СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтение с увлечением 2 класс Н.Сладков "Непослушные малыши", "Трясогузкины письма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Чтение с увлечением 2 класс Н.Сладков "Непослушные малыши", "Трясогузкины письма"»

Учитель: Огаркова Ирина Дмитриевна МБОУ «Чайкинская школа-детский сад»

Дата проведения 17.10.2022 г.

Занятие № 4 чтение с увлечением 2 класс

Тема. «Непослушные малыши», «Трясогузкины письма».

Планируемые результаты:

Предметные: продолжить знакомство с произведениями Н.Сладкова; познакомятся с рассказами «Непослушные малыши», «Трясогузкины письма».

Метапредметные:

Познавательные: учащиеся получат возможность оперировать информацией, полученной из разных источников в соответствии с поставленной учебной задачей; строить логические рассуждения при анализе собственного выбора средств выразительности

Коммуникативные: обучающиеся получат возможность высказывать своё мнение, сотрудничать с одноклассниками и учителями, осуществлять самооценку и взаимоконтроль;

Регулятивные: обучающиеся получат возможность учиться работать по намеченному плану в соответствии с поставленной задачей

Личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; воспитывать любовь к чтению, любовь к природе.

Оборудование: карточки с текстом.

Ход занятия


  1. Организационный момент.

  2. Разминка.

  3. Актуализация ранее изученного.

- Какой раздел мы сейчас проходим?

- Рассказы каких писателей вы читали?

- Кто еще читал рассказы про животных?

- Чему учат рассказы о животных?

IV. Изучение нового материала. Биографические сведения.

Сладковым. Николай Иванович Сладков замечательный русский писатель. Он родился в Москве в 1920 году, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде. Рядом с его домом находились много лесных парков, это парки, где растут деревья, кустарники, и где люди могут отдохнуть. Наш писатель любил с детства гулять в этих парках, он пропадал там целыми днями. Он наблюдал за лесом и открыл для себя мир природы. Он хотел знать много о природе, и поэтому читал книг о природе. Свои первые наблюдения он со второго класса записывал в «Тетрадь наблюдений», а когда стал постарше, он писал рассказы, сказки о природе. В своих книгах он очень полно и точно отражают тайны природы. Он восхищается природой, животными, считает природу загадочной, красивой. Очень много интересного вы можете узнать, прочитав его рассказы.

Николай Иванович не только писал книги о природе, но и был защитником природы. Он писал, что на земле много людей, городов, заводов, машин, и этим люди мешают природе – загрязняют природу, от этого исчезают многие виды животных, птиц, растений. Поэтому надо бережно относиться к природе, заботиться о ней. Ведь природа – это друг человека, а с другом надо дружить.

Таким образом, Николай Иванович любил природу, то есть он любил животных и птиц, леса и поля, реки и озера, горы и тундры. Он считал, что природа может сделать человека счастливым.

Он был путешественником. И где бы он ни был, он все записывал и фотографировал.

Возьмите карточки и в руки карандаш и будем отмечать непонятные слова. Учитель начинает читать рассказ Н.Сладкова «Непослушные малыши», ученики следят.

- Понравился ли вам рассказ, чем?

1.Определите жанр произведения.
2.Назовите героев сказки.
3. Главные герои сказки "Непослушные малыши" и их характеристика.
4. Что вас удивило в этой сказке?

V. Чтение текста рассказа «Трясогузкины письма».

Трясогузка – это маленькая серенькая птичка с длинным хвостиком, которым она беспрестанно покачивает. Эта птица и есть главный герой рассказа.

Словарная работа.

-Но, прежде чем мы начнём читать, давайте познакомимся со сложными для понимания и чтения словами, которые встречаются в рассказе.

Древоточец – жук, который подтачивает дерево, из-за чего оно впоследствии может погибнуть.

Древоточина – след от работы древесного жука.

Вспорхнула – взлетела легко.

Почтальон, почтальонша – работник почты, который разносит подписчикам корреспонденцию: газеты, журналы,  письма , телеграммы.

Долото – инструмент, с помощью которого выдалбливают отверстия в древесине.

Стружки – тонкие, закрученные полоски древесины – отходы от строгания дерева.

Одряхлел – стал старым, развалившимся от старости.

Вначале рассказа Сладков пишет о том, что дятел залетел осенью в сад.

Почему дятел прицепился к старому почтовому ящику у калитки в саду?

(Он был старый, дряхлый и серый. В нём завёлся древоточец, и дятел лечил дерево – пытался найти вредителя.)

Весной в сад прилетела трясогузка.

Почему трясогузку прозвали почтальоном?(Ее прозвали так, не потому, что она жила в почтовом ящике, а потому, что приносила в ящик разные бумажки.)

А для чего она это делала? (Строила гнездо, чтобы выводить птенцов)

Как вела себя птичка, когда видела настоящего почтальона?( Она увидев почтальона, вылетала из ящика и бегала по ящику, и тревожно попискивала и качала длинным хвостом. И хозяева знали, если тревожится, значит принесли письмо.

И вот скоро появились у нее птенцы.

Изменилось ли её поведение с появлением птенцов?(У нее стало много работы. Ей нужно было кормить птенцов, от врагов защищать)

Как теперь она себя вела, завидев почтальона? ( Как только она увидела почтальона, она летела к нему на встречу, летала у самой головы, и тревожно пищала. Как бы защищала своих птенцов)

Как жители узнавали о приходе почтальона?

(Слышали отчаянный писк трясогузки.)

- Опишите поведение людей – жителей этого дома в данный момент.

(Они выбегали навстречу почтальону и брали у него почту.)

- Почему они так делали?

(Чтобы птичка не тревожилась.)

- Какие качества характера проявились у людей в этой ситуации? (они были добрыми, заботились о птице, были милосердными)

Какие же « письма » оставила трясогузка после себя в почтовом ящике? ( Сухую траву, обрывки газет, клочки ваты, волосы, фантики от конфет, стружки)

Вот поэтому и рассказ называется «Трясогузкины письма» А почему автор называет их «письмами».(Так как их птица ложила, в почтовый ящик)

- Почему жители дома не выбросили старый, дряхлый почтовый ящик?

(Ждали возвращения серенького почтальона.)

История, которую описал Сладков, вокруг нас много, а не все могут увидеть это, обратить внимание. И автор как бы говорит нам, чтобы мы были наблюдательными. Не проходили мимо, а замечали интересное в жизни животных, птиц, растений.

VI. Итог

- Какие открытия вы сделали для себя? Что нового узнали? Что запомнили из жизни автора? Какой урок получили? На этом наше занятие закончено. До свидания!









Николай Сладков.

Непослушные малыши

Сидел Медведь на поляне, пень крошил. Прискакал Заяц и говорит:

— Беспорядки, Медведь, в лесу. Малые старых не слушают. Вовсе от лап отбились!

— Как так?? — рявкнул Медведь.

— Да уж так! — отвечает Заяц. — Бунтуют, огрызаются. Всё по-своему норовят. Во все стороны разбегаются.

— А может, они того... выросли?

— Куда там: голопузые, короткохвостые, желторотые!

— А может, пусть их бегут?

— Мамы лесные обижаются. У Зайчихи семеро было — ни одного не осталось. Кричит: «Вы куда, лопоухие, потопали — вот вас Лиса услышит!» А они в ответ: «А мы сами с ушами!»

— Н-да, — проворчал Медведь. — Ну что ж, Заяц, пойдём поглядим, что к чему.

Пошли Медведь и Заяц по лесам, полям и болотам. Только зашли в лес густой — слышат:

— Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл...

— Это что ещё за колобок объявился? — рявкнул Медведь.

— И совсем я не колобок! Я солидный, взрослый Бельчонок.

— А почему тогда у тебя хвост куцый? Отвечай, сколько тебе годов?

— Не сердись, дяденька Медведь. Годов мне ещё ни одного. И с полгода не наберётся. Да только вы, медведи, живёте шестьдесят лет, а мы, белки, от силы десять. И выходит, что мне, полугодке, на ваш медвежий счёт — ровно три года! Вспомни-ка, Медведь, себя в три годочка. Небось тоже от Медведицы стрекача задал?

— Что правда, то правда! — проворчал Медведь. — Год ещё, помню, в пестунах-няньках ходил, а потом сбежа-а-ал. Да на радостях, помню, улей разворотил. Ох и покатались же на мне пчёлы тогда — посейчас бока чешутся!

Пошагали Медведь с Зайцем дальше. Вышли на опушку и слышат:

— Я, конечно, всех умней. Домик рою меж корней!

— Это ещё что за поросёнок в лесу? — взревел Медведь. — Подать мне сюда этого киногероя!

— Я, уважаемый Медведь, не поросёнок, я почти взрослый, самостоятельный Бурундук. Не грубите — я укусить могу!

— Отвечай, Бурундук, почему от матери убежал?

— А потому и убежал, что пора! Осень на носу, о норе, о запасах на зиму пора думать. Вот выройте вы с Зайцем для меня нору, набейте кладовую орехами, тогда я с мамой до самого снега в обнимку готов сидеть. Тебе, Медведь, зимой забот нету: спишь да лапу сосёшь!

— Хоть я лапу и не сосу, а правда! Забот у меня зимой мало, — пробурчал Медведь. — Идём, Заяц, дальше.

Пришли Медведь и Заяц на болото, слышат:

— Хоть мал, да удал, переплыл канал. Поселился у тёти в болоте.

— Слышишь, как похваляется? — зашептал Заяц. — Из дома удрал да ещё и песни поёт!

Рыкнул Медведь:

— Ты почему из дома удрал, ты почему с матерью не живёшь?

— Не рычи, Медведь, сперва узнай, что к чему! Первенец я у мамы: нельзя мне с ней вместе жить.

— Как так нельзя? — не унимается Медведь. — Первенцы у матерей завсегда первые любимчики, над ними они больше всего трясутся!

— Трясутся, да не все! — отвечает Крысёнок. — Мама моя, старая Водяная Крыса, за лето три раза крысят приносила. Две дюжины нас уже. Если всем вместе жить — то ни места, ни еды не хватит. Хочешь не хочешь, а расселяйся. Вот так, Медведушко!

Почесал Медведь щёку, посмотрел на Зайца сердито:

— Оторвал ты меня, Заяц, от серьёзного дела! Всполошил по-пустому. Всё в лесу идёт, как тому и положено: старые старятся, молодые растут. Осень, косой, не за горами, самое время возмужания и расселения. И быть посему!



Николай Сладков.

Трясогузкины письма

У калитки в сад прибит почтовый ящик. Ящик самодельный, деревянный, с узкой щелью для писем. Почтовый ящик так долго висел на заборе, что доски его стали серыми и в них завёлся древоточец.

Осенью залетел в сад дятел. Прицепился к ящику, стукнул носом и сразу угадал: внутри древоточина! И у самой щели, в которую опускают письма, выдолбил круглую дырку.

А весной прилетела в сад трясогузка — тоненькая серенькая птичка с длинным хвостиком. Она вспорхнула на почтовый ящик, заглянула одним глазком в дыру, пробитую дятлом, и облюбовала ящик под гнездо.

Трясогузку эту мы прозвали Почтальоном. Не потому, что она поселилась в почтовом ящике, а потому, что она, как настоящий почтальон, стала приносить и опускать в ящик разные бумажки.

Когда же приходил настоящий почтальон и опускал в ящик письмо, перепуганная трясогузка вылетала из ящика и долго бегала по крыше, тревожно попискивая и качая длинным хвостиком. И мы уже знали: тревожится птичка — значит, есть нам письмо.

Скоро вывела наша почтальонша птенцов. Тревог и забот у неё на целый день: и кормить птенцов надо, и от врагов защищать. Стоило теперь почтальону только показаться на улице, как трясогузка уже летела ему навстречу, порхала у самой головы и тревожно пищала. Птичка хорошо узнавала его среди других людей.

Услыхав отчаянный писк трясогузки, мы выбегали навстречу почтальону и брали у него газеты и письма: мы не хотели, чтобы он тревожил птичку.

Птенцы быстро росли. Самые ловкие стали уже выглядывать из щели ящика, крутя носами и жмурясь от солнца. И однажды вся весёлая семейка улетела на широкие, залитые солнцем речные отмели.

А когда пришла осень, в сад опять прилетел бродяга-дятел. Он прицепился к почтовому ящику и носом своим, как долотом, так раздолбил дыру, что в неё можно было просовывать руку.

Я просунул руку в ящик и вынул из ящика все трясогузкины «письма». Были там сухие травинки, обрывки газет клочки ваты, волосы, фантики от конфет, стружки.

За зиму ящик совсем одряхлел, для писем он уже не годился. Но мы его не выбрасываем: ждём возвращения серенького почтальона. Ждём, когда он опустит в наш ящик своё первое весеннее письмо.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!