Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Карасукский политехнический лицей».
Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения.
Козлов Олег Александрович
преподаватель БЖД
Потенциальные опасности, угрожающие жизни и здоровью человека, существовали всегда. Но к началу третьего тысячелетия экономический и социальный ущерб от техногенных ЧС стал приобретать огромные масштабы.
Общая характеристика и классификация. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения связаны с производственной деятельностью человека. К техногенным ЧС, вызывающим загрязнение окружающей среды, относятся аварии на промышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, химически и биологически опасных веществ.
К авариям с выбросом радиоактивных веществ относятся аварии, происходящие на атомных станциях, ядерных установках исследовательских центров, атомных судах. В результате таких аварий может возникнуть сильное радиоактивное загрязнение местности или акватории.
Аварии с выбросом химически опасных веществ случаются на химически опасных объектах, а также на базах и складах временного хранения боевых химических отравляющих веществ. В результате происходит химическое загрязнение территорий за пределами их санитарно-защитных зон, заражение персонала и населения.
К авариям с выбросом биологически опасных веществ относят аварии, повлекшие заражение территории биологически веществами при выбросе их производственными предприятиями и исследовательскими учреждениями.
К ЧС без загрязнения окружающей среды относят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушениями зданий, нарушением систем жизнеобеспечения, разрушением гидротехнических систем, нарушением транспортных коммуникаций.
Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения
Аварии на транспорте
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах
Аварии на радиационно-опасных объектах
Аварии на гидротехнических сооружениях
Аварии на химически-опасных объектах
Аварии на объектах коммунального хозяйства
Причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Постоянное усложнение производства
Выброс в атмосферу токсичных веществ
Износ систем контроля и предупреждения ЧС
Несвоевременный, некачественный ремонт производственного оборудования
Значительный износ производственного оборудования
Нарушение технологической дисциплины
Недостаточный надзор за состоянием трубопроводов
ЧС техногенного характера
Локальные конфликты, террористические акты, стихийные бедствия
Слабая роль органов контроля и управления
Недостаточный уровень правовой и экологической культуры
Слабая оснащенность средствами предупреждения аварий
Большая концентрация энергетических мощностей на малых площадях
Недостаточный надзор за пожарным состоянием сооружений
Аварии на радиационно опасных объектах.
В настоящее время практически в любой отрасли хозяйства и науки используются радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений. Атомная наука и техника имеют большое значение для развития экономики, но вместе с тем представляют и большую опасность для людей и окружающей среды. К авариям, сопровождающимся выбросом радиоактивных веществ, относят прежде всего аварии на атомных электростанциях. Они нередко происходят с разрушением производственных сооружений и радиоактивным загрязнением территории
за её пределами. Бывают
аварии с радиоактивным
загрязнением территории
в пределах атомных
электростанций, а также
с утечкой радиоактивных
веществ в пределах
производственных
помещений атомной
электростанции.
На предприятиях ядерно-топливного цикла бывают утечки радиоактивных газов. На атомных судах случаются аварии с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной территории. Аварии на ядерных установках
инженерно-исследовательских центров могут привести к с радиоактивному загрязнению производственных помещений, а также территории. Возможны аварийные ситуации во время промышленных и испытательных взрывов, сопровождающиеся сверхнормативными выбросами радиоактивных веществ в окружающую среду. Загрязнения местности радиоактивными веществами
возможны при авариях на транспорте,
перевозящем радиоактивные препараты. Степень опасности и масштабы таких аварий определяются количеством и активностью выброшенных радиоактивных веществ, а также энергией и качеством излучений. Радиационное воздействие на персонал и население в зоне радиоактивного загрязнения характеризуется величинами доз внешнего и внутреннего облучения людей.
Аварии на химически опасных объектах.
Это объекты народного хозяйства, производящие, хранящие или использующие аварийно-химические опасные вещества.
К химически опасным объектам относятся:
предприятия химической, нефтеперерабатывающей промышленности;
предприятия пищевой, мясомолочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак;
водоочистные и другие очистные сооружения, использующие и качестве дезинфицирующего вещества хлор;
железнодорожные станции, имеющие пути отстоя подвижного состава с сильно действующими ядовитыми веществами;
железнодорожные станции выгрузки и погрузки сильно действующих ядовитых веществ;
склады и базы с запасом ядохимикатов и других веществ для дезинфекции и дератизации.
Химически опасными веществами называются токсичные химические вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве. Они при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, животных и растений.
Наиболее распространенные химически опасные вещества — хлор, аммиак, сероводород, синильная кислота, фосген и др. Основными путями проникновения химически опасных веществ внутрь организма являются органы дыхания и кожа. Это может привести к потере работоспособности и даже гибели человека. Важнейшей характеристикой химически опасных веществ является токсичность. Токсичностью называют степень ядовитости вещества.
Аварии на объектах коммунального хозяйства.
Наиболее распространенными являются аварии в системах водоснабжения, канализации, газо-, энерго- и теплоснабжения. К нарушениям в работе жизненно важных инженерных систем и аварийным ситуациям нередко приводят стихийные бедствия. Коммунальные службы не всегда готовы противостоять сильным морозам. Большое количество жилых домов, школ, больниц, детских садов остаются без тепла и света. Важной причиной недостаточной готовности, помимо устаревшей материально-технической базы, является нехватка финансовых средств.
Аварии на транспорте.
Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека. Транспортной аварией называют аварию на транспорте, повлекшую за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.
Обычно транспортные аварии различают по видам транспорта:
- железнодорожная авария,
- авиационная катастрофа,
- дорожно-транспортное происшествие,
- аварии на водном транспорте,
- авария на магистральном трубопроводе.
Поражающие факторы, сопровождающие все транспортные аварии, зависят от вида транспорта, и от вида транспортируемого груза.
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:
- повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;
- выход из строя средств сигнализации и блокировки;
- сход подвижного состава с рельсов; столкновения;
- невнимательность и халатность машинистов;
- пожары и взрывы непосредственно в вагонах;
- наезды на препятствия на переездах;
- изношенность технических
средств;
- поломки подвижного состава;
- неисправности пути;
- ошибки диспетчеров.
В гражданской авиации также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов.
Среди причин авиакатастроф
выделяют не только человеческий фактор но и ряд других, связанных с
деятельностью служб обеспечивающих и организующих выполнение полётов.
Ошибки и нарушения личного состава связаны как с недостатками в
организации летной работы, так и в организации технической эксплуатации и
обслуживания. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров, погодные условия. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.
Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте. Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли четыре и более человек.
Причины автомобильных катастроф. На первом месте много лет стоит неудовлетворительное техническое состояние дорог и автомобилей;
нарушения водителями правил дорожного движения;
В последние годы участились
кораблекрушения и аварийные
происшествия на водном транспорте. Основные причины этих аварий связаны с нарушениями правил судовождения,
пожарной безопасности,
технической эксплуатации,
ошибками капитанов, лоцманов и
членов экипажа, а также с износом
материальной части и оборудования
судов, портов и других объектов
морских и речных пароходств. Немаловажное значение имеют погодные и климатические условия. Большое влияние на аварийность оказывают ошибки
при проектировании и строительстве судов, столкновения и опрокидывания судов, посадка их на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное размещение и плохое закрепление грузов.
Самым распространенным способом транспортирования нефтепродуктов является трубопроводный. Основными причинами аварий на трубопроводах являются изношенность труб,
отсутствие должного
технического контроля за
состоянием магистральных
трубопроводов, интенсификация
экспортных поставок и поставок
внутри страны по трубопроводам,
сроки эксплуатации которых
достигли 35 — 40 лет.
Аварии на гидротехнических сооружениях.
Гидротехнические сооружения — это объекты, создаваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в технологических процессах, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, рыбозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).
Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен.
Плотина — сооружение, тоже создающее напор воды, но почти с постоянным ее стоком.
Гидроузел представляет собой систему сооружений и водохранилища, связанные единым режимом водоперетока.
Весьма опасно разрушение плотин. Прорыв может произойти из-за землетрясения, урагана, обвала, оползня, конструктивных дефектов, нарушения правил эксплуатации, воздействия паводков, разрушения основания, недостаточности водосбросов, а в военное время — в результате воздействия средств поражения. При прорыве в плотине образуется проран, от размеров которого зависят объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва — основного поражающего фактора этого вида аварий.
Разрушительное действие волны прорыва заключается в движении больших масс воды с высокой скоростью. Высота и скорость волны прорыва зависят от гидрологических и топографических условий реки.
Причины крупных аварий гидротехнических сооружений различны:
- разрушение основания;
- недостаточность водосброса;
- слабость конструкции;
- неравномерная осадка;
- высокое давление на плотину;
- военные действия;
- оползание откосов;
- дефекты материала;
- неправильная эксплуатация;
- Землетрясения.
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.
Пожаро- и взрывоопасные объекты — это предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются вещества и материалы, способные при определенных условиях к возгоранию или взрыву. Характер пожаров на предприятиях зависит от того, какие горючие вещества и материалы перерабатываются, транспортируются или хранятся в отдельных зданиях и помещениях.
В соответствии с нормами технологического проектирования помещения по взрывопожарной и пожарной опасности разделяют на пять категорий.
К категориям А и Б (взрывопожароопасным) относятся:
1) горючие газы;
2) легковоспламеняющиеся жидкости;
3) вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом;
4) горючие пыли и волокна, легко воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки более 28 °С;
5) горючие жидкости;
6) паровоздушные смеси, при воспламенении которых развивается избыточное давление в помещении, превышающее 5 кПа.
В категории В, Г, Д (пожароопасные) входят:
1)горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом или друг с другом гореть, не взрываясь;
2)негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистой теплоты, искр и пламени;
3)горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива;
4)негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.
Источники.
https://infopedia.su/3x98fb.html
https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-51622