СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтение карт. Роль карты при обучении географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции.  Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар. 

Просмотр содержимого документа
«Чтение карт. Роль карты при обучении географии.»

Роль карты при обучении географии



В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции.
1. Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар. Особое значение этого факта становится понятным, если учесть, что даже на ровной и открытой местности обозреваемый горизонт имеет радиус 5 км, что составляет примерно одну семимиллионную часть земной поверхности. Зрительный образ недоступного для непосредственного обозрения пространства, создаваемый с помощью карты, служит основой для формирования представлений о нем.
«Было бы совершенно безнадежным делом дать учащимся правильное представление о Кавказе, Великобритании, Южной Америке и т. д. со всеми характерными для этих стран особенностями береговой линии, рельефа, климата, гидрографической сети, растительного покрова и пр., — пишет проф. В. П. Буданов, — если бы учащиеся не видели хотя бы грубой схематической карты описываемой территории».
2. Главная функция карты — отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства — ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью — не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях. Такие знания необходимы людям почти во всех сферах человеческой деятельности — вот почему карта приобрела важное значение в жизни людей. Особенно важна карта в географии. «Являясь отправным пунктом всякого географического исследования, сопровождая его во всех стадиях работы, карта вместе с тем есть и конечный его итог. Ее с полным правом можно назвать альфой и омегой географии»,— такими словами оценивает роль карты в научной географии академик-географ Л. С. Берг.

Как же используется в школе эта основная функция карты?
Уже простое зрительное обозрение карты дает известное представление о размещении предметов. Так, по карте можно «на глаз» оценить формы, взаимное расположение и размеры площадей, расстояния между изображенными на ней географическими объектами. Учителя широко используют карту для этих целей, например, приучают учеников на основе простого рассмотрения ее отвечать на вопросы о географическом положении, относительных размерах объектов, расстояниях между предметами и т. п.
3. Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их.

Пример — исторические, некоторые экономические и другие специальные карты.
Возможности карты в указанном отношении значительно увеличиваются при сопоставлении предметов друг с другом и установлении пространственных связей и взаимодействия между ними. В этом случае можно делать заключения даже о таких свойствах предметов, которые на карте не отражены, но обусловлены тем, что на карте показано. Например, определяя по карте географическое положение, ученик может достаточно обоснованно характеризовать климат страны, ее растительность. Сопоставляя эти данные с изображением на карте рельефа и гидрографии может делать заключения о водном режиме рек, характере почв, возможно, даже об особенностях хозяйственной деятельности людей в данной природной обстановке и т. п. Однако из приведенного примера нельзя делать вывод, что карта сама говорит обо всех свойствах предметов. Она раскрывает свое богатое содержание лишь тому, кто имеет знания и картографические и географические и умеет ими пользоваться, т. е. умеет читать карту. Сама же карта, при умелом ее чтении, выступает не только в роли богатого и разнообразного источника знаний, но и стимулятора умственного развития школьников. Чтение карты развивает способности учащихся к логическому, диалектическому мышлению, мышлению большими категориями, с широким охватом явлений и предметов, приводит к формированию многосторонних, «живых» представлений об изображенной на карте территории и, наконец, является хорошей основой осознанного и твердого знания географии.
4. Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль — способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.
Роль эта сохраняется за картой не только в школе, но и тогда, когда взрослый человек пополняет свои географические знания из книг, газет, журналов и т. п. При хорошем знании карты запас географических знаний будет все время увеличиваться, наращиваясь на приобретенную ранее пространственную основу. Вот почему очень важно, чтобы в школе было прочно закреплено в памяти учеников положение определенного количества географического номенклатурного материала на карте. С этой целью учителя широко применяют различные приемы, ведущие к запоминанию картографического рисунка: вычерчивание карт или картосхем по памяти, заполнение контурных карт, работа с немыми картами и др.




Работа с картами способствует развитию воображения, памяти, логического мышления и речи учеников, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать заключения. Она является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, возбуждения у них интереса к предмету и установления связей школьной географии с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Например, с картами могут проводиться разнообразные по содержанию и форме фронтальные и индивидуальные практические работы на любых уроках географии, решаться всевозможные задачи, связанные с изучением и хозяйственным освоением территории, прилегающей к школе, принадлежащей родному колхозу, промышленному предприятию.
Учебные политические, экономические карты — важное средство идейно-политического воспитания учащихся. Они дают возможность наглядно показать успешное решение задач построения коммунизма в нашей стране, новый тип географического разделения труда между социалистическими странами, успехи национально-освободительной борьбы народов и крах колониальной системы империализма.
Таким образом, перед нами вырисовывается очень важное значение карты в преподавании географии. Его трудно переоценить. Крылатая формула «без карты нет географии» заключает глубокий смысл.
Как сама географическая наука не может существовать без карты, так и обучение географии без нее невозможно. Но из этого вытекает еще одно положение: нельзя рассчитывать на улучшение преподавания географии без серьезного внимания к вопросам картографической культуры. Последняя же определяется не столько качеством и количеством карт и других картографических пособий, какими обеспечивается школа, сколько уровнем использования карты в обучении, общей постановкой работы с картой в школе.

Работа с картой

Работа с картой в процессе обучения географии имеет цель — научить учеников понимать, читать и знать ее. В методической литературе нет достаточной ясности в определении понятий «понимание», «чтение» и «знание» карты, хотя все три термина часто употребляются. Между тем они определяют разные направления в работе с картой. Учитель должен их отчетливо различать, так как без этого нельзя сознательно и успешно руководить обучением.
Понимать карту — значит иметь картографические знания: знать, что такое карта, каковы ее свойства, содержание, назначение, что означает каждый условный знак на ней, как следует пользоваться картами и какая от этого польза.
Читать карту — это значит уметь по сочетанию условных знаков делать заключения о географических особенностях стран, «видеть местность так, как она есть на самом деле» (В. П. Буданов), уметь изучать и понимать при помощи карты размещение, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и человеческого общества.
Умение читать карту — более высокая ступень овладения картой, чем понимание особенностей построения карты. Можно знать азбуку картографии (условные знаки, масштаб, проекцию карты и т. д.), но не уметь ее читать. Для овладения чтением карты необходимы знания и картографические и географические, а также многократные упражнения с картами, так как чтение карт — это умение, а всякое умение, как известно, вырабатывается в результате упражнений.
Обучение чтению карты начинается уже в начальных классах, процессы приобретения картографических знаний, знаний по географии и чтения карты, тесно переплетаясь друг с другом, образуют неразрывное целое, развивающееся на всех этапах школьного образования. Карта сама служит богатым источником географических и картографических знаний, поэтому чтение карты — важный метод обучения географии.
В постановлениях партии и правительства о школе (от 25. VIII 1932 г. и 16. V 1934 г.) подчеркивается важность знания карты учениками. В методической литературе раскрытие содержания этого понятия дается весьма разноречивое. Например, профессор А. А. Половиикин под знанием карты разумеет «умение читать карту, понимать карту и знать необходимую географическую номенклатуру по карте». И. И. Заславский включает сюда не только чтение и понимание карты, запоминание ее картографического рисунка, но еще и сведения о построении карты. Заметим также, что И. И. Заславский по-особому толкует содержание понятий «понимание» и «чтение» карты.
А. В. Даринский значительно уже определяет содержание разбираемого понятия. Он включает в него лишь два факта: 1) знание программной географической номенклатуры и наличие соответствующих картографических представлений и 2) знание условных знаков карты и понимание ее построения.
Проф. Н. Н. Баранский пишет, что знание карты означает «наличие достаточных пространственных представлений о положении и взаимном расположении определенного программой перечня географических объектов (стран, районов, единиц политико-административного деления, городов и т. д.), а также крупнейших хозяйственных объектов. Это знание должно обеспечивать умение быстро находить положение этих объектов на любой карте».
Последнее определение отражает наиболее правильное содержание понятие знание карты. В нем идет речь о пространственных представлениях, об определенном объеме названий географических объектов, закрепленных в памяти в их взаимной связи.
Итак, знать карту — значит представлять по памяти взаимное расположение, форму и названия определенных географических объектов.
Однако ученики могут «знать» карту и не понимать того, что на ней изображено.

Приёмы обучения понимания карты

Процесс введения детей в понимание карты длителен. В начальных классах они получают первичные знания и навыки в ориентировании на местности по Солнцу и компасу. Попутно с изучением материала по арифметике у них развиваются некоторые пространственные представления, и, в частности, они учатся пользоваться словесным масштабом. Проводится знакомство с планом местности, с глобусом и картами России и полушарий.
Для изучения плана дети учатся изображать на бумаге направления по сторонам горизонта и расстояния по масштабу, знакомятся с простейшими планами (класса и школы с прилегающим к ней школьным участком), учатся сами рисовать планы простых предметов (книги, коробки и др.), и, наконец, рисуют планы окружения школы «на глаз», вырабатывают некоторые навыки ориентирования на чертеже. Затем они учатся читать план местности, приложенный к учебнику и помещенный в атласе. Большинство этих действий производится в виде практических работ под руководством учителя. Все перечисленные работы подводят детей к пониманию карты.
Существенные признаки последней рассматриваются на основе аналогии ее с планом. Так закладываются начальные понятия о следующих важных особенностях карты: а) плановом характере изображения; б) условности изображения; в) уменьшении изображения (масштабности его); г) генерализации изображения; д) особенностях ориентирования на плане и карте. Особенности карты раскрываются путем сопоставления ее с планом в процессе беседы учителя с учениками, с привлечением планов местности и карты Росии и полушарий. Дети осваивают условные обозначения, принятые на физической карте, карте полезных ископаемых и природных зон России и физической карте полушарий.
Для правильного понимания значения каждого условного знака карты нужно, чтобы дети имели конкретные представления о соответствующем реальном предмете. Такие представления накапливаются на экскурсиях в окрестности школы, для этого привлекаются также кинофильмы, картины, лепка из пластилина, работа с песком и на географической площадке.
Однако одного накопления конкретных представлений о предметах, изображаемых на картах, еще мало для выработки понимания ее условного языка. Необходимо добиться, чтобы предметы были прочно связаны с их картографическим изображением. Для этого применяют одновременное рассматривание карты и картин, в сочетании с художественным рассказом и чтением литературных произведений. Более активной формой являются упражнения в чтении содержания карты или в самостоятельном изображении ее учениками.
Например, в упражнениях применяется прием «воображаемого путешествия» по карте, проводятся так называемые «топографические диктанты» и т. п. Таким путем с первых же шагов работы с картой дети приучаются видеть за условными обозначениями действительную природу.
В курсе географии VI класса картографическим вопросам отведено значительное место. Им посвящена тема «Изображение земли на глобусе и картах» в начале курса, уделено внимание и в других темах.
Большую часть учебного времени программа отводит для практических работ в классе и на местности. Картографии нельзя учить и учиться только со слов учителя или учебника; здесь нужен постоянный показ, практика. Успех обучения зависит от методически обоснованного подбора заданий для практических работ учащихся. Учителя стремятся проводить их так, чтобы постепенно переходить от легкого к трудному, разделяя сложные для учащихся задачи на составные части с последовательным изучением каждой в отдельности и затем с объединением их в одно целое. Например, упражнения с компасом начинают с определения основных сторон горизонта при помощи одной стрелки, затем в упражнения включают шкалу компаса, по ней учат находить и основные и промежуточные стороны горизонта, отдельные же учителя доводят эти упражнения до освоения градусных делений шкалы компаса и определения по ним направлений в азимутах.
Вторая особенность практических работ — применение таких задач и упражнений, большинство которых встречается в жизни детей. Наконец, большое внимание уделяется привлечению средств наглядности и рисованию. Широкое применение рисунков и несложных чертежей, выполняемых учителем и учащимися, является сильным средством активизации обучения, незаменимым по своему педагогическому эффекту при усвоении вопросов ориентирования на местности и на планах, глобусе и картах, математических особенностей последних (масштаба, условных знаков, плановости изображения и т. п.). Педагогическая эффективность применения рисования и черчения в данной теме объясняется психологическими закономерностями формирования пространственных представлений. В частности, психологами установлено, что «вызревание пространственных представлений и развитие чертежа идут рука об руку. Это — единый процесс».
Существенно важным для углубления понимания карты является знакомство учеников с сущностью линий градусной сетки, их геометрическими свойствами, закрепление навыков в ориентировании по линиям сетки на глобусе и на карте, по определению местоположения объектов на картах и на глобусе.
Опыт показывает, что эти вопросы очень трудно усваиваются детьми. Главная трудность состоит в формировании отвлеченных пространственных представлений о форме и размерах Земли, о положении на ее поверхности особых линий, углов и т. п. Поэтому для успешного обучения здесь особенно необходимы наглядные пособия. В их состав входят, например, нанесенные на черный (индукционный) глобус линии параллелей и меридианов, рисование в тетрадях градусной сетки карты полушарий, отыскивание на глобусе и картах мест пересечения заданных меридианов и параллелей, нахождение пунктов, лежащих на одной широте или долготе, отыскивание точек по заданным координатам или определение координат у назначенных точек и т. п. Изучение материала проводится в порядке «от глобуса к карте». Линии градусной сетки вначале рассматривают на глобусе; на нем осваивают их сущность, геометрические их свойства, осознают приемы в ориентировании по линиям сетки и определении по ним координат. В заключительных уроках должны широко применяться работы с картами.
В остальных темах программы VI класса картографические знания школьников обогащаются за счет усвоения условных знаков карты и приемов ориентирования на карте по градусной сетке и по определению координат изучаемых объектов. Например, в теме «Гидросфера» ученики осваивают условное изображение на карте рек, порогов, водопадов, озер, болот, водохранилищ и т. п. Параллельно с расширением конкретных представлений и понятий об изучаемых географических объектах ученики овладевают условными обозначениями их на карте и определенным минимумом географической номенклатуры. В этих же темах, в ходе предусмотренных программой практических работ, закрепляются и совершенствуются навыки в обращении с масштабом, градусной сеткой, шкалой высот и другими элементами карты.
В VI классе, кроме закрепления знаний и навыков сформированных ранее (масштаб и измерение с его помощью расстояний, использование картографической сетки для ориентирования и определения координат, определение высот и форм рельефа по шкале высот и глубин и отметкам точек, распознавание объектов по их условным знакам), ученики приобретают умения в определении расстояний без масштаба по сетке вдоль меридианов и экватора (пользуясь соотношением, что один градус дуги этих линий равен 111 км), учатся определять приближенный масштаб в различных частях карты по географической сетке, высоты точек, расположенных между границами цветовых ступеней шкалы высот «на глаз». Усвоение этих новых знаний и умений происходит с помощью кратких объяснений учителя с показом приемов работы с картой и проведения с учениками практических упражнений с картами и глобусом.
В VI классе вводятся новые карты — политическая карта полушарий, физические, политические, климатические и карты природных зон для всех частей света, а также некоторые специальные карты (плотности населения). Изучение содержания этих специальных карт и новых способов изображения явлений, применяемых на них (изотермы, способ картограммы, картодиаграммы и цветного фона, способ значков), может проводиться постепенно. Так, например, опытные учителя знакомят учеников с содержанием легенды новой карты, стараются объяснить сущность показанных на карте новых явлений и особенности их изображения.
Многие учителя обращают внимание школьников в VI классе на некоторые математические особенности мелкомасштабных географических карт. Например, показывают ученикам, что указанный на карте масштаб не везде на ней действителен, что им можно пользоваться лишь в центре карты (проекция Ламберта применяется почти на всех картах, использующихся в VI классе, а в этой проекции главный масштаб — только в центре карты). Чтобы ползать причину этого факта, учитель сравнивает изображение клеток на глобусе и карте. Возможны и другие приемы. Например, ученики бывают очень поражены, когда измерения одних и тех же расстояний на карте и глобусе дают различные результаты. Перенесение линии кратчайшего пути (ортодромии) с глобуса на карту наглядно говорит о причине искажений.
Дальнейшее понимание сущности карты обеспечивается при изучении курса физической географии России . Учащиеся знакомятся с различиями карт по масштабу (мелко-, средне- и крупномасштабные), с неизбежностью искажений на картах из-за кривизны Земли, получают понятие о характере этих искажений (расстояний, направлений и площадей). На основе сопоставления карт разного масштаба учащиеся получают представление о генерализации картографического изображения. Большое внимание уделяется ознакомлению с топографической картой.
Ученики знакомятся с изображением рельефа на топографических картах способом горизонталей, усваивают приемы ориентирования и нахождения на ней точки своего стояния по местным предметам, а также способ определения направлений на карте и на местности (по компасу) в азимутах. Большую роль здесь должны выполнять различные наглядные пособия, например разрезные модели рельефа, стеклянные картомодели, топографические учебные карты и др. Для усвоения этого материала необходимы также разнообразные упражнения и практические работы с компасом, транспортиром, особенно упражнения с картой на местности. В старших классах продолжается знакомство с особенностями экономических и других специальных карт, географических объектов, прочно удерживая в памяти их положение на карте, не понимая картографического изображения самих объектов, к каким относятся эти названия. Карта в этом случае представляется просто ярко раскрашенной картиной, очень далекой от действительности. Для обучения прочному знанию карты должна применяться определенная система приемов, ведущих к поставленной цели.

Приёмы обучения чтения карты.

Умение читать карту вырабатывается не сразу, оно должно углубляться и совершенствоваться постепенно, в системе. Последняя должна быть тесно связана с системой географических и картографических знаний, так как чтение карт не только опирается на них, но и используется в качестве особого метода получения из карты самих географических и картографических знаний.
Известная система должна быть и в использовании самих карт. Ведь содержание многих специальных карт более сложно, чем карт общегеографических. Стало быть, к работе с такими картами следует приступать после того, как ученики научатся понимать и читать более простые карты. Очевидно также, что и сами карты должны быть приспособлены к учебным задачам и уровню развития учеников. Чтение карт включает:
1) уяснение свойств изображенных на карте отдельных объектов или явлений (на основе легенды карты);
2) получение необходимых пространственных представлений о размещении и взаимном расположении предметов и явлений;
3) сопоставление в пространстве объектов и явлений с целью получения общего представления о тех или иных особенностях территории в целом, или для уяснения дополнительных, даже порой не отраженных на карте свойств объектов и явлений, или, наконец, с целью выяснения причин и закономерностей в размещении, взаимосвязях, взаимодействиях и развитии изучаемых предметов.
По сложности и глубине можно выделить три вида чтения карты.
Элементарное чтение карты — заключается в уяснении свойств данного предмета по его внешнему виду. Из соединения названия объекта с его изображением получаются суждения: «Это Уральские горы», «Вот Африка», «Это государственная граница России ». Указанное чтение примитивно по своему уровню и характерно для учащихся начальных классов. Оно подобно освоению азбуки. Однако без усвоения навыков элементарного чтения нельзя двигаться к более сложному. Поэтому учитель должен постоянно заботиться и в последующих классах о том, чтобы «азбука» чтения карты была усвоена учениками достаточно прочно.
Сложное чтение — состоит в умении делать на основе карты суждения о тех свойствах предметов, которые выражены самим рисунком, и, конечно, прежде всего умении воссоздать пространственное представление о размещении и взаимном расположении предметов на земной поверхности.
Такое умение более трудное, хотя и здесь степень трудности может быть, конечно, различной в зависимости от поставленных целей и от уровня имеющихся у учащихся картографических и географических знаний и навыков. Приведем примеры: «Уральские горы вытянуты с севера на юг»; «Африка — нерасчлененный материк. Поверхность ее однообразна. Она лежит в жарком поясе». Как видим, суждения о свойствах предметов получены на основе тех сведений, которые отражены на карте (так же как и в чтении первого вида), но характеристика объектов дана более полно.
Третья ступень чтения карты требует еще большего напряжения умственных сил. Ученик пользуется здесь и географическими знаниями, и изображенными на карте фактами, на основе которых при помощи умозаключений он делает выводы, приобретает новые знания.
Пример. Основываясь на данных физической карты о географическом положении страны и изображенных на ней песках, соленых озерах, оросительных каналах, ученик сделал вывод, что здесь жаркий и засушливый климат. Непосредственных данных о климате карта не имела, однако ученик воспроизвел правильную картину климата на основе ассоциации сведений, полученных на основе карты, с законом широтной зональности и знанием последствий засушливого климата. Такой уровень чтения карты особенно ценен в образовательном отношении. В нем органически и глубоко сочетаются знания и навыки географические и картографические; ученики привыкают рассматривать любое явление не изолированно, а в свете взаимного влияния и причинной связи с другими географическими факторами и явлениями.
Остановимся на методике обучения чтению карты. При обучении географии у школьников надо воспитывать органическую потребность в частом обращении к карте для получения нужных сведений. С этой целью преподаватель пользуется правилом — не сообщать ученикам того, что они сами могут вычитать из карты. Правда, самостоятельное чтение карты требует несколько больше времени, но зато активизируется деятельность учащихся — усвоение получается глубже.
Всякого рода перечисления и показ по карте объектов с их названиями, воспринимаемые от учителя со скукой и неудовольствием, при собственной проработке по карте усваиваются легко и охотно. Следовательно, методическая задача учителя состоит в том, чтобы разнообразить формы и приемы такой активной работы учеников с картой. Применяются для этого игры с картой, задачи, вопросы по карте и т. п.
Более сложной задачей и, с точки зрения школьной географии, конечной целью использования карты является обучение учеников такому ее чтению, чтобы на основе последовательного ряда частных суждений они умели давать сводные географические описания отдельных территорий. Эту задачу в методике географии в нашей школе впервые ясно сформулировал и поставил Д. Д. Семенов.
Такие сводные описания, конечно, не сразу будут глубокими и сложными по содержанию. Но, например, уже в IV классе простые описания такого рода ученики могут делать. В последующих классах глубина и сложность их возрастают соответственно с углублением и расширением географических и картографических знаний.
Значительное затруднение для овладения навыком связного чтения карты представляет неумение учеников излагать материал в определенной последовательности. Если, например, ученики не приучены делать описания страны по принятой схеме — географическое положение, рельеф и т. д.,— то навыка у них не развивается.
Очень увлекательным для учащихся и простым приемом связного чтения карты является путешествие по карте.
Более активный прием, развивающий навык связного чтения карты и самостоятельность мышления, — составление таблиц с характеристиками изучаемого объекта на основе чтения карты.
Еще более эффективным является прием, основанный на предварительном ознакомлении учащихся с программой, по которой следует читать карту. Учитель вырабатывает ее вместе с учениками в виде вопросов, на которые нужно искать ответы на карте, и требует эти вопросы использовать постоянно. Вот, например, какую программу-вопросник применял учитель А. Н. Иванов в VI классе для характеристики морей: 1. Показ на карте и название; 2. Связывается ли и как с океаном (непосредственно или через пролив)? 3. Что омывает (какие государства, материки)? 4. Какие имеются в данном море острова и полуострова, банки и другие особенности? 5. Какие реки впадают в море? 6. Замерзают ли они? 7. Какие порты? 8. Есть ли линии пароходных рейсов?
Как видно, по характеру поставленных вопросов программа относится к первому и второму виду чтения карт. Ниже приводим некоторые примеры, рассчитанные на третий вид чтения карты в VII классе по теме «Моря России» (при ответах на них используются физическая и административно-политическая карты): 1. Круглый ли год длится свободная навигация в Карском море (или в любом другом из северных морей)? 2. Где продолжительнее навигация — на западе Скандинавского полуострова (в Норвежском море) или в Белом море? 3. Подходит ли теплое течение Куро-Сиво к берегам России? При ответах на эти вопросы учитывается положение линии замерзания морей и делаются выводы, что навигация в северных морях проходит свободно только летом, а на западе Скандинавского полуострова — круглый год.
Особые трудности вызывает обучение чтению специальных карт. Такие карты широко применяются уже в VI классе, а в старших классах они становятся подчас основным пособием на занятиях по экономической географии. Трудности эти можно разделить на два вида: а) из-за особого характера содержания специальных карт; б) из-за отсутствия у учеников навыка в сопоставлении карт друг с другом.
Содержание специальных карт часто носит особо абстрактный характер, так как на них отражены явления, не имеющие в действительности видимых очертаний. Таковы, например, показатели климатические, экономические и др. На этих картах применяются также особые способы изображения, не встречающиеся на общегеографических картах (способы точек, картограммы и картодиаграммы и др.). Поэтому еще до работы со специальными картами нужно знакомить школьников с сущностью и способами изображения тех предметов, какие на картах показаны.
На первых порах у учеников бывают большие трудности по установлению географического положения объекта на специальной карте, так как знакомая сеть привычных ориентиров (например, рельеф) на таких картах порой отсутствует. В этом случае следует чаще сопоставлять физическую карту со специальной, чтобы ученики привыкли на последней находить то же положение предметов.
Ученики должны научиться строить сложные суждения на основе сопоставления карт. Такой прием чтения карт получил в методике специальное название — «наложение карт». Суть приема состоит в том, что из сопоставления данных, непосредственно даваемых двумя или несколькими разными по содержанию картами, делаются заключения об особенностях изучаемой территории и причинных связях и взаимоотношениях.
Получение новых географических знаний может проводиться и при сопоставлении одинаковых по содержанию, но разных по масштабу карт. Карта более крупного масштаба позволяет выявить ряд характерных черт местности, наглядно представить и осознать истинные размеры и соотношения.
Самостоятельные практические работы учеников с картами — важнейшее средство обучения чтению карт. При их организации задача учителя состоит в методически продуманном подборе упражнений и умелом руководстве работами учеников.
Чтение карт является очень эффективным методом обучения географии, так как оно дает осознанные, а значит, и прочные знания. Чтение карт должно применяться наряду с другими методами, чередоваться с ними, будучи в случаях более применимым, в других — менее.
Ценные методические разработки и рекомендации для учителей по вопросам обучения чтению карт содержатся в книгах Н. М. Яковлева (для V классов), С. Ф. Каргаловой (для курса экономической географии России) и статьях А. Н. Иванова.
Работу по усвоению и закреплению в памяти размещения на карте картографического объекта вместе с соответствующим ему названием в нашей методической литературе принято называть «изучением географической номенклатуры». Она обычно начинается с того, что учитель, а затем и ученики находят на карте, показывают и называют соответствующие картографические изображения.
Перед учителем возникают три педагогические задачи: 1) как обучать, чтобы название было правильно произнесено и прочно усвоено; 2) как надо показывать объекты; 3) как научить правильно отыскивать их на карте. Все эти три задачи решаются вместе. Организация работы основывается на использовании всех видов памяти — зрительной, слуховой, двигательной и словесно-смысловой.
Для усвоения названия учитель применяет различные приемы — четко произносит название, а в отдельных случаях пишет его на доске, отмечая на что нужно обратить внимание. В младших классах название повторяется по слогам, записывается в тетрадях, тут же находится и прочитывается на настольных картах, что, по существу, еще к карте не относится. Задача состоит в том, чтобы с названием связать картографический образ соответствующего объекта. Для этого одновременно с усвоением названия ведется работа с самой картой.
Внимание учеников привлекается к специфическим особенностям изображения объекта, отличающим его от всех других: особой его форме, величине, расцветке и др. Например, часто в этих целях применяются аппликации.
Существо приема состоит в том, что учитель заранее вырезает из цветной бумаги контур изучаемых объектов и сравнивает их с какими-либо фигурами: Черное море напоминает боб, Аппенинский полуостров — сапог, Скандинавский — фигуру лежащего льва и т. п.
Эти сравнения, хотя и не точны, позволяют учащимся быстрее находить на карте нужные объекты. Чтобы выработать правильные представления о величине изучаемых стран, аппликации прикрепляют к нужным местам на карте или помещают на контур других объектов, с размерами которых проводится сопоставление площадей.
С целью закрепления в памяти картографического образа и связанного с ним его географического названия многие учителя во время работы с картой стремятся возбудить у учеников интерес к самому объекту, например сообщают о происхождении названия, о том или ином случае, интересном факте, приуроченном к данному объекту, и т. п. Часто в самом названии географического объекта заложен глубокий смысл, и истолкование его помогает не только запомнить название, но и понять его сущность. Такие приемы, конечно, возбуждают интерес, вследствие чего ученик легче запоминает не только название, но и картографический образ объекта.
При показе географических объектов на стенной карте должны соблюдаться дидактические правила. Показывать нужно указкой, не заслоняя рисунка. Ставить указку нужно на условный знак, а не на надпись; площади нужно обводить по контуру, а линейные объекты (дороги, реки) показывать движением указки по ходу их в определенном направлении. Этим правилам школьников надо обучать (особенно в начальных классах).
Мало усвоить название и показать картографическое изображение изученного объекта — нужно, чтобы ученик помнил, где на карте находится данный объект, и умел его быстро найти. Для этого следует обращать внимание на положение, какое занимает изучаемый объект среди других окружающих его изображений, и тренировать учеников в запоминании их взаимного расположения. При отыскании заданного на карте объекта ученик пользуется известной системой ориентиров, по которым он постепенно добирается до цели.
Например, ученик прочно запоминает, что Средиземное море следует искать на карте между Европой и Африкой, город Горький стоит на месте слияния Оки с Волгой. В каждом классе должна быть своя, определяемая программой система ориентиров. С целью закрепления навыка в пользовании системой ориентиров полезно требовать от учащихся, чтобы при показе объекта на карте они описывали его положение, начиная с ориентиров наиболее общих к частным.
Очень ценным в этом смысле является прием, когда учитель заставляет ученика рассказать, как следует находить заданный объект на карте. Ценность его в том, что учащиеся постигают внутреннюю логику определения географического положения, усваивают навыки связного чтения картографического текста, овладевают правильной терминологией и вообще развивают речь и мышление. Важно также, что такой прием дает возможность ученикам следить за положением описываемого объекта на основе словесного описания. «Правильное географическое определение местоположения не только на карте, но и словами служит показателем умелого преподавания географии», — говорит проф. В. П. Буданов.
Очень часто для облегчения запоминания места на карте учителя привлекают различные дидактические средства — флажки» и условные значки, шнурки и стрелки, две указки и др. Прикрепляя по ходу урока такие материалы к нужным местам карты, учитель фиксирует внимание учащихся на определенных пунктах, чтобы облегчить восприятие положения на карте изучаемого объекта. В отдельных случаях эта же задача успешно разрешается при помощи мелового эскиза на доске, показывающего нужный объект крупным планом. Эти приемы также содействуют закреплению в памяти взаимного размещения географических объектов на карте.
Работа по накоплению запаса прочно усвоенной географической номенклатуры не должна проводиться в отрыве от изучения самой географии. Механическое запоминание положения на карте какого-либо перечня географических объектов — малополезное занятие. Оно порождает формальное знание карты. Опытные учителя никогда не превращают эту работу в зубрежку или простые механические действия. Они всегда стремятся придать такой работе осмысленный характер.
Например, при изучении политической карты Европы в VI классе на уроке приходится запомнить много государств и их положение на карте. Ученикам дается задание сгруппировать государства по их положению: а) на материке; б) на островах и полуостровах; в) не имеющие выхода к морю; г) выходящие к Балтийскому и Северному морям; д) расположенные на побережьях Атлантического океана и Средиземного моря и т. п.
Ученики предупреждаются, что при ответе показывать надо будет по физической карте, что вместе с показом границ нужно называть и пограничные государства. Такого рода задачи требуют творческого подхода для их решения. В них номенклатура лишь подсобный элемент. Характер же заданий вызывает многократное повторение одного и того же государства в различных сочетаниях. Это обеспечивает прочность запоминания политического деления и способствует повторению части света в целом. В результате осмысленного решения подобных задач достигаются и глубокие знания и умение безошибочно, как бы автоматически показывать объекты на карте. Но такое автоматическое умение будет результатом большого творческого труда.
Как видим, лучшим средством для усвоения географической номенклатуры на карте является сама карта. Остановимся в связи с этим на характеристике некоторых специфических приемов использования карты в целях обучения ее знанию, где для этого применяются особые карты и специальные картографические работы. Речь пойдет о черчении и копировании карт, составлении картосхем и специальных карт, работе с контурными и немыми картами и некоторых других приемах.
Черчение и копирование карт под названием «конструктивного метода» очень широко применялось в русской школе во второй половине XIX века. Увлечение им было настолько большим, что все другие методы обучения отступали на второй план. Суть его состояла в том, что ученики рисовали картографические очертания объектов на память, по вспомогательным точкам и линиям. Работа эта в значительной степени механическая, что приводило к формальному знанию карты.
В начале XX века изменение взглядов на цели преподавания географии привело к почти полному отказу от этого приема обучения. На смену ему в школьную жизнь вошли черчение картосхем и работы с контурной картой. Однако и в наши дни черчение карт по памяти иногда применяется. Оно является ценным не только потому, что ведет к прочному запоминанию, но служит также средством борьбы с поверхностным рассматриванием рисунков, чертежей и карт, которое так распространено среди учащихся, способствует выработке очень ценного умения — выражать свои пространственные представления рисунком, чертежом, вообще — умения рисовать, чертить. Поэтому полностью отказываться от метода черчения карт, конечно, не следует. Очевидно, важно во всем соблюдать меру.
Черчение картосхем находит широкое применение в преподавании географии. Опытные учителя чертят их на доске по ходу изложения нового материала, подчас вовлекая в подобную же работу и учеников. В других случаях учащиеся по заданию учителя наносят на контур те или иные объекты. Такие простые картосхемы могут создаваться на уроке при изучении нового материала и дома в процессе работы над учебником. В. ряде случаев вычерчивание картосхем применяется при опросе учащихся.
Достоинство картосхемы состоит в том, что она отражает только самое главное, на что нужно обратить внимание. Кроме того, картосхему проще чертить, чем обычную карту. Черчение еще больше упрощается, если картосхема составляется на контурной карте или на заранее подготовленном контуре (для изготовления таких контуров используют трафарет).
Работы с контурными картами преследуют те же цели закрепления и проверки картографических представлений учащихся. Само черчение здесь сведено к минимуму, так как картографический контур страны на карте сохранен. Это упрощает дело и дает возможность легко привлечь всех учащихся к картографической работе. Она же состоит в большинстве случаев в том, что, ориентируясь по своим настольным картам, учащиеся находят на контурной карте, отмечают и надписывают названия у местоположения нужных объектов, например находят, обводят и надписывают реки, горы, города и т. п. Эти работы могут быть весьма разнообразны по форме и содержанию — от простого нанесения на контурную карту нужных объектов до творческой работы по составлению картосхем и специальных по содержанию карт. Разнообразны также формы применения этих карт для проверки знаний учеников.
Контурные карты удобны не только для составления схематических карт. По ним удобно проводить картометрические работы (измерение длин, площадей, направлений, прокладку маршрутов, нанесение точек по заданным координатам и т. п.), работы по установлению на карте природных и искусственных границ (выявление границ бассейна реки, географического ландшафта, административных единиц, промышленных округов, ареалов и т. п.) и др.
В настоящее время работы с контурными картами в качестве обязательных включены во все классы. В методической литературе отражен немалый опыт разнообразного применения этих карт в обучении. Контурные карты широко используются в преподавании географии в школах ГДР, Польши, Болгарии и других стран, где также имеются интересные приемы и формы работ с ними.
Немые карты — это обычно стенные физические карты, лишенные каких-либо надписей. Они широко применялись в школе в прошлом с целью закрепления и проверки знания географической номенклатуры.
В настоящее время такие карты, к сожалению, не издаются. Опыт работы лучших учителей показал несомненную полезность применения немых карт в обучении школьников пониманию, чтению и знанию карты. Все дело в том, как поставить работу с такой картой, а не в самой карте. Любой методический прием можно довести до абсурда, если его неправильно применять или злоупотреблять им. В прошлом применялись в нашей школе полунемые карты, на которых названия отмечались только начальной буквой или двумя-тремя начальными буквами. Находить на таких картах географические объекты легче, чем на обычной немой карте. В ГДР и других зарубежных странах немые карты широко используются в учебном процессе.
В заключение упомянем еще так называемую дежурную карту. Это обычная учебная стенная карта большого формата (чаще мировая или СССР), на которой флажками или значками отмечаются важнейшие текущие географические события. Знаки эти соединяются шнурками с кратким пояснительным текстом, прикрепляемым к краям карты. События текущей жизни, отмеченные на ней, постоянно привлекают интерес учеников к карте. Это способствует укреплению знания географической номенклатуры, развивает понимание карты и укрепляет навыки ее чтения.
Вообще учитель должен стремиться к тому, чтобы географическая карта как можно чаще была перед глазами учащихся. Например, полезно, чтобы стенная географическая карта постоянно висела в том классе, где ученики находятся на уроках, чтобы своя карта была у ученика и дома на стене около его рабочего уголка (кроме атласа, который должен быть у каждого ученика таким же непременным пособием, как учебник).
Полезным педагогическим приемом, ведущим к повышению картографических знаний, умений и навыков, являются разнообразные игры с картами, например картографическое лото, домино, игры на отгадывание объектов по их картографическим символам и контурам, по нахождению объектов на карте по образным словесным описаниям их, игры-путешествия по карте и т. п. К сожалению, в нашей методике почти совсем не разработан вопрос об использовании игр в учебной работе с картами. А между тем они могли бы стать мощным средством повышения картографической культуры.

Глобус

Глобус является одним из самых необходимых географических пособий. Любая школа немыслима без глобуса. Он необходим и в начальных, и в средних, и в старших классах, так как ряд вопросов географии, картографии, астрономической географии и геофизики может быть правильно усвоен только с его помощью.
Учебное значение глобуса определяется тем, что, с одной стороны, он представляет модель Земли как мирового тела, а с другой — он является идеальной «картой», свободной от искажений, правильно передающей картину размещения на Земле географических элементов. Поэтому без глобуса нельзя обойтись, когда приходится рассматривать вопросы, связанные с формой, движением Земли и внутренним ее строением, а также при изучении пространственных отношений.
Карта тесно связана с глобусом. Глобус объясняет особенности карты, исправляет ее недостатки, а карта детализирует глобусное изображение земной поверхности. В некоторых вопросах карта и глобус не должны разлучаться, так как они дополняют друг друга.
Уже самая первая встреча детей с глобусом в IV классе имеет конечную цель — познакомить их с особенностями карты. Глобус привлекается для того, чтобы облегчить формирование первого понятия о мелком масштабе карты, об особенностях ориентирования на ней, о некоторых особенностях ее рисунка, связанных с шарообразностью Земли, и уточнить, исправить пространственные представления о размещении на Земле крупных географических объектов. Эта работа с глобусом должна проводиться в системе.
Особенности ориентирования на картах, как известно, отличаются от тех, какие имеются на планах. Основные направления на картах находят по линиям меридианов и параллелей. Первые упражнения по ориентированию следует делать на глобусе. Очень эффективен в этом случае прием с фигуркой человека, прикрепляемой к глобусу. Так дети легче представляют себя в положении наблюдателя, находящегося на поверхности глобуса, и сознательно учатся находить направления по линиям, нарисованным на нем. Такие упражнения создают основу для правильного ориентирования на картах.
Правильные представления о формах и размерах крупных географических объектов (материков и океанов, крупных стран) во многих случаях нельзя получить без глобуса, по одним лишь картам. Например, даже при простом зрительном сопоставлении очертаний крупных объектов на глобусе с изображением их на картах мира и полушарий видны значительные различия в отражении формы и сравнительных их размеров по причине сильных искажений рисунка на картах. Кроме того, на картах мира и полушарий разорвано единство глобусного изображения.
Так, на карте полушарий разорваны на две части Атлантический океан и Антарктида. На карте мира мы привыкли видеть разорванным Тихий океан. Естественно, что учитель должен предусмотреть возможность неправильных представлений, какие у учеников могут получиться при работах с картами, и исправить, а еще лучше — предупредить их. И тут неоценимую помощь оказывает глобус.
В V классе применяются карты СССР и полушарий. Уже здесь необходима значительная работа с глобусом и картами с целью предупреждения неправильных представлений о действительности и о самих картах. Прежде всего детей нужно приучить к мысли, что на картах изображена выпуклая земная поверхность, что на картах земных полушарий искусственно разорвана неразрывная поверхность шара. Эта задача разрешается путем объяснений учителя и упражнений детей с глобусом и картами. Методисты дореволюционной русской школы рекомендовали растолковывать детям, что карта полушарий осязаемо не передает выпуклости Земли, потому что лист бумаги плоский; само изображение полушарий на бумаге с этой целью называли «плоскошариями». Конечно, термин «плоскошария» неудачен, однако понятие о том, что на бумаге изображена выпуклая поверхность Земли, учитель должен объяснить детям при первом же знакомстве с картами СССР и полушарий. Эта задача для карт СССР облегчена тем, что применяется особая картографическая проекция (проф. Соловьева), обладающая глобулярностью и имеющая ряд других методических достоинств.
Хотя разъяснения учителя и наглядные сравнения картографического рисунка на картах с глобусным изображением приводят детей к пониманию важной особенности карт, однако одних этих мер мало. Необходимо еще поупражнять детей в определении направлений на карте, чтобы приучить к ориентированию на ней по линиям сетки, прокладывании пути, особенно пути из одного полушария карты в другое. Например, заставьте показать на картах полушарий путь из Европы в Северную Америку. Часто можно видеть, как дети стремятся показать неразрывный путь из одного полушария в другое через точку экватора, где оба полушария на стенной карте соприкасаются друг с другом или близко друг к другу подходят. Заставьте затем ребенка посмотреть этот путь на глобусе, и он поймет условность разрывов изображения на карте полушарий.
Важно также не только закрепить умение правильно находить направления по сетке карты и глобуса, но и научить определять по ней относительное географическое положение пунктов. Поставьте, например, задачу определить на карте полушарий, что лежит дальше от экватора (т. е. что севернее) — Исландия или Новая Земля, Москва или Нью-Йорк? На карте эти пункты удалены на равное расстояние. На глобусе же результат получается другим. Такие упражнения вплотную подводят школьников к пониманию координатного значения сетки.
Первые впечатления о положении, формах и сравнительных размерах частей света и океанов учащиеся должны вынести из начальной школы на основе рассмотрения глобуса. Представление о географическом положении СССР — что он почти полностью находится в Восточном полушарии в его северной половине, ближе к Северному полюсу, чем к экватору, в умеренном и частью холодном поясе, в двух частях света — Европе и Азии; о его размерах, сравнительно с поверхностью Земли в целом, должно быть сформировано также на основе рассмотрения глобуса. Полезно для этого применить политический глобус или выделить СССР на физическом глобусе шнуром, флажками и т. п. Для конкретизации пространственных представлений о формах, размерах и положении частей света и океанов глобус как демонстрационный прибор нередко используется в VI и, реже, в VII классах.
В практике многих учителей глобус после VI класса в картографическом плане почти не используется. Это большое упущение. Между тем глобус незаменим при определении больших расстояний между пунктами на земной поверхности. Его значение сохраняется на всем протяжении обучения географии в школе, так как применение карты для этой цели приводит к грубым ошибкам.
Как известно, кратчайшее расстояние между точками (ортодромия) на всех школьных картах, изображающих большую территорию, является кривой линией; кроме того, сам масштаб на таких картах изменчив, и применять для вычисления расстояний тот масштаб, какой на картах указан, следует осмотрительно. Нужно знать, где на картах такие вычисления допустимы. Особенно это следует соблюдать при работах с картами полушарий и мира, где искажения очень велики1. Во всех подобных случаях лучше обращаться к глобусу.
Равномасштабность и отсутствие искажений позволяют быстро и легко получать на нем нужные решения. У учеников нужно воспитывать навык использования глобуса в этом отношении. Такой навык имеет важное практическое значение, ибо в наши дни определение кратчайших расстояний приобрело большой практический смысл, в особенности из-за сильно развитого воздушного транспорта и ракетной техники. Это, в частности, привело к тому, что глобусы теперь применяются в аэронавигации и космических полетах. Немалое значение имеет это и в географии, например, при выяснении особенностей географического положения, конфигурации основных путей международной торговли и т. п.
Глобус незаменим не только для предупреждения или исправления неверных пространственных представлений, получающихся у школьников при работах с картами, он ничем не заменим и при объяснении причин искажений пространственных элементов, присущих мелкомасштабным картам. Опытные учителя в VI классе с этой целью применяют вызывающие большой интерес у школьников приемы сопоставления формы и размеров клеток градусной сетки карты с глобусными клетками и перенесение ортодромии с глобуса на карту. В старших классах с помощью глобуса могут выть разъяснены принципы построения картографических проекций. Для этого применяют проекционные проволочные и стеклянные глобусы.
Многие вопросы географического положения, рассматриваемые в масштабе планеты, невозможно уяснить без глобуса, например представление об антиподах, о материковом и океаническом полушариях, о расположении страны или группы стран по отношению ко всему земному шару, к важнейшим мировым морским путям и т. п. Понятие о связи явлений, возникающей из-за особого географического положения (например, условия формирования климата и почвенно-растительных зон), также невозможно сформировать без глобуса.
В указанном отношении глобус необходимо использовать во всех классах. Уже в IVклассе следует к нему обращаться для создания у детей первичных понятий о том, что различия в природе нашей страны связаны с получением разного количества тепла на разных широтах. Изучение материков и океанов, их размеров, формы, расположения, климатических условий, связанных с широтой и расстоянием от океанов, надо изучать сначала на глобусе, а затем переходить к карте.
При изучении географии СССР необходимо поступать так же при рассмотрении географического положения СССР, окружающих его морей, условий формирования климата и многих других вопросов, относящихся ко всей территории СССР. В курсах экономической географии СССР и зарубежных стран глобус не менее необходим, ибо экономико-географическое положение любой страны, ее международные торговые и политические связи выявляются на глобусе гораздо ярче и полнее, чем на карте.
Применение глобуса в качестве пособия, помогающего освоить математические особенности карты, должно носить характер активной самостоятельной работы учеников с самим глобусом. Словами и демонстрациями приемов обращения с глобусом тут делу не поможешь. Упражнения по ориентированию, нахождению координат точек, определению кратчайших путей между пунктами и перенесение их на карту и т. п. должны проводиться самими учениками возможно чаще. Не надо забывать конечную цель таких упражнений с глобусом — от них нужно тут же переходить к соответствующим упражнениям с картой.
Рассмотрим теперь работы с глобусом в плане изучения вопросов астрономической (математической) географии и геофизики. Глобус служит главным наглядным пособием, позволяющим одним взглядом увидеть всю Землю в целом и ее форму, представить, что такое диаметр, радиус, окружность Земли.
На основании представления о различном освещении и нагревании земной поверхности солнечными лучами у учащихся формируется понятие о главной причине климатических различий на Земле и о ее тепловых поясах. Причины ледовитости наших северных морей, высокого стояния Солнца в районах, где расположены степи, наличие пустынь на юге СССР получают известную конкретность, если учитель покажет детям на глобусе, как лучи от источника света (лампы или свечи) неодинаково освещают и обогревают различные места его поверхности.
Глобус на наклонной оси служит главным наглядным пособием для объяснения причины смены времен года. Чтобы демонстрировать этот факт, полезно применить сразу четыре глобуса, поместив их вокруг источника света (Солнца) в четырех положениях, соответствующих основным временам года. При недостатке в школе глобусов нужно несколько раз обносить глобус вокруг «Солнца», останавливаясь в нужных местах для объяснений.
Ценным прибором для демонстрации смены времен года является теллурий, так как можно показать одновременно два движения Земли, более точно сохранить соотношение источника света и поверхности глобуса, наклон земной оси и, таким образом, уяснить различия в освещении Земли по временам года, значение тропиков и полярных кругов. Однако применение теллурия у ряда методистов не встречает одобрения. Дети воспринимают его обычно не как учебный прибор, а как занятную игрушку, и потому они плохо вникают в сущность объяснений учителя. По-видимому, применять этот прибор целесообразно в комплексе с использованием на предыдущих уроках обычных глобусов.
Использование глобуса в астрономическом плане далеко не ограничивается описанными выше вопросами. Можно назвать некоторые геофизические вопросы, в преподавании которых глобус существенно необходим для объяснений или иллюстрации изучаемых фактов. Это — приливы и отливы, географическое распространение вулканов, круговорот океанических течений, наблюдения учащихся над светораздельной линией и объяснение различной продолжительности дня и ночи на разных широтах в разное время года, различная скорость линейного движения точек на разных параллелях, имитация опыта Фуко как доказательство суточного вращения Земли, решение разнообразных задач по определению местного времени и часовых поясов, изменение направлений сторон горизонта при движении через полюсы, определение угла падения солнечных лучей в разные времена года на разных широтах и пр.
Как видим, функции глобуса очень разносторонни. Он, как наглядное пособие, позволяет учителю очень многое объяснить и в то же время открывает широкие возможности для проведения разнообразных практических работ и выработки ряда важных практических умений. Работы с глобусом развивают пространственные представления, логичность мышления, ибо на глобусе скрещиваются отвлеченные понятия и конкретные образы явлений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!