СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательский портрет восьмиклассника

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приведены результаты исследования о читательских предпочтениях учащихся 8-х классов

Просмотр содержимого документа
«Читательский портрет восьмиклассника»

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОРТРЕТ ШКОЛЬНИКА


Время идет, меняются стандарты и предпочтения. С развитием техники молодёжь все больше и больше погружается в телефоны, планшеты и компьютеры. Как бы грустно это ни звучало, книги у многих уходят на второй план, а у кого-то и вовсе пылятся на полках, давно забытые.

Тема чтения подрастающего поколения очень популярна. Актуальность её состоит в том, что в настоящее время интерес молодёжи к чтению художественной литературы снижен. Это проблема государственного масштаба. Во все времена книгам придавали большое значение, так как они помогали молодым людям ориентироваться в быстро меняющемся, противоречивом мире. Восьмиклассницы нашей гимназии провели исследование, чтобы выявить читательский портрет восьмиклассника. Ребята решили выяснить, как относятся к чтению наши сверстники.

Гипотеза их исследования: в наше время, в век новых технологий школьники уделяют мало времени чтению художественной литературы.

Цель исследования: выявить, проанализировать и описать читательский портрет восьмиклассника.

Задачи исследования:

- изучить литературу по теме;

- разработать анкету «Читательский портрет восьмиклассника»;

- провести анкетирование и обработать данные;

- дать представление о специфике чтения восьмиклассников.

Была разработана анкета и проведено анкетирование. В нём приняло участие 89 человек – учащиеся восьмых классов нашей гимназии.

Всем участникам эксперимента была предложена анкета «Читательский портрет восьмиклассника», состоящая из 11 вопросов.

По результатам проведённого исследования сделаны следующие выводы:

1.Выявили, как часто ребята читают книги:

41% восьмиклассников часто читают книги, 48% редко читают и 11% не читают вообще (рис.1)


Рисунок 1. Результат опроса. Рисунок 2. Какую литературу предпочитают ребята


2. На вопрос «Что для вас чтение?» получили следующие результаты:

самообразование – 33%, удовольствие – 57%, неприятная необходимость – 9%.

3. Изучив ответы на третий вопрос: «Читаете ли вы книги помимо учебной программы?» -выяснили, что 65 человек читают книги помимо школьной программы, а 24 человека не читают.

4. На вопрос «Какую литературу вы предпочитаете?» получили следующие результаты: фантастику – 46 человек, историческую литературу – 11 человек, психологическую литературу -13 человек, детективы – 10 человек, журналы и газеты – 9 человек.

5. Было выявлено, что ребята больше любят читать зарубежную литературу – 56 человек, а 31 человек предпочитают отечественную литературу (рис.2)

6. Восьмиклассникам больше нравятся современные произведения – 68 человек, а классические произведения выбирают – 21 человек.

7. Восьмиклассники отдают большее предпочтение печатной версии книги, чем электронной. 21 человек выбирают электронную книгу, 68 – печатную книгу.

8. 19 человек посещают библиотеки, из них: школьную – 5 человек, городскую – 14 человек, у 31 восьмиклассника дома есть своя библиотека, а 41 человек не пользуются библиотеками (рис.6). Возникает вопрос: где они берут тогда книги? Ведь электронной версией пользуется только 21 человек? Напрашивается только один вывод: ребята не читают книги или читают очень редко.

9. Важно учесть, что на выбор читательского диапазона восьмиклассников никто не влияет. Они сами выбирают, какие книги читать, так ответили 74 человека, остальные выбирают по совету преподавателей – 4 человека, или по совету друзей – 11 человек.

Вывод: 48% опрошенных редко читают книги, но 33 % ребят считают, что чтение для них - это самообразование, а 57 % - что это удовольствие. Восьмиклассникам больше нравятся современные произведения. Ребята отдают большее предпочтение печатной версии книги, чем электронной.

В ходе опроса были получены некоторые пожелания. Восьмиклассники хотят, чтобы в школьной библиотеке было больше книг. Интересно, как обстоят дела в нашей школьной библиотеке?

Фонд библиотеки насчитывает 33550 тысяч экземпляров книг, из них 18139 –книжный фонд, 14888 – общее количество художественной литературы, 11934 – художественной литературы на русском языке, 2405 – художественной литературы на татарском языке, 549 - художественной литературы на английском языке, 2309- отраслевой (педагогической) литературы, 876 – методической литературы на русском языке, 210 – методической литературы на татарском языке, 215 – методической литературы на английском языке, 942 – справочной литературы, 15211 – учебной литературы, 34 – периодических изданий, 344 – электронных материалов.

Можно сделать вывод, что в нашей библиотеке достаточно много художественной литературы. Видимо, восьмиклассники просто об этом не знают.

Мы получили информацию о читательском портрете восьмиклассника гимназии №22, которую можно применить для дальнейшего изучения проблемы чтения. Восьмиклассник, он разный. Есть ребята, которые часто читают книги, получают от этого удовольствие, читают книги помимо школьной программы. А есть ребята, к сожалению, это почти третья часть, которые не любят читать и не читают вообще. Это проблема.

Гипотеза, что в наше время, в век новых технологий школьники уделяют мало времени чтению художественной литературы, подтвердилась.

Надо решать эту проблему. Предлагать разные идеи, чтобы заинтересовать ребят в чтении той или иной книги. Например, можно сделать рекламу по гимназии: яркие стенды, вывески, чтобы привлечь побольше заинтересованных читателей, сообщать о новинках литературы на сайте гимназии. На классном часе можно обсудить, какую книгу сейчас ребята читают, какую книгу читает сам учитель. Ведь мы об этом совсем не говорим. А жаль. Это было бы интересно и полезно.


Список литературы

  1. Новикова Т.А. Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе., [Текст] / Т.А. Новикова //Школьная библиотека №2 – 2003 г. – с.10-12

  2. Щеглов Н.П. Читательский интерес: как его развить? – Саратов, 2011. – 112с.

  3. Яблонская Ф.И. Читатель – подросток и его интересы. – М., 2010 г. – 220 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!