СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская конференция в старших классах «Русские писатели – Нобелевские лауреаты»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская конференция воспитывает любовь к русской литературе, развивает культуру чтения подростков, формирует читательское мнение, совершенствует читательскую компетенцию учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Читательская конференция в старших классах «Русские писатели – Нобелевские лауреаты»»

Читательская конференция в старших классах по теме:

«Русские писатели – Нобелевские лауреаты»


Николаева Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № «2» г. Чебоксары

Чувашской Республики


Цели:

обучающая: познакомить учащихся с художественными ценностями русской классической литературы, вписанными в историю мировой литературы; способствовать совершенствованию умения планировать свою деятельность;

развивающая: развивать культуру чтения подростков, формировать коллективное читательское мнение, совершенствовать читательскую компетенцию учащихся через выполнение    самостоятельного исследования; содействовать развитию у учащихся критического мышления путем аналитического чтения информационного и художественного текстов, устойчивости внимания, развитию устной и письменной речи, языкового чутья через обогащение словарного запаса, познавательной активности через исследовательскую работу с текстом; развивать умение работать в группах, самостоятельно добывать информацию и публично её излагать;

воспитывающая: воспитывать любовь к русской литературе; обеспечить условия для повышения уровня речевой, рефлексивной культуры и культуры общения в микрогруппе и группе.


Тип урока: урок-конференция.


Оборудование:

  • мультимедийное оборудование;

  • слайдовая презентация;

  • тексты художественных произведений;

  • аудиозапись произведений;

  • кадры из к/ф «Судьба человека»;

  • книжная выставка;

  • афиша читательской конференции;

  • раздаточный материал: лист исследований, материал для исследования, справочные материалы, буклеты.


Этапы подготовки и проведения:

1. Подготовка к конференции.

2. Выступление участников.

3. Чтение произведений.

4. Подведение итогов.


Подготовка к конференции.

Подготовка к читательской конференции является самой ответственной частью работы. Она занимает длительное время, когда необходимо не только собрать и подготовить нужную информацию и литературный материал, оформить книжную выставку, но и создать рекламу мероприятия (оформить афишу), подготовить презентацию, а также раздаточный материал (буклеты) для оформления итогов конференции. Учитель предлагает учащимся для выполнения заданий разделиться на творческие группы (оформители, историки, литературоведы, читатели), а затем контролирует выполнение заданий и проводит репетиции. В роли ведущего конференции выступает учитель.


Ход урока:


Ведущий:

Нобелевская премия по литературе— престижная награда, ежегодно вручаемая Нобелевским фондом за достижения в области литературы. Одна из пяти Нобелевских премий, учреждённых Альфредом Нобелем в его завещании, написанном 27 ноября 1895 года в Париже.

Нобелевская премия по литературе присуждается ежегодно с 1901 года. При вручении премии известны только имена лауреатов. Все остальные номинации и мнения членов Нобелевского комитета по литературе держатся в секрете в течение 50 лет.

Первую премию по литературе получил французский поэт Сюлли-Прюдом. И уже первый нобелиат вызвал много споров и кривотолков. По одной версии, хотели вручить премию Льву Толстому, но тот очень попросил ее не присуждать, намекнув одному из членов комиссии, что все равно откажется. По другой — премию Сюлли-Прюдому дали потому, что сам Нобель очень любил его романтические стихотворения.

Всего же премию, учреждённую изобретателем динамита Альфредом Бернхардом Нобелем в 1833 году, получил 21 выходец из России и СССР, из них пятеро – в области литературы. Правда, исторически сложилось так, что для российских поэтов и писателей Нобелевская премия была чревата большими проблемами.

Так сложилось, что 2015 год является особенным годом, в который мы чествуем писателей-юбиляров, являющихся лауреатами Нобелевской премии. Жизни и творчеству И. Бунина, Б. Пастернака, М. Шолохова, И. Бродского посвящается сегодняшняя читательская конференция.


Сообщение 1 группы:

Иван Алексеевич Бунин - это одно из самых ярких имен русской литера­туры. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, уме­ние передать язык разных слоев общества, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм - лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику. Бунин гор­дился своим происхождением: он был старинного дворянского рода, «дав­шего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства». Достаточно сказать, что к роду Буниных при­надлежал Василий Андреевич Жуковский.

Литературные заслуги писателя были высоко оценены уже его совре­менниками: ему были присуждены две Пушкинские премии Российской Академии наук (1903 и 1909), Бунин был избран почетным академиком Российской Академии наук по разряду, изящной словесности (1909), в 1911 и 1915 гг. он был удостоен Золотых Пушкинских медалей. Уже в эмиг­рации, в 1933 году первым из русских писателей Бунин получил Нобелевс­кую премию. Это один из немногих писателей, кто гармонично сочетал в себе большой талант в создании поэзии и прозы разных жанров.

Более чем шестидесятилетняя писательская деятельность Бунина рас­падается надвое: убежденный монархист, человек, далекий от политики, противник всяческого насилия, он трагически переживал события, пос­ледовавшие за 1917 годом, и эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции Россию прежнюю, ностальгически окрашенную в теплые тона. За долгие годы жизни за границей И.Бунин создал достаточно много новых произведений, но писал только на русском языке. В эмиграции Бунин написал свои лучшие произведения, такие как: «Жизнь Арсеньева» и цикл рассказов «Тёмные аллеи».

В декабре 1933 года парижская пресса писала: «Вне сомнения, И.А. Бунин - за последние годы, - самая мощная фигура в русской художественной литературе и поэзии», «король от литературы уверенно и равноправно жал руку венчанному монарху». Русская эмиграция рукоплескала. В России же к известию о том, что русский эмигрант получил Нобелевскую премию, отнеслись весьма едко. Ведь Бунин негативно воспринял события 1917 года и эмигрировал во Францию. Сам Иван Алексеевич очень тяжело переживал эмиграцию, активно интересовался судьбой своей покинутой Родины и в годы Второй мировой войны категорически отказался от всяческих контактов с нацистами, перебравшись в 1939 году в Приморские Альпы, возвратился откуда в Париж только в 1945.

10 декабря 1933 года король Швеции Густав V вручил Нобелевскую премию в области литературы писателю Ивану Бунину, который стал первым из русских литераторов, удостоенных этой высокой награды.

Известно, что Нобелевские лауреаты вправе сами решать, как им потратить полученные деньги. Кто-то вкладывается в развитие науки, кто-то в благотворительность, кто-то в собственный бизнес. Иван Алексеевич Бунин раздал Нобелевскую премию друзьям, а последние годы жизни провел в нищете.


Учащимся предлагается прослушать аудиозапись стихотворения «Одиночество» в исполнении автора. Затем группа учащихся читают выбранные ими для заучивания наизусть стихотворения И.Бунина.


Сообщение 2 группы:

Будущий поэт Борис Пастернак родился в Москве в творческой еврейской семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения.

На пути осознания своего предначертания непростым оказался выбор между музыкой и философией, между философией и поэзией. Пример родителей, добившихся высоких профессиональных успехов неустанным трудом, отозвался в Пастернаке стремлением во всём «дойти до самой сути…»

С 1914 года Пастернак примыкает к содружеству футуристов «Центрифуга», знакомится с Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е годы, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «ЛЕФ», но в целом в послереволюционные годы занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.

Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году, а в 1928 году Пастернак обращается к прозе. На конец 1920-х — начало 1930-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза.

К концу 1930-х годов он обращается к прозе и переводам, которые в 40-х годах становятся основным источником его заработка. В тот период Пастернаком создаются ставшие классическими переводы многих трагедий Шекспирa, «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера. В 1932—1933 годах Пастернак увлечённо занимался переводами грузинских поэтов. Начавшаяся в начале 1930-х годов дружба с видными представителями грузинского искусства, общение и переписка с которыми длились почти тридцать лет, привела к тому, что для Пастернака Грузия поистине стала «второй родиной».

Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны. Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческого существования — тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, был резко негативно встречен властями и официальной советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к Октябрьской революции и последующим изменениям в жизни страны. Книга вышла в свет сначала в Италии в 1957 году, а потом в Голландии и Великобритании. Издание книги привело к травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР.

Борис Пастернак выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа» ежегодно с 1946 по 1950 годы. В 1958 его кандидатуру вновь предложил прошлогодний нобелевский лауреат Альбер Камю, и 23 октября Пастернак стал вторым русским писателем, удостоенным этой премии. Писательская среда на родине поэта эту новость восприняла крайне негативно и уже 27 октября Пастернака единогласно исключили из Союза писателей СССР, одновременно с этим подав ходатайство лишить Пастернака советского гражданства. В СССР получение премии Пастернаком связывали только с его романом «Доктор Живаго». Развёрнутая против Пастернака массовая кампания вынудила его отказаться от Нобелевской премии.

В 1959 году у Пастернака обнаружили рак лёгких. Дмитрий Быков, написавший художественную биографию Пастернака, считает, что болезнь развилась на нервной почве во время травли, и возлагает на власти ответственность за смерть Бориса Леонидовича.

Негативное отношение советского официоза к Пастернаку постепенно менялось после его смерти. В 1988 году «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР в журнале «Новый мир». 9 декабря 1989 года диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта — Евгению Пастернаку. Первым решился массово познакомить советский народ с творчеством Пастернака режиссёр Эльдар Рязанов. В свою комедию «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» он включил стихотворение «Никого не будет в доме», преобразовав его в городской романс, исполнил который бард Сергей Никитин. Но стоит отметить, что в то время само упоминание стихов Пастернака было весьма смелым шагом.


Учащимся предлагается прослушать аудиозапись стихотворения «Никого не будет в доме» из кинофильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

Затем группа учащихся читают выбранные ими для заучивания наизусть стихотворения Б.Пастернака.


Сообщение 3 группы:

О Михаиле Шолохове написано очень много, но в советское время его фигура приукрашивалась, окружалась легендой. «Знаменитый писатель нашего времени», как назвал его Сталин в 1929 году после публикации первых книг «Тихого Дона», должен был соответствовать образу. Официальная советская наука нередко замалчивала многие из тех событий, свидетелем или участником которых был писатель, да и сам он, судя по воспоминаниям современников, не любил афишировать подробности своей жизни.

М. А. Шолохов родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вёшенской. При рождении получил фамилию — Кузнецов, т.к. появился на свет незаконнорожденным. Только после смерти официального мужа матери, которую выдали замуж против ее воли, в 1912 году родители мальчика смогли обвенчаться, и Михаил получил фамилию своего отца Шолохов.

Это было тревожное время: Первая мировая война, революционные события, гражданская война, военные действия между белоказаками и красными, разгул банды Махно, Верхнедонское восстание – события разворачивались на юге России и отражались на перипетиях судьбы Шолохова, т.к. семья часто оказывалась на линии фронта.

Волею судеб в 1922 году Шолохов оказывается в Москве. Находясь в постоянном поиске средств к существованию, начинает заниматься литературным творчеством. С осени 1923 года в комсомольской газете «Юношеская правда» (сейчас — это газета «Московский комсомолец») начинают публиковаться его первые фельетоны, а затем и рассказы, которые позднее были изданы отдельными сборниками.

В 1926 он вернулся на Дон. К этому времени работал над романом «Донщина» о походе генерала Корнилова на Петроград. «Донщина» легла в основу первых двух книг «Тихого Дона», опубликованного в 1928 году, романа, который пользовался оглушительным успехом у современников. Своеобразные обычаи самоуправления и поведения, особый быт, язык, привычки, отличавшие казачью вольницу, – подлинная область художественного исследования автора. Вскоре в печати была приостановлена третья книга «Тихого Дона», посвященная Вешенскому восстанию против расказачивания и созданию своеобразной республики на левом берегу Дона. Теперь Шолохова обвиняли уже в «белогвардейщине».

В начале 1930-х он оказался в районе «сплошной коллективизации», на его глазах погибала деревня, в запустение приходила когда-то богатейшая область. Письма Шолохова к Сталину изобиловали ужасами голодомора. Наряду с отчаянными протестами против коллективизации создает роман «Поднятая целина». Это роман в поддержку политики коллективизации на селе. Многие сцены романа не лишены двусмысленности: в них беспощадно изображалась борьба «на хлебном фронте», участь крестьянства.

С трудом продвигалась работа над заключительными частями романа «Тихий Дон». В конце 1930-х над Шолоховым нависла угроза ареста. В 1939 в творческой судьбе Шолохова совершается перелом: избежав ареста, к началу войны он прочно занимает положение одного из первых писателей советской страны.

Во время войны Шолохов работал военным корреспондентом и опубликовал несколько очерков, а также рассказ «Наука ненависти». Впоследствии Михаилом Шолоховым были опубликованы отрывки из так и незавершенного им романа под названием «Они сражались за Родину», посвященного отступлению советских войск в 1942 году на Дону. Роман этот Шолохов писал в три этапа, а незадолго до своей смерти сжег рукопись, поэтому напечатаны были лишь отдельные главы этого произведения. Тем не менее, данный роман в 1975 году экранизировал режиссёр Сергей Бондарчук, создав двухсерийный фильм, ставший одним из лучших кинофильмов советского кинематографа о войне.

Рассказ «Судьба человека» был опубликован в «Правде» в новогодних номерах 1957 г. В нем автор касался полузапретной темы – судьбы военнопленных, которые из немецких лагерей отправлялись в лагеря «родные». Андрей Соколов изображен в рассказе человеком, сохраняющим в плену «русское достоинство и гордость». Вернувшись домой, герой рассказа усыновляет мальчика – сироту войны.

Михаил Александрович Шолохов Нобелевскую премию по литературе получил в 1965 году за свой роман «Тихий Дон» и вошёл в историю как единственный советский писатель, получивший эту премию с согласия советского руководства. В дипломе лауреата значится «в знак признания художественной силы и честности, которые он проявил в своей донской эпопее об исторических фазах жизни русского народа».

Вручавший премию советскому писателю Густав Адольф VI назвал его «одним из самых выдающихся писателей нашего времени». Шолохов же королю, как это предписывали правила этикета, не поклонился. Некоторые источники утверждают, что сделал он это намеренно со словами: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом — пожалуйста, а перед королём не буду…»


Учащимся предлагается посмотреть кадры из к/ф «Судьба человека», реж. С.Бондарчука.


Сообщение 4 группы:

Эстетические взгляды Иосифа Бродского формировались в Ленинграде 1940—1950-х годов. Неоклассическая архитектура, сильно пострадавшая во время бомбёжек, бесконечные перспективы ленинградских окраин, вода, множественность отражений, — мотивы, связанные с этими впечатлениями его детства и юности, неизменно присутствуют в его творчестве.

14 февраля 1960 года состоялось первое крупное публичное выступление на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры. Чтение стихотворения «Еврейское кладбище» вызвало скандал. 29 ноября 1963 года в газете «Вечерний Ленинград» появилась статья «Окололитературный трутень». Авторы статьи клеймили Бродского за «паразитический образ жизни», т. к. поэт, не являющийся членом Союза писателей, не имел права создавать свои произведения, нигде при этом не состоя на государственной службе. Подлинной же причиной была эстетическая независимость писателя. Поводом же для начала обвинения, как считали близкие Бродскому люди, было стихотворение: «Еврейское кладбище около Ленинграда».

Бродский был приговорён к максимально возможному по указу о «тунеядстве» наказанию — пяти годам принудительного труда в отдалённой местности. Он был сослан в Архангельскую область. В интервью Волкову Бродский назвал это время самым счастливым в своей жизни. А сам журналист говорил: «Бродский был арестован и отправлен в ссылку 23-летним юношей, а вернулся 25-летним сложившимся поэтом». Суд над поэтом стал одним из факторов, приведших к возникновению правозащитного движения в СССР и к усилению внимания за рубежом к ситуации в области прав человека в СССР.

В 1966-67 годах в советской печати появилось всего 4 стихотворения поэта, после этого наступил период публичной немоты. Между тем это были годы, наполненные интенсивным поэтическим трудом. За рубежом стихотворения Бродского продолжают появляться как на русском языке, так и в переводах. В последующие 20 лет его произведения печатались только за границей. В 1972 году лишенный советского гражданства Бродский вылетел из Ленинграда по предписанному еврейской эмиграции маршруту: в Вену, Лондон, а затем США.

С этого момента закончивший в СССР неполные 8 классов средней школы Бродский ведет жизнь университетского преподавателя, занимая на протяжении последующих 24 лет профессорские должности в общей сложности в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском. Он преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха, выступал с лекциями и чтением стихов на международных литературных фестивалях и форумах, в библиотеках и университетах.

В США публикуются переводы его стихотворений, но новые книги стихов на русском выходят только с 1977 года. С 1972 года Бродский активно обращается к эссеистике. Стихи писал преимущественно на русском языке, эссеистику — на английском.

10 декабря 1987 Иосифу Броскому вручили Нобелевскую премию по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». Перестройка в СССР и совпавшее с ней по времени присуждение Бродскому Нобелевской премии прорвали плотину молчания на родине, и в скором времени публикации стихов и эссе Бродского хлынули потоком.


Группа учащихся читают выбранные ими для заучивания наизусть стихотворения И. Бродского.


Ведущий:

Итак, подводя итоги нашей читательской конференции






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!