Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кузнечихинская основная общеобразовательная школа
Спасского муниципального района Республики Татарстан»
Что такое части речи?
Учитель:
Большакова Галина Сергеевна,
1 квалификационная категория.
Конспект урока
Система обучения: УМК «Школа России» (учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс, Просвещение, 2013)
Предмет: Русский язык.
Класс: 2
Тема: Что такое части речи?
Тип урока: Урок «открытия новых знаний».
Технология: ИКТ, здоровьесберегающая.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: проблемный, словесный, наглядный.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Части речи».
Личностные УУД:
развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов Метапредметные УУД:
формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей);
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные:
формирование общего представления о частях речи;
расширение словарного запаса учащихся;
формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению; находить их в тексте.
Оборудование:
Учебник «Русский язык», 2 часть, В. П. Канакина, В.Г.Горецкий. кружочки красного, жёлтого, зелёного цвета, карточки с заданиями, ноутбуки;
электронная презентация, электронное пособие к учебнику.
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности.
Цели: мотивировать учащихся к учебной деятельности, проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок!
Хорошим пусть будет у вас настроение,
Легко и приятно дается вам учение!
- Доброе утро, дети!
- Какое у вас настроение?
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что такое настроение сохранится у вас до конца урока.
-Мне очень хочется, чтобы этот урок русского языка был для вас интересным и познавательным.
-Посмотрите на доску и прочитайте высказывание А.С. Пушкина.
(Сказки делают человека добрее.)
-Как вы понимаете смысл этого высказывания?
-Подберите однокоренные слова к слову добрее.
( Добрее, добрый, доброта, добренький).
-Почему эти слова являются однокоренными?
-Какое слово лишнее? Почему?
2. Чистописание.
Цель: умение соотносить свою деятельность с образцом.
-Откроем тетради. Запишем число, классная работа и это высказывание. которое и будет являться нашей минуткой красивого письма.
-Повторим правила письма.
-Запишите однокоренные слова, выделите корень.
3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цели: актуализация изученных способов действий, достаточных для построения «нового» знания и их вербальная и знаковая фиксация и обобщение; актуализация мыслительных операций, познавательных процессов, достаточных для построения «нового» знания; мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению; фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.
-Какую большую тему мы изучили?
- Что мы изучали в этой теме?
-Чему учились?
- Проверим себя. Применим полученные знания. Запишем слова под диктовку, выделяя изученные орфограммы.
(Пушкин, поэт, русский, вечный, живет.)
- С какими орфограммами встретились?
- Возьмите кружочки, проверьте и оцените себя.
Зелёный – с лёгкостью выполнили задание;
Жёлтый – были небольшие затруднения;
Красный- испытали серьёзные затруднения в работе.
( Кружочки за каждое задание наклеивают на лист самооценки).
-Посмотрите на слова, подумайте по какому признаку эти слова можно распределить на группы.
- Слова- это названия предмета. признака предмета, действия предмета. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы.
4. Выявление места и причины затруднения.
-Цель: восстановить выполненные операции и зафиксировать место, шаг, где возникло затруднение; соотнести свои действия с используемым
способом действий и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Всему название дано –
И зверю и предмету
Вещей вокруг полным-полно.
А безымянных нету.
- А какое название каждой группе дали бы вы?
5.Построение проекта выхода из затруднения.
- Слова, которые обозначают то, что можно потрогать, увидеть, и обозначающем предмет, учёные договорились назвать именами существительными.
-На какой вопрос отвечают имена существительные?
-Слова, которые обозначают признак предмета, называют именами прилагательными.
-На какой вопрос отвечают имена прилагательные?
-Слова, которые любят рассказывать о действии предмета, или как в старину говорили «разглагольствовать», ученые назвали глаголами.
-На какие вопросы отвечает глагол?
-В русском языке принято сокращать части речи на письме:
Существительное – сущ., прилагательное – прил., глагол – гл.
6. Реализация построенного проекта.
Цели: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках (с помощью эталона); организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения; уточнить общий характер нового знания.
Работа в группе.
-Вспомним правила работы в группе.
1.Разговаривай вполголоса, чтобы не мешать другим.
2.Слушай своего товарища. Отстаивай свою точку зрения или соглашайся с ним.
3. Говори, не перебивая другого.
4.При необходимости можно встать, при этом не отвлекай других.
- На полосках записаны слова. Распределите их на группы в соответствии с частями речи.
Слова, признаки предметов
Слова, названия предметов
Слова, названия действия предметов
Какой? Какая? Какое? Какие?
Кто? Что?
Что делает? Что сделают? Что делают? Что делали?
Имя прилагательное
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ГЛАГОЛ |
глагол
Имя существительное
Проверьте по эталону. (Слайд)
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цели: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.
-Обратимся к учебнику страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.
-Прочитайте текст правила.
-Что же называют частями речи?
-Какую функцию выполняет каждая часть речи?
-Какие названия есть у каждой части речи?
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели: проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы; вербальное фиксирование нового знания.
- Послушайте отрывок из сказки А.С.Пушкина (Звучит запись)
-Из какой сказки этот отрывок? Какие ещё сказки А.С.Пушкина вы знаете?
Ж ил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
-Из какого произведения эти строки?-
Посмотрите на экран. Прочитайте слова из этой сказки.
-Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите мешочки по корзинам.
Чтобы не ошибиться, какой частью речи является то, или иное слово будем действовать по алгоритму.
Алгоритм (Слайд)
1. Задать к слову вопрос.
2. Определить, что обозначает слово.
3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.
- Ребята, мы помогли не только лосятам, но и себе. Чему мы учились?
- Проверьте и оцените себя.
9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель: выявить границы применимости «нового» знания; повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
-Посмотрим, как вы это усвоили.
- Возьмите конверт с заданиями и найдите задание №1
-Я вам буду показывать предмет. Вы записываете в нужную колонку название этого предмета и подбираете подходящие к нему по смыслу прилагательное и глагол.
(Коршун, яблоко, белка, остров, лебедь)
По окончании учитель проводит фронтальный опрос и корректирует ответы учащихся.
- Проверьте и оцените себя.
Задание №1
существительное | прилагательное | глагол |
яблоко | | |
Работа с текстом.
Цель - развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;
формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.
-Прочитайте задание №2 на ваших листах.
-Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова из справок. Определите их часть речи и запишите в тетрадь.
На уроках мы ……….. сказку А.С. Пушкина. Там ……………. разные герои. ……….старуха, …….. старик, ………… рыбка. …… сначала выполняла просьбы старухи, а потом наказала её. ………… учит нас не быть жадными.
Слова для справок: читали, встречаются, безвольный, жадная, золотая, сказка, рыбка,
-Можно ли назвать эти предложения текстом?
-Определите тему текста?
Проверьте и оцените себя.
10. Итог урока.
Цель - Осмысление своих достижений.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему учились?
-Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи?
11. Рефлексия.
Цель – зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать неразрешенное затруднение как направление будущей учебной деятельности.
Я узнал…
Я научился …
У меня вызвало затруднение …
- Оцените свою работу на уроке.
12. Домашнее задание: по выбору учащихся
1) С. 43 упр.73
2) Работа по карточкам. «Третий лишний»
Источники:
1.План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Конспект урока "Понятие о частях речи" 2 класс "Школа России" | Социальная сеть работников образования
http://nsportal.r
2.Система учебников «Школа России» - Тема: «Общее представление о частях речи»
http://school-russia.prosv.ru
3.МедуницаТ.Н.Инновационный педагогический проект «Реализация технологии деятельностного метода обучения как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников» http://it-n.ru