Тема: Что такое деепричастие.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1) Организационный этап. | Организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность. | Слушают учителя, готовятся к работе | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: смыслообразование; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Выразительно прочитать текст (раздаточный материал стр. №1 имеется у каждого обучающегося). Ветер и волны, раскачивая, несли лодку в гибельный простор. Осознав положение, Меннерс хотел броситься в воду, чтобы плыть к берегу, но решение его запоздало, так как лодка вертелась уже недалеко от конца мола, где значительная глубина воды и ярость валов обещали верную смерть. -Лонгрен! – закричал перепуганный Меннерс. – Видишь, меня уносит. Брось причал! Но Лонгрен не сказал ни слова; казалось, он не слышал отчаянного вопля. Меннерс рыдал от ужаса, заклинал матроса позвать на помощь; обещал деньги, угрожал. Но Лонгрен, набрав воздуха и глубоко вздохнув, крикнул: - Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, Меннерс! Когда крики умолкли, Лонгрен пошел домой. - Определите тему, основную мысль. - Определите стиль текста, назовите его приметы. - Какие действия совершает Лонгрен? Меннерс? - Какие слова похожи на глаголы? Чем похожи на глаголы и чем отличаются? Сообщаю, что это деепричастие. - Поставьте цель и задачи на урок. Что нужно знать о деепричастиях, чтобы их находить в предложениях? 1. уметь определять грамматическое значение, 2. знать вопросы, 3. морфологические признаки, 4. способ образования, 5. роль в предложении) - Это и будет нашей задачей на уроке. В слове Деепричастие вам знакома вторая часть, что же означает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие. Если идти по проторенному пути, обращаемся к справочнику. А это значит: если мы хотим узнать о происхождении деепричастия, нужно разобрать его по составу - и сразу поймём, что оно не как-то связано с причастием, а напрямую. Оно образовано путем соединения частицы ДЕЕ (от делать) со словом причастие. Таким образом, деепричастие «причастно» к действию. До 17 века деепричастий не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой формы нет. Вот её место и заняли деепричастия. Вспомним, что краткая форма образуется только от страдательных причастий. | Читают отрывок, вспоминают название произведения и автора
Отвечают на вопросы учителя
Формулируют тему, записывают число, вид работы и тему урока Ставят перед собой и одноклассниками задачи на урок | Регулятивные: Самоконтроль, прогнозирование результатов. Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения. |
3) Актуализация знаний | Познакомимся с деепричастием, проведя аналогии с причастием. - Нашей путеводной картой будет таблица (раздаточный материал, третья графа пустая), заполняя которую, мы создадим план-конспект о деепричастии, параллельно повторив причастие. Причастие | Вопрос | Деепричастие | - особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (время, вид, возвратность) и признаки прилагательного (род, число, падеж). | 1.Что такое? (определение) | -особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и имеет признаки глагола (вид, возвратность) и наречия (неизменяемость). | -признак предмета по действию | 2. Что обозначает? (грамматическое значение) | - добавочное действие | -какой? - что делающий? - что сделавший? | 3. На какие вопросы отвечает? | - что делая? - что сделав? | -глагол (время, вид, возвратность), прилагательное (род, число, падеж) | 4. От какой части речи образуется? | - глагол (вид, возвратность), наречие (неизменяемость) | -ущ (-ющ) -ащ (-ящ) -ем (-ом), -им -вш, -ш -енн, -нн, -т | 5. Какие имеет суффиксы? | -а (-я) -в -вши, -ши -учи (-ючи) | -по родам, числам, падежам | 6. Как изменяется? | -не изменяется | -определение, сказуемое (краткая форма) | 7. Каким членом предложения может быть? (синтаксическая роль) | - обстоятельство | - художественное определение; - украшает имя и “придает красоту образу” | 8. Какова роль как средства выразительности? | - украшает глагол, дополняет его другими действиями; - “создает живописную картину действия” |
| Слушают учителя |
|
4)Усвоение новых знаний | 1. Первая строка «Что такое деепричастие?» заполнится нами в конце урока, мы должны будем прийти к этому определению. 2. Грамматическое значение - Деепричастие раскачивая. Можно определить грамматическое значение этого слова? А теперь найдите его в первом предложении текста А.Грина. Ветер и волны, раскачивая, несли лодку в гибельный простор - Для того, чтобы понять, что обозначает в предложении деепричастие раскачивая нам надо задать вопрос. От какого слова будем задавать вопрос? - Найдем глагол-сказуемое. Что оно обозначает? Давайте потренируемся в нахождении деепричастий. Задание (раздаточный материал стр.№2): определите в предложениях, где главное, а где добавочное действие. Главное действие подчеркните как сказуемое и задайте от него вопрос. Блестя на солнце, снег лежит. Передав записку, он отошел в сторону. Девочки вышли, танцуя вальс. Улыбаясь, Павел подошел к друзьям. Проведем эксперимент: уберем все, кроме деепричастий. Понятно ли, что обозначают эти слова вне предложения? Почему нам не понятно? Чего не хватает? Делаем вывод: деепричастие может существовать только при глаголе, так как характеризует основное действие, обозначает добавочное действие. Значит, деепричастие – это форма глагола. Итак, мы узнали грамматическое значение деепричастия. Что обозначает деепричастие? (прикрепляется лист «обозначает добавочное действие») 3. Вопросы Посмотрим на следующий пункт в нашей таблице – это вопросы. - На какие вопросы отвечают деепричастия блестя, передав, танцуя, улыбаясь?
- У каких частей речи похожие вопросы?
- Итак, запишем два основных вопроса деепричастий (что делая? что сделав?) 4. Как образуются Следующий шаг – нужно узнать, как образуются деепричастия. - Снова найдите деепричастия в предложениях и определите, от каких слов они образовались? - С помощью чего? Выделите эти суффиксы.
- Какая форма глагола тоже образуется от глагола? (причастие)
Блестя - от блестеть (-я-) Передав – от передать (-в-) Танцуя – от танцевать (- я-) Улыбаясь - улыбаться (-я-) - Что мы узнали о деепричастии? Прикрепляется листок «образуются от глаголов».
-Задав вопросы, мы узнали, что деепричастие, обладает признаками двух частей речи (глагола и наречия). Давайте выясним глагольные признаки. Определим вид и возвратность. Блестя - несов. вид Передав – сов. вид. Танцуя – несов. вид. Улыбаясь – несов. вид - Какой вывод сделаем? (могут быть сов. вида и несов.)
- Вспомните, как определить возвратность? Какой суффикс указывает на этот признак? (суффиксы –ся, -сь). Какое деепричастие является возвратным? (улыбаясь)
- Обобщите, пожалуйста, какие глагольные признаки имеет деепричастие? (вид и возвратность). - А время можно определить у деепричастия? НЕТ! 5. Суффиксы - Что еще мы узнали о деепричастии? (суффиксы) - Давайте запишем их в таблицу -а (-я) -в -вши, -ши -учи (-ючи) | Слушают учителя
Заполняют вторую строчку таблицы
Отвечают на вопросы учителя, выясняют непонятное, контролируют себя и друг друга, выслушивая ответы одноклассников. Называют вопросы, которые подобрали для деепричастий.
Работа идет совместно с учителем Заполняют четвертую строчку таблицы
Записывают в таблицу морфологические признаки (вид, возвратность) Дополняют четвертую строчку Заполняют пятую строчку таблицы | Познавательные: умение структурировать знания, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.
Познавательные: Приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Коммуникативные: Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Физкультминутка | Просит показать (показывает сам) Мы немножко отвлечемся - физкультминуткою займемся. Руки вверх мы поднимаем, а потом их опускаем. В ладоши мы похлопаем, ногами мы потопаем. Влево наклоняемся, вправо наклоняемся. Дружно вместе приседаем, это так мы отдыхаем. | Выполняют за одноклассником (учителем) | Личностные – забота о здоровье |
4) Усвоение новых знаний. | 6. Как изменяется? - Запишите наши действия, выполняемые во время физкультминутки, с помощью деепричастий (работа в парах) - Разберите получившиеся деепричастия по составу. Помните, что они образованы от глаголов, значит, не забудьте выделить глагольный суффикс в каждом слове, затем специальный суффикс деепричастия. - Какой морфемы нет ни в одном деепричастии? - Почему? С чем это связано? - Какой еще важный признак мы обнаружили? - С какой частью речи по этому признаку схоже деепричастие? Скажите коротка, какой признак наречия мы выявили? (неизменяемость). Прикрепляем лист на доску) 7. Синтаксическая роль Чтобы определить синтаксическую роль деепричастия, обратимся к строчке из стихотворения Ф.И. Тютчева. Волны несутся, гремя и сверкая
Задание: определите роль деепричастий в предложении. Найдите и выделите грамматическую основу предложения. Задайте вопрос от глагола–сказуемого к деепричастию. Чем являются деепричастия в предложении? (обстоятельством) - Делаем вывод о роли деепричастий в предложении: может быть только обстоятельством. (прикрепляем лист на доску и запись в таблицу «в предложении является обстоятельством») 8. Роль деепричастий в речи Как вы думаете, в текстах какого стиля чаще используются деепричастия? (художественный) - Нужны ли деепричастия? На этот вопрос красноречиво ответил своим необычным стихотворением английский поэт Роберт Саути «Подорский водопад» (стр. №4). Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре. - Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!) - Какую же роль играют деепричастия? (Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь точной, яркой. Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны. Также деепричастия часто используются и в пословицах, чтобы передать меткость, яркость народной речи).
Запишем вывод в таблицу: деепричастия придают речи яркость, выразительность, точность.
| Выполняют задание и проверяют себя.
Отвечают на вопросы учителя.
Заполняют шестую строчку таблицы
Систематизируют материалы наблюдений, выполняют задание | Регулятивные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Логические: анализ, сравнение, синтез.
Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
5) Рефлексия (подведение итогов занятия) | - Как вы думаете, мы справились с теми задачами, которые ставили в начале урока? Что мы узнали о деепричастии? (Попросить прочитать признаки деепричастия из третьего столбика таблицы). - Мы увидели, что деепричастие тесно связано с глаголом, потому что оно является особой формой глагола. - Давайте заполним первую строчку таблицы. Что такое деепричастие? ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ДОБАВОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ, ИМЕЕТ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛЫ (ВИД, ВОЗВРАТНОСТЬ) И НАРЕЧИЯ (НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ)..
- Используя заполненную таблицу, составьте «паспорт» деепричастия (стр. №5). В предложении Деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом слово ____________ является деепричастием, так как оно обозначает _________________, относится в предложении к глаголу ___________________, отвечает на вопрос ____________, образовано от глагола _________________ при помощи суффикса _________, имеет __________________ вид, является в предложении _________________________. | Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность на уроке, находят ошибки. Систематизируют материалы наблюдений, выполняют задание | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. |
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Выучить материал таблицы, упр. №500 (1, 2). Дополнительное творческое задание: Найти в тексте А.Грина «Алые паруса» 5 предложений с деепричастиями. Выписать, обозначая все морфемы. | Записывают ДЗ, задают уточняющие вопросы | Личностные: понимают, в чем значение домашней самостоятельной работы |