СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое культура? ОДНКНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что такое культура? ОДНКНР»

Урок:  Что такое культура? ОДНКНР. 5 класс

Урок: Что такое культура?

ОДНКНР. 5 класс

 Культура первобытного общества несравнима с современной, но и в ней есть свои особенности, причём некоторые из них сохранились до сих пор, пусть и в несколько изменённом виде.  Вследствие большого количества разнообразных общин, духовная культура первобытного общества включала в себя множество разных верований и религиозных представлений.  Основой большинства этих религий было отождествление человека с окружающей его природой, ведь в древности никому не было дела до исследований законов мира и природных явлений, так что, вместо попытки объяснить происходящее,  древние люди просто считали обыкновенную молнию или дождь проявлением воли высших сил или духов,  с которыми непременно можно связаться и даже подружиться.

Культура первобытного общества несравнима с современной, но и в ней есть свои особенности, причём некоторые из них сохранились до сих пор, пусть и в несколько изменённом виде.

Вследствие большого количества разнообразных общин, духовная культура первобытного общества включала в себя множество разных верований и религиозных представлений.

Основой большинства этих религий было отождествление человека с окружающей его природой, ведь в древности никому не было дела до исследований законов мира и природных явлений, так что, вместо попытки объяснить происходящее,  древние люди просто считали обыкновенную молнию или дождь проявлением воли высших сил или духов,  с которыми непременно можно связаться и даже подружиться.

 Главным приспособлением к разнообразным жизненным условиям стал труд. Примерно 2,5 млн лет назад люди начали делать орудия из камня, шкур убитых животных, дерева и даже из некоторых растений. Все люди занимались охотой, собирательством, рыболовством и созданием предметов для дома. Параллельно с этим развитие получили и духовные отношения — начали возникать обряды, обычаи, игры и т. д.  Труд (трудовая деятельность)  – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

Главным приспособлением к разнообразным жизненным условиям стал труд. Примерно 2,5 млн лет назад люди начали делать орудия из камня, шкур убитых животных, дерева и даже из некоторых растений. Все люди занимались охотой, собирательством, рыболовством и созданием предметов для дома. Параллельно с этим развитие получили и духовные отношения — начали возникать обряды, обычаи, игры и т. д.

Труд (трудовая деятельность)  – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

 Труд – самая главная человеческая ценность, потому что все, что мы имеем, получено благодаря труду.   В разное время применялись разные орудия труда. Что-то создавали для земледелия и обработки земли, в то время как для охоты и сражений с другими племенами делали оружие  ближнего боя (дубинки, а затем и топоры и первобытные ножи) и дальнего боя (лук со стрелами или грубые копья).  Кроме того, самые смышленые охотники придумали создавать специальные  ловушки и капканы , чтобы повысить эффективность охоты и лучше прокормить свою общину. Со временем, материальная культура первобытного общества стала развиваться, способствуя переходу древних людей на новый уровень общественного прогресса.

Труд – самая главная человеческая ценность, потому что все, что мы имеем, получено благодаря труду. 

В разное время применялись разные орудия труда. Что-то создавали для земледелия и обработки земли, в то время как для охоты и сражений с другими племенами делали оружие  ближнего боя (дубинки, а затем и топоры и первобытные ножи) и дальнего боя (лук со стрелами или грубые копья).

Кроме того, самые смышленые охотники придумали создавать специальные  ловушки и капканы , чтобы повысить эффективность охоты и лучше прокормить свою общину. Со временем, материальная культура первобытного общества стала развиваться, способствуя переходу древних людей на новый уровень общественного прогресса.

 Л.Н. Толстой писал: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев обречена на вымирание». - Что хотел сказать писатель этими словами? - Как вы понимаете эти слова?  Культура – представляет собой совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни, в соответствии с чем различают материальную, социальную и духовную культуру.

Л.Н. Толстой писал: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев обречена на вымирание».

- Что хотел сказать писатель этими словами?

- Как вы понимаете эти слова?

Культура – представляет собой совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни, в соответствии с чем различают материальную, социальную и духовную культуру.

 В первобытном обществе  люди обладали мифологическим мышлением , в соответствии с которым представления о мире основывались на убеждении, что все природные явления представляют собой результат действий каких-то невидимых сил.  Мироощущение было эмоционально напряженным. Окружающая реальность воспринималась как действие неукротимых сил. И для того, чтобы выжить в этом мире, было необходимо породниться с природными стихиями.   Исторически первой формой понимания мира был миф, который сочетал в себе фантастические представления и реальные элементы. На основе мифов возникли религия, философия и искусство.

В первобытном обществе  люди обладали мифологическим мышлением , в соответствии с которым представления о мире основывались на убеждении, что все природные явления представляют собой результат действий каких-то невидимых сил.

Мироощущение было эмоционально напряженным. Окружающая реальность воспринималась как действие неукротимых сил. И для того, чтобы выжить в этом мире, было необходимо породниться с природными стихиями.

  Исторически первой формой понимания мира был миф, который сочетал в себе фантастические представления и реальные элементы. На основе мифов возникли религия, философия и искусство.

 Миф  – это освоение и обобщение культурного пространства фантазийно-образными средствами.  Функции мифов: 1) Они по-своему объясняли мир, природу, общество, человека; 2) Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества; 3) Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.  Мифотворчество – давняя культурная традиция. Такая дав­няя, что до сих пор существует масса гипотез о происхождении, историческом контексте и смысловой нагрузке мифа.

Миф – это освоение и обобщение культурного пространства фантазийно-образными средствами.

Функции мифов:

1) Они по-своему объясняли мир, природу, общество, человека;

2) Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества;

3) Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому

накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

Мифотворчество – давняя культурная традиция. Такая дав­няя, что до сих пор существует масса гипотез о происхождении, историческом контексте и смысловой нагрузке мифа.

 Самым известным произведением искусства древних людей безусловно являются наскальные рисунки, грубо выполненные первобытными прототипами художников на стенах пещер или поверхности камней. Помимо древней живописи, в то время также набрало популярность искусство начинающих скульпторов, выражающееся в создании примитивных глиняных фигурок различных божеств или просто любимых соплеменников.  Примерно в  12-ом тысячелетии до н.э.  начался расцвет искусства наскальной живописи, во время которого художники неустанно украшали своими произведениями огромные стены пещер, подробно иллюстрируя все особенности своего времени. Именно это отражение художественной культуры первобытного общества стало одним из главных источников знаний о древнем мире для современных историков.

Самым известным произведением искусства древних людей безусловно являются наскальные рисунки, грубо выполненные первобытными прототипами художников на стенах пещер или поверхности камней. Помимо древней живописи, в то время также набрало популярность искусство начинающих скульпторов, выражающееся в создании примитивных глиняных фигурок различных божеств или просто любимых соплеменников.

Примерно в  12-ом тысячелетии до н.э.  начался расцвет искусства наскальной живописи, во время которого художники неустанно украшали своими произведениями огромные стены пещер, подробно иллюстрируя все особенности своего времени. Именно это отражение художественной культуры первобытного общества стало одним из главных источников знаний о древнем мире для современных историков.

Ранние формы религии — тотемизм, анимизм, фетишизм и магия. В первобытном обществе они не создавали единой системы. I. Тотемизм  — вера в существование родственных отношений между человеком, животными и растениями. II. Фетишизм  — вера в сверхъестественные возможности отдельных предметов (наиболее распространенная форма — ношение амулетов) III. Магия  — вера в то, что определенным образом можно влиять на людей, животных, природу и т.д. IV. Анимизм  — вера в общую одухотворенность природы (анима — душа), вера в духов. Возникают представления о бессмертии души и её существовании отдельно от тела.

Ранние формы религии — тотемизм, анимизм, фетишизм и магия. В первобытном обществе они не создавали единой системы.

I. Тотемизм  — вера в существование родственных отношений между человеком, животными и растениями.

II. Фетишизм  — вера в сверхъестественные возможности отдельных предметов (наиболее распространенная форма — ношение амулетов)

III. Магия  — вера в то, что определенным образом можно влиять на людей, животных, природу и т.д.

IV. Анимизм  — вера в общую одухотворенность природы (анима — душа), вера в духов. Возникают представления о бессмертии души и её существовании отдельно от тела.

Источники развития культуры: • Появление орудий труда, развитие ремесел и производства. • Возникновение языка и грамоты. • Возникновение фольклора, народного творчества и традиций. • Достижения в науках. • Развитие авторского творчества, появление искусства, литературы. • Изменения, происходящие в семье. • Возникновение язычества. • Зарождение монорелигий.  Познать первобытную культуру нам помогают три науки :  археология (на основании материальных остатков деятельности человека),  этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства)  лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).

Источники развития культуры:

• Появление орудий труда, развитие ремесел и производства.

• Возникновение языка и грамоты.

• Возникновение фольклора, народного творчества и традиций.

• Достижения в науках.

• Развитие авторского творчества, появление искусства, литературы.

• Изменения, происходящие в семье.

• Возникновение язычества.

• Зарождение монорелигий.

Познать первобытную культуру нам помогают три науки :

археология (на основании материальных остатков деятельности человека),

этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства)

лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).

 Культура общества – это результат человеческой деятельности, уровень развития общества на определенном историческом этапе. Она включает в себя материальную и духовную культуру.  Материальную культуру связывают с практической деятельностью человека, а в основе духовной культуры лежит духовная деятельность. Результатом практической деятельности является изменение окружающего мира: создание новых объектов, преобразование природы. Оснащение быта и хозяйства необходимыми предметами.  Духовная и материальная культура неразрывно связаны друг с другом, духовная культура нуждается в материальном воплощении – это литературные, музыкальные , живописные и другие произведения. Поэтому материальная культура всегда представлена в науке, искусстве, религии.

Культура общества – это результат человеческой деятельности, уровень развития общества на определенном историческом этапе. Она включает в себя материальную и духовную культуру.

Материальную культуру связывают с практической деятельностью человека, а в основе духовной культуры лежит духовная деятельность. Результатом практической деятельности является изменение окружающего мира: создание новых объектов, преобразование природы. Оснащение быта и хозяйства необходимыми предметами.

Духовная и материальная культура неразрывно связаны друг с другом, духовная культура нуждается в материальном воплощении – это литературные, музыкальные , живописные и другие произведения. Поэтому материальная культура всегда представлена в науке, искусстве, религии.

Источники развития культуры общества Материальные источники 1. появление орудий труда. Духовные источники 2. достижения в науках. достижения в науках. возникновение народного творчества. возникновение языка и письменности. проявление традиций. развитие литературы. изменения , происходящие в семье.  появление религии. 3. развитие ремесел и производства.

Источники развития культуры общества

Материальные источники

1. появление орудий труда.

Духовные источники

2. достижения в науках.

  • достижения в науках.
  • возникновение народного творчества.
  • возникновение языка и письменности.
  • проявление традиций.
  • развитие литературы.
  • изменения , происходящие в семье.
  • появление религии.

3. развитие ремесел и производства.

 Таким образом , культура первобытной эпохи – многогран­ное, всеобъемлющее и сложное явление. Она послужила основой развития первых цивилизаций, возникших в долине Нила и в Ме­сопотамии (конец IV тысячелетия до н.э.), в бассейне Инда (сере­дина III тысячелетия до н.э.), в бассейне Эгейского моря, в Малой Азии, Финикии, Южной Аравии, в бассейне Хуанхэ (II тысяче­летие до н.э.), в Центральной и Южной Америке (I тысячелетие до н.э. – I тысячелетие н.э.), и в конечном итоге всей современной цивилизации.  Архаическая культура — самый длительный, загадочный и сложный для нашего понимания период развития культуры. Время уничтожило и закрыло плотной пеленой многие следы человеческого прошлого. И все же факты свидетельствуют, что это тысячелетия не примитивного, полудикого существования, а грандиозной, напряженной духовной работы. Здесь закладывались основы общечеловеческой культуры, формировался духовный потенциал, который возвестил о появлении качественно иного существа на Земле. Тут впервые вспыхивает свет эстетического сознания.

Таким образом , культура первобытной эпохи – многогран­ное, всеобъемлющее и сложное явление. Она послужила основой развития первых цивилизаций, возникших в долине Нила и в Ме­сопотамии (конец IV тысячелетия до н.э.), в бассейне Инда (сере­дина III тысячелетия до н.э.), в бассейне Эгейского моря, в Малой Азии, Финикии, Южной Аравии, в бассейне Хуанхэ (II тысяче­летие до н.э.), в Центральной и Южной Америке (I тысячелетие до н.э. – I тысячелетие н.э.), и в конечном итоге всей современной цивилизации.

Архаическая культура — самый длительный, загадочный и сложный для нашего понимания период развития культуры. Время уничтожило и закрыло плотной пеленой многие следы человеческого прошлого. И все же факты свидетельствуют, что это тысячелетия не примитивного, полудикого существования, а грандиозной, напряженной духовной работы. Здесь закладывались основы общечеловеческой культуры, формировался духовный потенциал, который возвестил о появлении качественно иного существа на Земле. Тут впервые вспыхивает свет эстетического сознания.

Домашнее задание. Прочитать стр. 5-7. Ответить на вопросы – стр.6.

Домашнее задание.

Прочитать стр. 5-7. Ответить на вопросы – стр.6.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!