СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое учебно-методический комплекс дисциплины (УМК)?

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современным авторам УМК не хватает главного целеполагания: учебно-методический комплекс учебной дисциплины есть материальная реализация технологии обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Что такое учебно-методический комплекс дисциплины (УМК)?»

Чтобы ответить на вопрос «Что такое учебно-методический комплекс дисциплины (УМК)?» приведем выдержки из двух документов.

«Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины. УМК предназначены для обеспечения открытости образовательного процесса и должны быть доступны любому желающему.» [1].

«Учебно-методический комплекс (УМК) является системой дидактических средств обучения по конкретным учебным предметам и курсам, создаваемой в целях достижения требований образовательных стандартов общего среднего образования1».

Рис. 1. Состав учебно-методического комплекса

Анализ литературы самих УМК, в том числе разработанных в Белорусском государственном педагогическом университете им. М.Танка (их более 400!) показывает, что почти все они являются наборами инструктивных, методических и учебных материалов. Причем учебным материалам уделяется далеко не основное внимание. Большинство нынешних УМК включают: учебно-тематический план изучения дисциплины, учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, содержание самостоятельной работы студентов, список основной и дополнительной литературы по дисциплине, перечень контрольных вопросов по дисциплине, контрольные задания для студентов заочного отделения, перечень тем рефератов и пр. методические рекомендации, презентации к лекциям [4].

Большинство авторов соглашаются с тем, что функционально УМК представляет модельное описание педагогической системы, выступая в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования.

Считая технологию обучения «связующей нитью между теорией обучения и ее практическим воплощением», авторы только на словах предлагают «теорию технологизировать, сделать инструментом решения задач, складывающихся в преподавании и соединенных с информатизацией обучения» [9].

К средствам обучения авторы относят как средства обучения (в том числе неиспользуемые в учебном процессе из-за морального старения), так и аппаратуру для их предъявления [4]:

«3. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебная и справочная литература
Плоскостные материальные средства обучения
 (таблицы, плакаты, портреты и т.д.)
Натуральные объекты и средства их отображения (образцы и коллекции материалов, гербарии, демонстрационное и лабораторное оборудование, муляжи, макеты и т.д.)
Технические и электронные средства обучения (устройства и приборы для трансляции и демонстрации учебных аудио- и видеозаписей, диапозитивов, слайдов, кинофильмов, диафильмов; электронные учебники; педагогические Internet ресурсы и т.д.)»

Меня, как педагога смущают высказывания [4] типа:

«Различные учебные модули (и сами УМК) могут компоноваться в новые УМК, в том числе поли- и междисциплинарные, или входить составными частями в другие УМК

Скорее всего сказанное относится к учебным модулям, но никак не к УМК!

«Ядерной единицей учебно-методических комплексов выступает учебный модуль (УМ), т.е. пособие, содержащие необходимую и достаточную информацию для управления самостоятельной учебной деятельностью студента.»

Вместо «ядерной» следовало бы написать «кирпичной», так как ядро не является простой структурой для данного примера, а вот кирпич – да, он обладает формой, размерами и массой. Это элементарный модуль, из которого можно собирать дома, строить дачу или просто забор. Слово «пособие» сразу отнимает желание знакомиться с этой методикой: слишком много их, а результатов образования не видно.

Все сказанное заставляет задуматься педагогу, которого обязывают создавать УМК: а стоит ли его создавать для работы? И создают для отчета.

В то же время создание электронных учебно-методических комплексов учебных дисциплин – задача даже не сегодняшнего, а вчерашнего дня. Обучение по старинке умерло, большинство методик выполнили свою роль и не могут соответствовать современным информационным технологиям.

Отсутствие четкой терминологии, присутствие околонаучных терминов, смешивание понятий педагогики отбрасывает назад образование на порядок. Это не просто топтание на месте, а изощренное уничтожение человеческого интеллектуального потенциала. УМК, а вслед за ним и электронный УМК – базовые элементы любой образовательной системы.

Как пишет профессор Б.В.Пальчевский: «В то же время задержка разработки и реализации очередных радикальных нововведений чревата стагнацией всей системы образования. Поэтому базовые нововведения имеют особую общественную ценность, именно они-то и нуждаются больше, чем другие, в экспериментах. Именно они и должны быть предметом исследования.»[8].


Ко́мплекс (лат. Complex — связь, сочетание) — система, совокупность чего-либо, объединенного вместе, имеющего общее предназначение, и отвечающего какой-либо определённой общей цели.[1].

Если исходить из данного определения и обратиться к истокам создания учебно-методических комплексов учебных дисциплин [5], то современные УМК таковыми не являются. Они соответствуют методическим комплексам в соответствии с документами министерства образования и его штатных структур.

Попытки научить педагогов создавать УМК не всегда являются удачными, ибо сами авторы не в достаточной степени владеют терминологией и философской составляющей педагогического проектирования [11]: «Модуляризация высшего образования в мире, в России и в нашей стране имеет в настоящее время широкое распространение»; «Модульное обучение, взятое в такой трактовке, располагает наибольшими возможностями для реализации студентоцентрированной ориентации современного образовательного процесса высшей школы и создания соответствующего этой ориентации УМК.»

А. В. Макаров [11] ссылается на работу В. П. Беспалько и Ю. Г. Татура: «учебно-методический комплекс — это модельное описание проектируемой педагогической системы, которая лежит в его основе» [12] и выстраивает модульную структуру УМК на основе структурного подхода «Следует отметить, что с точки зрения системного подхода, применяемого в настоящем пособии, проблема разработки УМК должна рассматриваться и решаться на трех уровнях:

теоретико-методологическом: вырабатываются концепция и основные принципы построения УМК, исходящие из универсальных оснований образовательного процесса; определяется инвариант УМК как системы;

технологическом: создается структурная модель УМК, определяются алгоритм его построения и методический инструментарий разработки;

практическом: модель проектируемого УМК воплощается в реальном комплексе по конкретной учебной дисциплине.»

На первом уровне уважаемым авторам УМК не хватает главного целеполагания: учебно-методический комплекс учебной дисциплины есть материальная реализация технологии обучения. Подчеркиваем: не методика, не комплект учебных материалов, основанных на модульном обучении, а технология обучения (модульная или иная!). Второе: на первом этапе разработчикам следует определиться с выбором методической системы, на основе которой будет разрабатываться технология обучения. В основе методической системы лежит концепция познавательной деятельности. Не зная этапов, не проектируя их, невозможно создать целостную систему [13, стр.101].

На втором этапе

  1. необходимо выделить учебные модули – основные структурные единицы учебного процесса - относительно самостоятельные и завешенные блоки учебного материала.

  2. Каждый учебный модуль разбивается на учебные ситуации для каждого этапа познавательной деятельности (методической системы).

  3. Для каждой учебной ситуации нужны структурно-логическая схема учебного материала (организационная диаграмма2), основной и дополнительный учебный материал и средства обучения3. Содержание учебной ситуации помещается в технологическую карту урока.

На третьем этапе создаются спроектированные средства обучения. В том числе опорный конспект для обучаемого, в котором содержаться: название учебной ситуации с подробными разъяснениями целей обучения (для чего это нужно в жизни), блок-схемы знаний (структурно-логическая схема или ее часть, работающая как организационная диаграмма). На этом же этапе создается пособие для учителя-технолога «Технология обучения …(наименование учебной дисциплины)», в котором авторы УМК защищают каждую учебную ситуацию и предлагают альтернативные варианты изучения того или иного учебного модуля[14].

В итоге учебно-методический комплекс дисциплины, например, будет представлен следующими элементами:

  1. Технология изучения дисциплины (наименование дисциплины) – для преподавателя.

  2. Блок-конспект дисциплины для обучаемого

  3. Средства обучения (для педагога и ученика)

Куда исчезли все нормативные документы, программы, например? Они помещаются в приложения к данным разделам.



Те же проблемы стоят перед создателями электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК).

Одна из причин отсутствия популярности таких комплексов – это простой перевод УКМ на печатной основе в электронный документ формата doc, pdf или архив[16].

Вторая причина [15] – та же, которая мешает создавать УМК: методические службы министерства образования и вузов не понимают простой разницы между технологией и методикой и продолжают пичкать педагогов методическими указаниями по всякому поводу.

Структура электронного учебно-методического комплекса

ЭУМК дисциплины состоит из двух основных частей:

  1. Технология преподавания дисциплины и

  2. Электронные образовательные ресурсы дисциплины.

Технология преподавания дисциплины состоит из модулей, каждый из которых включает элементы:

    1. Блок-схема знаний

    2. Основные понятия

    3. Технологические карты занятий

    4. Технология изучения модуля (методические рекомендации к учебным ситуациям)

Образовательные ресурсы дисциплины включают:
    1. Программа дисциплины.

    2. Электронное учебное пособие по курсу дисциплины.

    3. Лабораторный практикум для студентов по курсу дисциплины.

    4. Комплект презентаций для сопровождения лекций.

    5. Электронный учебник по курсу дисциплины для использования в сети ПК и индивидуально на ПК студента:

    6. Справочник;

    7. Презентации;

    8. Видеоролики;

    9. Задания для самоконтроля;

    10. Лабораторный практикум (содержание работы и материалы).

    11. Курс дистанционного обучения для студентов в составе:

      1. Лекции (обучающие программы);

      2. Ресурсы (справка);

      3. Тесты;

      4. Опросы;

      5. Задания;

      6. Форум.




Литература
  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Материал из Википедии — свободной энциклопедии

  2. Положение об учебно-методическом комплексе для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, утверждено Министерством образования Республики Беларусь 7.10.2004 г.)

  3. Основы социально-гуманитарных наук: Учебно-методический комплекс: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1 /Г.И. Бабко, В.М. Землякова, М.В. Кондратова и др.; Под общей ред. Г.И. Бабко. – Мн., РИВШ БГУ, 2003)

  4. Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 5 (январь – июнь 2003 г.). Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета. www.charko.narod.ru

  5. Пальчевский Б.В., Фридман Л.С. Концепция учебно-методического комплекса. – Мн., Институт повышения квалификации и подготовки руководящих работников и специалистов образования, 1993.

  6. Положение о комплексном методическом обеспечении учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования(Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 декабря 2006 г. № 138, зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 23.01.2007 г. №8/15753)

  7. Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной журналистики (1702–1917)» / сост. Л.В. Овчинникова. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 36 с.

  8. Б.В. Пальчевский. Понятие «Инновационное развитие»: логико-герменевтический анализ его сущности и значения в образовании Институт повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». Современные технологии образования взрослых. Сборник научных статей .Гродно 2013

  9. http://lib.convdocs.org/

  10. http://ripo.unibel.by/oso/kmo.shtml

  11. Учебно-методический комплекс : модульная технология разработки : У 91 учеб.-мегод. пособие / А. В. Макаров [и др.]; под общ. ред. А. В. Макарова, 3. П. Трофимовой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск : РИВШ, 2008. - 152 с. ISBN 978-985-500-173-8.

  12. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-вос­питательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г.Татур.-М., 1989.

  13. Степаненков Н.К. Педагогика школы: учеб.пособие/Н.К.Степаненков – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007.

  14. Беловский Г.Г. Проектирование учебного модуля. Электронный журнал РФ «Познавательный», №11, 2013

  15. Современный электронный учебно-методический комплекс – основа информационно-образовательной среды вуза. А.И. Жук, Ю.И. Воротницкий, П.А. Мандрик. http://www.bsu.by/Cache/pdf/378413.pdf

  16. http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=

  17. http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-uchebno-metodicheskiy-kompleks-na-osnove-modulno-reytingovoy-tehnologii-obucheniya




1 Положение об учебно-методическом комплексе для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, утверждено Министерством образования Республики Беларусь 7.10.2004 г.)



2 Показывает, о чем идет речь, как взаимодействуют между собой объекты (понятия) и логику связей между ними.

3 Мы специально не разграничиваем средства обучения, самоконтроля и контроля.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!