СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что нам стоит дом построить (урок-игра)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. Обобщение знаний о составе слова, словообразование. Урок-игра для учащихся 2 классов.

Просмотр содержимого документа
«Что нам стоит дом построить (урок-игра)»

УРОК-ИГРА

«Что нам стоит дом построить»

Черноиваненко И.Ю.

___________________________________________________________________________________________________



Что нам стоит дом построить

(урок-игра)


ТЕМА: обобщение знаний о составе слова, словообразование.

ЦЕЛИ. 1. Развитие воображения, фантазии, образного мышления.

2. Формирование интереса к русской грамматике.

3. Расширение представлений о богатстве родного языка.


ХОД УРОКА.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.


УЧИТЕЛЬ.

- Тему вы определите после весёлой разминки.


РАЗМИНКА.

(выходят 2 ведущих)


- Как-то утром на опушке

Собрались друзья, подружки

И задумались о том,

Как бы им построить дом.

- Вдруг один из них изрёк:

«Будем строить городок,

И пусть тот, кто хочет строить

Смастерит свой личный домик».

- Знайте только, что дома –

Это разные слова.

- Из чего же будем строить?

Кто загадку нам откроет?

УЧИТЕЛЬ.

- Итак, мы получили первые вопросы

- Что представляют из себя дома, которые мы будем строить?

- Из чего же мы их будем строить?

СУФФИКС.

Вот для этого, друзья,

Нам представиться пора.

КОРЕНЬ.

Корень я, фундамент слова,

Иногда его основа.

Поручиться не боюсь:

Корни есть на всякий вкус.

Для дворца и для избушки,

Для банкира и старушки.

(показывает на карточки с корнями изб-, двор-, дом-)

ОКОНЧАНИЕ.

- Обратите вы внимание

На меня. Я – окончание.

Не люблю собой гордиться,

Вмиг готово измениться.

В слове море буду … ( ),

Что понятно вам вполне.

Если много – то … ( моря )

Здесь уже не –е, а … ( )

СУФФИКС.

- Ну, а я совсем особый,

И скажу без хвастовства,

Что в секунду дом огромный

В домик превращаю я.

УЧИТЕЛЬ.

- Как это произошло?

КОРЕНЬ.

- Мы дадим вам всем заданье,

Как своё построить зданье.

Будем мы писать слова,

Что составят нам друзья.

Кто начнёт?

УЧИТЕЛЬ.

- Открыть тетрадь

- Для банкира (дворец).

- Для старушки (избушка, избёнка, домик, домишко).

ОКОНЧАНИЕ.

- Давайте я!

В слове – корень пусть любой,

Вместо окончания – ноль.

(показывает схему )


(Дети называют: лес, двор, дом и т.д.)

ПРИСТАВКА.

- Окончанье очень скромно,

Хотя роль его огромна.

Вас прошу придумать я

Интересные слова,

Чтоб приставка в них была:

За-, при-, по-, а может до-.

Мне, ребята, всё равно.

СУФФИКС.

- А теперь моё задание:

Суффикс вашему вниманью

Тоже что-то предлагает.

УЧИТЕЛЬ.

- Из портфеля вынимает

Он готовые слова

Где здесь суффиксы, друзья?


ЗАЙЧИК, ДУБОВЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, СТАРУШКА, ЗЁРНЫШКО, СТРЕЛОК.


- Обобщим результаты разминки.

- Чем мы будем заниматься?

- Из чего мы будем строить слова? Из какого строить материала?

- Какой главный строительный блок?


(Выставляю на доску по мере того, как дети называют)

- Славный получился у нас дом! Да только чего-то в нём не хватает.

- Послушаем знатоков, а конкретно нашего главного магистра.

УЧЕНИК.

- Строительные блоки для слов называются морфемами. Их четыре: приставка,

корень, суффикс, окончание.

УЧИТЕЛЬ.

- Корень – главная значимая часть слова, в которой заключена «смыслиночка» всех

однокоренных слов.

(Работа в тетради.)

- Найди и запиши однокоренные слова.


- Вот тракторист. Он водит трактор.


- Трава подорожник растёт у дороги.


- Опёнок – это гриб. Ищи его около пней.


- Зимовье – так называют место, где зимуют.


- Как видите очень интересные уроки однокоренных слов.

- Изучать строение слов – увлекательное занятие. Вот, например, морфема -ш-. Вам понятно, что она означает? Сознайтесь, что нет. А теперь прочитайте слова с этой морфемой: шла, прошла. Если вдуматься в их смысл, нетрудно понять, что корень -ш- обозначает движение. Причём не всякое, а движение человека пешком. А в одиночку без других морфем этот корень выразить ничего не может. Правда, многие другие корни и в одиночку прекрасно справляются с выражением смысла: дом, гром, столб и т.д. Но я специально взяла такой «беспомощный» корень, чтобы было видно, как хорошо морфемы работают вместе. «Смыслиночку» слова содержит не только корень, каждая из частей слова несёт на себе свою часть смысла. И получаются интересные и выразительные слова. И из них и складывается весь язык.

- Давайте сыграем в игру. В ней будете участвовать вы, весёлая особа женского рода, дорога, два домика, на дороге – мостик через речку и большая лужа. А ещё в игре участвуют морфемы. Во-первых, корень -ш-, который обозначает движение, во-вторых, суффикс -л-, в глаголах он обозначает прошедшее время. В-третьих, окончание -а-. Соедините эти морфемы. Вы получили глагол шла. А в-четвёртых, в игре будут участвовать разные приставки, которые вы вспомните сами.

(Записываем в тетрадь).

- Опишите действия весёлого человечка, образуя новые слова при помощи приставок: вышла, пошла, подошла, перешла, обошла, дошла, вышла.

- Что у нас получилось?

УЧЕНИК.

- Как видите, приставки помогли вам из одного слова шла сделать целый «дорожный рассказ».

УЧИТЕЛЬ.

- Большую строительную работу выполняют в словах и суффиксы. Даже две работы.

УЧЕНИК.

- Суффиксы из одних слов делают другие, например, из слова учить суффиксы могут сделать и учителя, и ученика, и ученицу, и учение. А если отбросить суффикс, да ещё использовать приставку, тоже что-нибудь получится. Например, неуч.

- А ещё суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например, показывать большой предмет или маленький.

(В тетради).

Сапог – сапожок, сапожище.

- Каким живым существам дают названия с суффиксами -ат (а), -ят (а)? Правильно. Маленьким, беспомощным, пушистым. Например, котята, телята, жеребята, щенята и т.д.

- А бывают суффиксы-«дразнилки». Например, вас обозвали словом, в котором есть суффикс -юга, вы рассердитесь, потому что вы не зверюга, не жадюга, не хитрюга.

- Если вы читали Джонатана Свифта (английский писатель), то когда Гулливер был в стране лилипутов, писатель использовал одни суффиксы, в стране великанов – другие, и чтобы описать эти страны, писателю помогали великие труженики – суффиксы.

- Окончания тоже вносят свой вклад. Многие дети забывают о том, какую работу выполняют окончания и считают, что стоит только измениться окончанию, как они получат новое однокоренное слово. Это не так!

- Найдите, где записаны однокоренные слова, а где формы одного и того же слова.

- Комната – комнатный.

- Новый – новая.

- Комната – комнаты.

- Квартира – квартирный.

- Нельзя не вспомнить ещё об одном понятии – «основа слова».

- Что является основой слова?

(Ответы детей).

- Ну, а теперь действительно всё.

КОРЕНЬ.

- Вот построен городок,

И кончается урок.

ПРИСТАВКА.

- Все старались, не ленились.

СУФФИКС.

- И чему-то научились.

ОКОНЧАНИЕ.

- Знайте все, что части слова

Вам всегда служить готовы.


РЕФЛЕКСИЯ.

(Тестирование. Хоровые ответы.)

- Общая часть родственных слов …

- Часть слова без окончания …

- Часть слова, стоящая перед корнем …

- Часть слова, стоящая позади слова …

- Образуют новые слова …

- Образует новые формы одного и того же слова …

- «Изучение родного языка обогащает человека, делает его речь более яркой, гибкой,

выразительной» Л.Н. Толстой






Работа с карточками.

  1. От корня час- образуй слова:

а) мастер по починке часов - _____________________ .

б) солдат, стоящий на посту - _____________________ .

2) Выдели корень :

больница, боль, больной, болезнь, болячка, болеть.

3) Подчеркни однокоренные слова:

На каждую загадку есть своя отгадка.

4) Выдели корень, окончание, суффикс, приставку:

подводник, водный, водица, вода, подводная (лодка).





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!