СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что больше?

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что больше?»

Что больше?


Какой овал на рисунке больше: нижний или внутренний верхний? Трудно отделаться от мысли, что нижний больше верхнего. Между тем, оба овала равны, и только присутствие наружного овала создает иллюзию, будто заключенный в нем овал меньше нижнего. Иллюзия усиливается и тем, что вся фигура представляется нам не плоской, а телесной – в виде ведра, что ли: овалы невольно превращаются нами в перспективно сжатые круги, а боковые прямые линии – в стенки ведра.

Всего разительнее выступает та же особенность нашего зрения на рисунке. Между сторонами угла начерчены два одинаковых кружка, – но глаз не признает их равенства: вы ясно видите, что левый кружок, ближайший к вершине, крупнее правого. Вы можете поворачивать чертеж во все стороны – иллюзия остается. Чем угол острее, тем обман зрения резче.


Какой овал больше: нижний или внутренний верхний?


Мы, по‑видимому, вообще склонны преувеличивать размеры фигур, заключенных между расходящимися прямыми, близко к вершине угла. Подобно тому, как на первом рисунке кажется больше тот кружок, который ближе придвинут к вершине угла, так и на втором рисунке расстояние между точками X и У кажется больше, нежели между точками М и N. Присутствие третьей прямой, исходящей из той же вершины, еще более усиливает иллюзию.


Какой кружок больше – правый или левый?


Что больше: расстояние между X и У или расстояние между М и N?


Некоторые предполагают, что известная иллюзия увеличения светил близ горизонта представляет собою обман зрения именно такого рода. Когда мы рассматриваем Луну, Солнце или какое‑нибудь созвездие, стоящее близ горизонта, то они кажутся нам вдвинутыми в двугранный угол, одною стороною которого является поверхность Земли, а другою – наклоненная над нею часть небесного свода. На основании предыдущего понятно, что светило, помещенное таким образом, должно казаться нам крупнее, чем тогда, когда оно близ зенита. Это новое объяснение является чуть ли не десятой попыткой объяснить знаменитую «астрономическую иллюзию», известную еще со времен Птолемея.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!