Чтобы ответить на вопрос «Что такое учебно-методический комплекс дисциплины (УМК)?» приведем выдержки из двух документов.
«Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины. УМК предназначены для обеспечения открытости образовательного процесса и должны быть доступны любому желающему.» [1].
«Учебно-методический комплекс (УМК) является системой дидактических средств обучения по конкретным учебным предметам и курсам, создаваемой в целях достижения требований образовательных стандартов общего среднего образования1».

Рис. 1. Состав учебно-методического комплекса
Анализ литературы самих УМК, в том числе разработанных в Белорусском государственном педагогическом университете им. М.Танка (их более 400!) показывает, что почти все они являются наборами инструктивных, методических и учебных материалов. Причем учебным материалам уделяется далеко не основное внимание. Большинство нынешних УМК включают: учебно-тематический план изучения дисциплины, учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, содержание самостоятельной работы студентов, список основной и дополнительной литературы по дисциплине, перечень контрольных вопросов по дисциплине, контрольные задания для студентов заочного отделения, перечень тем рефератов и пр. методические рекомендации, презентации к лекциям [4].
Большинство авторов соглашаются с тем, что функционально УМК представляет модельное описание педагогической системы, выступая в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования.
Считая технологию обучения «связующей нитью между теорией обучения и ее практическим воплощением», авторы только на словах предлагают «теорию технологизировать, сделать инструментом решения задач, складывающихся в преподавании и соединенных с информатизацией обучения» [9].
К средствам обучения авторы относят как средства обучения (в том числе неиспользуемые в учебном процессе из-за морального старения), так и аппаратуру для их предъявления [4]:
«3. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебная и справочная литература
Плоскостные материальные средства обучения (таблицы, плакаты, портреты и т.д.)
Натуральные объекты и средства их отображения (образцы и коллекции материалов, гербарии, демонстрационное и лабораторное оборудование, муляжи, макеты и т.д.)
Технические и электронные средства обучения (устройства и приборы для трансляции и демонстрации учебных аудио- и видеозаписей, диапозитивов, слайдов, кинофильмов, диафильмов; электронные учебники; педагогические Internet ресурсы и т.д.)»
Меня, как педагога смущают высказывания [4] типа:
«Различные учебные модули (и сами УМК) могут компоноваться в новые УМК, в том числе поли- и междисциплинарные, или входить составными частями в другие УМК.»
Скорее всего сказанное относится к учебным модулям, но никак не к УМК!
«Ядерной единицей учебно-методических комплексов выступает учебный модуль (УМ), т.е. пособие, содержащие необходимую и достаточную информацию для управления самостоятельной учебной деятельностью студента.»
Вместо «ядерной» следовало бы написать «кирпичной», так как ядро не является простой структурой для данного примера, а вот кирпич – да, он обладает формой, размерами и массой. Это элементарный модуль, из которого можно собирать дома, строить дачу или просто забор. Слово «пособие» сразу отнимает желание знакомиться с этой методикой: слишком много их, а результатов образования не видно.
Все сказанное заставляет задуматься педагогу, которого обязывают создавать УМК: а стоит ли его создавать для работы? И создают для отчета.
В то же время создание электронных учебно-методических комплексов учебных дисциплин – задача даже не сегодняшнего, а вчерашнего дня. Обучение по старинке умерло, большинство методик выполнили свою роль и не могут соответствовать современным информационным технологиям.
Отсутствие четкой терминологии, присутствие околонаучных терминов, смешивание понятий педагогики отбрасывает назад образование на порядок. Это не просто топтание на месте, а изощренное уничтожение человеческого интеллектуального потенциала. УМК, а вслед за ним и электронный УМК – базовые элементы любой образовательной системы.
Как пишет профессор Б.В.Пальчевский: «В то же время задержка разработки и реализации очередных радикальных нововведений чревата стагнацией всей системы образования. Поэтому базовые нововведения имеют особую общественную ценность, именно они-то и нуждаются больше, чем другие, в экспериментах. Именно они и должны быть предметом исследования.»[8].
Ко́мплекс (лат. Complex — связь, сочетание) — система, совокупность чего-либо, объединенного вместе, имеющего общее предназначение, и отвечающего какой-либо определённой общей цели.[1].
Если исходить из данного определения и обратиться к истокам создания учебно-методических комплексов учебных дисциплин [5], то современные УМК таковыми не являются. Они соответствуют методическим комплексам в соответствии с документами министерства образования и его штатных структур.
Попытки научить педагогов создавать УМК не всегда являются удачными, ибо сами авторы не в достаточной степени владеют терминологией и философской составляющей педагогического проектирования [11]: «Модуляризация высшего образования в мире, в России и в нашей стране имеет в настоящее время широкое распространение»; «Модульное обучение, взятое в такой трактовке, располагает наибольшими возможностями для реализации студентоцентрированной ориентации современного образовательного процесса высшей школы и создания соответствующего этой ориентации УМК.»
А. В. Макаров [11] ссылается на работу В. П. Беспалько и Ю. Г. Татура: «учебно-методический комплекс — это модельное описание проектируемой педагогической системы, которая лежит в его основе» [12] и выстраивает модульную структуру УМК на основе структурного подхода «Следует отметить, что с точки зрения системного подхода, применяемого в настоящем пособии, проблема разработки УМК должна рассматриваться и решаться на трех уровнях:
теоретико-методологическом: вырабатываются концепция и основные принципы построения УМК, исходящие из универсальных оснований образовательного процесса; определяется инвариант УМК как системы;
технологическом: создается структурная модель УМК, определяются алгоритм его построения и методический инструментарий разработки;
практическом: модель проектируемого УМК воплощается в реальном комплексе по конкретной учебной дисциплине.»
На первом уровне уважаемым авторам УМК не хватает главного целеполагания: учебно-методический комплекс учебной дисциплины есть материальная реализация технологии обучения. Подчеркиваем: не методика, не комплект учебных материалов, основанных на модульном обучении, а технология обучения (модульная или иная!). Второе: на первом этапе разработчикам следует определиться с выбором методической системы, на основе которой будет разрабатываться технология обучения. В основе методической системы лежит концепция познавательной деятельности. Не зная этапов, не проектируя их, невозможно создать целостную систему [13, стр.101].
На втором этапе
необходимо выделить учебные модули – основные структурные единицы учебного процесса - относительно самостоятельные и завешенные блоки учебного материала.
Каждый учебный модуль разбивается на учебные ситуации для каждого этапа познавательной деятельности (методической системы).
Для каждой учебной ситуации нужны структурно-логическая схема учебного материала (организационная диаграмма2), основной и дополнительный учебный материал и средства обучения3. Содержание учебной ситуации помещается в технологическую карту урока.
На третьем этапе создаются спроектированные средства обучения. В том числе опорный конспект для обучаемого, в котором содержаться: название учебной ситуации с подробными разъяснениями целей обучения (для чего это нужно в жизни), блок-схемы знаний (структурно-логическая схема или ее часть, работающая как организационная диаграмма). На этом же этапе создается пособие для учителя-технолога «Технология обучения …(наименование учебной дисциплины)», в котором авторы УМК защищают каждую учебную ситуацию и предлагают альтернативные варианты изучения того или иного учебного модуля[14].
В итоге учебно-методический комплекс дисциплины, например, будет представлен следующими элементами:
Технология изучения дисциплины (наименование дисциплины) – для преподавателя.
Блок-конспект дисциплины для обучаемого
Средства обучения (для педагога и ученика)
Куда исчезли все нормативные документы, программы, например? Они помещаются в приложения к данным разделам.
Те же проблемы стоят перед создателями электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК).
Одна из причин отсутствия популярности таких комплексов – это простой перевод УКМ на печатной основе в электронный документ формата doc, pdf или архив[16].
Вторая причина [15] – та же, которая мешает создавать УМК: методические службы министерства образования и вузов не понимают простой разницы между технологией и методикой и продолжают пичкать педагогов методическими указаниями по всякому поводу.
Структура электронного учебно-методического комплекса
ЭУМК дисциплины состоит из двух основных частей:
Технология преподавания дисциплины и
Электронные образовательные ресурсы дисциплины.
Технология преподавания дисциплины состоит из модулей, каждый из которых включает элементы:
Блок-схема знаний
Основные понятия
Технологические карты занятий
Технология изучения модуля (методические рекомендации к учебным ситуациям)
Образовательные ресурсы дисциплины включают:
Программа дисциплины.
Электронное учебное пособие по курсу дисциплины.
Лабораторный практикум для студентов по курсу дисциплины.
Комплект презентаций для сопровождения лекций.
Электронный учебник по курсу дисциплины для использования в сети ПК и индивидуально на ПК студента:
Справочник;
Презентации;
Видеоролики;
Задания для самоконтроля;
Лабораторный практикум (содержание работы и материалы).
Курс дистанционного обучения для студентов в составе:
Лекции (обучающие программы);
Ресурсы (справка);
Тесты;
Опросы;
Задания;
Форум.
Литература
https://ru.wikipedia.org/wiki/Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Положение об учебно-методическом комплексе для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, утверждено Министерством образования Республики Беларусь 7.10.2004 г.)
Основы социально-гуманитарных наук: Учебно-методический комплекс: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1 /Г.И. Бабко, В.М. Землякова, М.В. Кондратова и др.; Под общей ред. Г.И. Бабко. – Мн., РИВШ БГУ, 2003)
Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 5 (январь – июнь 2003 г.). Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета. www.charko.narod.ru
Пальчевский Б.В., Фридман Л.С. Концепция учебно-методического комплекса. – Мн., Институт повышения квалификации и подготовки руководящих работников и специалистов образования, 1993.
Положение о комплексном методическом обеспечении учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования(Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 декабря 2006 г. № 138, зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 23.01.2007 г. №8/15753)
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной журналистики (1702–1917)» / сост. Л.В. Овчинникова. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 36 с.
Б.В. Пальчевский. Понятие «Инновационное развитие»: логико-герменевтический анализ его сущности и значения в образовании Институт повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». Современные технологии образования взрослых. Сборник научных статей .Гродно 2013
http://lib.convdocs.org/
http://ripo.unibel.by/oso/kmo.shtml
Учебно-методический комплекс : модульная технология разработки : У 91 учеб.-мегод. пособие / А. В. Макаров [и др.]; под общ. ред. А. В. Макарова, 3. П. Трофимовой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск : РИВШ, 2008. - 152 с. ISBN 978-985-500-173-8.
Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г.Татур.-М., 1989.
Степаненков Н.К. Педагогика школы: учеб.пособие/Н.К.Степаненков – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007.
Беловский Г.Г. Проектирование учебного модуля. Электронный журнал РФ «Познавательный», №11, 2013
Современный электронный учебно-методический комплекс – основа информационно-образовательной среды вуза. А.И. Жук, Ю.И. Воротницкий, П.А. Мандрик. http://www.bsu.by/Cache/pdf/378413.pdf
http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=
http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-uchebno-metodicheskiy-kompleks-na-osnove-modulno-reytingovoy-tehnologii-obucheniya
1 Положение об учебно-методическом комплексе для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, утверждено Министерством образования Республики Беларусь 7.10.2004 г.)
2 Показывает, о чем идет речь, как взаимодействуют между собой объекты (понятия) и логику связей между ними.
3 Мы специально не разграничиваем средства обучения, самоконтроля и контроля.