Урок № 02
Обществознание, 8 класс
Что делает человека
человеком?
Д.З.: § 1, ?? (с.12), задания (с.13-14), «Вспомним» к § 2, схема «Отличия человека от животного»
© А.И. Колмаков
Задачи урока:
- Раскрыть биосоциальную природу человека.
- Показать неразрывную связь мышления и речи, деятельности и самореализации человека в жизни.
- Содействовать достижению учащимися личностных образовательных результатов: определение своего места в обществе, мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества, умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций.
- Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: анализ объектов с целью выделения их существенных и несущественных признаков; социальная компетентность и учёт позиций других людей.
Знать и уметь (УУД)
- Выявлять отличия человека от животных.
- Объяснять человеческие качества.
- Различать биологические и природные качества человека.
- Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке.
- Определять своё отношение к различным качествам человека.
- Выявлять связь между мышлением и речью.
- Объяснять понятие «самореализация».
- Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности.
- Приводить примеры основных видов деятельности
Понятия, термины
- биосоциальная природа человека;
- мышление;
- речь;
- деятельность (игра, учёба, труд);
- самореализация;
- способности человека
Изучение нового материала
- Отличие человека от других живых существ.
- Мышление и речь — специфические свойства человека.
- Деятельность человека, её виды.
Вспомним. Подумаем.
- ВСПОМНИМ. Как раскрыто происхождение человека в курсе истории?
- ПОДУМАЕМ. Чем человек отличался от других живых существ? Каким образом проявляются человеческие качества?
Отличие человека от других живых существ
Платон
(Аристокл) (примерно 428 – 348 до н.э.), древнегреческий философ.
Блез Паскаль ( 1623-1662 ). Французский математик, механик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.
Отличие человека от других живых существ
Владеет речью
Умеет производить орудия труда
Способен к творчеству
Способен к прямохож-дению
Имеет хорошо развитый головной мозг
Способен к действиям по плану
Осознаёт самого себя
Обладает фантазией
Отличие человека от других живых существ
Социальное начало
общение (человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими)
- мышление
- речь;
- Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.и другими системами
Биологическое начало - условие, предпосылка существования:
- инстинкты;
- биологическая программа развития;
- анатомия, физиология ( обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами);
- принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens (Человек разумный).
Психическое начало
- внутренний мир человека
- характер
- эмоциональная сфера
Отличие человека от других живых существ
Мышление и речь — специфические свойства человека
Наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животных является способность мыслить .
Мыслительная деятельность развивалась вместе с развитием мозга. Даже самое высокоорганизованное современное животное — человекообразная обезьяна — не имеет столь высокоразвитого мозга.
Попытки научить обезьяну мыслить подобно человеку путём многолетних занятий с ней не увенчались успехом.
Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животное, а преобразует мир. Он создаёт то, что природа не производит.
Мышление и речь — специфические свойства человека
- Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Деятельность человека имеет творческий характер : он, опираясь на знания о мире, творит нечто новое сначала в мыслях, а затем практическими действиями.
Без знаний о свойствах природных предметов человек не смог бы сделать никаких технических изобретений.
Мышление и речь — специфические свойства человека
общение
Потребность людей в общении , только благодаря которому и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов (т. е. языка). Постепенно развивалась человеческая речь, помогавшая людям обмениваться мыслями. Словесный язык — самое развитое, универсальное (всеобщее) средство выражения мысли.
Речь бывает письменная и устная, а ещё и внутренняя, беззвучная, не видимая и не слышимая другими.
Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.
Мышление и речь — специфические свойства человека
А.Н. Толстой (1883-1945). Русский советский писатель и общественный деятель из рода Толстых. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений .
Д.И. Писарев (1840-1868). Русский публицист и литературный критик, революционный демократ. По праву считается «третьим», после Чернышевского и Добролюбова, великим русским критиком-шестидесятником. Плеханов называл его «одним из самых выдающихся представителей шестидесятых годов».
Деятельность человека, её виды
Как человек реализует себя?
Созданное поэтом или писателем творчество — его стихи, поэмы, повести. Архитекторы и строители оставляют людям города и сёла, учёные и писатели — книги, садовники — парки и сады.
Философы заметили: человеку свойственно желание чем-то выделиться, чем-то отличиться, стать замеченным, известным, заслужить признание, которое сохранилось бы и после того, как он уйдёт из жизни.
«Дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми — хотя и в разной степени — наделён каждый человек». (Эрих Фромм, немецкий психолог, социолог /1900-1980/).
А.С. Пушкин (1799-1837). Русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века
«Нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит...»
Деятельность человека, её виды
Деятельность – это вид активности, имеющий целью познание и изменение внешней среды и самого человека
Деятельность человека, её виды
военнная
государственная
производственная
политическая
Д
деятельность
интеллектуальная
педагогическая
Можно продолжить
лечебная
художественная
Деятельность человека, её виды
Осуществление жизненных целей — самореализация — требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли . В процессе самореализации, в ходе своей деятельности человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности.
Общественно полезные результаты самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.
В деятельности происходит самореализация личности , т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека.
Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию.
Проверь себя
1. Что означают слова: «Человек — существо биосоциальное»?
2. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?
3. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?
4. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?
5. Как проявляются способности человека?
6. Что такое самореализация человека?
7. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Литература
- Обществознание. 8 класс : учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
- Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 174 с.
- Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
- Иллюстрации из сети Интернет.
- https:// ru.wikipedia.org/wiki/ Паскаль_Блез
- https:// ru.wikipedia.org/wiki/ Платон
- https:// ru.wikipedia.org/wiki/ Д.И._Писарев
- https:// ru.wikipedia.org/wiki/ А.Н._Толстой
- https:// ru.wikipedia.org/wiki/ А.С._Пушкин
- http:// mypresentation.ru/presentation/chelovek_i_ego_deyatelnost
©шаблон презентации, источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIIIвида. г. Балашов Сайт: http://pedsovet.su/