СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Что я могу сделать с мусором? Проблема утилизации отходов»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Районная  научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

 

Просмотр содержимого документа
««Что я могу сделать с мусором? Проблема утилизации отходов»»


Министерство науки и образования Республики Бурятия

МАОУ «Закаменская СОШ №1»




Районная научно-практическая конференция

«Шаг в будущее»





«Что я могу сделать с мусором?

Проблема утилизации отходов»


Выполнила: Цыденова Виктория

ученица 9 «А» класса

Руководитель: Доржиева Т.Н.

учитель технологии


г. Закаменск

2018г.




Содержание:



I. Выбор темы исследования 1стр

II. Цель исследования 1 стр.

III. Задачи исследования 1 стр.

IV. Объект, предмет и база исследования 1 стр.

V. Гипотеза исследования 2 стр.

VI. Методы исследования 2 стр.

VII. Результаты исследования 3-11 стр.

VIII. Защита исследования

Приложение № .1 Результаты анкетирования

Приложение № 2. «Кодекс чистоты и совести”

Приложение № 3. «Закон о мусоре»

Список литераторы






















I. Выбор темы исследования


По дороге из школы на улицах нашего города я увидел вот такие картины (см. фото) и спросила: «Что можно сделать, чтобы на улицах не было столько мусора?» В результате возникла тема исследования «Что я могу сделать с мусором? Проблема утилизации отходов».


II. Цель исследования


Определить цель исследования – значит выяснить, зачем мы его проводим. Я задала этот вопрос взрослым и себе: «Почему мусор не убирают? А если его и вывозят в машине, то куда? Что происходит с ним в дальнейшем? Что с ним делать?»


Цель: проследить путь бытовых отходов.


III. Задачи исследования


– Описать влияние отходов на окружающую среду:

– доказать, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды;

– Проанализировать утилизацию мусора в разных странах;

– предложить свои способы вторичной переработки бытовых отходов.


IV. Объект, предмет и база исследования


Объект исследования: охрана окружающего мира


Предмет исследования: бытовые отходы, возможность их вторичного использования и переработки.


Участники исследования: семьи одноклассников и независимые участники.


V. Гипотеза исследования


Возможно, бытовые отходы загрязняют экологическую обстановку. Попробую предложить, как их можно вторично использовать.


VI. Методы исследования


Мною использовались следующие методы исследования: анализ; анкетирование; эксперимент; наблюдение; сравнение; обобщение.


VII. Результаты исследования


VIII. Защита исследования


Собраны сведения, сделаны необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом.








































Причина возникновения проблемы отходов


Раньше вопрос утилизации отходов остро не стоял. Крестьяне отправляли свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, упаковки, рекламы и торговой сети. Овощные очистки скармливались или использовались как удобрение почвы для будущего урожая.

Переселение в поселки городского типа, города привело к изменению потребительской структуры. Продукцию стали обменивать, а значит, потребовалось ее упаковывать для большего удобства.


А что же делать с упаковками?


Первые шаги на пути решения проблемы


Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый эдикт (т.е. документ), запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за милю от города. С тех пор мусор сваливали на выделенных площадках (полигонах).


Тревожные факты:


- За последние 20 лет объем упаковки в мусоре вырос в 246 раз;

- Если весь мусор распределить равномерно по Планете образуется слой толщиной 2 см;

- Консервная банка разлагается в земле 8-10 лет (обожженная в костре - за 2 года);

- Бумажная коробка из-под сока - 6 лет;

- Пластиковая бутылка, при условии, что на нее попадает солнечный свет - 150 лет;

- Стеклянная бутылка лежит в земле вечно!





Влияние отходов на окружающую среду


Сегодня вынося из дома мусор, мы редко задумываемся о том, что же с ним происходит дальше. А происходит вот что: в России бытовые отходы, в основном, свозятся на полигоны или попросту – свалки.

Естественный почвенный покров способен ежегодно поглощать 42 млн. тонн отходов — с накопленными на сегодняшний день объемами он справиться уже не может.

«Это приводит к непредвиденным ситуациям: допустим, в 1990 году в Ставрополье сточные воды со свалки попали в родник Корыта и спровоцировали вспышку холеры, унесшей жизни 49 человек»

У помоек есть и еще одна проблема — свалочный газ, образующийся в результате гниения отходов. Наполовину он состоит из метана, выделение которого оказывает пагубное воздействие на озоновый слой.

Даже обустроенные по последнему слову техники полигоны создают целый комплекс экологических проблем. В России таких «правильных» полигонов пока не более десятка, остальное — самые обыкновенные свалки, которые будут загрязнять окружающую среду еще около 100 лет после их закрытия.

Сегодня проблема свалок решается просто — излишний мусор сжигают. Пока очень небольшая часть отходов направляется на мусоросжигательные заводы (МСЗ) Часто мы слышим, что именно в сжигании отходов кроется решение. Это не так. В печи МСЗ даже безобидные на первый взгляд бытовые отходы превращаются в настоящий «коктейль» опасных ядов. «В исходящем дыме содержатся 400 опасных для человека веществ, которые накапливаются в организме и стимулируют развитие заболеваний» Ни один даже самый дорогой фильтр не спасает от них полностью.


Так что же тогда делать с мусором?



Бытовой мусор

Бытовой мусор является одним из видов отбросов жизнедеятельности человека. Он образуется в жилых домах, учебных заведениях, детских учреждениях, больницах, гостиницах, административных зданиях и т.д. За одну человеческую жизнь его скапливается очень много.

В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий. Традиционно всё это выбрасывается. Проблема мусора была вечной, доказательством тому является история, подтверждающая это.

Мир изменяется, но не настолько, чтобы избавить человека от необходимости выносить мусор. Этого мусора становится все больше.

Говоря об озоновых дырах, атомных электростанциях и глобальном потеплении, мы не замечаем, как к нам незаметно подкрадывается ещё одна опасность - погибнуть под горами мусора, создаваемого человечеством .

Проблема утилизации отходов усугубляется в основном потому, что большая часть товаров народного потребления обречена на кратковременную службу человеку и тем, что естественное разложение различных материалов требует определенного времени.

Современную цивилизацию все чаще называют «производителем мусора». И недаром. В крупнейших городах мира, насчитывающих по нескольку миллионов человек, ежегодно образуется до тонны мусора на каждого жителя. Проблема ликвидации бытовых отходов выходит на одно из первых мест, принимая глобальный характер.

Как «расправиться» с мусором?

Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2%, так как сортировка мусора затруднена по различным причинам

Приведённые сведения показывают, что утилизация мусора – дело непростое и небезопасное.


Три основных способа борьбы с отходами:


1. Производить меньше отходов

Значит, меньше покупать того, что сразу же летит в мусорное ведро. Это прежде всего одноразовая упаковка и посуда, одноразовые полотенца, салфетки, пленки, а также дешевые недолговечные неремонтируемые товары Они порождают горы мусора, изъятие из природы ресурсов и ее загрязнение.

- Отдавать предпочтение многоразовой упаковке. Например, стандартной стеклобутылке, а не пластиковой. Матерчатым сумкам, а не легко рвущимся пакетам с ручками (кстати, холщовые «антипластиковые сумки», украшенные надписью «используя многоразовые вещи, вы боретесь с растущими горами мусора», произведенные нашей организацией, пользовались огромным успехом! Но ведь подобную сумку, пусть без надписи, несложно сделать и самому).

- Отдавать предпочтение минимальной упаковке. Приобретать товары с более легкой упаковкой и товары, продающиеся большими объемами.

- отдавать предпочтение упаковке, изготовленной из экологически безвредных материалов — бумаге и стеклу.

И еще несколько советов:

- пластик, в какой-то степени растворяется, особенно в теплой и горячей жидкости, выделяя в нее содержащиеся стабилизаторы и пластификаторы. Ну и чисто российская специфика: не факт, что вы первый, кто пьет из данного одноразового стаканчика. Поэтому лучше предпочитать многоразовую посуду. А в лес не забывать брать кружку, миску, ложку;

- вы пьете профильтрованную воду? Воду из Волги необходимо очищать от тяжелых металлов, нефтепродуктов, хлорорганики. Но это недешевое удовольствие — если учесть стоимость фильтров: они-то одноразовые, и их надо применять ежемесячно. И выбрасывать… Так вот, В. Доркин из Новосибирска советует сэкономить на фильтрах в течение зимы — очищать воду не фильтрованием, а вымораживанием. «Беру несколько пластиковых бутылок, — пишет он, — срезаю верхнюю коническую часть, получившийся „стакан“ наполняю водой. Для удобства «стаканы» устанавливаю в решетчатую корзину и зимой выставляю на балкон, прикрыв пленкой. Жду, когда половина воды в сосуде замерзнет. При –6 градусах это произойдет через 24 часа, при –10 — через 17 и т.д. Занеся сосуды в помещение, наливаю поверх льда теплой воды, чтобы растаял верхний мутный слой льда. Через 10 минут выливаю незамерзшую воду (годную для технических целей), а подтаявшие столбики льда извлекаю и растапливаю. Получается очень чистая вода. Здоровье мое после ее употребления заметно улучшилось». Что и понятно — вода-то ведь не просто очень чистая, но еще и талая.


2. Вторичное использование упаковки и отслуживших вещей

Найти применение чему угодно всегда умудрялись отечественные мастера. Сегодня издана даже антология подобных советов, собранных в передаче «Очумелые ручки».

Кажется, все уже знают, что:

в пластиковых баночках и стаканчиках выращивают рассаду;

пресловутые пластиковые бутылки используют в качестве удобных воронок, совков, импровизированных дачных рукомойников, материала для производства теплиц, вазочек для цветов и самих искусственных цветов, спасательных жилетов и даже плотов;

пластиковые бутылки - популярный материал для ограждения газонов, мини-клумб. Перечисление может длиться бесконечно. С точки зрения экологии, такая вторая жизнь пусть небольшого количества вещей, конечно, предпочтительнее вывоза на свалку или, тем более, сжигания.


3. Ресайклинг — переработка отходов.

Необходимое условие «запуска» переработки бытовых отходов - раздельный сбор мусора. Когда бумага собирается отдельно (переработка тонны макулатуры сохраняет 17 деревьев, а в атмосферу при этом не поступает 27 килограммов загрязняющих веществ). Пищевые отходы — отдельно. Пластик — отдельно.

Для приема и сортировки собранного вторичного сырья необходимы соответствующие предприятия, располагающие сетью пунктов приема. Как сказал директор Северо-Западного отделения Федерального центра благоустройства и обращения с отходами A.C. Гурьнев, теоретически можно утилизировать 90% отходов (практически 70–75%), однако при этом мы так или иначе создадим кладбища отходов. И, значит, о мусоросжигающем заводе тоже когда-то придется задуматься.




Утилизация мусора в разных странах


Наиболее распространённый, самый дешёвый и неэффективный на данный момент способ утилизации отходов подразумевает под собой размещение отходов на специальных полигонах. Во многих странах этот метод утилизации используется крайне редко, так как он наносит большой вред окружающей среде.

Китай

Большой опыт борьбы с отходами накоплен в Китае, который уже давно озаботился проблемой образования и утилизации отходов. Как считают в самом Китае - просто непозволительная роскошь с их стороны выбрасывать и уничтожать то, что ещё можно использовать во благо экономики и людей. Поэтому в стране использование вторичных материальных ресурсов доходит до 90%. Это происходит за счёт того, что в Китае уже на стадии образования отходов происходит их глубокая сортировка, после чего они попадают в места переработки.

Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, Румыния и Чехия

Сейчас во многих европейских странах (Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, Румыния и Чехия) используется технология по глубокой переработке отходов с целью получения высокоэнергетических гранул, которые можно использовать в качестве топлива. Это в некоторой степени помогает решать энергетические проблемы, но многие страны столкнулись с проблемой очистки газов сгоревших гранул, которые не являются экологически чистым материалом и ведут к довольно значительному загрязнению воздуха. Но в настоящее время уже разработана система фильтров, при помощи которых достигается высокая степень очистки газов, попадающих затем в окружающую среду.


Социологическое исследование


Я решил узнать, сколько пластиковой тары выбрасывает каждая семья. Для этого я провел социологическое исследование: попросил родителей моих одноклассников ответить на вопросы моей анкеты. (Анкета – это ряд вопросов, составленных и записанных для индивидуального ответа каждого участника исследования. Анкеты раздаются всем участникам, заполняются, а затем юный исследователь собирает их для анализа и изучения мнений.)


Анкета


Здравствуйте, уважаемый участник опроса!

Прошу вас принять участие в моем исследовании и ответить на вопросы.


1. Состав семьи: ____ человек.


2. Сколько пластиковых бутылок выбрасывает ваша семья в неделю?

2 л – ... шт.;

1,5 л – ... шт.;

1 л – ... шт.;

0,5 л – ... шт.;

0,33 л – ... шт.


3. Сколько пакетов выбрасывает ваша семья в день?

– Обычные пакеты – ... шт.;

– из-под молока, кефира, майонеза и пр. – ... шт.;

– большие пакеты – ... шт.


4. Сколько пластиковых баночек выбрасывает ваша семья в день?

– Из-под йогурта – ... шт.;

– из-под сметаны – ... шт.


5. Сколько выбрасывает ваша семья пластиковых флаконов из-под шампуней, гелей и других косметических товаров в месяц? ... шт.


Спасибо за участие в исследовании!

Результаты опроса меня ошеломили! Я пересчитал расход пластиковой тары в месяц, и вот что получилось:


пластиковых бутылок –


88 шт. объемом 2 л;

48 шт. объемом 1,5 л;

50 шт. объемом 1 л;

52 шт. объемом 0,5 л;

16 шт. объемом 0,33 л;


пластиковых баночек -


- из-под йогурта – 68 шт.;

- из-под сметаны – 86 шт.;


- обычного размера –982 шт.;

- из-под молока, кефира – 160 шт.;

- больших пакетов – 78 шт.;


пластиковых флаконов из-под шампуней и др. – 62 шт.


Я поискал в интернете и нашел ответ на вопрос, как можно использовать эту гору пластика. Дома с родителями я сделал пальму на дачный участок. Для ее изготовления мне понадобились:



- Пластиковые бутылки

зеленого и коричневого цветов
- Ножницы

- Дрель
- Металлический прут

Из подсчитанного мной пластика можно сделать несколько таких пальм.


Кроме этого, можно изготовить:


–вазы для цветов;

–лейки;

–стаканчики для карандашей;

–стаканчики для канцелярской мелочи;

- цветы – подсолнухи;

–поддоны для цветочных горшков;

–горшки для рассады и многое другое.

- подарки - игрушки;

- подсвечники;



Приложение № 1.

Результаты социологического опроса населения нашего города:

1. Места наиболее замусоренные

улицы – 37%

дворы жилых дворов – 30%

торговые центры – 12%

школьные территории – 1%

места отдыха– 20%

2. Главная причина замусоривания

Недостаточное количество урн и контейнеров для мусора – 5%

Плохая работа дворников – 2%

Отсутствие четкой системы сбора и утилизации мусора – 47%

Низкий уровень культуры жителей города – 46%

3. Кто больше всего мусорит?

Дошкольники и ученики младших классов – 10%

Подростки – 64%

Молодежь – 24%

Взрослые - 2%

4. Что бы вы выбросили на улице?

Пустую картонную коробку – 3%

Пустую банку или бутылку из-под сока, воды, пива и т.д. – 2%

Обертку от жевательной резинки – 25%

Прочитанную газету – 15%

Бумажный стаканчик – 2%

Шкурку от банана, апельсина и т.д.– 13%

Вообще ничего – 40%


Приложение № 2.

Правила культуры надо прививать человеку с детства.

Предлагаю «Кодекс чистоты и совести», который призывает учащихся, молодежь, всех жителей нашей страны соблюдать определенные правила.


«Кодекс чистоты и совести»

  • Человек – настоящий хозяин не только своего жилища, но и улицы, на которой он живет.

  • Соблюдайте чистоту и порядок на улице так же, как и в собственном доме.

  • Бросая мусор на землю, вы теряете свою совесть. Чистота – залог здоровья и показатель совести.

  • Если вы не хотите жить в «Обществе отбросов», среди помоек, пора изменить свои привычки.

  • Каждый человек имеет право на чистую окружающую среду. Пользуйтесь этим правилом!

  • Чтобы быть достойным гражданином своей малой родины, проявите гуманное отношение к природе, тем самым вы выразите свое уважение к землякам.

  • Проявляйте свою сознательность даже тогда, когда вас никто не видит.

  • Полюбите красоту. Пусть вместо мусора и хлама на улицах перед вашими заборами раскинутся клумбы.

  • Начните борьбу с мусором с себя: приручите себя не сорить.

  • Не проходите мимо нарушителя этого кодекса – не бойтесь сделать замечание.

  • Помните, что без вашей поддержки и понимания никакие органы власти не смогут решить проблему замусоренности улиц.

Приложение № 3.


На основе своей работы я разработала и предлагаю «Закон о мусоре»







«Закон о мусоре»


1. Мусор тоже имеет право на « место жительства», и место его «прописки» - урна.

2. Не бросайте мусор мимо урны, направляйте его по « адресу».

3. Если урны не оказалось по близости, не спешите расстаться с мусором, придержите его.

4. Окурки и спички – тоже мусор, и место ему – в урне.

5. Когда чисто на улицах, люди и сорят меньше – таков основной закон мусора.

Листовка

Такие пути выхода из данной проблемы придумала я сама. Прочитав литературу, я выяснила, что в мире взрослых существуют другие пути выхода из этой проблемы:


Уважаемые жители!

Присоединяйтесь к Движению за чистоту нашего города!

Наведите порядок возле домов и близлежащей территории.



Я надеюсь, что моя работа – это мой посильный вклад в решении данной проблемы и что на наших улицах станет меньше мусора, а в черте города сократится количество несанкционированных свалок. Результаты проведенных исследований позволили мне обратиться в органы местной администрации с просьбой организовать работу по улучшению экологического состояния, прием вторсырья: пластиковых бутылок, консервных банок и макулатуры


Список литературы


1. Вторая жизнь вещей. Н.П. Коноплёва, «Просвещение», Москва, 1993 год.

2. «Экологический практикум» Н.С. Дежникова, И.В.Цветкова. Москва, 2001г.

3. Дрейер А. А., Сачков А. Н., Никольский К. С., Маринин Ю. И., Миронов А. В., «Твердые промышленные и бытовые отходы, их свойства и переработка», Москва, «Экология городов», 1999.

4. Жилин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора //Химия в школе 1998 №1

5. Об отходах производства и потребления. Закон Российской Федерации № 89, 1998.

6. «Экология». Учебник. Е.А.Криксунов, Москва, 1995г.

7. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. «Экология – наука XX века». Москва, 1999.

8. Седлецкая Е.А. Исследовательские работы школьников города Москвы в области охраны окружающей среды. М.: - Детский Экологический Центр, 1998.

9. «География и экология» Б.П.Ткачёв, 2001г.

10. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 06.04.1999 г.






Рецензия на ученическую исследовательскую работу


Исследовательская работа по теме «Что я могу сделать с мусором?

Проблема утилизации отходов».

Любой город, является крайне неустойчивой системой, зачастую полностью утратившей способность к самовосстановлению под воздействием негативных экологических факторов среды.


Данная работа затрагивает актуальную проблему ликвидации твердых бытовых отходов (пластиковых бутылок), так как на одного жителя России приходиться в год 200 кг пластиковых отходов. Основная масса поступает на свалки.

Автор работы предлагает один из способов решения проблемы ликвидации пластиковых бутылок путем использования их в быту. Опытом использования (пластика) обучающиеся поделились с родителями, одноклассниками, друзьями. Образцы изделий можно использовать и оформлять школьные дворы. Детские площадки в садах.




Руководитель: Доржиева Т.Н. учитель технологии







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!