СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что такое эмоции?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Что такое эмоции?"»

«Что такое эмоции?!»

Чтение «Путешествие в страну чувств» Е.Л. Набойкиной

Цель: Расширение представлений детей об эмоциях; развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами, различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния.

Путешествие в страну чувств

Далеко-далеко за морями-океанами есть сказочная страна чувств. Ее хозяйка— Королева. У Королевы есть слуги-чувства: Мера, Радость, Удовольствие, Злость, Страх, Грусть, Удивление, Вина и Обида. Все слуги-чувства живут в своих дворцовых покоях и посещают Королеву.

Однажды Королева отправилась в далекую страну, чтобы навестить свою подругу. А слуги-чувства расселились по разным дворцам, и каждый хотел быть главным. Поэтому в каждом дворце проходила своя жизнь.

Из дворца Радости все время был слышен веселый смех. Все слуги-чувства бегали по дворцовым покоям, хлопали в ладоши, играли в салочки, танцевали.

В другом дворце шли настоящие сражения. Все слуги-чувства ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить друг другу подножку, укусить, ущипнуть или закидать помидорами. А перед заходом солнца все слуги-чувства этого дворца собирались в одном большом покое и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как устроить большое сражение со всеми слугами-чувствами. Это был дворец Злости.

Один дворец выглядел пустынным, казалось, все жители покинули его навсегда. Но вдруг показался один житель. Он быстро бежал и все время оглядывался вокруг. Казалось, что он от кого-то убегал. Едва этот житель заметил другого, как оба широко открыли глаза и рот, и казалось, они вот-вот закричат. Жители резко повернулись и убежали друг от друга. Да, это был дворец Страха.

А во дворце Грусти придворные слуги то и дело грустили: по белым снежинкам, по ароматной землянике, по съеденному мороженому и еще много-много о чем. Тоска зеленая, да и только!

Во дворце Удовольствия изо дня в день слуги-чувства лежали на мягких пушистых ковриках и нежились в лучах солнца. Их глаза были закрыты, подбородок расслаблен, руки и ноги казались ватными.

Во дворце Удивления слуги-чувства не переставали удивляться всему подряд: какая яркая луна на небе, почему в соседнем королевстве все жители маленького роста?! Они разводили руками, широко открывали глаза, поднимали брови и округляли рот.

Еще в одном дворце слуги-чувства хмурились и плакали от обиды. От этого у них стали опухать глаза, нос, губы. Они ни с кем не играли, не разговаривали, только и делали, что сменяли мокрые от слез платочки на сухие. Это был дворец Вины и Обиды.

И так день за днем проходила жизнь сказочной страны. Казалось, здесь никогда не будет порядка. Все слуги-чувства забыли про Меру. Жители сказочных дворцов так устали только радоваться, злиться, грустить, удивляться, бояться и обижаться, что стали терять силы. Тогда Мера послала письмо Королеве, чтобы она срочно возвращалась в свое королевство.

Когда Королева вернулась, в стране воцарился прежний порядок. Потому что Королева знала секрет, как вернуть всем слугам-чувствам их важное качество — Меру. С тех пор Королева не оставляет своих слуг-чувств без контроля.

Обсуждение сказки.

Упражнение «Лица»

Цель: Формирование способности понимать мимические выражения и выражения лица.

Описание: Педагог вывешивает на доске различные картинки-маски: - радость, - удивление, - интерес, - гнев, - злость, - страх, - стыд, - презрение, - отвращение, Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

Упражнение «Маски»

Цель: Развитие умения различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Описание: Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление... Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

Ролевое проигрывание ситуации («Волшебные средства»)

Цель:  Проработка применения "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Описание: Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:

- плачущему ребенку, он потерял мячик;

- мама пришла с работы, она очень устала;

- товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

- ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

- девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию...

Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.


«Радость»

Упражнение «Школа улыбок»

Цель: Развитие эмпатии, навыков культурного общения.

Описание: Педагог предлагает детям обсудить:

- Когда люди улыбаются?

- Какие бывают улыбки?

- Попробуйте их показать.

Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне...

- Нарисуйте улыбающегося человека.

- Улыбающийся человек, какой он?

Этюд «Кто как радуется?!»

Цель: Развитие способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции,

преодолевать отрицательные эмоции.

Описание: Дети становятся в круг. Педагог предлагает им изобразить (показать без слов), как они радуются …

- при встрече с мамой;

- когда они встречают гостей в свой день рождения;

- когда получают подарок;

- при совместных прогулках с родителями;

- при походе в зоопарк, цирк и т.д.

Педагог акцентирует внимание на средствах выражения чувства радости: объятия, улыбка, смех, радостные восклицания.

Психогимнастика «Ручеек радости»

Цель: Сплочение в коллективе и создание благоприятного эмоционального комфорта

Описание: Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются. Педагог предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, теплая. Ручеек был совсем маленьким и очень озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте. «Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу». Дети мысленно передают друг другу радость.

Этюды на выражение чувства радости

Цель: Развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений

«Нежность»

Описание: девочка с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и трется головой о её руки.

«Угощение»

Описание: у мальчика – день рождения. Ему подарили коробку с конфетами. Он предлагает детям угоститься. Они берут по одной конфете, благодарят и кладут её в рот. По их лицам видно, что угощение вкусное. Дети жуют и улыбаются.

«Неожиданная встреча»

Описание: дружили два мальчика. Летом они расстались: один мальчик остался в городе, а другой уехал с родителями в деревню. Скучно в городе без друга. Кончилось лето. Однажды, идя по улице, мальчик вдруг увидел, как из машины вышел его друг. Они очень обрадовались друг другу!

«Подарок»

Описание: девочке подарили новую игрушку – мишку.

Она рада, весело скачет, кружится. Играет с мишкой.

Проектная работа «Я дарю тебе радость»

Цель:  Установление положительных психоэмоциональных отношений в группе

Предварительная работа: педагог заранее говорит варианты ответов на вопрос «Что такое радость?». Например, «Радость – это когда все радуются, всем весело», «Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного, а большая – когда у всех», «Радость – это, когда все здоровы», «Радость – это, когда праздник», «Радость – это когда нет войны», «Радость – это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость!» и др.

Детям предлагается ответить на вопрос «Что такое радость?». Педагог или сами дети фиксируют ответы на цветной бумаге, сравнивает с теми, которые были заранее приготовлены. Далее дети отвечают на вопросы: «Что ты делаешь, когда тебе весело? Расскажи самый смешной (веселый) случай, который произошел с тобой». Самые интересные истории модно зафиксировать на цветной бумаге. Затем детям предлагается нарисовать сюжет этого рассказа. Совместно с детьми педагог наклеивает рисунки на большой лист бумаги (ватман) – проводится выставка (обсуждение, выбор самого оригинального рисунка, ответы на вопрос «Что такое радость? И самые интересные истории).

«Грусть (печаль)»

Этюды на выражение чувства грусти

Цель: Развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений.

«До встречи!»

Описание: от вокзала отходит поезд – бабушка уезжает в деревню. Девочка с мамой и папой провожают её. Они машут ей поднятыми руками: «До свидания! До встречи!»

«Потерял (а) варежку» (ленточку, брошку и т.д.)

Описание: девочка приходит с прогулки домой печальная, она потеряла варежку (ленточку…). Что она чувствует?

«История про Обидок и Грустинок»

Цель: Активизация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, снятие психомышечного напряжения.

Описание: Если педагог заметил, что в коллективе находится грустный ребенок, необходимо помочь ему выйти из этого состояния, переключив на положительные эмоции. С этой целью уместно отвести ребенка в уголок уединения (комнату реалаксации). Затем педагог должен показать ребенку, что понимает его состояние и хочет помочь. В беседе задаются такие вопросы:

- Почему ты грустишь?

- Что произошло с тобой? и т.д.

После выяснения причин грусти и печали, педагог рассказывает ребенку интересную историю про Обидок и Грустинок.

Жили-были на свете две подружки: Обидка и Грустинка. Они всегда ходили вместе и искали себе друзей. Обидка выглядела … Как? (Педагог обращается к ребенку, после получения ответа, предлагает свое описание). Обидка была зеленого цвета, очень пушистая, а ладошки у неё были липкими, поэтому она могла приклеиться к прохожим. Грустинка выглядела … Как? (Педагог обращается к ребенку, после получения ответа, предлагает свое описание). Грустинка была синяя с красным носиком и очень худенькими ножками. Её часто уносило ветром, но на лапках у Грустинки были присоски, с помощью которых она цеплялась за всё, что попадалось на пути. Ты сегодня выходил на улицу? (педагог обращается к ребенку). Вот, там они к тебе и прилипли. Я даже вижу их. Обидка сидит у тебя на левом плече, а Грустинка – на правом. Давай их снимем, и пусть они летят дальше. Педагог в комической форме начинает снимать Обидку и Грустинку, делая вид, что ему очень трудно это сделать».

Примечание: можно параллельно с рассказом рисовать этих героев на листе бумаги яркими карандашами (фломастерами, пастелью). Затем вместе с ребенком можно их вырезать по контуру и поиграть с ними, «посадить» на плечи, потом снять их, положить в коробочку отдохнуть и т.д.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!