СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое свет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснения к презентации "Что такое свет". Детское выступление.

Просмотр содержимого документа
«Что такое свет.»

АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОГО РАЙОНА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Богашевская средняя общеобразовательная школа имени

А.И. Фёдорова» Томского района









ПРОЕКТНАЯ РАБОТА


ЧТО ТАКОЕ СВЕТ



Выполнил: Усов Алексей


Руководитель: Четверухина Т.В.






2017


Оглавление

Введение 3

1. Подготовительная работа 4

2. Как мы видим: 4

3. Свойства света 5

3.1. Отражение 5

3.2. Преломление 5

3.3. Цвет 5

3.4. Волна 6

Выводы: 7



Введение

Исаак Ньютон был одним из первых людей, изучавших свет с научной точки зрения. Он считал, что свет представляет собой поток частиц. С древних времен люди знали, что концентрация лучей света позволяет использовать увеличительное стекло как зажигательное [4].

В обыденной речи слово «свет» мы используем в самых разных значениях: свет мой, солнышко, скажи…, ученье – свет, а неученье – тьма… В физике термин «свет» имеет гораздо более определенное значение. В узком смысле СВЕТ - это лучистая энергия, которая воспринимается глазом. Она делает окружающий мир видимым [5].

Тела, от которых свет исходит, называются источниками света[6]. По происхождению источники света разделяют на искусственные, то есть созданные человеком, и естественные, то есть созданные природой. Примеры искуственных источников вы видите на фотографиях, а примерами естественных источников света являются звезды, вулканы, некоторые насекомые (светлячки) и т.д.[7].


Актуальность

Каждому ребёнку от природы присуща познавательная деятельность, изучение окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Изучить свет и понять его основные свойства совсем не сложно. Все необходимое для экспериментов было под рукой дома: солнечный свет, фонарик и лазерная указка, бытовые предметы, и свободное время родителей.


Цель работы

Изучить окружающий нас свет.

Задачи:

  • Обозначить понятие "свет", узнать его свойства

  • Увидеть свойства света вживую с помощью эксперимента

  • Расширить границы своего понимания окружающего мира

Гипотеза:

Мы обычно не обращаем внимание на такое понятие как свет, ведь он такой привычный, окружает нас с рождения. Наверняка он таит в себе не один секрет, и обладает множеством свойств, о которых мы ранее не задумывались.


1. Подготовительная работа

Перед тем, как начать проводить эксперименты по изучению света, мы провели подготовительную работу:

1. Изучили специальную литературу по данной теме,

2. Посмотрели различные научно-популярные фильмы по данной теме.

3. Подготовили искусственные источники света – фонарик, лазерную указку.

Методика исследования: Экспериментально проверить на практике полученные знания.

Чтобы “увидеть” свет, достаточно на его пути поместить мелкие препятствия. Например, дым или пар.

2. Как мы видим:

Свет в наш глаз проходит через отверстие называемое зрачком, и попадает на сетчатку. Как это работает можно увидеть с помощью опыта - камера Обскура (Рис.1).

Рис.1 Схема Камера Обскура

На рисунке видно, что изображение переворачивается, когда проходит через отверстие.



Опыт делали в закрытой комнате, чтобы было меньше окружающего света. Мы взяли деревянную коробочку от кубиков и просверлили на дне маленькое отверстие, через которое должен был попадать свет, с обратной стороны поместили тонкий лист бумаги. Перед отверстием поставили игрушку – львенка и источник света - фонарь.

Лев освещается фонариком. Свет ото льва идёт через отверстие и попадает на бумагу. Мы увидели, что изображение перевернуто.

3. Свойства света 3.1. Отражение

Свет может отражаться от поверхностей. Именно поэтому мы видим то, что само свет не испускает. Самый простой пример - это зеркало. Светим фонариком на зеркало и на его пути пускаем пар. Мы увидели, как свет отражается от зеркала.

Не только зеркало, но и почти все окружающие нас предметы отражают свет. Только их поверхности не такие гладкие, как у зеркала, происходит рассеивание. Именно поэтому мы не видим свое отражение в этих предметах.

На схеме слева свет отражается идеально. Справа свет рассеивается из-за неровностей.

3.2. Преломление

Свет может преломляться, когда переходит из одной среды в другую. Это значит, что он меняет свою траекторию движения.

В этом легко убедиться, посмотрев на мир через круглый стакан. Изображение искажено.


Так же преломление можно увидеть, взяв стеклянную вазу, наполненную мутной водой и посветить в темной комнате от края вазы. Лазерный луч меняет свою траекторию при переходе из воздуха в воду. Уже в воде луч отразился от внутренней стенки стеклянной вазы, и вновь меняет свою траекторию движения.

3.3. Цвет

Свет может быть разного цвета, как на радуге, от красного до фиолетового. Самое интересное, что черный цвет - это отсутствие света, а белый свет это сочетание всех цветов одновременно.

Если сфотографировать экран телевизора и увеличить область белого цвета, видно, что наш глаз воспринимает белый, даже если сложить просто 3 цвета - красный, зеленый и синий.

Свет разного цвета преломляется немножко по-разному, поэтому используя призму можно его разложить (рис.2).


Рис.2. Разложение солнечного света призмой.


В домашних условиях призму можно заменить на обыкновенную бутылку треугольной формы, получилось разложить солнечный свет!


Так же свет можно разложить еще с помощью лазерного диска.

Если на пути света поставить синюю плёнку, то часть радуги пропадает, потому что плёнка не пропустила лучи близкие к красным.

3.4. Волна

Свет состоит из фотонов. И оказывается фотон это одновременно и частица и волна.

Что бы увидеть волновые свойства света, пропустим свет лазера через две тоненькие щели и посмотрим на свет, который через них прошел. Мы специально использовали лазер, потому что одинаковый свет из обеих щелей получить дома очень сложно. А лазер всегда испускает свет только определенной длины волны.

Если свет не волна, то мы увидим, то, что изображено на этой схеме:

Две маленькие черточки на экране.

Но мы наблюдаем странную картину.


Этот опыт показывает сразу два волновых свойства.

Первое - дифракция. Появился свет слева и справа от центра. Само центральное пятно стало шире. Свет попал туда, куда он не мог попасть без препятствия. Свет обогнул препятствие.

Второе свойство - интерференция. Слева и справа от центра – свет не сплошной, а пятнистый. Это результат сложения световых волн.


Для сравнения можно вспомнить что бывает, если бросить в воду одновременно два камня. Волны начинают расходиться в стороны равномерно до тех пор, пока волны от разных камней не встретятся друг с другом. Волны, которые совпали по движению - сложились и стали выше (заметнее), и тут же рядом спокойная тихая вода (они не совпали по направлению движения и загасили друг друга).

Выводы:

Мы изучили основные свойства света: отражение, преломление. Увидели цвета, которые входят в состав света. А так же узнали, что свет состоит из фотонов, которые являются не только частицей, но обладают и волновыми свойствами.

Описать свет полностью нам конечно не удалось. Оказывается свет – это электромагнитная волна, которая подчиняется законам квантовой механики. Пока что для меня это слишком сложно!






  1. Гурский И.П. Элементарная физика под ред. И.В. Савельева – М.: Просвещение 1984;

  2. Леонид Сикорук: Физика для малышей;

  3. Светлана Лаврова "Занимательная физика";

  4. http://altpp.ru/istorija-otkrytij-dlja-detej/objasnenie-sveta.html
    altpp.ru;

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82

  6. http://www.nado5.ru/e-book/svet-istochniki-sveta-rasprostranenie-sveta.

  7. https://questions-physics.ru/uchebniki/8_klass/chto_takoe_svet.html;


































Паспорт проекта (исследования)


Название проекта (исследования)

Что такое свет

Автор или творческий коллектив (школа, класс, ФИ участника (ов)

МБОУ «Богашевская средняя общеобразовательная школа имени А.И. Фёдорова» Томского района,

2 «а» класс, Усов Алексей

Руководитель проекта

(ФИО, должность)

Четверухина Татьяна Викторовна

Основная идея проекта (исследования)

Понять, что такое привычный для нас свет. Изучить, какими свойствами он обладает.

Этапы работы

  • Изучение специальной литературы по данной теме,

  • Просмотр различных научно-популярных фильмов на тему света.

  • Формулировка простого для восприятия определения для света

  • Проведение серии опытов

  • Наблюдение, обсуждение, выводы.

Источники информации,

используемые в процессе работы

  • Специальная литература (учебники, энциклопедии, познавательная литература для детей).

  • Беседа с папой.

  • Сеть интернет.

Роль взрослых помощников

  • Организация проведения опытов.

  • Наблюдение, обсуждение, выводы.

Результаты работы

  • Изучение того как и почему мы видим (опыт – камера Обскура);

  • Изучение свойств света: отражение и преломление (свет, отраженный от зеркала, преломление света лазерной указки в вазе с водой);

  • Изучение того, как свет становится цветом. (Разложение солнечного света призмой, разложение света фонарика с помощью лазерного диска);

  • Изучение волновых свойств света (опыт со щелями).

Планы на будущее

  • Углубление в тему;

  • Изучение других незатронутых свойств света;

  • Узнать механизм «рождения» света;

  • Изучить свет как частый случай электро - магнитного излучения;

  • Свет как инструмент познания космоса.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!