СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтение с увлечением. Изучаем рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке приведены педагогические приёмы, которые могут быть использованы на уроках литературы  и помогут заинтересовать современных шестиклассников классическим произведением 19-го века (рассказ И.Тургенева "Бежин луг")

Просмотр содержимого документа
«Чтение с увлечением. Изучаем рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»»

Чтение с увлечением. Изучаем рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»


Представьте, что вы попали в какую-нибудь экзотическую страну, да ещё без переводчика и гида. Неуютно? Смотрите по сторонам, пытаясь найти того, кто поможет разобраться в проблеме? Точно в такой же ситуации оказываются наши ученики, сталкиваясь с классической литературой.

Язык произведений 19-го века современному школьнику кажется чем-то сложным, описанные в произведениях ситуации и быт - далёкими и непонятными. Как вести диалог с шестиклассниками при изучении творчества И.С.Тургенева? Попробуем увлечь современных школьников рассказом из цикла «Записки охотника».

Рассказ «Бежин луг», хоть и относится к направлению «реализм», но в нём так же прослеживаются черты романтизма (пейзажные зарисовки, рассказы о нечистой силе). А дети, как известно, любят тайны. Выстроим уроки в форме проблемного расследования, а представленные ниже приёмы нам будут в этом помогать. Среди использованных технологий: индивидуальная и групповая работа, проблемное обучение, технология исследовательской деятельности.

На основе предложенных приёмов можно создать коллективный проект «Расследование о рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». Каждая часть урока формируется в отдельную главу общей книги о рассказе. Возможно выполнение работы по микрогруппам.


1. «Дело о названии»

Задуманный писателем осенью 1850-го года рассказ «Бежин луг» уже в начале следующего года печатается в журнале «Современник». Стремительное появление в литературной жизни России!

Но…всем известный рассказ Тургенева мог появиться на свет совершенно под другим названием. Писатель любил охоту, часто встречался с крестьянскими ребятишками. Луг, где любил охотиться в Тульской губернии Тургенев, назывался на самом деле «Рудинское болото», а наименования «Бежин луг» нет ни на одной топографической карте. Интересный факт из жизни писателя!

Проблемный вопрос: почему автор меняет название рассказа? Что случилось бы, если бы было оставлено реальное название?

Микровывод: «Бежин луг» - более поэтичное название, вселяющее веру в будущее этих героев.


2. «Место действия»

Поисковая работа с текстом. Записи оформляем в цитатник. Первый ряд работает с «низом нашей картины» (земля, трава), второй ряд изучает «верх картины» (небо, облака и всё, что относится к верхней части воображаемого холста), третий ряд работает с центральной частью полотна (кусты, деревья, сооружения…)

После исследовательской работы обсуждаем результаты. Тургенев-художник большое внимание уделил верхней части картины: светлое и приветно-лучезарное солнце, могучее светило, играющие лучи, множество круглых высоких золотисто-серых с нежными розовыми краями облаков, лёгкий бледно-лиловый небосклон.

Проблемное задание: читая первые страницы рассказа, определите настроение охотника; причину, по которой повествователь мог заблудиться.

Микровывод: природа создаёт хорошее настроение; небо восхитительно и прекрасно, залюбовавшись им (размечтавшись), можно потерять дорогу и заблудиться.


3. «Психологический портрет»

Тонко чувствующий красоту природы человек более эмоционально воспринимает этот мир. Тургенев описывает состояние заблудившегося человека. Прочитаем отрывок из рассказа.

Я остановился в недоумении, оглянулся... «Эге! – подумал я, - да это я совсем не туда попал: я слишком забрал вправо», - и, сам дивясь своей ошибке, проворно спустился с холма. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошёл в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко. Я поскорей выкарабкался на другую сторону и пошёл, забирая влево, вдоль осинника. Летучие мыши уже носились над его заснувшими верхушками, таинственно кружась и дрожа на смутно-ясном небе; резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в своё гнездо. «Вот как только я выйду на тот угол, - думал я про себя, - тут сейчас и будет дорога, а с версту крюку я дал!»

Задание: выделите из данного описания детали, необходимые для составления психологического портрета потерявшегося человека.

Микровывод: Тургенев умело использует эмоционально-окрашенные слова (жутко, неподвижная сырость) при передаче внутреннего состояния персонажа.


4. «Составляем картотеку»

Всё меняется, как только охотник встречается с крестьянскими ребятишками: «Картина была чудесная…Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи».

В любом деле важной является характеристика действующих лиц. Крестьянские дети, описанные в рассказе «Бежин луг», вынуждены работать наравне со взрослыми. Пятеро мальчишек всю ночь пасут лошадей, оберегая табун от волков. А чтобы скоротать время и не уснуть, ребята рассказывают небылицы-страшилки о всяких мистических случаях, произошедших с ними и их знакомыми.

Охарактеризуем главных героев. Оформим данные в карточку персонажа. Можно данную работу сделать домашней.


План карточки

1. Имя героя и возраст

2. Семья

3. Социальное положение, происхождение

4. Внешность

5. Главная деталь в описании

6. Положительные черты

7. Отрицательные черты

8. Авторская оценка


Представленные ниже карточки персонажей являются примером заполнения.


Карточка персонажа

1. Имя героя – Федя, 14 лет

2. Семья - не описывается

3. Социальное положение, происхождение - из семьи зажиточного крестьянина

4. Внешность - высокий, стройный, тонкие черты лица, светлые кудрявые волосы и светлые глаза

5. Главная деталь в описании - «Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские»

6. Положительные черты - спокойный, есть чувство собственного достоинства

7. Отрицательные черты - чувствует своё превосходство, во время рассказов снисходительно позволяет говорить небылицы, сам ничего не рассказывает

8. Авторская оценка: «А ты его видал, лешего-то, что ли?» - спрашивает он с иронией Илюшу; «Ну, слушаем», - отвечает он с «покровительствующим видом»


Карточка персонажа

1. Имя героя – Павлуша, 12 лет

2. Семья - не описывается

3. Социальное положение, происхождение - из семьи крепостных

4. Внешность - волосы всклокоченные, чёрные, невысокий, неказистый (некрасивый)

5. Главная деталь в описании - «Вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл»

6. Положительные черты - смелый, отважный, заботливый, умный, задумчивый

7. Отрицательные черты - автор не указывает

8. Авторская оценка: «Что за славный мальчик!» (из всех мальчиков не побоялся один поскакать на волка ночью)


Карточка персонажа

1. Имя героя – Ильюша, 12 лет

2. Семья - есть родители, брат Авдей

3. Социальное положение, происхождение – из семьи крепостных

4. Внешность - лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатый

5. Главная деталь в описании - «На нём были новые лапти и онучи; толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку»

6. Положительные черты - ответственный, трудолюбивый, неприхотливый, добрый, терпеливый

7. Отрицательные черты - суеверный, тревожный

8. Авторская оценка: «…Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья»


Карточка персонажа

1. Имя героя – Костя, 10 лет

2. Семья - есть родители

3. Социальное положение, происхождение - из семьи крепостных

4. Внешность - невысокий худенький, с большими и выразительными чёрные

5. Главная деталь в описании - «Большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза»

6. Положительные черты - чуткий, ранимый, сострадательный

7. Отрицательные черты - пугливый

8. Авторская оценка: «Трусишка Костя»


Карточка персонажа

1. Имя героя – Ваня, 7 лет

2. Семья - есть родители и сестра Анютка

3. Социальное положение, происхождение - из семьи крепостных

4. Внешность - волосы кудрявые русые, свежее лицо, личико, большие тихие глаза, кулачок

5. Главная деталь в описании - «Он лежал на земле смирнёхонько прикорнув под угловатую рогожу»

6. Положительные черты - мягкий, спокойный, мечтательный, с хорошим воображением, заботливый

7. Отрицательные черты - суеверный, пугливый, слегка картавит

8. Авторская оценка: «Этому мальчику было всего лет семь»


Микровывод: герои рассказа – могут быть друзьями шестиклассников; они так же, пугаются страшилок, как и современные дети; способны быть умными и заботливыми, мягкими и пугливыми, смелыми и мечтательными.


5. «Кто что сказал»

Рассказы мальчиков наполнены веры в сверхъестественное. Самые разговорчивые - Ильюша и Костя. Именно они рассказывают про домового, лешего, утопленников и знакомы с народными поверьями, связанными с нечистой силой.

Задание: определить, кто и о чём рассказывает. Есть ли место подобным страшилкам в настоящем?

Ильюша: домового не видел, но слышал…Когда в рольне заночевали сменой, слышал, как над ним ходит так, что доски гнутся и трещат. Ступеньки под ним даже и стонут. Чаны двигаются. Крючки сами собой закрываются.

…Если сесть ночью на церковную паперть и глядеть на дорогу, то можно увидеть тех, кому в этот год помирать. Бабка Ульяна однажды на паперти видела Ивашку Федосеева, который вскоре утонул.

…Про лешего, который людей водит по кругу и путает.


Костя: плотник Гаврила русалку увидел, которая его звала с собой, а как только Гаврила креститься стал, так заплакала и велела всю жизнь маяться.

…Про Ермила, который увидел на могиле утопленника барашка… Про бучило, в котором Акима-лесника утопили прошлым летом воры и теперь он жалобно кричит… Про Акулину-дурочку, которая в воде побывала… Про Феклисту и сына ее утопшего Васю.


Павлуша, когда пошёл за водой: слышал голос зовущего Васи, утопшего в том году…


Микровывод: осовремененные рассказы-страшилки до сих пор используются школьниками в летних лагерях. Автор рассказа сожалеет о том, что причиной многих бед крестьянства является невежество и безграмотность. Зовущие голоса, таинственные приметы, предчувствия – всё это указывает на необразованность крестьянства.


6. «Решение»

Рассказ заканчивается одной фразой, в которой звучит грусть автора по поводу смерти Павлуши: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

Проблемное задание: является ли это случайностью или примета сбылась?

Микровывод: смерть Павла – объяснимая случайность, суеверие остаётся выдумкой.

Вывод по всему рассказу: нужно ценить жизнь во всех ее проявлениях, радоваться и быть благодарным тому, что имеешь, как это делают герои рассказа «Бежин луг». Счастье человека в том, чтобы быть частью природы.


7. Домашнее задание на выбор (одно). Отметки указаны условно, можно выбрать задание на «5» и выполнить его на «3». Задания 1-3 обязательно должны быть построены в соответствии с риторическим каноном (введение, основная часть, заключение). В этих трёх заданиях должно прослеживаться знание произведения.

«5»

1. Если бы ребята из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» учились бы со мной в одном классе…(важно не искажать авторский замысел в описании героев)

2. Самый интересный персонаж из рассказа «Бежин луг» Тургенева – это…

«4»

3. Хотел(а) бы я побывать в ночном?

4. Написать небольшой очерк-зарисовку «Лесная дорожка».

«3»

5. Пересказ произведения.

6. Хотел(а) бы я встретиться с героями страшилок Кости и Ильюши?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!