СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтение художественной литературы для социально-эмоционального развития старших дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о том, как читая художественную литературу, способствовать социально-эмоциональному развитию дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Чтение художественной литературы для социально-эмоционального развития старших дошкольников.»

Чтение художественной литературы для социально-эмоционального развития старших дошкольников.


Горяйнова Н.А.

МБДОУ№102 г. Калуги «Терем-теремок»


Ключевые слова: проект, социально-эмоциональное развитие, чтение художественной литературы, вопросы. Аннотация: В данной статье представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по реализации программы «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» проекта «Вклад в будущее» Благотворительного фонда Сбербанка. Этот материал имеет практическую направленность. Будет интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Key words: project, social and emotional development, reading fiction, questions. Annotation: This article presents the experience of working with children of senior preschool age in the implementation of the program "Social and emotional development of children of preschool age" of the project "Investment in the Future" of the Sberbank Charitable Foundation. This material has a practical focus. It will be of interest to teachers of preschool educational institutions.

В настоящее время происходят значительные изменения в социальной, экономической и социокультурной сфере жизни нашей страны. Это, конечно, отражается на развитии образования и воспитания детей. Дошкольное образование в современных условиях требует внедрения новых технологий и методов работы с детьми.

Именно в дошкольном детстве закладываются основы структуры личности ребенка, его социокультурной идентичности и отношения к миру и обществу. Миссия дошкольного образования во многом состоит в подготовке ребенка к полноценной деятельности в новом изменяющемся мире, формировании активной индивидуальной и творческой позиции, нравственных ценностей и норм, помогающих позитивной социализации. [2]

Сегодня в сферу образования активно внедряется модель формирования универсальных компетенций 21 века. Благотворительный фонд Сбербанка разработал проект «Вклад в будущее» и программу «Социально-эмоционального развития дошкольников». Наш детский сад МБДОУ №102 «Терем-теремок» города Калуги уже включился в реализацию этого проекта.

Социально-эмоциональное развитие необходимо для индивидуализации образования, направлено на благополучие и самореализацию каждого ребенка, создание благоприятной образовательной среды. [2]

Административная группа нашего учреждения прошла курс переподготовки и разработала проект «Создание в ДОО среды, обеспечивающей творческое самовыражение детей». Была проведена диагностика и анализ среды ДОУ. Сделали вывод, что развивающая среда не вполне соответствует требованиям личностно развивающей образовательной среды. Рабочая группа администрации выявила снижение творческого потенциала воспитанников и неправильное отношение воспитателя к творческой деятельности детей. Работая в единой системе ДОО, мы поставили для себя задачу: «Меняя себя, способствовать творческому развитию детей и проявлению их индивидуальности во всех видах деятельности».

Калужский государственный институт развития образования разработал программу повышения квалификации «Социально-эмоциональное и когнитивное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС».В рамках этого проекта педагоги нашего ДОУ и я в их числе прошли курс повышения квалификации. Я получила учебно-методический комплект (УМК) «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» (СЭР) и начала работать.

Я постаралась создать среду, способствующую всестороннему развитию и творческому самовыражению детей. В группе созданы центры активности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Каждое занятие я провожу в игровой форме, обязательно включаю творческую деятельность, дошкольники активно обсуждают какие-то вопросы и высказывают свою точку зрения. Они учатся распознавать и называть свои эмоции и эмоции других людей, постепенно осваивают приемы регуляции своего настроения. Постановка проблемных вопросов и поиски нестандартных решений способствуют развитию креативности у детей. Работа парами и небольшими группами развивает умение взаимодействовать, учитывать мнение других людей.

Я организую много игр, направленных на развитие эмоционального интеллекта. Играя, дети раскрепощаются, не боятся выражать свои эмоции, взгляды, оригинальные идеи, продуктивно взаимодействуют друг с другом и со взрослыми. В игре происходит сплочение детского коллектива, отрабатываются навыки кооперации и коммуникации.

Активно привлекаю родителей к реализации этого проекта. Они помогают пополнить развивающую среду, беседуют дома с ребятами на заданные темы (темы занятия), включаются в совместную с детьми творческую деятельность, становятся участниками образовательного процесса.

Для повышения результативности программы, изученные и опробованные приемы и техники, правила взаимодействия с детьми я использую в повседневном общении, интегрирую в различные виды образовательной деятельности.

Для развития эмоционального интеллекта мы с детьми много читаем и обсуждаем прочитанное. Прочитав, рассказ Валентины Осеевой «Навестила» я предложила ответить на вопросы: «Зачем подруги послали Мусю к заболевшей девочке? Что чувствует больная Валя? Какое настроение у Муси? Как Муся помогла больной? Что почувствовала Валя после того, как подружка ушла? Вы помогаете своим друзьям или родным, если они болеют? Можно ли помогать словами? В каком случае слово может лечить?».

Затем я спросила: «Кто из детей уже несколько дней не приходит в группу?» Ребята ответили: «Настя! Она болеет». Я предложила для больной девочки нарисовать или слепить что-то, чтобы ее подбодрить, поддержать. Дети с удовольствием откликнулись на предложение. Мы прошли в цент творчества, каждый сделал для Насти какой-то свой маленький подарок (рисунок, поделку из пластилина, аппликацию). Один из мальчиков предложил написать Насте письмо, все согласились. Я записала все, что ребята хотели сказать больной подружке. Вместе с рисунками и поделками я отдала это письмо маме Насти. Когда девочка после болезни пришла в группу, дети с большой радостью ее встретили. Настя сказала друзьям спасибо за подарки и теплые слова. Этот случай помог еще больше сплотить детский коллектив. Дошкольники стали внимательнее относиться к товарищам, поддерживать и сопереживать друг другу.

Прочитав рассказ Николая Носова «Тук-тук-тук», побеседовав по содержанию, я спросила у ребят: «Какое настроение было у ребят вечером? Почему мальчики решили ночевать одни в доме? Что они почувствовали ночью? Какие эмоции появились у героев рассказа, когда они увидели ворону? Страх - это всегда плохо? Когда страх помогает?»

Я спросила у детей, чего они боятся. Выяснили, что многие боятся собак. Тогда я предложила поиграть в «страшную собаку». Каждый, кто хотел по-очереди представлял себя «страшной собакой» или другим «страшным животным», изображали его с помощью мимики, голоса и движений, а другие ребята показывали страх. Так, играя, принимая на себя роль «страшного животного», дошкольники учились справляться со своими страхами.

В качестве рефлексии после чтения произведения я часто предлагаю ребятам разыграть небольшой театрализованный этюд-сценку. Это позволяет поупражняться в выражении эмоций с помощью мимики, голоса, движений, жестов, способствует лучшему пониманию характера героев, мотивов их поступков. Ребята сопереживают героям, на их примере учатся взаимодействовать с товарищами, находить пути решения каких-то проблем. Разыгрывание маленьких сценок помогает замкнутым тревожным детям раскрепощаться, бороться со своими страхами. Гиперактивные или агрессивные ребята, играя роль, могут выплеснуть свою лишнюю энергию, злость, обиду на сказочный (выдуманный) образ. Все это помогает лучше находить общий язык с ровесниками и взрослыми, спокойно решать споры.

В нашем быстро меняющемся мире приобретает большое значение социально-эмоциональное развитие детей, их способности понимать себя и других людей, умения регулировать свое настроение и поведение, взаимодействовать с разными людьми, способности усваивать социальные нормы и правила. Все это способствует успешной самореализации в обществе.

Литература.

1. Дворецкая И.А., Горинова Е.В., Рычкка Н.Е. «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» (5-6 лет, 6-7 лет : методическое пособие.-М.: Дрофа, 2019-152с.: ил.- (Российский учебник).

2. Сергиенко Е.А., Марцинковская Т.Д., Изотова Е.И. «Социально-эмоциональное развитие детей» теоретические основы. – Москва: Дрофа, 2019. -248с.: - ил. – (Российский учебник). С.10., с. 235.

3. Хрестоматия для детей 5-7 лет Благотворительный фонд «Вклад в будущее» https://books.vbudushee.ru/hrestomatiya-5-7-let


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!