Что называется деепричастием.
Цель урока:
обучающая: знакомство с деепричастием, его морфологическими признаками, синтаксической ролью и грамматической особенностью (неизменяемость);
формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;
развивающая: развитие умения исследовать, анализировать, обобщать;
вырабатывать языковое чутьё (редактирование);
воспитывающая: воспитание любви к слову (русскому языку), умение работать в паре.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование осознанности и обоснованности самооценки в учебной деятельности, личного действия; формирование личностной рефлексии.
Предметные: овладение знаниями о деепричастии как особой формы глагола; формирование умения опознавать деепричастие в тексте, употреблять в письменной и устной речи.
Метапредметные: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать свое; оценивание речи с точки зрения ее содержания и языкового оформления; управление своей деятельностью, постановка и формулирование цели, контроль и оценка достигнутых результатов своей деятельности; извлечение информации из текста, выполнение логических операций.
Тип урока: Урок-исследование.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Я желаю всем хорошего настроения, доброжелательной обстановки и успеха! Надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.
Сегодня мы проведём с вами исследование над словами, название которых пришло к нам из 17 века! Интересно узнать, что это за слова?
Запишите число…, классная работа, тему урока «Что называется деепричастием».
Повторение. Упражнение «Мозговой штурм»
Перед нами слова: танец, танцевальный, танцует, танцующий (спишите в тетрадь)
Что объединяет эти слова? (корень)
Что отличает? (разные части речи)
Спишите, поставьте к каждому слову вопрос, определите значение и запишите название части речи
Какое из этих слов является формой глагола? (танцующий – причастие)
Почему причастие называют особой формой глагола? (обозначает признак по действию и образуется от глагола)
Сможем ли мы определить часть речи у слова танцуя в предложении: По паркету плавно двигаются пары, танцуя вальс.
Сможем, но что для этого нам нужно знать?
Целеполагание:
Что нужно знать о деепричастии, чтобы их находить в предложениях?
Ответы учащихся: (уметь определять грамматическое значение, знать вопросы, морфологические признаки, способ образования, роль в предложении)
Это и будет нашей задачей на уроке: уточните ещё раз, что надо узнать о деепричастии? Чему научиться?
Итак, мы сегодня будем исследовать, что такое деепричастие.
Любое исследование предполагает алгоритм действий, то есть определённый порядок. Поэтому нашей путеводной картой будет таблица, заполняя которую, мы создадим план-конспект о деепричастии.
Знакомимся с таблицей (у каждого на парте раздаточный материал): Первая строчка «Что такое деепричастие?» заполнится нами в конце урока, мы должны будем прийти к этому определению.
вопрос | деепричастие |
1.Что такое деепричастие? | |
2. Что обозначает? (грамматическое значение) | |
3. На какие вопросы отвечает? | |
4. От какой части речи образуется? | |
5. Имеют суффиксы: | |
6. Признаки глагола | |
7. Признаки наречия | |
8. Каким членом предложения может быть? | |
9. Роль в речи | |
Начало анализа
1) Начнём наше исследование с грамматического значения, строчка 2 танцуя.
Можно определить грамматическое значение этого слова? Нет
А теперь? По паркету плавно двигаются пары, танцуя вальс .
Что обозначает в предложении деепричастие танцуя?
Для этого нам надо задать вопрос. От какого слова будем задавать вопрос?
Найдём глагол-сказуемое (двигались), оно обозначает? (действие)
Двигаются (что делая?) танцуя
Деепричастие танцуя обозначает добавочное действие.
Давайте потренируемся в нахождении деепричастий.
Задание: определите в предложениях, где главное, а где добавочное действие. Главное действие подчеркните как сказуемое.
Работать засучив рукава. Бежать сломя голову. Слушать затаив дыхание. Смеяться покатываясь со смеху.
Проверка: (ответы учащихся: основное действие обозначают глаголы, а деепричастия – добавочное: работать (что сделав?) засучив рукава, бежать (как?) сломя голову, слушать (что сделав? Каким образом?) затаив дыхание, смеяться (что делая?) покатываясь со смеху.
Давайте проведём эксперимент: уберём всё, кроме деепричастий.
засучив, сломя, затаив, покатываясь
- Понятно ли, что обозначают эти слова вне предложения?
-Почему нам непонятно?
- Чего не хватает? (не хватает действий, глаголов)
Делаем вывод: деепричастие может существовать только при глаголе, так как характеризует основное действие, обозначает добавочное действие. Значит, деепричастие – это форма глагола.
- Итак, мы узнали грамматическое значение деепричастия. Что обозначает деепричастие? (Записываем грамматическое значение во 2-ую строку таблицы)
2) Двигаемся в нашем исследовании дальше.
Посмотрим на следующий пункт в нашей таблице – это вопросы.
Давайте постараемся поставить вопросы к деепричастиям (раздатка).
Запишите вопросы в скобках, можете помогать друг другу. Вопросы даны ниже: вам нужно к каждому деепричастию подобрать свой вопрос, они не должны повторяться. От каких слов будете задавать вопрос? Некоторые вопросы похожи на глагольные.
Бежать ( ) сломя голову.
Работать ( ) засучив рукава.
Смеяться ( ) покатываясь со смеху.
Слушать ( ) затаив дыхание.
Вопросы: что сделав? что делая? как? каким образом?
Проверка: учащиеся называют вопросы, которые они подобрали для деепричастий.
Вопросы запишите в таблицу. У каких частей речи похожие вопросы? (У глаголов, у наречий)
3) Продолжаем исследование.
Следующий шаг – нам нужно узнать, как образуются деепричастия. Запишем эти деепричастия в тетрадь и покажем, как они образовались.
- От каких слов произошли следующие деепричастия? (от глаголов) с помощью чего? (специальных суффиксов). Работа идёт совместно с ребятами.
- Какая форма глагола тоже образуется от глагола? (причастие)
покатываясь от покатывается + я (сь)
засучив от засучить + в
сломя от сломает + я
затаив от затаить + в
Что важное о деепричастии мы узнали?
Ответ учащихся: деепричастия образуются от глаголов (записывают в таблицу «образуется от глаголов»)
Что ещё мы узнали о деепричастии? (суффиксы). Давайте запишем их тоже в таблицу. Суффиксов у деепричастий больше, вы о них узнаете на следующих уроках.
4) При анализе морфологических признаков деепричастия мы узнали, что оно обладает признаками двух частей речи. Посмотрим на записи в таблице и скажем, каких? Вопросы вам помогут определить (глагол и наречие).
Давайте выясним глагольные признаки в деепричастии. Определим вид совершенный или несовершенный и возвратность. Вопросы к деепричастиям у нас уже заданы. Осталось только определить вид.
Работать (что сделав?) засучив рукава.
Смеяться (что делая?) покатываясь со смеху
- Какой вывод сделаем? (Могут быть совершенного вида (что сделав?) и несовершенного (что делая?).
- Вспомните, как определим возвратность? Какой суффикс указывает на этот признак? (Суффиксы –сь, -ся, какое деепричастие является возвратным? /покатываясь /)
- Обобщите, пожалуйста, какие глагольные признаки имеет деепричастие?
(деепричастие имеет глагольные признаки: вид и возвратность)
А время можно определить у деепричастий? Нет!
Запишите, пожалуйста, в таблицу.
5) Запишите глаголы действия (хлопать, кричать, рисовать, топать) в форме деепричастий. Предлагаю работать в паре, чтобы была возможность обсудить образованные слова.
Проверка: хлопая, крича, рисуя, топая.
Задание: разберите получившиеся деепричастия по составу.
- Помните, что они образованы от глаголов, значит, не забудьте выделить глагольный суффикс в каждом слове, затем специальный суффикс деепричастия.
- Какой морфемы нет ни в одном деепричастии? (окончание)
- Почему? С чем это связано?
- Какой ещё важный признак мы обнаружили? (неизменяемость)
- С какой частью речи по этому признаку схоже деепричастие? (наречие)
- Скажите коротко, какой признак наречия мы выявили у деепричастия? (Записываем в таблицу «Не изменяется», ответ учащихся: деепричастие, как и наречие, не изменяется, то есть не имеет окончания)
6) Чтобы определить синтаксическую роль, давайте обратимся к строчке из стихотворения Ф.И.Тютчева.
Волны несутся, гремя и сверкая, чуткие звёзды глядят с высоты. (Ф. Тютчев)
Задание: определите роль деепричастий в предложении. Найдите и выделите грамматическую основу предложения. Задайте вопрос от глагола – сказуемого к деепричастию. Чем являются деепричастия в предложении? (обстоятельством)
Делаем вывод о роли деепричастий в предложении: может быть только обстоятельством (запись в таблицу «в предложении является обстоятельством»).
7) Роль деепричастий в речи
Ребята, кто может сказать, как называются выражения, над которыми мы работали в течение урока? (фразеологизмы)
Работать засучив рукава. Бежать сломя голову. Слушать затаив дыхание. Смеяться покатываясь со смеху.
Почему так часто во фразеологизмах и пословицах используются деепричастия? Зачем они здесь нужны? Давайте уберём деепричастия. Что изменится (в сравнении глагол и целое выражение)?
Бежать Бежать сломя голову.
Работать Работать засучив рукава
Слушать Слушать затаив дыхание
Смеяться Смеяться покатываясь со смеху
Деепричастия придают речи яркость, выразительность, точность. Запишем этот вывод в таблицу. Вывешивается табличка на доску.
Рефлексия
Это происходит с помощью приема «Незаконченные предложения».
Нам удалось сделать (выполнить, найти…).
Я был (была) уверен(а) в себе, когда….
Как вариант проведения этапа рефлексии можно предложить составить синквейн.
Оценивание.
Домашнее задание:
образовать деепричастия от глаголов: бегать, прыгать, зарабатывать, причитать, шептать, летать и составить с ними предложения.