сидел дома и готовил оружие. Я взял у папы с письменного стола его синий разрезальный нож из пластмассы и Целый день точил его о плиту. Я его упорно точил, терпеливо. Он очень медленно затачивался, но я все точил и все думал, как я приду завтра в класс и мой верный синий кинжал блеснет перед Левкой, я занесу его над Левкиной головой, а Левка упадет на колени и будет умолять меня даровать ему жизнь, и я скажу:
«Извинись!»
И он скажет:
«Извини!»
А я засмеюсь громовым смехом, вот так:
«Ха-ха-ха-ха!»
И эхо долго будет повторять в ущельях этот зловещий хохот. А девчонки от страха залезут под парты.
И когда я лег спать, то все ворочался с боку на бок и вздыхал, потому что мне было жалко Левку — хороший он человек, но теперь пусть несет заслуженную кару, раз он стукнул меня пеналом по голове. И синий кинжал лежал у меня под подушкой, и я сжимал его рукоятку и чуть не стонал, так что мама спросила:
— Ты что там кряхтишь?
Я сказал:
— Ничего.
Мама сказала:
— Живот, что ли, болит? Но я ничего ей не ответил, просто я взял и отвернулся к стенке и стал дышать, как будто я давно уже сплю.
Утром я ничего не мог есть. Только выпил две чашки чаю с хлебом и маслом, с картошкой и сосиской. Потом пошел в школу.
Синий кинжал я положил в портфель с самого верху, чтоб удобно было достать.
И перед тем как пойти в класс, я долго стоял у дверей и не мог войти — так сильно билось сердце. Но все-таки я себя переборол, толкнул дверь и вошел. В классе все было как всегда, и Левка стоял у окна с Валериком. Я, как его увидел, сразу стал расстегивать портфель, чтобы достать кинжал. Но Левка в это время побежал ко мне. Я подумал, что он опять стукнет меня пеналом или чем-нибудь еще, и стал еще быстрее расстегивать портфель. Но Левка вдруг остановился около меня и как-то затоптался на месте, а потом вдруг наклонился ко мне близко-близко и сказал:
— На!
И он протянул мне золотую стреляную гильзу. И глаза у него стали такие, как будто он еще что-то хотел сказать, но стеснялся. А мне вовсе и не нужно было, чтобы он говорил, просто я вдруг совершенно забыл, что хотел его убить, как будто и не собирался никогда, даже удивительно.
Я сказал:
— Хорошая какая гильза!
Взял ее. И пошел на свое место.
1 группа 1. Вы прочитали рассказ. Составьте план( отметить цифравми1,2,3,4,5….),указать, в каком порядке по ходу сюжета находятся части текста А) Пенал; Б)Отрывной календарь; В)Гильза; Г)Твердое решение; Д)Тройка Левы; Е)Жалость к Леве; Ж)Подготовка кинжала; З)В школу. 2.Найдите утверждение, которое соответствует содержанию текста: А)Дениска не точил пластмассовый нож; Б)Лева не обиделся на Дениску; В)Дениска решил Убить Левку; Г) Дениска не забыл, что хотел убить Левку 3.Найдите в тексте предложение, в котором рассказывается о том,, как Дениска мучился сомнениями о правильности своего поступка
2
- 2 группа.
- 1.Как вы понимаете выражение « нести заслуженную кару» ? Найдите в тексте синонимы к этому выражению.
- 2. Расскажите о состоянии Дениски, используя выражения «сильно билось сердце», «затоптался на месте».
- 3.Какое значение в понимании главной мысли рассказа имеет выражение «мой верный синий кинжал»?
- 4.Объясните,как вы понимаете предложение: «А мне вовсе и не нужно было, чтобы он говорил, просто я вдруг совершенно забыл, что хотел его убить, как будто и не собирался никогда, даже удивительно» ?
- 5.Согласни ли вы с утверждением, что фразеологизмы « даровать жизнь», « упасть на колени», сравнения « как искры из глаз летят» , « как бесцветные кляксы» связаны с главной мыслью рассказа? Докажите свои рассуждения примерами из текста
2
3 группа
1.Какие пословицы раскрывают главную мысль рассказа:
А)Повинную голову меч сечет;
Б)Око за око, зуб за зуб;
В)У мести нет чести;
Д) Дело верши, да не спеши
2.Почему рассказ называется « Синий кинжал»,ведь это был маленький пластмассовый нож?
3.Происхордят ли с вами подобные ситуации? Как они заканчиваются: войной или миром?
4.В какой сборник лучше поместить рассказ? Приведите аргументы
А)Рассказы о настоящей дружбе;
В) Рассказы о великодушии;
Г) Рассказы о воспитании характера
4Чему больше обрадовался Дениска: подарку Левки или его дружелюбию?
Докажи примерами из текста.
Спасибо за внимание
Литература
3 Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. - Вып.1. - М., 2009
4.Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html
.
1.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. - М.: Просвещение, 2010,-159 с.
2.Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М.Доскарина, А.С.Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19-21.