СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое части речи?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование образоватьльных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных по теме " Части речи". Методы и приемы работа в группе, с учебником, с электронным приложением к учебнику.

Просмотр содержимого документа
«Что такое части речи?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кузнечихинская основная общеобразовательная школа

Спасского муниципального района Республики Татарстан»













Что такое части речи?





Учитель:

Большакова Галина Сергеевна,

1 квалификационная категория.









Конспект урока

Система обучения: УМК «Школа России» (учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс, Просвещение, 2013)

Предмет: Русский язык.

Класс: 2

Тема: Что такое части речи?

Тип урока: Урок «открытия новых знаний».

Технология: ИКТ, здоровьесберегающая.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: проблемный, словесный, наглядный.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Части речи».

Личностные УУД:

развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов Метапредметные УУД:

формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей);

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Предметные:

формирование общего представления о частях речи;

расширение словарного запаса учащихся;

формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;

формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению; находить их в тексте.

Оборудование:

Учебник «Русский язык», 2 часть, В. П. Канакина, В.Г.Горецкий. кружочки красного, жёлтого, зелёного цвета, карточки с заданиями, ноутбуки;

электронная презентация, электронное пособие к учебнику.

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности.

Цели: мотивировать учащихся к учебной деятельности, проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.

Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждет интересный, полезный урок!

Хорошим пусть будет у вас настроение,

Легко и приятно дается вам учение!

- Доброе утро, дети!

- Какое у вас настроение?

- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что такое настроение сохранится у вас до конца урока.

-Мне очень хочется, чтобы этот урок русского языка был для вас интересным и познавательным.

-Посмотрите на доску и прочитайте высказывание А.С. Пушкина.

(Сказки делают человека добрее.)

-Как вы понимаете смысл этого высказывания?

-Подберите однокоренные слова к слову добрее.

( Добрее, добрый, доброта, добренький).

-Почему эти слова являются однокоренными?

-Какое слово лишнее? Почему?

2. Чистописание.

Цель: умение соотносить свою деятельность с образцом.

-Откроем тетради. Запишем число, классная работа и это высказывание. которое и будет являться нашей минуткой красивого письма.

-Повторим правила письма.

-Запишите однокоренные слова, выделите корень.

3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели: актуализация изученных способов действий, достаточных для построения «нового» знания и их вербальная и знаковая фиксация и обобщение; актуализация мыслительных операций, познавательных процессов, достаточных для построения «нового» знания; мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению; фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

-Какую большую тему мы изучили?

- Что мы изучали в этой теме?

-Чему учились?

- Проверим себя. Применим полученные знания. Запишем слова под диктовку, выделяя изученные орфограммы.

(Пушкин, поэт, русский, вечный, живет.)

- С какими орфограммами встретились?

- Возьмите кружочки, проверьте и оцените себя.

Зелёный – с лёгкостью выполнили задание;

Жёлтый – были небольшие затруднения;

Красный- испытали серьёзные затруднения в работе.

( Кружочки за каждое задание наклеивают на лист самооценки).

-Посмотрите на слова, подумайте по какому признаку эти слова можно распределить на группы.

- Слова- это названия предмета. признака предмета, действия предмета. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы.

4. Выявление места и причины затруднения.

-Цель: восстановить выполненные операции и зафиксировать место, шаг, где возникло затруднение; соотнести свои действия с используемым

способом действий и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Всему название дано –

И зверю и предмету

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных нету.

- А какое название каждой группе дали бы вы?

5.Построение проекта выхода из затруднения.

- Слова, которые обозначают то, что можно потрогать, увидеть, и обозначающем предмет, учёные договорились назвать именами существительными.

-На какой вопрос отвечают имена существительные?

-Слова, которые обозначают признак предмета, называют именами прилагательными.

-На какой вопрос отвечают имена прилагательные?

-Слова, которые любят рассказывать о действии предмета, или как в старину говорили «разглагольствовать», ученые назвали глаголами.

-На какие вопросы отвечает глагол?

-В русском языке принято сокращать части речи на письме:

Существительное – сущ., прилагательное – прил., глагол – гл.

6. Реализация построенного проекта.

Цели: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках (с помощью эталона); организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения; уточнить общий характер нового знания.

Работа в группе.

-Вспомним правила работы в группе.

1.Разговаривай вполголоса, чтобы не мешать другим.

2.Слушай своего товарища. Отстаивай свою точку зрения или соглашайся с ним.

3. Говори, не перебивая другого.

4.При необходимости можно встать, при этом не отвлекай других.

- На полосках записаны слова. Распределите их на группы в соответствии с частями речи.

Слова, признаки предметов


Слова, названия предметов


Слова, названия действия предметов





Какой? Какая? Какое? Какие?


Кто? Что?


Что делает? Что сделают? Что делают? Что делали?







Имя прилагательное

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ



глагол

Имя существительное




Проверьте по эталону. (Слайд)

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цели: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

-Обратимся к учебнику страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.

-Прочитайте текст правила.

-Что же называют частями речи?

-Какую функцию выполняет каждая часть речи?

-Какие названия есть у каждой части речи?

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели: проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы; вербальное фиксирование нового знания.

- Послушайте отрывок из сказки А.С.Пушкина (Звучит запись)

-Из какой сказки этот отрывок? Какие ещё сказки А.С.Пушкина вы знаете?

Ж ил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

-Из какого произведения эти строки?-
Посмотрите на экран. Прочитайте слова из этой сказки.

-Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите мешочки по корзинам.

Чтобы не ошибиться, какой частью речи является то, или иное слово будем действовать по алгоритму.

Алгоритм (Слайд)

1. Задать к слову вопрос.

2. Определить, что обозначает слово.

3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.

- Ребята, мы помогли не только лосятам, но и себе. Чему мы учились?

- Проверьте и оцените себя.

9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: выявить границы применимости «нового» знания; повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

-Посмотрим, как вы это усвоили.

- Возьмите конверт с заданиями и найдите задание №1

-Я вам буду показывать предмет. Вы записываете в нужную колонку название этого предмета и подбираете подходящие к нему по смыслу прилагательное и глагол.

(Коршун, яблоко, белка, остров, лебедь)

По окончании учитель проводит фронтальный опрос и корректирует ответы учащихся.

- Проверьте и оцените себя.

Задание №1

существительное

прилагательное

глагол

яблоко




Работа с текстом.

Цель - развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

-Прочитайте задание №2 на ваших листах.

-Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова из справок. Определите их часть речи и запишите в тетрадь.

На уроках мы ……….. сказку А.С. Пушкина. Там ……………. разные герои. ……….старуха, …….. старик, ………… рыбка. …… сначала выполняла просьбы старухи, а потом наказала её. ………… учит нас не быть жадными.

Слова для справок: читали, встречаются, безвольный, жадная, золотая, сказка, рыбка,

-Можно ли назвать эти предложения текстом?

-Определите тему текста?

Проверьте и оцените себя.

10. Итог урока.

Цель - Осмысление своих достижений.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему учились?

-Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи?

11. Рефлексия.

Цель – зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать неразрешенное затруднение как направление будущей учебной деятельности.

Я узнал…

Я научился …

У меня вызвало затруднение …

- Оцените свою работу на уроке.

12. Домашнее задание: по выбору учащихся

1) С. 43 упр.73

2) Работа по карточкам. «Третий лишний»

Источники:

1.План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Конспект урока "Понятие о частях речи" 2 класс "Школа России" | Социальная сеть работников образования

http://nsportal.r

2.Система учебников «Школа России» - Тема: «Общее представление о частях речи»

http://school-russia.prosv.ru

3.МедуницаТ.Н.Инновационный педагогический проект «Реализация технологии деятельностного метода обучения как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников» http://it-n.ru


Скачать

© 2019, 388 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!