Урок окружающего мира.
1 класс
УМК «Школа России»
Тема: «Что это за листья?»
Цели: познакомить с деревьями, растущими возле школы; наблюдать за осенними изменениями окраски листьев на деревьях; Учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: первоклассники научатся наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям; получат возможность научиться описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Что это за листья?», Муравьишки с букетом, учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, конверт с картинками цветов, разнообразные листья деревьев, рисунки деревьев, клей.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, мои юные любители природы! Долгожданный дан звонок, начинается урок. Я вас рада приветствовать. Прочитайте девиз сегодняшнего урока.
«Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать»
- Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, посмотрите, кто снова к нам пришёл? (Муравьишка – Вопросик).
- Он хочет уточнить у вас, о чем мы говорили на предыдущих уроках? (О растениях).
- Правильно о растениях. Сейчас вы будете работать в паре, как настоящие ученые. У вас на партах лежат конверты. Достаньте всё что находится в конверте.
- Перед вами карточки, на которых изображены растения. К сожалению, Муравьишка – Вопросик их все перепутал. Рассмотрите очень внимательно карточки и скажите, пожалуйста, на какие 2 группы мы можем разделить все эти растения? (Дети работают в парах)
- Первая группа – это растения, которые растут на подоконнике (комнатные), вторая группа – это растения, которые растут на клумбах.
- Ребята, назовите растения, которые растут на подоконнике (фиалка, кактус, бегония).
- Перечислите растения, которые растут на клумбе (астра, гладиолус, тюльпан).
III. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, а сейчас я вас попрошу закрыть глазки и послушать внимательно звуки. (Шум леса)
- Куда мы с вами попали? Где мы с вами оказались? (В лесу).
- Кто знает, как себя нужно вести в лесу? (Ответы детей. Не кричать, не ломать ветки, не выдёргивать растения, не жечь спички).
- А вы слышите у нас, что-то под ногами шелестит? Что же это? (Листья).
- Как вы думаете откуда они появились на земле? (Ответы детей. Опали с деревьев).
- А кто знает, как называется явление природы, когда листья осыпаются с деревьев? (Листопад).
- Ребята, какие деревья вы знаете? (Ответы детей).
- Муравьишка хочет показать вам деревья, с которых опали листья.
(Демонстрация: дуб, берёза, осина, клён, рябина).
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей).
- Сформулируйте тему нашего урока? («Что это за листья?»)
- Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о том, какие бывают листья и чем они отличаются друг от друга.
- Посмотрите, у вас на партах лежат листья. Возьмите их аккуратно в руки, потому что они очень хрупкие. Посмотрите на листья, что у них есть?
Черешок, при помощи него листья крепятся к веточке.
Весь лист – это пластина.
А питается листик с помощью прожилок.
- Найдите и рассмотрите строение листа.
- Давайте разделим листья на группы. Как мы сможем это сделать? (по размеру, по форме, по цвету).
- Ребята, листья могут быть разными по размеру, форме и цвету, но они все одинаковые по строению.
- Так какой мы с вами можем сделать вывод? (Что все листья различаются по размеру, по форме, по цвету, но одинаковые по строению.)
- Мы немного устали, гуляя по осеннему лесу. Я предлагаю вам немного отдохнуть.
IV. Физкультминутка
Вот и осень наступила,
Тучка солнышко закрыла.
И над лесом, сделав круг,
Птицы подались на юг.
С веток листья опадают,
В щель букашки заползают.
V. Работа по теме урока
- Откройте учебник на стр. 28. Рассмотрите изображённые листья. В какое время года они бывают такие разноцветные? (Осенью).
- Прочитайте какие листья изображены на картинке. (Клён, осина, берёза).
- Сколько листьев клёна вы видите? (2).
- Чем они отличаются от других листьев?
- А сколько листьев осины изображено на рисунке? (3).
- На сколько листьев осины больше чем листьев клёна? (на 1).
- Сколько листьев берёзы вы увидели? (5).
- На сколько листьев берёзы больше, чем листьев осины? (на 2).
- Ребята, сейчас мы с вами будем настоящими исследователями. И перед нами стоит очень важная задача. Определить название дерева, только по одному листочку, а я вам дам маленькую подсказку. (одновременно читаю загадку и показываю лист).
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой стоит под горой.
(Берёза)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит.
(Осина)
Весной зеленело, летом загорала.
Осенью надела красные кораллы.
(Рябина)
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь не гроз ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего что плод мой мелок.
(Дуб)
VI. Закрепление полученных знаний.
- Сейчас вы будете работать в парах. У каждой пары есть изображение дерева. (Дуб, клён, рябина, осина, берёза).
- Вам необходимо с соседом по парте, решить какие листья подходят именно к вашему дереву. Взять соответствующие листья и приклеить их на своё дерево.
- В конце урока мы прикрепим наши деревья на доску и посмотрим, какой красивый лес у нас получился.
VII. Итог урока.
(Коллективная выставка работ).
- Посмотрите, какой красивый лес у нас с вами получился. И все деревья как будто настоящие. И вы слышите, как в нашем лесу опять шуршат листочки?
VIII. Рефлексия.
- Давайте подведём итог. Для этого используйте «3 Я».
Я ЗНАЮ
Я УМЕЮ
Я МОГУ
- Дома вы можете сделать поделку из высушенных листьев, которые мы с вами собрали на экскурсии.