СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Что такое присказка».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная исследовательская работа является первым опытом научно- исследовательской деятельности ее автора. Тема работы: «Что такое присказка»– выбрана не случайно. Она является следствием глубокого интереса ученика к литературе вообще и к устному народному творчеству в частности.

    Содержание работы полностью соответствует выбранной теме. В ходе работы над ней автором было изучено около 600 русских народных сказок, отмечены сказки, в которых есть присказки, выбраны и классифицированы присказки по целевому предназначению, обобщен материал по присказкам, продумано применение данного материала.

 Автор познакомился с работами ведущих литературоведов в области сказки. Это позволило не только аргументировано доказать,  зачем же нужна присказка, и какова ее роль в сказке, но и выдвинуть собственную гипотезу по этому вопросу. Идея автора достаточно оригинальна, система его доказательств убедительна.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
««Что такое присказка».»

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Что понимать под присказкой?

  2. В каждой ли сказке есть присказка?

  3. Классифицировать присказки по ее целевому предназначению.

4) На основе изученного материала выдвинуть гипотезу о предназначении присказки.

               Тема исследовательской работы: « Что такое присказка».

                                          Чесноков Андрей Николаевич

                     Тюменская область, город Сургут, МОУ СОШ №8, 7А класс       

                       

        Основное содержание

                              1. Каким может быть начало сказки.                                          

        Наблюдая за тем, как построена сказка, я обратил внимание на то, что  присказка присутствует не во всех русских народных сказках. Поэтому выделил три вида начала сказки:

1) Зачин, который проще присказки. «Жили-были…». «В некотором царстве в некотором государстве…». «В стародревние годы в некотором царстве, не в нашем государстве случилось одному солдату у каменной башни на часах стоять, башня была на замок заперта и печатью запечатана, а дело-то было ночью». [1]

 «Было или не было, только говорят, вот как было». [2]

 «Было-жило два брата: один богатый, другой бедный; у бедного – жена да дети, а богатый один как перст». [3]

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, не в нашем государстве, жил старик со старухою в нужде и бедности; у них было два сына – летами малы, на работу идти не сдюжают. Поднялся сам старик, пошел на заработки, ходил-ходил по людям, только и зашиб, что двугривенный». [3]

«Кто скажет, было, то или не было, только верно, что жил на свете хитрый и жестокий царь. В жизни своей ни с кем не обошёлся он по-хорошему, не было такого человека, которого бы он пожалел, не было такой собаки, которую бы он приласкал». [2]

«Давным-давно, когда по земле великаны ходили, а люди звериный и птичий язык понимали, жили-были старик со старухой». [2]

Зачин в сказках очень простой, может  вовсе отсутствовать.

2) Сказка начинается с действия:

            «Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят: век, обнявшись, не просидеть…».[1]

«Служил в полку бравый солдат, получил из дому сто рублей». Далее идет описание событий. [3]

Очень часто начинаются с описания действий сказки о животных.

3) Присказка:

«Вы знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые бога не боятся, своего брата не стыдятся». [1]

«В некотором царстве, в некотором государстве были болота непроходимые, кругом их шла дорога окольная: скоро ехать тою дорогою – три года понадобится, а тихо ехать – и пять мало!…- после чего сделали мост. [3]

Таким образом, мы видим, что сказка не всегда начинается с присказки.

Я исследовал собрание сказок  под редакцией А.Н.Афанасьева, в частности 1 и 2 том и обнаружил, что на 301 сказку приходится всего лишь 9 присказок, в сборнике сказок Ончукова присказок всего лишь 6.

 Это позволяет выдвинуть гипотезу, что присказка принадлежит творчеству сказочников – профессионалов, может быть скоморохов. Присутствие ее в сказке зависит от мастерства и желания рассказчика.  

           2.  Классификация присказок по целевой принадлежности.

                       Если мы обратимся к самому слову присказка, то увидим, что оно обозначает -  находиться у сказки, рядом со сказкой. Раньше люди называли ее: «побаска», «прибасеноцька», «прибалутка», «присказулька».

« Присказка обычно представляет собой шутливый рассказ, либо набор шуток-небылиц. Присказка – это лишь краткое вступление, она имеет легкий тон, шутливую форму, которые располагают слушателей к рассказчику, заставляют довериться ему, создается атмосфера непринужденности между слушателями и рассказчиком, который в свою очередь вводит слушателей в мир необычайного», - читаем мы у А.Н.Афанасьева.[4]

 Присказка-это крестьянское название для особого жанра очень коротких сказочек, сообщаемых сказочником в качестве вводной части к длинной сказке, волшебной или новеллистической.

 Опираясь на определение А.Н.Афанасьева, попытаюсь классифицировать присказки согласно их целевому предназначению.

 Первая цель – это подготовить слушателя к последующим событиям, заинтересовать:

«В славном было городе Муроме, в селе Карачарове – жил крестьянин Иван Тимофеевич. У него было любимое детище Илья Муромец; сидел он сиднем тридцать лет, и как минуло тридцать лет, то стал он ходить на ногах крепко, и ощутил в себе силу великую, и сделал себе сбрую ратную и копье булатное, и оседлал коня доброго, богатырского». [3] Всем интересно, что будет дальше.

 «В стародревние годы в некотором царстве, не в нашем государстве случилось одному солдату у каменной башни на часах стоять, башня была на замок заперта и печатью запечатана, а дело-то было ночью».[1]

«В некотором царстве, в некотором государстве были болота непроходимые, кругом их шла дорога окольная: скоро ехать тою дорогою – три года понадобится, а тихо ехать – и пять мало!…- далее рассказывается, как был сделан мост.[3]

В данной присказке заложена завязка тех событий, которые будут разворачиваться далее.                                                                                              

        Вторая цель -  запутать слушателя

 «Летела сова - весёлая голова; вот она летела, летела и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летела, летела и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела.…Это присказка, сказка вся впереди.… После речь пойдёт о журавле да цапле. («Сказка о журавле и цапле»)

Данная присказка никак не связана с последующим рассказам. Она больше похожа на считалочку, т.к. повторяются звуки [л,т]

«Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове на Буяне стоит бык печеный, в заду чеснок толченый; с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь.[3] После этого  рассказ пойдёт совсем о другом. Данная присказка также не связана с сюжетом, и больше похожа на прибаутку, которая построена на сравнении.

Третья цель - показать мастерство сказочника. Так как сказка – это дар устного народного творчества, то при рассказывании сказок мастерство рассказчика имело не последнюю роль. Предполагался непосредственный контакт между тем, кто воспроизводит сказку, и тем, кто сказку воспринимает.

«Есть говорят, такая земля – с восточных склонов реки текут, серебряными нитями переплетаются, с западных склонов зелёного шёлка луга сбегают, на южной стороне поля колышутся, на северной стороне кудрявые леса шумят». [2]

 «Слыхали вы о Змее Змеевиче? Ежели слыхали, так вы знаете, каков он и видом и делом; а если нет, так я расскажу о нем сказку, как он, скинувшись молодым молодцом, удалым удальцом, хаживал к княгине-красавице. Правда, что княгиня была красавица, черноброва, да уж некстати спесива; честным людям, бывало, слова не кинет, а простым к ней доступу не было; только со Змеем Змеевичем ши-ши-ши! О чем? Кто их ведает! А супруг её, князь-княжевич Иван-королевич, по обычаю царскому, дворянскому, занимался охотой; и уж охота была, правду сказать, не нашим чета! Не только собаки да ястреба да сокола верой правдой ему служили, но и лисицы, и зайцы, и всякие звери, и птицы свою дань приносили; кто чем мастерил, тот тем ему и служил: лисица хитростью, заяц прыткостью, орел крылом, ворон клевом».[3] Данная присказка предшествует волшебной сказке. Рассказчик очень старается увлечь своим рассказом, поэтому располагает слушателя, используя доверительную манеру общения.

Четвертая цель -   развеселить слушателя:

«В весну красну, в лето теплое проявилась срамота, всему миру тягота: появились комары да мошки; стали честной люд кусать, горячую кровь проливать; стали мухи летать, в кринках молоко болтать…». [3]

«У бабушки, у старушки лежал Пузырек в кадушке. Отворила раз старушка свою кладушку – Пузырек-то и выскочил». [3]  

«В некотором селе, не далеко, не близко, не высоко, не низко – жил-был старик, имел у себя три сына: Гришка да Мишка, третий Ванюшка».[3]

Читая данные присказки, невольно улыбаешься, представляя то, о чем рассказывает сказочник. Также хочется отметить сходство данных присказок со скороговорками.

Иногда в качестве присказки употребляется так называемая «докучная» сказка, коротушка или бесконечная - типа «белого бычка» или «мочало».

       Пятая цель -  раздразнить слушателя дерзким ответом на их просьбу рассказать          сказку:

«Чего на  свете не бывает!… Было и такое дело, что жил в одной деревне мужик Филат, куда как на работу плоховат. Ему бы землю пахать, а он только и норовит, как бы на боку лежать».[3]

            «Чур, мою сказку не перебивать, а кто перебьёт, тому змея в горло заползёт».

«Жил на свете богатый мужик. Жил пышно, за семь вёрст его слышно». [2]

 «В некотором государстве жил-был король, холост - неженат, и была у него целая рота стрельцов; на охоту стрельцы ходили, перелётных птиц стреляли, государев стол дичью снабжали». [1]




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя