Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Степновская школа Первомайского района Республики Крым»
СОГЛАСОВАНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 2 от 24.08.2017 г. Руководитель МО Масюченко Т.Л. | СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета Протокол № 11 от 26.08.2017 г. Заместитель директора по УВР _______Головатая Г.Е. | «УТВЕРЖДЕНО» директор МБОУ Степновская школа __________Гниденко Т.В. Приказ № __174 от 31.08.2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
читательского клуба
по внеурочной деятельности «Читай-ка».
Направление «Общекультурное»
для 3 класса
составила
учитель Шведова Нина Ивановна
с. Степное
2017 г.
Данная программа составлена на основе требований ФГОС в части формирования читательского кругозора, составлена с учётом «Концепции духовно-нравственного развития воспитание личности гражданина России». Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Рассчитана на 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоении программы «Читай-ка» формируются следующие результаты:
Личностные:
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата план | Дата факт | Тема занятия | Возможные виды деятельности |
1. | 13.09 | | Литературная гостиная. Лето с героями любимых книг. Праздник книги.(вместе с родителями) | Слушание, игра, чтение, пересказ, рисунок. |
2 | 27.09 | | Конкурс рисунков по прочитанным книгам. | Защита работ |
3. | 11.10 | | Книжный дом. Путешествие в море книг. Встреча с ветеранами - читателями. | Сообщения детей, презентации |
4 | 25.10 | | Рассказы о природе М. Пришвина, К.Д. Ушинского, К.Г. Паустовского. | Чтение, слушание, обсуждение, рисунки природы |
5 | 08.11 | | Рассказы о природе М.М. Пришвина, К.Д.Ушинского, К.Г. Паустовского. | Чтение, слушание, обсуждение, рисунки природы |
6 | 22.11 | | Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?» | Слушание, чтение, просмотр презентаций |
7 | 06.12 | | Сказки (Устное народное творчество). Выступление в младшей группе. | Слушание, чтение, сценки. подарки малышам. |
8 | 20.12 | | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Слушание, чтение, сценки. |
9 | 24.01 | | «Волшебное кольцо». | Слушание, чтение, рисунки. |
10 | 07.02 | | Сочиняем сказки. Книжки-малышки для детей. | Проба пера, практическая работа. |
11 | 21.02 | | Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Конкурс чтецов. | Презентация, чтение. Сельская библиотека. |
12 | 07.03 | | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».Викторина. | Чтение, обсуждение, рисунки. |
13 | 21.03 | | И.А.Крылов Басни. «Мартышка и очки» «Ворона и лисица». Инсценирование басен в сельской библиотеке. | Круглый стол с читателями. |
14 | 04.04 | | Литературные сказки. А.Н.Толстой «Приключения Буратино» | Чтение, слушание, обсуждение. Рисунки. |
15 | 18.04 | | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» | Рисунки, презентации. |
16 | 02.05 | | В мире поэзии. Конкурс стихотворений (родители и дети) | Слушание, награждения. |
17 | 16.05 | | Мое любимое произведение. КВН ( по страницам любимых книг). | Просмотр презентации |
Программа «Читай-ка»- это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы проведения занятий:
Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности:
* игровая,
* творческая,
* исследовательская,
* проектная.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы:
* коллективные творческие дела,
* выставки,
* конкурсы,
* викторины,
* праздники,
* устные журналы,
* встречи с интересными людьми.
* практикумы
* творческая работа
* посещение и чтение книг школьной и сельской библиотек
Занятия «Читательского клуба» спланированы с позиции личностно-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода. Они проходят в форме экскурсий в библиотеку, научного исследования, защиты проекта, игры-викторины, поэтической гостиной… детям доступны все виды внеурочной деятельности (игровая и познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество).
На заседаниях клуба дети имеют возможность развивать коммуникативную компетентность, при этом передача и получение знаний становятся средством (содержанием) общения.
Задание «выбрать и прочитать любую книгу из списка» мотивирует обучающегося к новой для него деятельности: знать книги и уметь их самостоятельно выбрать. Экскурсии, практические занятия, викторины, конечно, проводятся в библиотечном зале. Задания мотивируют детей на работу с текстом, на разрешение «затруднительных», проблемных вопросов.
«Читательский клуб» как форма организации внеурочной деятельности школьников имеет большие педагогические возможности. Это форма организации досуга, в рамках которой формируется потребность в культурных формах организации отдыха, снимаются личностные напряжения, удовлетворяются эмоциональные и информационно-познавательные потребности. Школьники включаются в разнообразную деятельность, направленную на становление личностных компетенций и удовлетворение социальных потребностей – потребность в общении, потребность в самореализации и потребность в самоутверждении.