СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтение с удовольствием

Нажмите, чтобы узнать подробности

О чтение детей и проблемах низкой техники чтения .

Просмотр содержимого документа
«Чтение с удовольствием»

Сегодня проблема приобщения детей младшего школьного возраста к чтению стоит особенно остро. Чаще всего это связано с нехваткой времени. Действительно, количество свободного времени, которым располагает современный ребёнок, совсем невелико – за день ему надо успеть сходить на занятия в школу, посетить кружки и секции, выполнить домашнюю работу. Оставшееся свободное время он зачастую проводит в общении с любимым гаджетом, забавляясь новой игрой или общаясь со сверстниками в чатах. Получается, что читать просто некогда. Да и незачем – жизнь и без чтения кажется вполне интересной и динамичной, ведь современная индустрия развлечений предоставляет много возможностей нескучного проведения досуга. Сегодня книга вынуждена конкурировать с реалиями жизни современного школьника – и зачастую проигрывает в этой борьбе. Но почему так происходит и что с этим делать?



 

                                      Основная часть

 

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. В русской школе всегда, прежде всего, учили детей читать, а потом уже писать и считать. Перед учителем встаёт вопрос: кто и почему любит читать или кто и почему не любит читать? Ежегодно школьный порог переступает многотысячная «армия» первоклассников. В их глазах горит огонёк пытливости, любознательности. Все они хотят учиться. Многие гордятся тем, что уже знают все буквы, умеют складывать слоги, а некоторые даже читать. Возвращаясь, домой, наперебой рассказывают, что было в школе, о чём их спрашивал учитель. Но проходит неделя, другая, месяц, второй, и от бурной радости ничего не остаётся. От родителей всё чаще можно услышать, что дети после уроков говорят: «Я устал!», «Не хочу читать!», «Можно сегодня я не пойду в школу!» Почему же это происходит? Ведь программа начального образования постоянно совершенствуется, обновляется. Концепция образования направлена на гуманизацию школы. Каждый учитель стремится повышать своё педагогическое мастерство и уровень самообразования. Выпускаются новые, современные, красочно иллюстрированные учебники. Почему же дети так быстро теряют интерес к школе, и, если не сразу на начальной ступени образования, то при переходе в старшее звено? Этот вопрос задают себе ни один год десятки учителей. Задалась этим вопросом и я, когда пришла пора набирать свой очередной первый класс. Проанализировав  научные и методические статьи В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Н.Н.Светловской, В.Н.Зайцева, Ш.А. Амонашвили, журнальные статьи других учителей начальной школы, занимающихся данной проблемой, я выяснила первопричину нежелания учиться у детей. Это – трудности, которые испытывают многие учении в период обучения  чтению. Современные дети порой не хотят, а, главное, не умеют работать с книгой.

         У школьников, как отмечает Д. Чаликова в своей статье «Что и как мы читаем»,  уровень знаний падает.  Она провела мини-исследование «Проблемы детского чтения в России и в Москве: прошлое, настоящее, будущее» и выявила, что дети стали меньше читать. И сами респонденты указали конкретные причины этого явления:

- слишком много отвлекающих моментов (интернет, телевидение, компьютерные игры);

- не хватает свободного времени;

- нет хорошего учителя.

При этом так отвечали дети читающие, которые действительно интересуются литературой.

Еще одна проблема детского чтения в России - воспитание в семье. Когда родители с книгой, то и дети тоже читают. А когда родители возмущаются, что дети не читают, но при этом сами этого не делают, то какие претензии можно предъявлять ребёнку? Естественно,  такой ребёнок не читает.

О проблемах, существующих в области детского чтения, говорит и

Л. В. Чернышева в своей статье «Кризис детского чтения - общемировая проблема». Л. В. Чернышева отмечает, что педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе.  Сегодня утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков, отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние «электронной культуры» на чтение усиливается.

Всё вышепредставленное доказывает, что сегодня действительно существуют проблемы в области детского чтения, однако, по мнению Л. В. Чернышевой,  В. П. Чудиновой, дело не в том, какое средство будет  выбираться - книга или компьютер, где будет текст - на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.

Детское чтение - это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей - это ключ к жизни в информационном обществе.

 










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!