СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Что такое glissando, glissando на тромбоне в произведениях»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разроботка открытого урока.

Просмотр содержимого документа
««Что такое glissando, glissando на тромбоне в произведениях»»

КГКП «Восточно-Казахстанское училище искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных» Управления образования ВКО





«Утверждаю»

Заместитель директора по УР КГКП «Восточно-Казахстанское училище искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных» Управления образования ВКО __Миськив О.Н.





Облыстық ашық сабақтың әдістемелік әзірлемесі

Методическая разработка открытого урока


Мамандық /Специальность: 02150100 –Инструментальное исполнительство(по видам инструментов)

Біліктілігі /Квалификация: 4S02150102 – Артист оркестра(дирижер), преподаватель детской музыкальной школы

Пән атауы /Наименование дисциплины: Специальность

Курс: 3ОДИ

ПМ.1. Применение музыкально-теоретических навыков в художественно- творческой и педагогической практике.

(наименование модуля или дисциплины)


Сабақ тақырыбы /Тема урока: «Что такое glissando, glissando на тромбоне в произведениях»

Оқытушы /Преподаватель: Шматов Иван Александрович











Өскемен қ./г. Усть–Каменогорск 2023ж./г.


1. Общие сведения

Курс, группы: 3ОДИ Шеховец Александр

Дата: 26.10.2023г.

Время: 10.40

Аудитория: 304

Тип занятия: Комбинированный

2. Цель: Развитие и совершенствование спец. приёмов и навыков игры на тромбоне в процессе обучения.

Задачи:

Образовательные:

• Развитие навыков игры на тромбоне.

• Передача содержания музыки.

• Освоение специальных приёмов.

Развивающие:

• Развивать свободное владение игровым аппаратом.

• Развивать образное мышление, воображение.

• Развивать творческую активность через различные виды деятельности.


Воспитательные:

• Воспитание усидчивости и трудолюбия.

• Воспитание культуры поведения за инструментом; навыков самоконтроля, интереса и любви к музыке и инструменту.

• Воспитание осознанного подхода к обучению.


2.1 Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:

1. Умение исполнять произведения совместно со специальными приемами игры.



2. Овладение специальными навыками glissando.



3.Овладеть теоретическим материалом.


3. Необходимые ресурсы.

3.1 Учебно-методическое оснащение, справочная литература:

Музыкальный материал: В.М.Оякяер «Весёлая полька»


3.2 Техническое оснащение, материалы: инструменты, пюпитр, ноты.



4. Ход занятия:

4.1 Организационный момент

4.2 Вступительная часть

4.3 Проверка домашнего задания

4.4 Объяснение новой темы

4.5. Закрепление практических навыков.

4.6. Домашнее задание

4.7. Заключительная часть

4.1 Организационный момент. Объявление темы урока.

Тема сегодняшнего урока «Что такое glissando, glissando на тромбоне в произведениях»Урок проводится со студентом 3курса отделения «Духовые и ударные инструменты» Шеховцом Александром. Настройка инструмента, разминка, краткое введение в тему, беседа со студентом по тематике.




4.2Вступительная часть

В первую очередь работаем на мундштуке. Просмотр нотного материала, проигрывание отдельных упражнений.

Преподаватель предлагает просмотреть ноты нового произведения «Весёлая полька», на примере которого будет новая тема и беседа про композитора этого произведения.

Оякяэр Вальтер Мартович

род. 10 марта 1923 в Пярну. Композитор. В 1956 окончил Таллинскую конс. по кл. композиции X. Эллера. В 1941—1944 музыкант инстр. ансамблей, в 1944—1945 артист орк. т-ра "Эндла" в Пярну, в 1945—1970 артист орк. Эст. радио. В 1975—1976 ст. преподаватель Таллинской конс. С 1976 редактор Эст. радио.

Автор статей, очерков, теле- и радиопередач о творчестве сов. композиторов и исполнителей, о проблемах сов. музыки, кн. "Джазовая музыка" (Таллин, 1966, на эст. яз.). Премия Ленинского комсомола ЭССР (1968).

В 1944-1945 — артист оркестра театра «Эндла» в Пярну, в 1945-1970 — солист эстрадного оркестра Эстонского радио и телевидения, в 1975-1976 — преподаватель Таллинской консерватории, автор ряда учебников и книг на музыковедческие темы.

С 1976 — музыкальный редактор Эстонского республиканского радио. Автор ряда популярных эстонских мюзиклов, музыки к спектаклям и фильмам и свыше 100 песен.

В детстве учился играть на кларнете, самостоятельно освоил саксофон и в 1939 дебютировал в джаз-ансамбле ABC-Boy в Пярну. В 1942–43 работал в кафе и ресторанах Таллина, в 1944 вернулся в Пярну и играл в оркестре театра, а затем в течение 25 лет (1945–70) был концертмейстером группы саксофонов в Эстрадном оркестре эстонского радио. Параллельно входил в ведущие джазовые ансамбли Таллина — в бэнд «Золотая семерка» (1946–47), секстет «Ритмики» (1947–49), ансамбль «Студио-8» (1962–64). В 1956 окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции у Х. Эллера. В 50-е годы выступал на радио (позже на телевидении) с лекциями о джазе, в 1965–89 читал курс истории джаза в консерватории. Автор первой книги о джазе на эстонском языке («Джазовая музыка», 1966). Самые известные композиции — «Двое на качелях», «Перед употреблением взбалтывать», «В движении», «Пирита-блюз», «Серенада для трубы», «Сюита для импровизирующего альт-саксофона и камерного оркестра», «Сказка о весне».


4.3 Проверка домашнего задания.

На предыдущих занятиях мы познакомились с различными приёмами и попытались отработать. Вспомним их.

Вопрос: «Александр, расскажи, пожалуйста, что такое губные трели».

Александр: Губная трель – это трель не за действующая инструмент, а исполняется на инструменте за счёт вибрации губ самого исполнителя. Работа над вентильными и губными трелями — важный раздел в технической подготовке ученика. В современной исполнительской практике все чаще используется губная трель, причем ее применяют не только джазовые тромбонистов, но и исполнители академического направления.

Вопрос: «Александр, расскажи в крации что надо делать, чтоб научиться делать губную трель» (планируемый ответ)

Александр: Изданные у нас учебные пособия ничего не говорят об овладении губными трелями. В то же время в педагогической практике уже существуют определенные методы работы над ними, проверенные и подтвержденные жизнью.

Известно, что губная трель может быть исполнена начиная с ми или фа второй октавы. Поэтому путь к овладению этим выразительным приемом идет через губное тремоло. Начинать работать над последним надо не с соль первой октавы, взятым первым и третьим вентилями, как рекомендуют в упражнениях на развитие скольжения в legato многие пособия и школы, а с до второй октавы — с него и следует попытаться получить тремоло на натуральных звуках: (показ студента на инструменте)

Дойдя до фа второй октавы, рекомендуется параллельно с тремоло работать над губными трелями: (показ студента на инструменте) (планируемый ответ)



Александр: Большинство тромбонистов выполняют губные тремоло и трели при помощи колебательных движений (дрожания) нижней губы и челюсти, некоторые помогают при этом движением правой руки. Первоначальными упражнениями обычно являются довольно грубые, не используемые в академической практике игры медленные резкие переходы с одного звука на другой, напоминающие фонемы вау-вау. При более быстром чередовании звуков тремоло и трель приобретают дребезжащий характер звучания. Но в процессе работы над ними переходы становятся более мягкими и в исполнении появляется необходимая виртуозность.

Вершиной технического совершенства трубача является умение исполнять губное тремоло на натуральных звуках на кварту, квинту, сексту, октаву.

К дополнительным упражнениям относится также игра целотонных гамм, увеличенных и уменьшенных трезвучий, различных мелизмов и т. д. Богатейший материал дает здесь «школа» Ж. Арбана.

Таким образом, к ежедневным упражнениям не следует относиться как к раз и навсегда установленной догме. Каждый педагог, исполнитель, учащийся должен внимательно подбирать для себя наиболее целесообразные упражнения, а если это необходимо — создавать новые. (планируемый ответ)


Вопрос: «У каких композиторов, и в каких произведениях используется губные трели».

Александр: Губные трели используются в классических произведениях для тромбона, восновном это произведения крупной формы, например: Кроч – Спинелли «Конкурсное соло», Давид «Концертино» и т.д. Хочу привести и другие примеры в музыки на других музыкальных инструментах: технический прием эффектно звучит, например, в каденции Г. Перри в первой части концерта для трубы с оркестром И. Гайдна,

Н. Платонов дает примечание к каденции в третьей части своей сонаты для трубы и фортепиано, где требует исполнения трели без помощи вентилей и указывает на необходимую для этого аппликатуру. (планируемый ответ)

Один из принципов «Коученга» когда студент рассказывает сам как бы в качестве педагога.


Эмоциональная рефлексия (оценивает настроение и эмоциональное восприятие домашнего задания)-понравилось или нет, интересно или скучно, насколько презентация(зрительное восприятие) помогала выполнять домашнее задание с настроением и желанием.








4.4. Объяснение новой темы.

Glissando в переводе скольжение.

1. Glissando — приём, при котором кулиса плавно передвигается из одной позиции в другую, при этом музыкант не прерывает звука. Используется для особых звуковых эффектов.

Glissando называется слышимое скольжение звука с одной ноты на другую, применяемое для придания большей выразительности мелодии или теме.

Glissando обычно обозначается словом gliss и маленькой чертой, соединяющей две ноты.

Виды glissando: глиссандо от ноты на неопределённый лад. Бывает определяет длительность ноты на определяет сколько длинное будет глиссандо. Ещё один вид glissando наоборот от неопределённой ноты, лада, до конкретной ноты. Glissando может быть от как от верхнего звукоряда приходить к ноте так и от нижнего. И наконец самый распространенный вид это от ноты к ноте.

Glissando на тромбоне делается за счёт плавного скольжения кулисы с первой ноты на вторую.

Получаемый в результате эффект характерен для произведений романтического периода и мелодий, написанных в его стиле. Glissando так же нередко используется и в более поздних музыкальных стилях.

Используется этот эффект в произведении Арама Хачатуряна «Танец с саблями» в балете «Гаянэ» и «Болеро» Равеля.

Разбираем какие виды glissando бывают. В кокой музыке встречается этот приём.

Следующий этап работы некоторые упражнения и приёмы.

При игре кулиса выдвигается правой рукой, левая поддерживает инструмент.

Сделать анализ – выявить в каких частях применятся нужный нам приём. Поработать над каждой частью.

Анализ произведения, сколько часте, есть ли вступление, кода, репризы, вольты. В каких частях попадается нужный приём. Работаем над каждым приёмом в каждой части отдельно. Работаем над произведением частями.

Следующий этап работы над произведением с концертмейстером, пробумем играть целиком с приёмами глиссандо

Работа над динамическими оттенками.

После проработки всех сложных участков произведение исполненяется от начала до конца без остановок.

На начальном периоде обучения рекомендуется упражнения, а потом произвединие. Нужно использовать произведения, в которых есть приём глиссандо от ноты к ноте, а не от неопределённого лада или позиции.




4.5 Закрепление практических навыков

Работа над приёмом glissando на материале упражнений и нотного материала.


Рефлексия содержания материала:

1.Мне была интересна новая структура урока.

2.Мне понравилось исполнять приём glissando.

3.Мне было сложно исполнять этот приём в музыкальных примерах.

4.Мне не совсем было сразу понятно, какие движения выполняет рука, кисть, при выполнении приёма.

5. Мне интересно самостоятельно разобрать новое музыкальное произведение, где встречаются приём glissando.


Критерии оценки:

На оценку 5: Умение исполнять произведения совместно со специальными приемами игры.

На оценку 4: Овладение специальными навыками glissando.

На оценку 3: Овладеть теоретическим материалом.

4.6. Домашнее задание

Закрепить теоретическую часть темы, отработать упражнения, отработать на примере музыкального произведения приём, следить за положением кисти, локтя, кулисы. Разобрать новое произведение с применением новой темы.


4.6. Заключительная часть.

Основной приём был выполнен и усвоен. Были непонятные вещи по поводу разници glissando и legato. Специальные навыки, такие как glissando не стоит давать начинающему тромбонисту, так как он может не понять этот приём, может перепутать со штрихом legato. Приём glissando можно исполнять абсолютно на всех инструментах и петь голосом, но лучше всего получается на тромбоне, и большая часть произведений написанных с глиссандо, написаны именно для этого инструмента.












Список литературы:


1. Макарова Г Н. https://vk.com/@kosmos_pmk-urok-6-vokalnye-priemy-glissando

2. Музыкальная теория. https://www.music-theory.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=75&Itemid=214&lang=ru

3. Б. Григорьев «Хрестоматия для тромбона» https://music-ebooks.ru/trombon/boris-grigorev-hrestomatiya-dlya-trombona-etyudy-pesy-s-prilozheniem-klavira/






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!