СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИДМ Урок 1. Что изучает история

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для проведения урока по истории девнего мира в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«ИДМ Урок 1. Что изучает история»

5 класс.

История Древнего мира.

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г. И., Свенцицкая И.С. «История Древнего мира», 5 класс. М: Просвещение, 2023 г.

Урок № 1.

Дата __сентября 202_г.

Тема урока: Что изучает история.



Содержание по программе: Введение. Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. 



Тип урока: Урок освоения новых умений и навыков

Цель урока:

Деятельностная: заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвое­ние понятий; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Содержательная: ввести новые понятия, термины.

Задачи урока:

Обучающие:

- ознакомить учащихся с понятиями «история», «исторический источник», «История древнего мира», «Всемирная или Всеобщая история»;

- формировать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информацию (познавательное УУД);

- формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи (коммуникативные УУД);

- знать исторических деятелей и их вклад в историю.

Развивающие:

– развивать умения самостоятельной работы с материалом учебника и дополнительным материалом;

- уметь анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к предмету;

- воспитывать творческую личность, которая стремиться к самореализации

Ключевые слова: дата, история, факт

Основные понятия темы: «история», «исторический источник», «История древнего мира», «Всемирная или Всеобщая история».

Необходимое оборудование: проектор, раздаточный материал с текстом документа и вопросами к нему, жетоны (красного, желтого цвета)

https://www.youtube.com/watch?v=xG3htvSlrKI видео «Откуда мы знаем, как жили наши предки».

ЦОР https://m.edsoo.ru/863f8d54

Ход урока

Организация начала урока.

Учитель: Здравствуйте!

Учащиеся: Приветствуют учителя вставанием.

Учитель: Садитесь. Меня зовут Людмила Семёновна.

Сегодня мы с вами начнем путешествие по науке, которая называется История.

Для начала я бы хотела познакомиться с вами. (Перекличка).

- Замечательно. Теперь расскажу немного о правилах нашего путешествия:

1. Правило первое – правило поднятой руки.

2. У каждого из вас на каждом уроке должны быть:

- учебник,

- тетрадь 12 - 18 листов (если закончится, заводим новую),

- черновик,

- ручки,

- простой карандаш,.

- цветные карандаши,

- атлас,

- контурные карты

Вот вроде бы и все! Ну а теперь вперед! Начнем наше путешествие! За активное участие в работе на сегодняшнем уроке, я буду награждать вас жетонами красного и желтого цвета: красный – за полный ответ на вопрос, желтый – за дополнение. По итогам урока посмотрим, кто будет самым активным на уроке.

Освоение нового материала.

Учитель: Ребята, давайте с вами посмотрим на учебник, по которому мы будем заниматься. По названию учебника предположите, о чем мы будем с вами сегодня говорить?

Видеосюжет.



Учитель: Вспомните, что вам известно о прошлом человечества?

Учащиеся: высказывают предполагаемые варианты ответов.

Учитель: Почему важно изучать не только отечественную, но и всеобщую историю?

Учащиеся: высказывают предполагаемые варианты ответов.

Учитель: Почему это важно для всех людей?

Учащиеся: высказывают предполагаемые варианты ответов.

Учитель: В курсе «История Древнего мира» речь идет о таких событиях, которые происходили тысячи лет назад. Но откуда же ученые знают, что все было именно так, а не иначе? Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Помогает сформулировать цель урока).

Учащиеся: высказывают предполагаемые варианты ответов.

Учитель: Итак, тема нашего сегодняшнего урока: Откуда мы знаем, как жили наши предки?».

Давайте запишем в тетради тему урока и его план.

Учащиеся: записывают в тетрадь.

«Что изучает история».

1.Что такое история?

2.Исторические источники.

3. Вспомогательные исторические дисциплины и науки:.

Учитель: Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив этот учебник.

А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

Очень часто мы слышим выражения «посетила муза», «муза поэзии» и множество других, в которых упоминается слово муза. Что же оно означает? Данное понятие берет свое начало от античной мифологии. Греческие музы – это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Каждая из них обладает своими уникальными божественными способностями.

Музы – дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины, богини памяти. Слово музы (мусы) происходит от греческого слова мыслящие. Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности.

Муза Клио – покровительница истории. Ее сопутствующие атрибуты – свиток пергамента или скрижаль (доска с письменами). Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.

Представьте, что Клио пришла к нам на урок и сказала: «Оратор Древнего Рима Цицерон называл историю «учительницей жизни»».

– Как вы можете объяснить смысл этого выражения?



Интерес к прошлому возник у человека с момента его появления. Сначала люди стремились объяснить все произошедшее при помощи мифов, преданий и легенд, в которых вымысел переплетался с реальными событиями. Но с течением времени повествования о прошлом становились все более достоверными — так зарождалась историческая наука.

Первоначально значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». В древнеримской историографии это слово стало обозначать рассказ о событиях прошлого. Вскоре историей стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, событии, происшествии, действительном или вымышленном.

Так что же такое история?

История - это наука изучающая прошлое человечества с момента его зарождения, произошедшие события, жизнь людей, их занятия, верования, культура. (Запись в тетрадь.)

«Отцом истории» называют греческого ученого Геродота (рис. 1), жившего в V в. до н. э. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи. Геродот — один из первых географов и ученых-путешественников. На основании виденного и свидетельств очевидцев дал первое общее описание известного тогда мира. Для написания своей знаменитой «Истории», как предполагается, объехал почти все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Египет, Вавилонию, Персию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал на Черном море, в Крыму (вплоть до Херсонеса) и в стране скифов. Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое описание жизни и быта скифов. Однако с точки зрения современных исторических исследований труд Геродота не выдерживает критики.

Учитель: Ребята, послушайте аудиозапись и ответьте на вопросы .

Исторические источники и их классификация

Учитель: Прослушай разговор Клио с учеником и ответь на вопросы. (записаны на экране с использованием ЦОР)

1. О каких «следах» прошлого идёт речь в беседе, какое отношение эти «следы» имеют к истории?

2. Что такое «исторические источники»? На какие группы их подразделяют? Приведи примеры (3-4) разных видов источников, не повторяя те, которые прозвучали в беседе.

3. Почему исторические источники Клио назвала памятниками? Назови памятники (2-3), расположенные в твоем городе. Что тебе о них известно?

4. О каких помощниках говорила Клио?

Учащиеся отвечают устно на вопросы.

Учащиеся: Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, что еще дает информацию ученым о жизни людей в прошлом?

Исторический источник - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и события. (Запись в тетрадь.)

Какие бывают исторические источники?

Виды исторических источников:

  1. Вещественные

  2. Устные

  3. Письменные (Запись в тетрадь)



Вспомогательные исторические дисциплины и науки: (работа с ЦОР)

Археология

Геральдика

Нумизматика

Сфрагистика

Палеография

Мифология

Хронология

Учитель: Рассмотри схему, прочитай текст. Соотнеси названия представленных наук и дисциплин и виды исторических источников. (Нажатием на любое название ты сможешь расширить свои знания.)



Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории?

Как работает археологическая экспедиция?

Учащиеся: высказывают предполагаемые варианты ответов.

Учитель: Молодцы, итак, перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэрофотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места римских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раскопы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Итак, какая наука, изучает историю по вещественным останкам древних людей?

Археология - наука, изучающая историю по материальным останкам жизни и деятельности людей. (Запись в тетрадь.)



Применение нового материала:

Беседа:

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Что изучает история Древнего мира?

  • Что называется историческим источником?

Решим кроссворд (ЦОР)

По вертикали:

1.Древнегреческий писатель, которого считают «отцом истории».

3.Они созданы для того, чтобы увековечить исторические события, героев прошлого.

По горизонтали:

2.Муза, которая записывала на свитки важные, значимые события, чтобы закрепить их в памяти людей.

4. Наука, изучающая вещественные исторические источники.

5.Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом.

6.Всё, что когда-то было создано людьми и помогает в изучении прошлого.



Учитель: Молодцы, ребята, давайте оценим результаты самых активных на сегодняшнем уроке. Посмотрим у кого сколько жетонов. (Выставление оценок). 1 красный жетон = 1 балл, 2 желтых жетона = 1 балл.

Домашнее задание: прочитать материал на с. 6-8 учебника Вигасина, выучить записи, подготовить письменно развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?».

«Что изучает история».



1.Что такое история?

2.Исторические источники.

3. Вспомогательные исторические дисциплины и науки.







История - это наука изучающая прошлое человечества с момента его зарождения, произошедшие события, жизнь людей, их занятия, верования, культура.



















Скульптурный портрет.

Геродот Галикарнасский.

(около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.)



Геродот Галикарнасский (около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.) —древнегреческий историк и географ, по крылатому выражению Цицерона, «отец истории» — автор первого сохранившегося значительного трактата «История», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов.

Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры, являясь чрезвычайно важным источником по истории Древнего мира.



Исторический источник – весь комплекс документов и предметов материальной культуры, отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и события.



Археология - наука, изучающая историю по вещественным останкам древних людей.





«Отцом истории» называют греческого ученого Геродота, жившего в V в. до н. э. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи. Геродот — один из первых географов и ученых-путешественников. На основании виденного и свидетельств очевидцев дал первое общее описание известного тогда мира. Для написания своей знаменитой «Истории», как предполагается, объехал почти все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Египет, Вавилонию, Персию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал на Черном море, в Крыму (вплоть до Херсонеса) и в стране скифов. Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое описание жизни и быта скифов. Однако с точки зрения современных исторических исследований труд Геродота не выдерживает критики.











«Отцом истории» называют греческого ученого Геродота, жившего в V в. до н. э. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи. Геродот — один из первых географов и ученых-путешественников. На основании виденного и свидетельств очевидцев дал первое общее описание известного тогда мира. Для написания своей знаменитой «Истории», как предполагается, объехал почти все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Египет, Вавилонию, Персию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал на Черном море, в Крыму (вплоть до Херсонеса) и в стране скифов. Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое описание жизни и быта скифов. Однако с точки зрения современных исторических исследований труд Геродота не выдерживает критики.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!