СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое стресс? Методы оказания экстренной психологической помощи.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стресс-это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. нужно обязательно подготовиться к его приходу.

Просмотр содержимого документа
«Что такое стресс? Методы оказания экстренной психологической помощи.»


«Что такое стресс? Особенности оказания

экстренной психологической помощи.


Что такое стресс?

«Стресс», в переводе с английского, означает напряжение, сжатие, давление, подавленность.

Стресс — это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные.

Стресс, выражаясь научным языком, это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему.

Многие из нас осознают и понимают, какой вред нашему организму и душе наносит стресс, а точнее то, что мы не предпринимаем никаких действий по ликвидации негативных ощущений.

С научной точки зрения, стресс является реакцией приспособления организма к экстремальным изменениям окружающей среды. Г.Селье канадский физиопсихолог (1926г.) (стресс с англ. - давление, напряжение), определяет стресс как "реакцию борьбы и побега".

Наш организм готовится к наступающей извне конфронтации и мобилизует всю свою внутреннюю энергию. Физиологически длительный процесс приводит к непрерывному выделению стрессовых гормонов. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, меняется ритм дыхания, мышцы обильно снабжаются кровью, весь организм постоянно находится в состоянии боевой готовности. Но мы по-разному реагируем на стрессовые ситуации. Есть люди в высшей степени восприимчивые к стрессам, другие не столь к ним предрасположены. Но, так или иначе, постоянное напряжение не может не сказаться отрицательно на состоянии здоровья.

Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.



Влияние стресса на организм.

Желание снять стресс естественно, ведь стресс — это насилие над организмом. Что бы понять это достаточно начать работать над собой.

Стресс проявляет себя на трех уровнях: интеллект, мысли, эмоции.

Причем сначала идет интеллектуальная обработка информации (сознание и подсознание), потом эмоциональное ощущение (сильное или слабое) и только потом эти процессы закрепляются на физическом уровне.



Причины стресса

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Причины стрессов, или стрессоры, условно делят на две группы : физические и психические (сигнальные), подобно этому различают стрессы физиологические и психоэмоциональные.

К физиологическим стрессам можно отнести реакции организма на:

  • шум;

  • охлаждение;

  • кровопотерю;

  • травму;

  • физическую нагрузку;

  • лишение пищи.

К психоэмоциональным стрессам относят реакции на сигнал опасности

  • неожиданное прикосновение;

  • неустойчивость опоры;

  • одиночество или перенаселение.

У человека, кроме таких факторов, причиной стресса могут быть информационные перегрузки и дефицит, недостаток времени, неопределенность исхода.

В последние годы обращают внимание на производственные стрессы :

  • неопределенность трудового задания;

  • недогрузка или перегрузка;

  • ответственность за людей;

  • несправедливая оценка труда;

  • "трудное начальство"

  • плохие условия труда.

Проявления стресса.

Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

Признаки стрессового напряжения

1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшается память.

4. Слишком часто возникает чувство усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Мысли часто улетучиваются.

7. Довольно часто появляются боли ( голова, спина, область желудка ).

8. Повышенная возбудимость.

9. Работа не доставляет прежней радости.

10. Потеря чувства юмора.

11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

12. Пристрастие к алкогольным напиткам.

13. Постоянное ощущение недоедания.

14. Пропадает аппетит - вообще потерян вкус к еде.

15. Невозможность вовремя закончить работу.

В одних и тех же условиях у разных людей стрессы могут протекать по-разному; основной "удар" может падать на разные системы: сердечно-сосудистую, пищеварительную или иммунную, что зависит, очевидно, от ряда конституциональных особенностей организма, определяемых, в частности, наследственностью. Возможно, по-видимому, и влияние особенностей самой стрессорной ситуации. Наиболее общими для любого стресса являются три его стадии, описанные Селье.

1-я из них получила название стадии беспокойства, боевой тревоги и представляет собой как бы "встряску организма", призыв "к оружию, к мобилизации нейро-эндокринных механизмов, обеспечивающих значительное преобладание реакций, дающих энергию для борьбы или бегства. В этой стадии повышаются восходящие влияния ратикулярной формации мозга, активность лимбической системы больших полушарий и новой коры. Обычно это приводит к возбуждению симпато-адреналовой системы, которая, в свою очередь, может способствовать мобилизации другой: "гипоталамус - гипофиз - кора надпочечников", в результате повышается секреция гормонов - АКТГ, адреналина, глюкокортикоидов.

Еще Селье описал характерную для гиперпродукции глюкокортикоидов триаду:

  1. увеличение коры надпочечников и исчезновение секреторных гранул из ее клеток.

  2. острую инволяцию (обратное развитие) тимуса и др. лимфоидных органов.

  3. развитие кровоточащих язв в желудке.

2-я стадия стресса - стадия резистентности или адаптации - характеризуется восстановлением равновесия между ката - и анаболическими реакциями, т.е. распадом и синтезом. Это обеспечивается повышением секреции таких анаболических гормонов, как соматотропный гормон (гормон роста), инсулин. Устойчивость организма к действию стрессора при этом увеличивается, возрастает резистентность и к другим неблагоприятным воздействиям, улучшается общее самочувствие, растет уровень здоровья. Такое явление Селье назвал "эустрессом", т.е. "хорошим стрессом".

3-я стадия - называется стадией истощения, или "дистресса": она развивается при исчерпании адаптивных резервов. Исходом этой стадии может быть срыв адаптивных механизмов, развитие болезни или смерть.

1-я ст. стадия стресса обычно сопровождается повышенной психической активностью, характерной для воодушевления, радости, восторга, наслаждения, счастья, экстаза, волнения, страха, негодования, возмущения, гнева, ярости, агрессии, ужаса, паники. Одним из интимных и постоянных признаков психоэмоционального стресса является - тревога. Тревога сопоставима с болью, но, в отличие от боли, тревога представляет собой сигнал об опасности, которая еще не реализована.

При стрессе обычно повышается и мышечная активность. Напрягаются мышцы шеи, спины, лба. Интенсивное мышечное сокращение может быть причиной накопления продуктов обмена веществ и болей в области головы, шеи, спины, поясницы.

Внешние признаки стресса могут выражаться по типу не только психомоторного возбуждения, но и запредельного торможения, выражающегося в растерянности, бездеятельности или внезапном сне. Наиболее общей для первой фазы всех видов стресса реакцией внутренних органов является активация сердечно-сосудистой системы. Повышаются частота и интенсивность сердечных сокращений, артериальное давление, повышается кровоток в миокарде, мозге, скелетных мышцах. Повышаются глубина, частота дыхания, расширяются бронхи, зрачки.

Жизненно важная роль стрессов

Селье считал, что полная свобода от стресса означает смерть. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и - при ее повторении или длительном действии - способствует эффективному запуску специфических, как правило, более экономных адаптивных реакций. Стрессы формируются у ребенка еще во внутриутробном периоде. Их причиной могут быть движения матери, создающие умеренный дефицит О2, в борьбе за который ребенок развивает двигательную активность, а это ускоряет формирование многих систем его организма. Если мать переедает и ее кровь содержит избыток питательных веществ, двигательная активность плода, напротив, снижается, и его развитие тормозится.

Роды формируют стресс не только у матери, но и у новорожденного. Умеренные стрессы детства, возникающие при игровом общении детей, положительные и отрицательные эмоции, формирующиеся в процессе знакомства ребенка с окружающим миром, двигательная активность и периодические охлаждения могут способствовать физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию. Регулярно плавающие дети начинают ходить на 3 месяца раньше обычного; они болеют в 3 раза реже, а их словарный запас в 3-4 раза больше, чем у детей, не занимающихся плаванием.

Умеренные стрессы могут способствовать повышению настроения и работоспособности, обеспечивают обезболивающий эффект, что представляется важным в периоды повышенных требований к организму человека: на экзаменах, в момент выполнения хирургом сложных операций, при публичных выступлениях. Отсюда можно предположить, что недостаточная выраженность стрессовых реакций может быть фактором, неблагоприятным для здоровья.

Опасность стрессов для здоровья

Неблагоприятному влиянию стресса на здоровье могут способствовать:

  1. безысходность или неопределенность ситуации, к которой трудно приспособиться (стихийные бедствия и войны, потеря близких людей);

  2. высокая интенсивность или продолжительность стресс-реакции, завершающейся истощением адаптивных резервов;

  3. личностные или биологические особенности, определяющие слабость антистрессорной защиты;

  4. использование для защиты от стресса опасных для здоровья и жизни приемов.

Неблагоприятное влияние на здоровье человека присуще физическим и еще чаще психоэмоциональным стрессам. Так, шум, сам по себе не связанный с какой-либо опасностью для человека, тем не менее может вызвать состояние тревоги и, как другие стрессоры, тормозить деятельность желудка, нарушать пищеварение в целом и вызывать неврозы.

К эмоциональным признакам хронического стресса относят:

  • смены настроения,

  • повышение тревожности и антипатию к людям,

  • появление раздражительности, усталости и рассеянности.

К поведенческим проявлениям хронического стресса отнесены:

  • появление нерешительности,

  • нарушение сна,

  • переедание или потеря аппетита,

К соматическим признакам стресса относятся:

  • аритмии сердца и сердцебиение,

  • боль и чувство сжатия грудной клетки,

  • затрудненное дыхание,

  • покалывание в руках и ногах,

  • боли в области головы, шеи, спины, поясницы,

  • ощущение "комка" в горле,

  • двоение в глазах,

  • ухудшение зрения, кожные сыпи.


Оценивая диагностическую роль этих явлений, отмечается, что - усталость, безнадежность, депрессия - более часто, чем боль в груди, являются прогностическими симптомами внезапной смерти. Вышеуказанные явления, однако, чаще всего формируют картину неврозов.


Женщины, обычно, легче мужчин переживают острые стрессы; они адаптируются к стрессорным факторам более экономно физиологически, но при этом испытывают больший психический дискомфорт, чем мужчины. Женщины чаще мужчин страдают неврозами. Имеют значение и некоторые приобретаемые свойства личности. Личностный "тип А" , характеризующийся в 3-7 раз большей склонностью к стрессам и развитию в связи с этим ИБС по сравнению с параметрами "типа Б". Людей типа А характеризуют высокий жизненный темп, соревновательность, настойчивое желание признания у окружающих, агрессивность, лидерские качества.

Люди делятся на экстерналов и интерналов.


Экстерналы характеризуются уходом от трудных ситуаций, обвинением в своих трудностях других людей или "рока", низкой мотивацией достижений, стремлением подчиняться другим людям.


Интерналы же предпочитают конструктивные стратегии совладения с трудностями, стараясь видеть их источник в себе. (Китайская пословица гласит: мудрый ищет погрешности в себе, немудрый - в других). Интерналы уверены в своих силах, отличаются высокой ответственностью и стрессоустойчивостью. Любое событие они рассматривают как стимул для развития собственных возможностей.


Такой тип формируется еще в детстве при двух условиях:


а) наличии объекта подражания;

б) предоставлении родителями самостоятельности в решениях жизненных проблем.

Тип адекватной стратегии в стрессорных ситуациях определяется, очевидно, силой, подвижностью, уравновешенностью нервных процессов и другими свойствами организма. У людей для оценки склонности к стрессам часто используются





психологические методы, например, оценка тревожности по шкале Спилбергера и Ханина, анализ цветовых предпочтений - тест Люшера.

Приемы поведенческой антистрессорной защиты человека

Важнейшим условием защиты человека от психических стрессов является его жизненная стратегия, в частности, система ценностей.

Мудрость долгожителей состоит в том, что они довольны своей жизнью: "Все, чем я обладаю, прекрасно, а, если у меня чего-то нет, это не имеет значения".

Д. Карнеги (1980) приводит меткое высказывание А. Шопенгауэра: "Мы редко думаем о том, что у нас есть, зато всегда - о том, чего нет".

Только разумом человек может взвесить истинную цену того или иного события дня для его собственной жизни. Однако для того, чтобы сформировать антистрессорную стратегию жизни, человеку нужен не только разум.

В глубокой древности на Востоке люди говорили: "Господи, дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу изменить, дай мне мужество, чтобы бороться с тем, что я должен изменить, и дай мне мудрость, чтобы суметь отличить одно от другого". Селье (1979) советует избегать стрессов сознанием "собственного потолка достижений", сосредоточением на светлом в жизни, воспоминаниями о своих успехах и радостях.

Формирование оптимизма и психологической устойчивости способствует развитие "смеховой культуры". Видимо, следует пересмотреть отношение к юмору, иронии, остроумию, балагурству как к чему-то второстепенному: это защита человека от самого себя, своего уныния и отчаяния. Недаром говорится: "Веселье от всех бед спасенье", "Шутка - минутка заряжает на час", "Веселого болезнь боится", "Улыбка дарит нам продленье века, злоба старит человека". Было отмечено, что юмористические стимулы повышают, а плач угнетает иммунитет. Так или иначе, стрессы развиваются у каждого человека, даже устойчивого к ним. Тем не менее уже возникший стресс можно ограничить определенными методами.

Внезапное и сильное эмоциональное возбуждение (аффект) можно снизить плотным сжатием губ и медленными дугообразными движениями языка по небу.

Велико успокаивающее действие редкого дыхания, которого можно добиться, удлиняя выдох и делая паузы между выдохами и вдохами.

Практически каждый человек может при желании научиться управлять своим организмом. Так, слюноотделение можно повысить, представив ломтик лимона во рту. Вызвать учащение дыхания и сокращений сердца можно увеличением напряжения мышц рук, ног, спины. Несколько сложнее, но тем не менее доступно большинству людей мышечное расслабление и сосредоточение внимания на ощущениях тепла, тяжести в конечностях, покоя и отдыха, создающих состояние самогипноза.

Такие упражнения являются основой аутотренинга – учения, которое развито немецким психотерапевтом Шульцем (1932) и в настоящее время широко используется для снятия волнения и тревоги, усталости и неуверенности, развития воли, интеллекта и памяти. Методики аутотренинга, медитации и ряда других традиционных способов воздействия на психическое состояние человека подробно изложены в соответствующих руководствах.

При возникновении стресса и, особенно, его большой продолжительности хороши и такие средства, как музыка. Автор "музыкальной фармакопеи" П.Г. Шеффлер, рекомендует слушать при меланхолическом настроении оду "К радости" Л. Бетховена, при депрессии - "Короля гномов" Ф. Шуберта, шум прибоя, леса, дождя, птичьи голоса. Около 14% всех записей классической музыки, продающихся в Европе, принадлежит В. Моцарту.Тихая и плавная музыка успокаивает, а громкая и радостная - тонизирует. Вокальное исполнение, перенося человека в другой образ, помогает ему познать себя и - за счет бессловесного контакта с внешним миром - ощутить себя его частью, идентифицировать себя в нем.

Женщинам, возвращающимся расстроенными с работы домой, специалисты советуют лечь в теплую ванну с ароматной пеной. Мир покажется лучше, "смоются" стрессы дня. Механизмы такого воздействия включают психологический эффект имитации защищенности периода внутриутробной жизни и, конечно, влияния перераспределения кровотока: за счет увеличения кровотока кожи, снижается кровоток в мозгу, что ограничивает эмоциональное напряжение и способствует засыпанию.

Цветовая культура человека также является фактором, способным повлиять на его настроение и психические стрессы. Известно, что белый цвет может уменьшить психическое напряжение, но быстро утомляет; серый - успокаивает; черный - "давит", страшит, но в малых дозах помогает сосредоточиться. Красный - возбуждает, воодушевляет, при этом учащает дыхание, но на лиц слабых и уставших он действует раздражающе. Коричневый - защищающий, "уютный", но в большой дозе может вызвать апатию. Зеленый и синий - успокаивают и усыпляют, снижают артериальное давление и частоту дыхания. Желтый - возбуждает, создает надежду, способствует мечте и фантазии. Голубой - делает человека более миролюбивым и безмятежным. Фиолетовый - вызывает скрытую активность, повышает внушаемость.

В общении людей друг с другом кроется великий источник психического влияния. Сегодня очень остро стоит проблема одиночества. Одиночество - младшая сестра депрессии. Одинокие люди в 2 раза чаще погибают от рака и болезней сердца, в 4 раза - от дорожных катастроф и самоубийств.

Дейл Карнеги (1992), крупный специалист в области человеческих отношений, подчеркивал, что в общении с другими людьми не следует забывать, что человека от животных отличает стремление к собственной значимости, поэтому надо поощрять людей говорить о себе и научиться слушать.

Имя человека - говорит Карнеги - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке, поэтому следует стремиться запомнить как можно больше имен и использовать их в общении.

"Не судите, да не судимы будете" - гласит библейская мудрость, которую Карнеги интерпретирует словами: "Человеку свойственно обвинять кого угодно, только не самого себя. Критика подобна почтовым голубям, которые всегда возвращаются домой".

Г. Селье (1979) считает, что для ограничения стрессов следует не демонстрировать свои достижения и избегать дружбы с "трудными" людьми.

Одним из регуляторов общения человека с другими людьми, животными и природой в целом является совесть - своеобразная внутренняя самооценка, самопредупреждение и самоосуждение. По сути своей это явление отождествляется с подсознательным страхом, стрессорной реакцией человека на собственный поступок. Совершая зло, человек т.о. разрушает сам себя не только психологически, но и чисто физически, т.к. стресс сложным образом меняет состояние внутренних органов, иммунитета и крови. Не удивительно, что стрессолог Селье высказал идею альтруистического эгоизма как единственного способа длительного выживания человека. Делая добро другому человеку или животному, заботясь о слабых, больных, увечных и проявляя великодушие, можно смягчить внутреннюю тревогу и обрести душевный комфорт.

"С горем переспать - горя не видать" - говорит русская пословица. Великую антистрессорную роль играет ежедневный сон. Также, можно регулировать свои стрессы с помощью движения.


Первая помощь при остром стрессе.

Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации - у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе “СТОП!”, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Перечислим некоторые советы, которые могут помочь вам выйти из состояния острого стресса.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить “язык лица и тела” путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно “переберите” все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой “инвентаризации”. Говорите мысленно самому себе: ”Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов” и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу)”по косточкам”, как описано в пункте 3.

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью - все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода - помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется “здесь и сейчас” и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.

Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс

Острым стрессовым расстройством называется кратковременное расстройство, возникающее в ответ на психологический или физиологический стресс, исключительный по силе воздействия. Нормальная реакция человека на ненормальную ситуацию.

Человек, переживающий острое стрессовое расстройство нуждается в помощи!

Проявление участия, сострадания, сопереживания, владение приёмами оказания психологической помощи может существенно облегчить состояние человека и в определенной степени предотвратить отсроченные последствия психологической травмы. При оказании психологической помощи важно следовать следующим правилам:

  • Необходимо позаботиться о собственной безопасности. Переживая горе, человек часто не понимает, что делает, и поэтому может быть опасен. Не пытайтесь помочь человеку, если не уверены в вашей абсолютной физической безопасности . Позаботьтесь о медицинской помощи. Убедитесь, что у человека нет физических травм, проблем с сердцем. При необходимости позовите врача, вызовите скорую помощь. Единственное исключение — это ситуация, когда по каким-то причинам медицинская помощь не может быть оказана незамедлительно . В этом случае Ваши действия должны быть такими:

  1. сообщите пострадавшему о том, что помощь уже идет;

  2. подскажите ему, как необходимо себя вести: максимально экономить силы; дышать неглубоко, медленно, через нос — это позволит экономить кислород в организме и окружающем пространстве;

  3. запретите пострадавшему делать что-либо для самоспасения, самоосвобождения.

Находясь рядом с человеком, получившим психическую травму в результате воздействия экстремальных факторов, не теряйте самообладания. Поведение пострадавшего не должно вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции - это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

Если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с человеком, не делайте этого. Знайте, это нормальная реакция и вы имеете на нее право. Человек всегда чувствует неискренность по позе, жестам, интонациям, и попытка помочь через силу все равно будет неэффективной. Найдите того, кто может это сделать.

Основной принцип оказания помощи в психологии такой же, как в медицине: «Не навреди». Лучше отказаться от необоснованных, необдуманных действий, чем навредить человеку. Поэтому, если вы не уверены в правильности того, что собираетесь делать — лучше воздержитесь.


8 острых стрессовых реакций: оказание экстренной психологической помощи

Острое стрессовое расстройство это кратковременное расстройство, возникающее в ответ на психологический или физиологический стресс, исключительный  по силе воздействия. То есть это нормальная реакция человека на ненормальную ситуацию. 

Основные особенности экстремальной ситуации

—   обычный уклад жизни разрушается, человек вынужден приспосабливаться к новым условиям;

—   жизнь делится на «жизнь до события» и «жизнь после события». Часто можно услышать «это было еще до аварии» (болезни, переезда и т.д.); человек, попавший в такую ситуацию, находится в особом состоянии и нуждается в психологической помощи и поддержке;

—    большинство реакций, возникающих у человека, можно охарактеризовать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию.

Острая стрессовая реакция имеет следующие симптомы:

—   человек может находиться в состоянии оглушенности, могут также наблюдаться тревога, гнев, страх, отчаяние, гиперактивность (двигательное возбуждение), апатия и т.д., но ни один из симптомов не преобладает длительно;

—   симптомы проходят быстро (от нескольких часов до нескольких суток);

—   есть четкая временная связь (несколько минут) между стрессовым событием и появлением симптоматики.

Человек, переживающий подобное состояние, часто нуждается в помощи специалиста — психолога или врача, т.е. экстренной психологической помощи.

При оказании экстренной психологической помощи важно:

— не оставлять человека одного;

— дать ощущение большей безопасности;

— оградить от посторонних зрителей;

— помочь почувствовать пострадавшему, что он не остался один на один со своей бедой;

— употреблять четкие короткие фразы с утвердительной интонацией;

— постараться свести реакцию к плачу;

— избегать в своей речи употребления частицы «не».





1. Плач

—   Плач – это самая адаптивная реакция человека на стрессовую ситуацию. Плач является реакцией, которая позволяет отреагировать негативные эмоции, поэтому реакцию плача можно рассматривать как нормальную и даже желательную реакцию в ситуациях тяжелого стресса. Поэтому крайне важно дать реакции плача состояться. Если человек плачет, его не надо успокаивать и стараться остановить плач. При работе с плачем можно использовать общие принципы оказания помощи при острых стрессовых реакциях.

­—   Для того чтобы отличить плач от другой острой реакции на стрессовую ситуацию, необходимо обратить внимание на следующие признаки:

— человек уже плачет или готов разрыдаться;

— подрагивают губы;

— наблюдается ощущение подавленности;

— в отличие от истерики нет возбуждения в поведении.

Помощь при плаче:

— Нежелательно оставлять пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек.

— Можно и желательно поддерживать физический контакт с пострадавшим. Это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один.

— Использовать приемы «активного слушания».

— Говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.

— Не давайте советов.

2. Истерика

Истерика является одной из самых опасных реакций, т.к. она очень заразительна для окружающих. Истероидная реакция всегда направлена на зрителя, следовательно, изолировав пострадавшего с истероидной реакцией от толпы, велика вероятность купирования реакции.

Истероидная реакция характеризуется следующими признаками:

— сохраняется сознание, но почти невозможен контакт;

— чрезмерное возбуждение;

— множество движений, театральные позы;

— речь эмоционально насыщенная, быстрая;

— крики, рыдания.

Помощь при истерике:

— Постараться удалить зрителей и создать спокойную обстановку для пострадавшего;

— Если это не опасно для Вас, останьтесь с пострадавшим наедине;

— Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном в побудительном наклонении («выпей воды», «умойся»);

— После истерики наступает упадок сил. В этом случае необходимо дать возможность пострадавшему отдохнуть;

— После реакции пострадавшего необходимо передать для наблюдения врачам;

— Не потакайте желаниям пострадавшего.

3. Агрессия

Агрессия – реакция опасная и ресурсозатратная, т.к. при агрессии пострадавший может нанести вред себе и окружающим его людям.

Агрессивное поведение характеризуют:

— раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);

— нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

— словесные оскорбления, брань;

— мышечное напряжение, увеличение кровяного давления.

Помощь при агрессии:

— Свести к минимуму количество окружающих.

— Дать пострадавшему возможность «выпустить пар.

— Поручить пострадавшему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

— Демонстрировать благожелательность. Можно разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

— Агрессия может быть погашена страхом наказания, если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание и вероятность его осуществления велика, наказание является актуальным для пострадавшего и он понимает что оно последует.

4. Психомоторное возбуждение

Человек перестает понимать, что происходит вокруг него. Единственное, что он может делать – это двигаться. Движения могут быть совсем простые («Я побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что не знаю, где нахожусь») или достаточно сложные («Я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»).

Признаки:

— движения резкие;

— бесцельные и бессмысленные действия;

— ненормально громкая речь;

— часто отсутствует реакция на окружающих.

В таком состоянии человек может причинить вред себе и другим.

Помощь при психомоторном возбуждении:

— Необходимо привлечь внимание пострадавшего.

— Изолируйте пострадавшего от окружающих.

— Говорите спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не».

Психомоторное возбуждение может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

5. Нервная дрожь

Посредством неконтролируемой нервной дрожи тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и приводить к развитию психосоматических заболеваний.

— Дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя какое-то время, сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы).

Помощь при нервной дрожи:

— Нервной дрожи необходимо дать состояться, однако такое состояние часто мешает пострадавшему в совершении тех или иных действий. Для того чтобы помочь пострадавшему быстро снять мышечное напряжение, необходимо усилить дрожь. Попросите пострадавшего максимально напрячь ту часть тела, которая дрожит на 10 – 15 секунд, а затем, резко расслабиться. Например, если у пострадавшего трясутся руки, попросите его сжать руки в кулаки так, чтобы костяшки пальцев начали белеть, когда вы увидите, что он смог это сделать, попросите его оставаться в этом напряжении пока вы не дадите команду разжать руки.

— Неверно: обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки.

6. Апатия

Непреодолимая усталость, такая, что любое движение, слово дается пострадавшему с огромным трудом. Полное равнодушие и безразличие, проявление каких бы то ни было эмоций отсутствует. Речь у пострадавшего медленная, с большими паузами. В поведении отмечается вялость, заторможенность, пострадавший на заданный Вами вопрос может отвечать не с первого раза.

Помощь при апатии:

— Задавать вопросы открытого типа («Как ты себя чувствуешь?»).

— Вовлекать пострадавшего в посильную для него совместную деятельность (например: оказать посильную помочь другим пострадавшим: принести чай или воду и т.д.).

— Проводить пострадавшего к месту отдыха, помочь ему удобно устроиться (обязательно снять обувь). Дайте человеку возможность поспать или просто полежать.

7. Страх

Чувство страха – это проявление инстинкта самосохранения, и поэтому реакция страха нормальна, однако страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует свои действия и не осознает, что происходит вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего и окружающих, так как велика вероятность эмоционального заражения, поэтому оказывать помощь пострадавшим с реакцией страха тоже надо.

Страх характеризуется:

— напряжением мышц (особенно лицевых);

— сильным сердцебиением;

— учащенным поверхностным дыханием;

— сниженным контролем собственного поведения.

Помощь человеку в состоянии страха:

— Подстройка по дыханию, в случае, если это возможно. Предложить человеку сделать несколько дыхательных упражнений.

— Использовать приемы активного слушания.

— Дать пострадавшему ощущение безопасности.

— Часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. В этом случае можно попытаться составить план, когда, где и какую информацию можно получить.

— Не говорить: «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости» и т.д.

8. Ступор

Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, как бы оцепенев.

Распознать ступор можно по следующим критериям:

— резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;

— отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль);

— «застывание» в определенной позе;

— оцепенение, состояние полной неподвижности;

— возможно напряжение отдельных групп мышц;

— часто ограниченные координированные движения глаз.

Отличить ступор как острую стрессовую реакцию от кататонического ступора очень сложно, именно поэтому помощь таким пострадавшим оказывается медиками. Однако в случае, если по близости отсутствует бригада врачей, можно оказать доврачебную помощь.

Помощь при ступоре:

— Необходимо добиться любой реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения. Важно: данная реакция на выходе может перейти в другую реакцию, к этому необходимо быть готовым.

Необходимо знать:

В первую очередь помощь оказывается при истероидной реакции, агрессии и психомоторном возбуждении, т.к. именно эти реакции могут нанести вред, как самому пострадавшему, так и другим людям (эмоциональное заражение).

Следующей в порядке оказания помощи следует реакция ступор, т.к. данная реакция опасна для жизни и здоровья самого пострадавшего.

Далее следует обратить внимание на пострадавших, находящихся в состоянии страха. Эта реакция опасна вероятностью перехода в панику.

Реакция апатии опасна тем, что у пострадавшего частично утрачена способность обеспечивать собственные витальные потребности.

При нервной дрожи, в случае неоказания должной помощи, есть вероятность возникновения психосоматических заболеваний. Из всех вышеперечисленных реакций – реакция плача является самой адаптивной и способствует выходу негативных эмоций.

 

Заключение

Основной вывод, который можно сделать из данной работы, можно сформулировать таким образом. Стресс - это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личной жизни.

Таким образом, у человека существует огромное множество способов предупреждения и снятия стрессорного напряжения. Знаниями приемов психологической самозащиты должен владеть каждый человек; это не только составная часть общей культуры, но и условие поддержания психологического и соматического здоровья.


Список литературы

1. М.Мескон, М.Альберг, Ф. Хедоури. Основы менеджмента: пер. с англ.  - М.: “Дело ЛТД”, 1994. - 702 с.

2. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. ( О.Грегор. Как противостоять стрессу.

Г.Селье. Стресс без болезней. ) - Спб, ТОО “Лейла”, 1994. - 384 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!