Урок 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ.
Цели урока: - раскрыть содержание курса физичеcкой географии;
- показать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества.
- познакомить учащихся с новым предметом, с основными вопросами, рассматриваемыми в курсе географии.
- познакомить учащихся с учебником, его структурой, с основными требованиями подготовки домашнего задания, при работе с атласом и контурными картами.
Оборудование: физическая кapтa, полушарий, схема, «География как наука».
Ход урока:
Организация учащихся на урок.
Требования к подготовке к уроку: ученик готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты, дневник, рабочая тетрадь и тетрадь к учебнику. Плюс к этому необходимы ручки, карандаши, линейка. В отличии от других предметов домашнее задание по географии выполняется не только устно и письменно, но и в контурных картах и по атласам.
Требования учителя к ведению тетрадей:
Тетрадь должна быть в клетку, желательно 48 листов.
Все записи в тетрадях делать синей пастой, при необходимости выделить текст, можно использовать другие цвета.
Рисунки выполняются карандашами
Писать и рисовать в тетради только необходимое, или с разрешения учителя
Тетрадь должна быть каждый урок и при ответе подавать учителю вместе с дневником.
Между темами оставлять расстояние 4 клетки.
Все записанные в тетрадь определения учить наизусть.
В конце каждой четверти тетради будут проверяться и за их ведение выставляться оценки.
Что сделать, прежде чем изучать параграф
1. Подготовьтесь к работе. Подумайте, что вам понадобится, кроме учебника. Не забывайте, что рядом с учебником должен лежать географический атлас.
2. Если вы приступаете к новой теме, сначала познакомьтесь с информацией перед ее началом. Определите, что вам уже известно по этой теме.
На что нужно обращать внимание, читая параграф
1. Каково содержание параграфа.
2. Какие ключевые термины, понятия и сведения выделены в тексте.
3. Какие карты, диаграммы, графики, таблицы, фото есть в параграфе.
4. Как соотносятся вопросы и выводы в тексте параграфа.
5. Как можно связать полученные знания с окружающей жизнью и вашим личным опытом.
6. Работая с картой, схемой, таблицей, сопоставляйте их с текстом, находите взаимосвязи между ними и обязательно делайте вывод.
Что сделать, прочитав параграф
1. Проверить себя, ответив на вопросы и выполнив задания.
2. Повторить все самое главное, пройдя по маршруту «Легкий экзамен».
3. Если тема завершается, проверить себя, прочитав обобщение в конце темы
4. Решить для себя: как и где вам могут пригодиться знания по этой теме как и где вы сможете получить дополнительную информацию.
II. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Дорогие ребята, в этом учебном году вы будете изучать новый предмет - География.
Что изучает география, как возникла эта наука - вы узнаете на нашем уроке.
География – это наука о природе земной поверхности.
Слово география появилось более 2 тыс. лет назад в древней Греции. Это название дал ученый Эратосфен. "Ге" - Земля, "графо" - пишу.
География долгое время занималась описанием природы земной поверхности и населения отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.
Итак, ГЕОГРАФИЯ - наука, изучающая поверхность земли как среду, где возникло и развивается человечество.
Ребята, так зачем же нам география?
Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет получить география? Что для всех нас важно?
Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов. Как «живет» наша природа? Почему различаются природные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах? Куда отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят к вам? Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас? Что ждет человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдаленном будущем?
Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в повседневной жизни.
· По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы?
· Удобно ли позвонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск?
· В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию или Таиланд?
· Откуда у нас дома еда на столе, и из какой страны домашняя техника?
В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи — горные породы. Строители — особенности поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели — особенности размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического бизнеса — все о разных странах и регионах.
ГЕОГРАФИЯ - НАУКА отвечает на вопросы: Что? Где? Почему?
География изучает, исследует, прогнозирует, объясняет.
Какие задачи и методы у науки географии? Описание Где что находится, Как живет, Как развивается | | Объяснение Почему это так происходит? | | Прогноз Что будет через день, месяц, год, 10 лет? | | Управление Как сделать так, чтобы… | | Проектирование новых объектов с заранее заданными свойствами Строительство городов, водохранилищ, каналов… |
ОПИСЫВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПРОЦЕССЫ - ЗАДАЧИ НАУКИ ГЕОГРАФИИ.
Физическая география изучает природные явления, объекты природы.
Элементы земной поверхности, со всем, что на них расположено, называется географическими объектами.
Географические объекты
Природные (природа) Антропогенные (человек)
Люди живут и работают на равнинах и в горах, среди лесов, на степных просторах, в холодной тундре и знойной пустыне. Они строят дома, электростанции, выплавляют металлы, выращивают хлеб. Все необходимое для жизни - воздух, воду, пищу, полезные ископаемые - дает людям природа. Чтобы пользоваться благами природы нужно очень хорошо ее знать. Эти знания людям дает география, она не только отвечает на вопросы что и где находится на земле, но и объясняет причины разнообразных явлений и процессов:
· почему на полюсах всегда холодно, а на экваторе наоборот жарко
· почему в Австралии не бывает землетрясений
· почему в одних местах лесные массивы, а в других песчаные пустыни
IV. Закрепление нового материала.
ГЕОГРАФИЯ - ИНТЕРЕСНЕЙШАЯ НАУКА, НЕОБХОДИМАЯ ЛЮДЯМ. ЕЩЕ МНОГО НЕИЗВЕСТНОГО ЕСТЬ В РАЗВИТИИ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА, ПОЭТОМУ НУЖНЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ О МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ.
ГЕОГРАФИЯ ПОМОГАЕТ НАМ ВИДЕТЬ ОБРАЗ МИРА И ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ.
Как вы думаете, какое значение география имеет для человека, или какие задачи решают географы?
V. Итог урока: Вы познакомились с новым предметом, узнали, что изучает география. Вы узнали, как накапливались знания о земле.
VI. Домашнее задание: § 1. Задание №1-3.