СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Чрезвычайные ситуации техногенного характера»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока – урок открытия новых знаний. Данный урок является первым в разделе «ЧС техногенного характера».

Цель урока: изучить ЧС техногенного характера, определить их виды, причины и последствия. Развивать умение  слушать, сравнивать и выделять главное.Научиться оформлять свои мысли в устной форме. Уметь ориентироваться в своей системе знаний;

 

Просмотр содержимого документа
««Чрезвычайные ситуации техногенного характера»»

УРОК ОБЖ 8 КЛАСС

«Чрезвычайные ситуации техногенного характера»


Тип урока: урок изучения новых знаний

Оборудование: тетрадь, учебник ОБЖ 8 класс М, 2014. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, рабочая тетрадь к учебнику, презентация, ноутбук, проектор, видео физкультминутки.

Время 45 мин


Ход урока

Учитель:

- Добрый день, ребята! Давайте друг с другом поздороваемся!

- Улыбнитесь друг другу;

- Пожелайте друг другу удачи мысленно


Организационный момент:

Пусть сегодня для нас всех, на урок придет успех!

Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!

Пожелаем всем удачи, и успешности в придачу!



Актуализация знаний учащихся

Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства, развивает экономику. Все это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергии, которые совершает человек.

Ребята прошу обратить ваше внимание на экран

Вы сейчас просмотрите видеофильм



Попробуйте пожалуйста сформулировать тему нашего урока.

(презентация)

Тема: Классификация ЧС Техногенного характера.





«Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как её преодолеть»»

Скажите пожалуйста как вы думаете что мы должны будем сегодня изучить?

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения;

Задачи

  • дать общее представление о классификации чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

  • воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • развитие эмоционально-волевых качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.


Сегодня мы с вами переходим к изучению новой главы, которая называется «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия», рассмотрим тему «Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера».

Человечество столкнулось с чрезвычайными ситуациями техногенного характера значительно позже, чем с чрезвычайными ситуациями природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека. Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства, развивает экономику. Все это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергии и веществ, которые совершает человек. В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера (аварии и катастрофы), которые и являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Таким образом, с развитием техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия - чрезвычайные ситуации техногенного характера - аварии и катастрофы на объектах экономики.


Мы с вами уже знаем определение чрезвычайной ситуации, Соня пожалуйста…..

Так вот Чрезвычайная ситуация техногенного характера - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или опасного техногенного происшествия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Авария - это чрезвычайное событие техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технического устройства или сооружения во время его работы.

Катастрофа – это авария, которая повлекла за собой человеческие жертвы.

Дома запишите эти определения в словарик терминов и запомните их (стр. 97)


В настоящее время опасность техносферы для населения и окружающей природной среды обусловливается наличием в промышленности и энергетике большого количества радиационно, химически, и взрывопожароопасных производств и технологий. Существует большое количество объектов экономики, на которых могут возникнуть чрезвычайные ситуации техногенного характера.


К таким объектам относятся:

  • Радиационно опасные объекты

  • Химически опасные объекты

  • Взрывопожароопасные объекты

  • Газо- и нефтепроводы

  • Транспорт

  • Гидротехнические сооружения

  • Объекты коммунального хозяйства.

А что же является причиной возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера?

(Возникают они в процессе хозяйственной деятельности человека, и обусловлены человеческим фактором, который связан с нарушением технологической и трудовой дисциплины, низким профессиональным уровнем работающего персонала). Существенное влияние на возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера также оказывает несовершенство и устарелость производственных технологий.


В начале урока мы определили, что сегодня на уроке научимся классифицировать ЧС техногенного характера. 

На столах у вас лежит дополнительный материал, с помощью него мы с вами и будем составлять кластер (Приложение 2)  «ЧС техногенного характера»

Ребята все ЧС техногенного характера классифицируют по трем основным принципам:

масштабу распространения, темпу развития, по происхождению

В процессе работы, комментировать каждую ЧС

При классификации чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения следует учитывать не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и ВОЗМОЖНЫЕ ее косвенные последствия. К ним относятся тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других существенных связей, действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во внимание тяжесть последствий, которая и при небольшой площади ЧС может быть огромной и трагичной.

Локальные (частные) чрезвычайные ситуации не выходят территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы или квартиры. К локальным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

Ликвидация региональной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн., минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы двух субъектов Российской Федерации.

Ликвидация федеральной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Войска гражданской обороны Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Классификация ЧС по масштабу

п/п

Наименование ЧС

Число пострадавших

Территориальный признак

1

Локальная (объектовая)

До 4

Территория объекта

2

Местная

5-10

Территория города, района, поселка

3

Территориальная

11-100

Область или несколько районов

4

Региональная

11-100

Территория 2х-3х субъектов РФ

5

Федеральная

Свыше 100

Территория 4х и более субъектов РФ

6

Трансграничная (Глобальная)

Свыше 100

За пределы одного государства


Классификация чрезвычайных ситуаций по темпу развития

Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события и характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. С этой точки зрения такие события можно подразделить на:

  • внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т.д.);

  • стремительные (пожары, выброс газообразных сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель и др.)

  • умеренные (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах, извержения вулканов, половодья и пр.);

  • плавные (аварии на очистных сооружениях, засухи, эпидемии, экологические отклонения и т.п.). Плавные (медленные) чрезвычайные ситуации могут длиться многие месяцы и годы, например, последствия антропогенной деятельности в зоне Аральского моря.

Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению

Чрезвычайные ситуации по происхождению бывают:

  1. Транспортные аварии (катастрофы):

    • товарных поездов;

    • пассажирских поездов;

    • речных и морских грузовых судов;

    • на магистральных трубопроводах и др.

  2. Пожары, взрывы, угроза взрывов:

    • пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;

    • пожары (взрывы) на транспорте;

    • пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально - бытового, культурного значения и др.

  3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):

    • аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, переработке иди хранении (захоронении);

    • утрата источников ХОВ;

    • аварии с химическими боеприпасами и др.

  4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ:

    • аварии на атомных станциях;

    • аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками;

    • аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;

    • утрата радиоактивных источников и др.

  5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):

    • аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях;

    • утрата БОВ и др.

  6. Внезапное обрушение зданий, сооружений:

    • обрушение элементов транспортных коммуникаций;

    • обрушение производственных зданий и сооружений;

    • обрушение зданий и сооружений жилого, социально - бытового и культурного значения.

  7. Аварии на электроэнергетических системах:

    • аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;

    • выход из строя транспортных электроконтактных сетей и др.

  8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения:

    • аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;

    • aварии на тепловых сетях в холодное время года;

    • аварии в системах снабжения населения питьевой водой;

    • аварии на коммунальных газопроводах.

  9. Аварии на очистных сооружениях:

    • аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;

    • аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

  10. Гидродинамические аварии:

    • прорывы плотин (дамб, шлюзов и др.) с образованием волн прорыва и катастрофическим затопление.

Человек для удовлетворения своих потребностей будет развивать и совершенствовать техносферу, но одновременно с этим ему необходимо будет позаботиться о том, чтобы снизить фактор риска возникновения техногенных аварий и катастроф и их отрицательных последствий на безопасность личности, общества и государства. Для этого прежде всего необходимо будет снизить уровень отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности. Этого возможно достичь только за счет значительного поднятия уровня общей культуры всего населения в области безопасности.

Уровень общей культуры населения в области безопасности должен соответствовать сложности производства и уровню современных технологий, применяемых во всех отраслях экономики. При этом рост общей культуры в области безопасности должен опережать внедрение новых технологий в производство.

Поднятию общего уровня культуры в области безопасности будет во многом способствовать воспитание в каждом человеке таких жизненно необходимых качеств, как:

  • высокая ответственность и исполнительность при выполнении любого рода работ;

  • постоянное стремление в повышении уровня своих знаний об окружающем мире и профессиональных качеств;

  • выработка твердых убеждений в необходимости соблюдения существующих норм и правил при эксплуатации любых машин и механизмов, значение норм и правил безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Все эти качества должны формироваться со школьной скамьи.


Ребята, возможно ли свести возникновение аварий и катастроф к минимуму? (да возможно, потому, что они происходят из-за деятельности человека)

Чтобы снизить уровень отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности, необходимо поднимать уровень культуры всего населения в области безопасности. 

Приступаем к разгадыванию филворда. Обратите ваше внимание на экран пожалуйста. Здесь зашифрованы качества которыми должен обладать человек в области культуры безопасности.

(дети должны назвать пять качеств)

Приступаем к обсуждению. Какой вывод мы можем сделать? (Чем выше уровень культуры человека, тем меньше аварий на производстве может случиться)

V. Проверка усвоения изучаемого материала (5 мин) Индивидуальные задания (ситуационные задачи)

1. Определение типа ЧС в зависимости от ситуации.(3 мин)

А сейчас  предлагаю  поработать в группах (раздать задания для групп) 

  Вам даны ситуации. Необходимо определить тип ЧС по трем факторам/ (масштаб, темп развития, происхождение)

1 . Авария на хладокомбинате привела к утеч­ке аммиака. Управление по делам ГО ЧС города передало сообщение об эвакуации населения, проживающего вблизи хладокомбината.

(авария на ХОО, стремительная, местная)

2. В результате аварии на очистном сооруже­нии в городской водопровод попало значительное количество хлора. Возникла угроза массового по­ражения населения.

(авария в коммунальных системах, местная, умеренная)

3. Из-за взрыва бытового газа обрушилась часть жилого дома, погибли жильцы, многие были ранены, несколько человек оказались заблокиро­ваны в магазине подвального помещения.

(локальная, внезапная, обрушение здания)

4. После прорыва дамбы мощные потоки воды полностью уничтожили постройки трех населен­ных пунктов  Оренбургской области. Есть человеческие жертвы, затоп­лены поля с сельскохозяйственными посевами, погибло много скота.

(региональная, стремительная, гидродинамическая авария)

5.  11 марта в Японии в результате цунами и землетрясения была повреждена Атомная Электростанция  Фукусима. В результате сбоя работы охлаждающей системы  12 марта произошел мощнейший взрыв с выбросом радиации, есть угроза соседним странам.

(глобальная, авария на радиационно-опасном объекте, умеренная)

6.  В результате взрыва отопительного котла прекратила работу газовая котельная. Перестало поступать тепло в город.

(внезапная, авария в коммунальных сетях, местная) 

Обсуждение работы в группах, заслушиваем ответы, все внимательно слушаем, если необходимо исправляем ошибки.

. Закрепление.

Определите виды аварий и катастроф. Запишите в таблицу варианты ответов.









Ф.И.О.___________________________________________________


п/п

Виды аварий и катастроф

Номера рисунков

Транспортные аварии



Пожары, взрывы, угроза взрывов



Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ)


Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ


Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ)


Внезапное обрушение зданий, сооружений



Аварии на электроэнергетических системах


Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения


Аварии на очистных сооружениях



Гидродинамические аварии












VI. Оценивание (2 мин)

За работу на уроке оценки следующие…..

(1 мин) Откройте дневники записываем домашнее задание.  Стр.102  учебника с помощью интернета  ее необходимо заполнить. И выучить классификацию ЧС техногенного характера Есть вопросы по д/з.

VII. Рефлексия(2 мин)

Ну а сейчас я вам предлагаю заполнить анкету

(приложение4).

Можете ее не подписывать. Ваша задача честно ответить на вопросы



2. Авария – это ЧС
  а) возникающая по техническим причинам, а также из-за случайных  внешних воздействий на промышленном предприятии;

б) связанная с угрозой выброса опасного вещества;

в) повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб.

3. Чем отличается катастрофа от аварии:
  а) наличием человеческих жертв, значительным ущербом;

б) воздействием поражающих факторов на людей;

в) воздействием на природную среду.

4. По масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации техногенного характера не бывают:

а) локальными (объектовыми); б) местными; в) районными;

г) территориальными; д) региональными; е) федеральными.

5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера классифицируют по основным принципам:

а) по причине возникновения;
  б) по темпу развития;

в) по способу реагирования.

Классификация ЧС техногенного характера по происхождению

На химически опасных объектах

На радиационно опасных объектах

На транспорте

На гидродинамических объектах

На комунальных системах

Пожары и взрывы

По темпу развития

-внезапные 

-стремительные 

-умеренные 

-плавные

Приложение 4














Ситуационные задачи (работа в группах)

       1 . Авария на хладокомбинате привела к утеч­ке аммиака. Управление по делам ГО ЧС города передало сообщение об эвакуации населения, проживающего вблизи хладокомбината.


2. В результате аварии на очистном сооруже­нии в городской водопровод попало значительное количество хлора. Возникла угроза массового по­ражения населения.


3. Из-за взрыва бытового газа обрушилась часть жилого дома, погибли жильцы, многие были ранены, несколько человек оказались заблокиро­ваны в магазине подвального помещения.


4. После прорыва дамбы мощные потоки воды полностью уничтожили постройки трех населен­ных пунктов  Оренбургской области. Есть человеческие жертвы, затоп­лены поля с сельскохозяйственными посевами, погибло много скота.


5.  11 марта в Японии в результате цунами и землетрясения была повреждена Атомная Электростанция  Фукусима-1. В результате сбоя работы охлаждающей системы, 12 марта произошел мощнейший взрыв с выбросом радиации, есть угроза соседним странам.


6.  В результате взрыва отопительного котла прекратила работу газовая котельная. Перестало поступать тепло в город.





Анкета (нужное подчеркнуть)


Ф.И.О.____________________________________

1.На уроке я работал активно/ пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.За урок я не устал / устал

4.Материал урока мне был

понятен / не понятен

интересен / скучен

полезен / бесполезен

  5.Д/з мне кажется лёгким / трудным

интересно / не интересно

  6.Моё настроение стало лучше / стало хуже








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!