СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что называется деепричастием".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с деепричастиями, их морфологическими признаками, синтаксической ролью и грамматической особенностью.

Просмотр содержимого документа
«"Что называется деепричастием".»


Что называется деепричастием.

Цель урока: 
обучающая: знакомство с деепричастием, его морфологическими признаками, синтаксической ролью и грамматической особенностью (неизменяемость);
формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;

развивающая:  развитие умения исследовать, анализировать, обобщать;
вырабатывать языковое чутьё (редактирование);

воспитывающая: воспитание любви к слову (русскому языку), умение работать в паре.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование осознанности и обоснованности самооценки в учебной деятельности, личного действия; формирование личностной рефлексии.

Предметные: овладение знаниями о деепричастии как особой формы глагола; формирование умения опознавать деепричастие в тексте, употреблять в письменной и устной речи.

Метапредметные: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать свое; оценивание речи с точки зрения ее содержания и языкового оформления; управление своей деятельностью, постановка и формулирование цели, контроль и оценка достигнутых результатов своей деятельности; извлечение информации из текста, выполнение логических операций.

Тип урока: Урок-исследование.


Ход урока

Здравствуйте, ребята! Я желаю всем хорошего настроения, доброжелательной обстановки и успеха! Надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.

Сегодня мы проведём с вами исследование над словами, название которых пришло к нам из 17 века! Интересно узнать, что это за слова?

Запишите число…, классная работа, тему урока «Что называется деепричастием».

Повторение. Упражнение «Мозговой штурм»

Перед нами слова: танец, танцевальный, танцует, танцующий (спишите в тетрадь)

  • Что объединяет эти слова? (корень)

  • Что отличает? (разные части речи)

  • Спишите, поставьте к каждому слову вопрос, определите значение и запишите название части речи

  • Какое из этих слов является формой глагола? (танцующий – причастие)

  • Почему причастие называют особой формой глагола? (обозначает признак по действию и образуется от глагола)

  • Сможем ли мы определить часть речи у слова танцуя в предложении: По паркету плавно двигаются пары, танцуя вальс.

  • Сможем, но что для этого нам нужно знать?

Целеполагание:

  • Что нужно знать о деепричастии, чтобы их находить в предложениях?

Ответы учащихся: (уметь определять грамматическое значение, знать вопросы, морфологические признаки, способ образования, роль в предложении)

  • Это и будет нашей задачей на уроке: уточните ещё раз, что надо узнать о деепричастии? Чему научиться?

  • Итак, мы сегодня будем исследовать, что такое деепричастие.

  • Любое исследование предполагает алгоритм действий, то есть определённый порядок. Поэтому нашей путеводной картой будет таблица, заполняя которую, мы создадим план-конспект о деепричастии.

Знакомимся с таблицей (у каждого на парте раздаточный материал): Первая строчка «Что такое деепричастие?» заполнится нами в конце урока, мы должны будем прийти к этому определению.

вопрос

деепричастие

1.Что такое деепричастие?


2. Что обозначает? (грамматическое значение)


3. На какие вопросы отвечает?

 

4. От какой части речи образуется?

 

5. Имеют суффиксы:

 

6. Признаки глагола

 

7. Признаки наречия

 

8. Каким членом предложения может быть?

 

9. Роль в речи

 



Начало анализа

1) Начнём наше исследование с грамматического значения, строчка 2 танцуя.

Можно определить грамматическое значение этого слова? Нет

А теперь? По паркету плавно двигаются пары, танцуя вальс .

  1. Что обозначает в предложении деепричастие танцуя?

  2. Для этого нам надо задать вопрос. От какого слова будем задавать вопрос?

  3. Найдём глагол-сказуемое (двигались), оно обозначает? (действие)

  4. Двигаются (что делая?) танцуя

Деепричастие танцуя обозначает добавочное действие.

Давайте потренируемся в нахождении деепричастий.

Задание: определите в предложениях, где главное, а где добавочное действие. Главное действие подчеркните как сказуемое.

Работать засучив рукава. Бежать сломя голову. Слушать затаив дыхание. Смеяться покатываясь со смеху.

Проверка: (ответы учащихся: основное действие обозначают глаголы, а деепричастия – добавочное: работать (что сделав?) засучив рукава, бежать (как?) сломя голову, слушать (что сделав? Каким образом?) затаив дыхание, смеяться (что делая?) покатываясь со смеху.

Давайте проведём эксперимент: уберём всё, кроме деепричастий.

засучив, сломя, затаив, покатываясь

- Понятно ли, что обозначают эти слова вне предложения?

-Почему нам непонятно?

- Чего не хватает? (не хватает действий, глаголов)

Делаем вывод: деепричастие может существовать только при глаголе, так как характеризует основное действие, обозначает добавочное действие. Значит, деепричастие – это форма глагола.

- Итак, мы узнали грамматическое значение деепричастия. Что обозначает деепричастие? (Записываем грамматическое значение во 2-ую строку таблицы)

2) Двигаемся в нашем исследовании дальше.

Посмотрим на следующий пункт в нашей таблице – это вопросы.

Давайте постараемся поставить вопросы к деепричастиям (раздатка).

Запишите вопросы в скобках, можете помогать друг другу. Вопросы даны ниже: вам нужно к каждому деепричастию подобрать свой вопрос, они не должны повторяться. От каких слов будете задавать вопрос? Некоторые вопросы похожи на глагольные.

  • Бежать ( ) сломя голову.

  • Работать ( ) засучив рукава.

  • Смеяться ( ) покатываясь со смеху.

  • Слушать ( ) затаив дыхание.

  • Вопросы: что сделав? что делая? как? каким образом?

Проверка: учащиеся называют вопросы, которые они подобрали для деепричастий.

Вопросы запишите в таблицу. У каких частей речи похожие вопросы? (У глаголов, у наречий)

3) Продолжаем исследование.

Следующий шаг – нам нужно узнать, как образуются деепричастия. Запишем эти деепричастия в тетрадь и покажем, как они образовались.

- От каких слов произошли следующие деепричастия? (от глаголов) с помощью чего? (специальных суффиксов). Работа идёт совместно с ребятами.

- Какая форма глагола тоже образуется от глагола? (причастие)

покатываясь от покатывается + я (сь)

засучив от засучить + в

сломя от сломает + я

затаив от затаить + в

Что важное о деепричастии мы узнали?

Ответ учащихся: деепричастия образуются от глаголов (записывают в таблицу «образуется от глаголов»)

Что ещё мы узнали о деепричастии? (суффиксы). Давайте запишем их тоже в таблицу. Суффиксов у деепричастий больше, вы о них узнаете на следующих уроках.

4) При анализе морфологических признаков деепричастия мы узнали, что оно обладает признаками двух частей речи. Посмотрим на записи в таблице и скажем, каких? Вопросы вам помогут определить (глагол и наречие).

Давайте выясним глагольные признаки в деепричастии. Определим вид совершенный или несовершенный и возвратность. Вопросы к деепричастиям у нас уже заданы. Осталось только определить вид.

  • Работать (что сделав?) засучив рукава.

  • Смеяться (что делая?) покатываясь со смеху

- Какой вывод сделаем? (Могут быть совершенного вида (что сделав?) и несовершенного (что делая?).

- Вспомните, как определим возвратность? Какой суффикс указывает на этот признак? (Суффиксы –сь, -ся, какое деепричастие является возвратным? /покатываясь /)

- Обобщите, пожалуйста, какие глагольные признаки имеет деепричастие?

(деепричастие имеет глагольные признаки: вид и возвратность)

А время можно определить у деепричастий? Нет!

Запишите, пожалуйста, в таблицу.


5) Запишите глаголы действия (хлопать, кричать, рисовать, топать) в форме деепричастий. Предлагаю работать в паре, чтобы была возможность обсудить образованные слова.

Проверка: хлопая, крича, рисуя, топая.

Задание: разберите получившиеся деепричастия по составу.

- Помните, что они образованы от глаголов, значит, не забудьте выделить глагольный суффикс в каждом слове, затем специальный суффикс деепричастия.

- Какой морфемы нет ни в одном деепричастии? (окончание)

- Почему? С чем это связано?

- Какой ещё важный признак мы обнаружили? (неизменяемость)

- С какой частью речи по этому признаку схоже деепричастие? (наречие)

- Скажите коротко, какой признак наречия мы выявили у деепричастия? (Записываем в таблицу «Не изменяется», ответ учащихся: деепричастие, как и наречие, не изменяется, то есть не имеет окончания)

6) Чтобы определить синтаксическую роль, давайте обратимся к строчке из стихотворения Ф.И.Тютчева.

Волны несутся, гремя и сверкая, чуткие звёзды глядят с высоты. (Ф. Тютчев)

Задание: определите роль деепричастий в предложении. Найдите и выделите грамматическую основу предложения. Задайте вопрос от глагола – сказуемого к деепричастию. Чем являются деепричастия в предложении? (обстоятельством)

Делаем вывод о роли деепричастий в предложении: может быть только обстоятельством (запись в таблицу «в предложении является обстоятельством»).

7) Роль деепричастий в речи

Ребята, кто может сказать, как называются выражения, над которыми мы работали в течение урока? (фразеологизмы)

Работать засучив рукава. Бежать сломя голову. Слушать затаив дыхание. Смеяться покатываясь со смеху.

Почему так часто во фразеологизмах и пословицах используются деепричастия? Зачем они здесь нужны? Давайте уберём деепричастия. Что изменится (в сравнении глагол и целое выражение)?

Бежать Бежать сломя голову.

Работать Работать засучив рукава

Слушать Слушать затаив дыхание

Смеяться Смеяться покатываясь со смеху

Деепричастия придают речи яркость, выразительность, точность. Запишем этот вывод в таблицу. Вывешивается табличка на доску.

Рефлексия

Это происходит с помощью приема «Незаконченные предложения».

Нам удалось сделать (выполнить, найти…).

Я был (была) уверен(а) в себе, когда….

Как вариант проведения этапа рефлексии можно предложить составить синквейн.

Оценивание.

Домашнее задание:

образовать деепричастия от глаголов: бегать, прыгать, зарабатывать, причитать, шептать, летать и составить с ними предложения.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!