СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое деепричастие

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: 1. знать основные признаки деепричастия и его типичные суффиксы 2. уметь отличать причастие от деепричастия 3. учиться определять глагол, от которого образовано деепричастие 4. опознавать деепричастие по значению

Просмотр содержимого документа
«Что такое деепричастие»

Тема: Что такое деепричастие.

Цель деятельности учителя

Познакомить с основными признаками деепричастия и его типичными суффиксами, учить отличать причастия от деепричастий, учить определять глагол, от которого образовано деепричастие, выделяя глагольный суффикс и суффикс деепричастия, а также возвратный суффикс –ся (-сь), формировать навык разграничения основного и добавочного действия

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Формируемые УУД

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов

Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению

Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его

Личностные: формирование сознания того, что знание языка - показатель важнейшей культуры человека.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов

Коммуникативные: владеют грамотной письменной речью

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1) Организационный этап.

Организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя, готовятся к работе

Регулятивные:
волевая саморегуляция.

Личностные:
смыслообразование;

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Выразительно прочитать текст (раздаточный материал стр. №1 имеется у каждого обучающегося).


Ветер и волны, раскачивая, несли лодку в гибельный простор. Осознав положение, Меннерс хотел броситься в воду, чтобы плыть к берегу, но решение его запоздало, так как лодка вертелась уже недалеко от конца мола, где значительная глубина воды и ярость валов обещали верную смерть.
-Лонгрен! – закричал перепуганный Меннерс. – Видишь, меня уносит. Брось причал!
Но Лонгрен не сказал ни слова; казалось, он не слышал отчаянного вопля. Меннерс рыдал от ужаса, заклинал матроса позвать на помощь; обещал деньги, угрожал.
Но Лонгрен, набрав воздуха и глубоко вздохнув, крикнул:
- Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, Меннерс!
Когда крики умолкли, Лонгрен пошел домой.


- Определите тему, основную мысль.

- Определите стиль текста, назовите его приметы.

- Какие действия совершает Лонгрен? Меннерс?

- Какие слова похожи на глаголы? Чем похожи на глаголы и чем отличаются?

Сообщаю, что это деепричастие.

- Поставьте цель и задачи на урок. Что нужно знать о деепричастиях, чтобы их находить в предложениях?
1. уметь определять грамматическое значение,
2. знать вопросы,
3. морфологические признаки,
4. способ образования,
5. роль в предложении)

- Это и будет нашей задачей на уроке.

В слове Деепричастие вам знакома вторая часть, что же означает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие. Если идти по проторенному пути, обращаемся к справочнику. А это значит: если мы хотим узнать о происхождении деепричастия, нужно разобрать его по составу - и сразу поймём, что оно не как-то связано с причастием, а напрямую. Оно образовано путем соединения частицы ДЕЕ (от делать) со словом причастие. Таким образом, деепричастие «причастно» к действию.

До 17 века деепричастий не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой формы нет. Вот её место и заняли деепричастия. Вспомним, что краткая форма образуется только от страдательных причастий.

Читают отрывок, вспоминают название произведения и автора












Отвечают на вопросы учителя







Формулируют тему, записывают число, вид работы и тему урока

Ставят перед собой и одноклассниками задачи на урок

Регулятивные:

Самоконтроль, прогнозирование результатов.

Познавательные:

умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

3) Актуализация знаний

Познакомимся с деепричастием, проведя аналогии с причастием.

- Нашей путеводной картой будет таблица (раздаточный материал, третья графа пустая), заполняя которую, мы создадим план-конспект о деепричастии, параллельно повторив причастие.

Причастие

Вопрос

Деепричастие

- особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (время, вид, возвратность) и признаки прилагательного (род, число, падеж).

1.Что такое? (определение)

-особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и имеет признаки глагола (вид, возвратность) и наречия (неизменяемость).

-признак предмета по действию

2. Что обозначает? (грамматическое значение)

- добавочное действие

-какой?
- что делающий?
- что сделавший?

3. На какие вопросы отвечает?

- что делая?
- что сделав?

-глагол (время, вид, возвратность), прилагательное (род, число, падеж)

4. От какой части речи образуется?

- глагол (вид, возвратность), наречие (неизменяемость)

-ущ (-ющ)
-ащ (-ящ)
-ем (-ом), -им
-вш, -ш
-енн, -нн, -т

5. Какие имеет суффиксы?

-а (-я)

-вши, -ши
-учи (-ючи)

-по родам, числам, падежам

6. Как изменяется?

-не изменяется

-определение, сказуемое (краткая форма)

7. Каким членом предложения может быть? (синтаксическая роль)

- обстоятельство

- художественное определение;
- украшает имя и “придает красоту образу”


8. Какова роль как средства выразительности?

- украшает глагол, дополняет его другими действиями;
- “создает живописную картину действия”



Слушают учителя



4)Усвоение новых знаний

1. Первая строка «Что такое деепричастие?» заполнится нами в конце урока, мы должны будем прийти к этому определению.

2. Грамматическое значение

- Деепричастие раскачивая. Можно определить грамматическое значение этого слова?

А теперь найдите его в первом предложении текста А.Грина.
Ветер и волны, раскачивая, несли лодку в гибельный простор

- Для того, чтобы понять, что обозначает в предложении деепричастие раскачивая нам надо задать вопрос. От какого слова будем задавать вопрос?

- Найдем глагол-сказуемое. Что оно обозначает?

Давайте потренируемся в нахождении деепричастий.

Задание (раздаточный материал стр.№2): определите в предложениях, где главное, а где добавочное действие. Главное действие подчеркните как сказуемое и задайте от него вопрос.

Блестя на солнце, снег лежит.
Передав записку, он отошел в сторону.
Девочки вышли, танцуя вальс.
Улыбаясь, Павел подошел к друзьям.

Проведем эксперимент: уберем все, кроме деепричастий.

Понятно ли, что обозначают эти слова вне предложения? Почему нам не понятно? Чего не хватает?

Делаем вывод: деепричастие может существовать только при глаголе, так как характеризует основное действие, обозначает добавочное действие. Значит, деепричастие – это форма глагола.

Итак, мы узнали грамматическое значение деепричастия. Что обозначает деепричастие? (прикрепляется лист «обозначает добавочное действие»)

3. Вопросы

Посмотрим на следующий пункт в нашей таблице – это вопросы.

- На какие вопросы отвечают деепричастия блестя, передав, танцуя, улыбаясь?



- У каких частей речи похожие вопросы?



- Итак, запишем два основных вопроса деепричастий (что делая? что сделав?)

4. Как образуются

Следующий шаг – нужно узнать, как образуются деепричастия.

- Снова найдите деепричастия в предложениях и определите, от каких слов они образовались?

- С помощью чего? Выделите эти суффиксы.



- Какая форма глагола тоже образуется от глагола? (причастие)



Блестя - от блестеть (-я-)

Передав – от передать (-в-)
Танцуя – от танцевать (- я-)
Улыбаясь - улыбаться (-я-)


- Что мы узнали о деепричастии?

Прикрепляется листок «образуются от глаголов».



-Задав вопросы, мы узнали, что деепричастие, обладает признаками двух частей речи (глагола и наречия). Давайте выясним глагольные признаки. Определим вид и возвратность.

Блестя - несов. вид
Передав – сов. вид.
Танцуя – несов. вид.
Улыбаясь – несов. вид

- Какой вывод сделаем? (могут быть сов. вида и несов.)



- Вспомните, как определить возвратность? Какой суффикс указывает на этот признак? (суффиксы –ся, -сь). Какое деепричастие является возвратным? (улыбаясь)



- Обобщите, пожалуйста, какие глагольные признаки имеет деепричастие? (вид и возвратность).

- А время можно определить у деепричастия? НЕТ!

5. Суффиксы

- Что еще мы узнали о деепричастии? (суффиксы)
- Давайте запишем их в таблицу
-а (-я)

-вши, -ши
-учи (-ючи)

Слушают учителя





































Заполняют вторую строчку таблицы



Отвечают на вопросы учителя, выясняют непонятное, контролируют себя и друг друга, выслушивая ответы одноклассников.

Называют вопросы, которые подобрали для деепричастий.







Работа идет совместно с учителем


Заполняют четвертую строчку таблицы













Записывают в таблицу морфологические признаки (вид, возвратность)

Дополняют четвертую строчку

Заполняют пятую строчку таблицы

Познавательные:

умение структурировать знания,

смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.


































Познавательные:

Приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Физкультминутка

Просит показать (показывает сам)

Мы немножко отвлечемся - физкультминуткою займемся.
Руки вверх мы поднимаем, а потом их опускаем.
В ладоши мы похлопаем, ногами мы потопаем.
Влево наклоняемся, вправо наклоняемся.
Дружно вместе приседаем, это так мы отдыхаем.

Выполняют за одноклассником (учителем)

Личностные – забота о здоровье

4) Усвоение новых знаний.

6. Как изменяется?

- Запишите наши действия, выполняемые во время физкультминутки, с помощью деепричастий (работа в парах)

- Разберите получившиеся деепричастия по составу. Помните, что они образованы от глаголов, значит, не забудьте выделить глагольный суффикс в каждом слове, затем специальный суффикс деепричастия.

- Какой морфемы нет ни в одном деепричастии?

- Почему? С чем это связано?

- Какой еще важный признак мы обнаружили?

- С какой частью речи по этому признаку схоже деепричастие? Скажите коротка, какой признак наречия мы выявили? (неизменяемость).
Прикрепляем лист на доску)

7. Синтаксическая роль

Чтобы определить синтаксическую роль деепричастия, обратимся к строчке из стихотворения Ф.И. Тютчева.

Волны несутся, гремя и сверкая



Задание: определите роль деепричастий в предложении. Найдите и выделите грамматическую основу предложения. Задайте вопрос от глагола–сказуемого к деепричастию. Чем являются деепричастия в предложении? (обстоятельством)

- Делаем вывод о роли деепричастий в предложении: может быть только обстоятельством. (прикрепляем лист на доску и запись в таблицу «в предложении является обстоятельством»)

8. Роль деепричастий в речи

Как вы думаете, в текстах какого стиля чаще используются деепричастия? (художественный)

- Нужны ли деепричастия? На этот вопрос красноречиво ответил своим необычным стихотворением английский поэт Роберт Саути «Подорский водопад» (стр. №4).

  • Кипя,
    Шипя,
    Журча,
    Ворча,
    Струясь,
    Крутясь,
    Сливаясь,
    Вздымаясь,
    Вздуваясь,
    Мелькая, шурша,
    Резвясь и спеша,
    Скользя, обнимаясь,
    Делясь и встречаясь,
    Ласкаясь, бунтуя, летя,
    Играя, дробясь, шелестя,
    Блистая, взлетая, шатаясь,
    Сплетаясь, звеня, клокоча,
    Взвиваясь, вертясь, грохоча,
    Морщинясь, волнуясь, катаясь,
    Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
    Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
    Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
    Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
    Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- 
    Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.


- Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!)
- Какую же роль играют деепричастия?

(Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь точной, яркой. Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.

Также деепричастия часто используются и в пословицах, чтобы передать меткость, яркость народной речи).



Запишем вывод в таблицу: деепричастия придают речи яркость, выразительность, точность.



Выполняют задание и проверяют себя.





Отвечают на вопросы учителя.







Заполняют шестую строчку таблицы



Систематизируют материалы наблюдений, выполняют задание

Регулятивные:

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества.

Логические:

анализ, сравнение, синтез.































Регулятивные:

контроль и коррекция в форме сравнения.

Познавательные:

умение осознанно и произвольно строить высказывания.

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Как вы думаете, мы справились с теми задачами, которые ставили в начале урока? Что мы узнали о деепричастии? (Попросить прочитать признаки деепричастия из третьего столбика таблицы).

- Мы увидели, что деепричастие тесно связано с глаголом, потому что оно является особой формой глагола.

- Давайте заполним первую строчку таблицы. Что такое деепричастие?

ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ДОБАВОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ, ИМЕЕТ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛЫ (ВИД, ВОЗВРАТНОСТЬ) И НАРЕЧИЯ (НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ)..

- Используя заполненную таблицу, составьте «паспорт» деепричастия (стр. №5).

В предложении Деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом слово ____________ является деепричастием, так как оно обозначает _________________, относится в предложении к глаголу ___________________, отвечает на вопрос ____________, образовано от глагола _________________ при помощи суффикса _________, имеет __________________ вид, является в предложении _________________________.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность на уроке, находят ошибки.


Систематизируют материалы наблюдений, выполняют задание

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выучить материал таблицы, упр. №500 (1, 2).

Дополнительное творческое задание:

Найти в тексте А.Грина «Алые паруса» 5 предложений с деепричастиями. Выписать, обозначая все морфемы.

Записывают ДЗ, задают уточняющие вопросы

Личностные: понимают, в чем значение домашней самостоятельной работы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!