СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения.»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Карасукский политехнический лицей». Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения. Козлов Олег Александрович преподаватель БЖД

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Карасукский политехнический лицей».

Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения.

Козлов Олег Александрович

преподаватель БЖД

Потенциальные опасности, угрожающие жизни и здоровью человека, существовали всегда. Но к началу третьего тысячелетия экономический и социальный ущерб от техногенных ЧС стал при­обретать огромные масштабы.

Потенциальные опасности, угрожающие жизни и здоровью человека, существовали всегда. Но к началу третьего тысячелетия экономический и социальный ущерб от техногенных ЧС стал при­обретать огромные масштабы.

Общая характеристика и классификация. Чрезвычайные ситуа­ции техногенного происхождения связаны с производственной деятельностью человека. К техногенным ЧС, вызываю­щим загрязнение окружающей среды, относятся аварии на про­мышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, химически и биологически опасных веществ.

К авариям с выбросом радиоактивных веществ относятся аварии, происходящие на атомных станциях, ядерных установках исследовательских центров, атомных судах. В результа­те таких аварий может возникнуть сильное радиоактивное загряз­нение местности или акватории.

Аварии с выбросом химически опасных ве­ществ случаются на химически опасных объектах, а также на базах и складах временного хранения боевых химических отравляющих веществ. В результате происхо­дит химическое загрязнение территорий за пределами их санитарно-защитных зон, заражение персонала и насе­ления.

К авариям с выбросом биологически опас­ных веществ относят аварии, повлекшие заражение тер­ритории биологически веществами при выбросе их про­изводственными предприятиями и исследовательскими учрежде­ниями.

К ЧС без загрязнения окружающей среды относят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушениями зданий, нарушением систем жизнеобеспечения, разрушени­ем гидротехнических систем, нарушением транспортных комму­никаций.

Чрезвычайные ситуа­ции техногенного происхождения Аварии на транспорте Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах Аварии на радиационно-опасных объектах Аварии на гидротехнических сооружениях Аварии на химически-опасных объектах Аварии на объектах коммунального хозяйства

Чрезвычайные ситуа­ции техногенного происхождения

Аварии на транспорте

Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах

Аварии на радиационно-опасных объектах

Аварии на гидротехнических сооружениях

Аварии на химически-опасных объектах

Аварии на объектах коммунального хозяйства

Причины возникновения чрезвычайных ситуа­ций техногенного характера. Постоянное усложнение производства Выброс в атмосферу токсичных веществ Износ систем контроля и предупреждения ЧС Несвоевременный, некачественный ремонт производственного оборудования Значительный износ производственного оборудования Нарушение технологической дисциплины Недостаточный надзор за состоянием трубопроводов ЧС техногенного характера Локальные конфликты, террористические акты, стихийные бедствия Слабая роль органов контроля и управления Недостаточный уровень правовой и экологической культуры Слабая оснащенность средствами предупреждения аварий Большая концентрация энергетических мощностей на малых площадях Недостаточный надзор за пожарным состоянием сооружений

Причины возникновения чрезвычайных ситуа­ций техногенного характера.

Постоянное усложнение производства

Выброс в атмосферу токсичных веществ

Износ систем контроля и предупреждения ЧС

Несвоевременный, некачественный ремонт производственного оборудования

Значительный износ производственного оборудования

Нарушение технологической дисциплины

Недостаточный надзор за состоянием трубопроводов

ЧС техногенного характера

Локальные конфликты, террористические акты, стихийные бедствия

Слабая роль органов контроля и управления

Недостаточный уровень правовой и экологической культуры

Слабая оснащенность средствами предупреждения аварий

Большая концентрация энергетических мощностей на малых площадях

Недостаточный надзор за пожарным состоянием сооружений

Аварии на радиационно опасных объектах.  В настоящее время практически в любой отрасли хозяйства и науки использу­ются радиоактивные вещества и источники ионизирующих излу­чений. Атомная наука и техника имеют большое значение для раз­вития экономики, но вместе с тем представляют и большую опас­ность для людей и окружающей среды. К авариям, сопровождающимся выбросом радиоактивных веществ, относят прежде всего аварии на атом­ных электростанциях. Они нередко происходят с разруше­нием производственных сооружений и радиоактивным загрязне­нием территории за её пределами. Бывают аварии с радиоактивным загрязнением территории в пре­делах атом­ных электростанций, а также с утечкой радиоактивных веществ в пределах производственных помещений атомной электростан­ции.

Аварии на радиационно опасных объектах. 

В настоящее время практически в любой отрасли хозяйства и науки использу­ются радиоактивные вещества и источники ионизирующих излу­чений. Атомная наука и техника имеют большое значение для раз­вития экономики, но вместе с тем представляют и большую опас­ность для людей и окружающей среды. К авариям, сопровождающимся выбросом радиоактивных веществ, относят прежде всего аварии на атом­ных электростанциях. Они нередко происходят с разруше­нием производственных сооружений и радиоактивным загрязне­нием территории

за её пределами. Бывают

аварии с радиоактивным

загрязнением территории

в пре­делах атом­ных

электростанций, а также

с утечкой радиоактивных

веществ в пределах

производственных

помещений атомной

электростан­ции.

На предприятиях ядерно-топливного цикла бывают утечки ра­диоактивных газов. На атомных судах случаются аварии с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной террито­рии. Аварии на ядерных установках  инженерно-исследовательских центров могут привести к с радиоактивному загрязнению произ­водственных помещений, а также территории. Возможны аварийные ситу­ации во время промышленных и испытательных взрывов, сопро­вождающиеся сверхнормативными выбросами радиоактивных ве­ществ в окружающую среду. Загрязнения местности радиоактивными веществами возможны при авариях на транспорте,  перевозящем радиоактивные препараты. Степень опасности и масштабы таких аварий определяются количеством и активностью выброшенных радиоактивных веществ, а также энергией и качеством излучений. Радиационное воздействие на персонал и население в зоне радиоактивного загрязнения характеризуется ве­личинами доз внешнего и внутреннего облучения людей.

На предприятиях ядерно-топливного цикла бывают утечки ра­диоактивных газов. На атомных судах случаются аварии с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной террито­рии. Аварии на ядерных установках 

инженерно-исследовательских центров могут привести к с радиоактивному загрязнению произ­водственных помещений, а также территории. Возможны аварийные ситу­ации во время промышленных и испытательных взрывов, сопро­вождающиеся сверхнормативными выбросами радиоактивных ве­ществ в окружающую среду. Загрязнения местности радиоактивными веществами

возможны при авариях на транспорте, 

перевозящем радиоактивные препараты. Степень опасности и масштабы таких аварий определяются количеством и активностью выброшенных радиоактивных веществ, а также энергией и качеством излучений. Радиационное воздействие на персонал и население в зоне радиоактивного загрязнения характеризуется ве­личинами доз внешнего и внутреннего облучения людей.

Аварии на химически опасных объектах.  Это объекты народного хозяйства, производящие, хранящие или использую­щие аварийно-химические опасные вещества. К химически опасным объектам от­носятся: предприятия химической, нефтеперерабатывающей промыш­ленности; предприятия пищевой, мясомолочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак; водоочистные и другие очистные сооружения, использующие и качестве дезинфицирующего вещества хлор; железнодорожные станции, имеющие пути отстоя подвижного состава с сильно действующими ядовитыми веществами; железнодорожные станции выгрузки и погрузки сильно действующих ядовитых веществ; склады и базы с запасом ядохимикатов и других веществ для дезинфекции и дератизации. Химически опасными веществами называются токсичные хими­ческие вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве. Они при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, живот­ных и растений.

Аварии на химически опасных объектах. 

Это объекты народного хозяйства, производящие, хранящие или использую­щие аварийно-химические опасные вещества.

К химически опасным объектам от­носятся:

предприятия химической, нефтеперерабатывающей промыш­ленности;

предприятия пищевой, мясомолочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак;

водоочистные и другие очистные сооружения, использующие и качестве дезинфицирующего вещества хлор;

железнодорожные станции, имеющие пути отстоя подвижного состава с сильно действующими ядовитыми веществами;

железнодорожные станции выгрузки и погрузки сильно действующих ядовитых веществ;

склады и базы с запасом ядохимикатов и других веществ для дезинфекции и дератизации.

Химически опасными веществами называются токсичные хими­ческие вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве. Они при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, живот­ных и растений.

Наиболее распространенные химически опасные вещества — хлор, ам­миак, сероводород, синильная кислота, фосген и др. Основными путями проникновения химически опасных веществ внутрь организма являются органы дыхания и кожа. Это может привести к потере работоспособности и даже гибели человека. Важнейшей ха­рактеристикой химически опасных веществ является токсичность. Токсичностью называют степень ядовитости вещества.

Наиболее распространенные химически опасные вещества — хлор, ам­миак, сероводород, синильная кислота, фосген и др. Основными путями проникновения химически опасных веществ внутрь организма являются органы дыхания и кожа. Это может привести к потере работоспособности и даже гибели человека. Важнейшей ха­рактеристикой химически опасных веществ является токсичность. Токсичностью называют степень ядовитости вещества.

Аварии на объектах коммунального хозяйства.  Наиболее распространенными являются аварии в системах водоснабжения, канализации, газо-, энерго- и теплоснабжения. К нарушениям в рабо­те жизненно важных инженерных систем и аварийным ситуациям нередко приводят стихийные бедствия. Коммунальные службы не всегда готовы противостоять сильным морозам. Большое количество жилых домов, школ, больниц, детских садов остаются без тепла и света. Важной причиной не­достаточной готовности, помимо устаревшей материально-техни­ческой базы, является нехватка финансовых средств.

Аварии на объектах коммунального хозяйства. 

Наиболее распространенными являются аварии в системах водоснабжения, канализации, газо-, энерго- и теплоснабжения. К нарушениям в рабо­те жизненно важных инженерных систем и аварийным ситуациям нередко приводят стихийные бедствия. Коммунальные службы не всегда готовы противостоять сильным морозам. Большое количество жилых домов, школ, больниц, детских садов остаются без тепла и света. Важной причиной не­достаточной готовности, помимо устаревшей материально-техни­ческой базы, является нехватка финансовых средств.

Аварии на транспорте.  Сегодня любой вид транспорта представ­ляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновре­менно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека. Транспортной аварией называют аварию на транспорте, повлекшую за собой ги­бель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреж­дений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно транспортные аварии раз­личают по видам транспорта: железнодорожная авария, авиационная катастрофа, дорожно-транспортное происшествие, аварии на водном транспорте, авария на магистральном трубопроводе. Поражающие факторы, сопровождающие все транспортные аварии, зависят от вида транспорта, и от вида транспортиру­емого груза.

Аварии на транспорте. 

Сегодня любой вид транспорта представ­ляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновре­менно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека. Транспортной аварией называют аварию на транспорте, повлекшую за собой ги­бель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреж­дений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.

Обычно транспортные аварии раз­личают по видам транспорта:

  • железнодорожная авария,
  • авиационная катастрофа,
  • дорожно-транспортное происшествие,
  • аварии на водном транспорте,
  • авария на магистральном трубопроводе.

Поражающие факторы, сопровождающие все транспортные аварии, зависят от вида транспорта, и от вида транспортиру­емого груза.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорож­ном транспорте являются: повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений; выход из строя средств сигнализации и блокировки; сход подвижного состава с рельсов; столкновения; невнимательность и халатность машинистов; пожары и взрывы непосредственно в вагонах; наезды на препятствия на переездах; изношенность технических средств; поломки подвижного состава; неисправности пути; ошибки диспетчеров.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорож­ном транспорте являются:

  • повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;
  • выход из строя средств сигнализации и блокировки;
  • сход подвижного состава с рельсов; столкновения;
  • невнимательность и халатность машинистов;
  • пожары и взрывы непосредственно в вагонах;
  • наезды на препятствия на переездах;
  • изношенность технических

средств;

  • поломки подвижного состава;
  • неисправности пути;
  • ошибки диспетчеров.
В гражданской авиации также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов. Среди причин авиакатастроф выде­ляют  не  только человеческий  фактор но и ряд других, связанных с  деятельностью служб обеспечивающих и организующих выполнение полётов.  Ошибки и нарушения личного  состава связаны как с недостатками в  организации летной работы, так и в организации технической  эксплуатации и  обслуживания. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров, погодные условия. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

В гражданской авиации также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов.

Среди причин авиакатастроф

выде­ляют не  только человеческий  фактор но и ряд других, связанных с 

деятельностью служб обеспечивающих и организующих выполнение полётов. 

Ошибки и нарушения личного  состава связаны как с недостатками в 

организации летной работы, так и в организации технической  эксплуатации и 

обслуживания. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров, погодные условия. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте. Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли четыре и более человек. Причины автомобильных катастроф. На первом месте много лет стоит неудовлетворительное техническое состояние дорог и автомобилей; нарушения водителями правил дорожного движения;

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте. Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли четыре и более человек.

Причины автомобильных катастроф. На первом месте много лет стоит неудовлетворительное техническое состояние дорог и автомобилей;

нарушения водителями правил дорожного движения;

В последние годы участились кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте. Основные причины этих аварий связаны с нарушениями правил судовождения, пожар­ной безопасности, технической эксплуатации, ошибками ка­питанов, лоцманов и членов экипажа, а также с износом мате­риальной части и оборудования судов, портов и других объек­тов морских и речных пароходств. Немаловажное значение имеют погодные и климатические условия. Большое влияние на аварийность оказывают ошибки при проектировании и строительстве судов, столкновения и опрокидывания судов, посадка их на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное размещение и плохое закреп­ление грузов.

В последние годы участились

кораблекрушения и аварийные

происшествия на водном транспорте. Основные причины этих аварий связаны с нарушениями правил судовождения,

пожар­ной безопасности,

технической эксплуатации,

ошибками ка­питанов, лоцманов и

членов экипажа, а также с износом

мате­риальной части и оборудования

судов, портов и других объек­тов

морских и речных пароходств. Немаловажное значение имеют погодные и климатические условия. Большое влияние на аварийность оказывают ошибки

при проектировании и строительстве судов, столкновения и опрокидывания судов, посадка их на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное размещение и плохое закреп­ление грузов.

Самым распространенным способом транспортирования нефтепродуктов является трубопроводный. Основными причина­ми аварий на трубопроводах являются изношенность труб, отсут­ствие должного технического контроля за состоянием магистраль­ных трубопроводов, интенсификация экспортных поставок и по­ставок внутри страны по трубопроводам, сроки эксплуатации ко­торых достигли 35 — 40 лет.

Самым распространенным способом транспортирования нефтепродуктов является трубопроводный. Основными причина­ми аварий на трубопроводах являются изношенность труб,

отсут­ствие должного

технического контроля за

состоянием магистраль­ных

трубопроводов, интенсификация

экспортных поставок и по­ставок

внутри страны по трубопроводам,

сроки эксплуатации ко­торых

достигли 35 — 40 лет.

Аварии на гидротехнических сооружениях.  Гидротехнические сооружения — это объекты, создаваемые с целью использова­ния кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в технологических процессах, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и ороше­ния, рыбозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлю­зы). Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен.  Плотина — сооружение, тоже создаю­щее напор воды, но почти с постоянным ее стоком.  Гидроузел представляет собой систему сооружений и водохранилища, свя­занные единым режимом водоперетока.

Аварии на гидротехнических сооружениях. 

Гидротехнические сооружения — это объекты, создаваемые с целью использова­ния кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в технологических процессах, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и ороше­ния, рыбозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлю­зы).

Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. 

Плотина — сооружение, тоже создаю­щее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. 

Гидроузел представляет собой систему сооружений и водохранилища, свя­занные единым режимом водоперетока.

Весьма опасно разруше­ние плотин. Прорыв может произойти из-за землетрясения, урагана, обвала, оползня, конструктивных дефектов, нарушения правил эксплу­атации, воздействия паводков, разрушения основания, недоста­точности водосбросов, а в военное время — в результате воздей­ствия средств поражения. При прорыве в плотине образуется проран, от размеров которого зависят объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва — основного поражающего фактора этого вида аварий. Разрушительное действие волны прорыва заключается в движении больших масс воды с высокой скоростью. Высота и ско­рость волны прорыва зависят от гидрологических и топографи­ческих условий реки. Причины крупных аварий гидротехнических сооружений раз­личны: разрушение основания; недостаточность водосброса; слабость конструкции; неравномерная осадка; высокое давление на плотину; военные действия; оползание откосов; дефекты материала; неправильная эксплуатация; Землетрясения.

Весьма опасно разруше­ние плотин. Прорыв может произойти из-за землетрясения, урагана, обвала, оползня, конструктивных дефектов, нарушения правил эксплу­атации, воздействия паводков, разрушения основания, недоста­точности водосбросов, а в военное время — в результате воздей­ствия средств поражения. При прорыве в плотине образуется проран, от размеров которого зависят объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва — основного поражающего фактора этого вида аварий.

Разрушительное действие волны прорыва заключается в движении больших масс воды с высокой скоростью. Высота и ско­рость волны прорыва зависят от гидрологических и топографи­ческих условий реки.

Причины крупных аварий гидротехнических сооружений раз­личны:

  • разрушение основания;
  • недостаточность водосброса;
  • слабость конструкции;
  • неравномерная осадка;
  • высокое давление на плотину;
  • военные действия;
  • оползание откосов;
  • дефекты материала;
  • неправильная эксплуатация;
  • Землетрясения.
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Пожа­ро- и взрывоопасные объекты — это предприятия, на которых про­изводятся, хранятся, транспортируются вещества и материалы, способные при определенных условиях к возгоранию или взрыву. Характер пожаров на предприятиях зависит от того, какие го­рючие вещества и материалы перерабатываются, транспортиру­ются или хранятся в отдельных зданиях и помещениях. В соответствии с нормами технологиче­ского проектирования помещения по взрывопожарной и пожарной опасности разделяют на пять категорий. К категориям А и Б (взрывопожароопасным) относятся: 1) горючие газы; 2) легковоспламеняющиеся жидкости; 3) вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом; 4) горючие пыли и волокна, легко воспламеняющиеся жидко­сти с температурой вспышки более 28 °С; 5) горючие жидкости; 6) паровоздушные смеси, при воспламенении которых разви­вается избыточное давление в помещении, превышающее 5 кПа.

Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.

Пожа­ро- и взрывоопасные объекты — это предприятия, на которых про­изводятся, хранятся, транспортируются вещества и материалы, способные при определенных условиях к возгоранию или взрыву. Характер пожаров на предприятиях зависит от того, какие го­рючие вещества и материалы перерабатываются, транспортиру­ются или хранятся в отдельных зданиях и помещениях.

В соответствии с нормами технологиче­ского проектирования помещения по взрывопожарной и пожарной опасности разделяют на пять категорий.

К категориям А и Б (взрывопожароопасным) относятся:

1) горючие газы;

2) легковоспламеняющиеся жидкости;

3) вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом;

4) горючие пыли и волокна, легко воспламеняющиеся жидко­сти с температурой вспышки более 28 °С;

5) горючие жидкости;

6) паровоздушные смеси, при воспламенении которых разви­вается избыточное давление в помещении, превышающее 5 кПа.

В категории В, Г, Д (пожароопасные) входят: 1)горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом или друг с другом гореть, не взрываясь; 2)негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых со­провождается выделением лучистой теплоты, искр и пламени; 3)горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжи­гаются или утилизируются в качестве топлива; 4)негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.

В категории В, Г, Д (пожароопасные) входят:

1)горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом или друг с другом гореть, не взрываясь;

2)негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых со­провождается выделением лучистой теплоты, искр и пламени;

3)горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжи­гаются или утилизируются в качестве топлива;

4)негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.

Источники. https://infopedia.su/3x98fb.html https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-51622

Источники.

https://infopedia.su/3x98fb.html

https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-51622


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!