При планировании работы следует учесть приоритетные направления в деятельности библиотек:
— Проектная деятельность ( разработка новых и реализация своих творческих проектов).
— Внедрение современных технологий в обслуживание, активное включение в социальные сети, участие в работе сайта ЦБС.
— Краеведение.
— Военно-патриотическое воспитание.
— Экологическое просвещение.
— Здоровый образ жизни. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения.
— Правовое просвещение.
— Формирование толерантного сознания и поведения населения. Профилактика экстремизма.
— Пропаганда литературы.
— Духовно-нравственное воспитание. Искусство.
— Библиотека – в поддержку семьи. Помощь в организации семейного чтения и семейного досуга.
При составлении плана необходимо придерживаться структуры годового плана работы библиотеки.
В составлении плана вам помогут материалы профессиональных изданий:
— Алункачева, Г. По наболевшей проблеме – «шершавым языком плаката» // Библиотека. – 2011. — № 11. – С.7. (О национальной программе чтения через плакаты в библиотеках Щебекино).
— Журина, А., Рахимжанова, Л. Учение с увлечением поднимает настроение // Библиотека. – 2011. — № 11. – С. 42. (Виртуальная выставка – самая короткая дорога от пользователя к чтению в библиотеке.)
— Чемоданова, Е. От стеллажа – в интернет: Интерактивные площадки как новая форма продвижения информации // Библиотека. – 2012. — № 3. – С. 55. (Выставка – какой ей быть?)
— Киселева, Т. Маячки на полке: Закладка как неотъемлемая часть имиджа // Библиотека. – 2012. — № 8. – С. 21.
— Гущанская, Н. Книга, как прежде всей нужней: практикум для руководителей детским чтением // Библиополе. – 2011. — № 2. – С. 20-23. (Из опыта работы библиотек Брянской области по организации книжных выставок).
— Зарубина, Е. Выразительно, наглядно и нескучно // Библиополе. – 2011. — № 4. – С. 23-26. (Из опыта работы проведения книжных выставок Ивановской ОДЮБ).
— Зарубина, Е. Многообразие тем, разнообразие форм // Библиотека. – 2011.- № 2.- С. 64-74. (Из опыта организации книжных выставок).
— Коваленко, В. Планшеты графические // Библиотека. – 2011.- № 3.- С. 63-65. (Технические особенности и способы использования графических планшетов в выставочной деятельности).
— Крякова, С. «Цепляет» глаз, «цепляет» душу // Библиотека. – 2011. — № 8.- С. 58-61. (О находках и приемах в работе с книжными выставками).
Формы и методы работы с читателями:
— Вараскина, М. Искусство перевоплощения // Библиотека. – 2011. — № 10.- С. 46. (Опыт работы с социально незащищенными детьми).
— Мышеловская, Н. Внимание: «Третий возраст»! // Библиотека. – 2011. — № 11. – С. 51. (Программа «Старшее поколение» действует в Мурманской области).
— Чаусова, А., Шайдуров, А. Звездный мастрид: Советы успешных и знаменитых // Библиотека. – 2012. — № 1.(«Мастрид» в переводе с английского означает «список книг для обязательного или ближайшего чтения». Электронный проект Челябинска «КНИГА, или СОВЕТ звездного читателя».)
— Ганзикова, Г. Сотрудничество плюс сотворчество. Часть 1. // Библиотека. – 2012. — № 1-3. (Статья посвящена библиотечным конкурсам и их разновидностям).
— Флешмоб спешит на помощь // Библиотека. – 2012. — № 8. – 1-я стр. обложки. (Опыт коллег).
Краеведение.
Работая по этому направлению можно организовать Открытые просмотры литературы, циклы книжно-иллюстрированных выставок, выставок-хронографов «Ты помнишь, Казанка, как все это было», «От той войны остался след», «Пусть слава боевая земляков немеркнущей звездой в легендах будет жить», цикл мероприятий «Россия – Родина моя», «Россия начинается здесь», «Верю в Россию!», куда следует включить даты общероссийской и краеведческой значимости. Предлагаем оформить выставку «Биография книг – биография поколений. Штрихи к портрету земляков». Книги, вещи, представленные на этой выставке, должны отражать реалии времени, из которых можно составить представление о техническом прогрессе, изменениях в общественной жизни и конкретной исторической ситуации. Можно использовать личные библиотеки читателей. Составной частью работы по краеведению могут стать историко-культурные уроки у памятников и мемориальных досок, часы интересной информации, электронные презентации, слайд-путешествия, уроки краелюбия, конкурсы, познавательные игры, виртуальные путешествия по мемориальным местам села и т.д.
Названия массовых мероприятий библиотеки:
— «Исток ты мой, Родина»,
— «Их имена в истории края»,
— «Край тюменский – родина моя»,
— «Край мой, Сибирь!»,
— «Литературный портрет Казанского»,
— «Люби свой край, уважай свою историю»,
— «Малая родина – большая любовь»,
— «Мой край задумчивый и нежный»,
— «Мой край и я: чем больше думаю, тем больше берегу»,
— «Нам не дано забыть подвиг земляков»,
— «О той земле, где ты родился»,
— «От краеведения – к краелюбию»,
— «Пою тебе, мой край родной»,
— «С милым краем дышу заодно»,
— «Сибири светлые пейзажи»,
— «Свет малой Родины»,
— «Сибирь, России светлый лик»,
— «Ты всех краев дороже мне»,
— «Угол отчий я в душе своей сберег»,
— «Казанские маршруты»,
— «Уходил на войну сибиряк»,
— «Что есть имя твое, Казанское?»,
— «Я вырос здесь – и край мне этот дорог»,
— «Я не случайный гость земли родной»,
— «Я. Мой дом. Моя Россия» и т.д.
Патриотическое воспитание.
Декады патриотизма: цикл мероприятий и кинолекториев, презентации новых исторических серий, дни исторической книги. Встречи с ветеранами. Часы патриотического просвещения. Митинги. Акции памяти, уроки мужества, и т.д.
— Дурягина, В., Чернова, И. О доблести, о подвиге, о славе… // Библиотека. – 2011. — № 11. – С.35. ( О воспитании патриотизма у молодежи в Вологде)
— Мыльникова, Т. Без срока давности // Библиотека. — № 10. – С. 30. ( Работа ЦГБ г. Омска по патриотическому воспитанию).
— Додор, Т. Кто пойдет защищать отчизну? Проек на конкурс // Библиотека. – 2012. — № 5. – С. 43.
— Соболева, Г. О славной Родине ведем рассказ // Библиополе. – 2012. — № 8. – С. 28. (Особенности организации мероприятий по историко-патриотическому воспитанию детей 5-6 лет).
— Фомина, Е. Да не прервется связь поколений // Библиотека. – 2012. — № 2. – С .43. (Акции, конкурсы в преддверии юбилея Победы).
— Кирасирова, Л. Небо покоряется смелым // Читаем, учимся, играем. – 2012. -№ 1. – С.62. ( Мероприятие о летчиках – героях Великой Отечественной войны).
— Кирасирова, Л. Голоса войны минувшей // Читаем, учимся, играем. – 2012. — № 2. – С.37. (Сценарий литературно-музыкальной композиции).
— Рубан, И., Пуганова, О. Строка, оборванная пулей: литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы // Библиополе. – 2012. — № 2. – С.59.
Циклы мероприятий «История в стиле классики», которые могут включать в себя:
- «История, одетая в лицах» — презентации новых исторических романов, новых исторических серий.
- Вечера-портреты «С рождения я призван к царству» — царствующие особы России: Романовы, Рюриковичи и т.д.
- Вечера-портреты, интерактивные игры «Моя судьба – мудреная загадка» о людях необычной судьбы, вошедших в историю России: Никон, патриарх Аввакум, самозванцы, Ермак, княжна Тараканова, Орлов, Потемкин, авантюрные личности и др.
- Вечера-встречи поколений «Войны свидетели живые»;
- Поэтические вечера «Нам жизнь и память»;
- Литературные часы «Идет весна победным маем» и т.д.
В связи с возрастающим требованием к уровню патриотического воспитания целесообразно использовать такую форму как патриотические клубы. Задачей таких клубов является знакомство с прошлым страны, с боевыми подвигами соотечественников, встречи с интересными людьми, помощь ветеранам.
Чрезвычайно важно является то, участие в работе клуба воспитывает активность в чтении литературы данной тематики, углубляет поисковую работу. Большую удачу сулят и выездные заседания на исторические места.
Здоровый образ жизни.
Быть здоровым – замечательно, но непросто. Здоровье – ключевая ценность любого человека независимо от его места жительства. Во все времена ценилась гармония духа и тела. На Руси говорили: «Здоров будешь – все добудешь». Несомненно, состояние здоровья в большей степени зависит от самого человека.
К ухудшению здоровья приводят: употребление алкоголя, табака, наркотиков, нарушение режима дня, самолечение. В тоже время культурное отношение к себе, к своему здоровью, к природе и окружающим людям, двигательная активность, любовь к спорту, преодоление вредных привычек создают основу здорового образа жизни.
Сегодня быть здоровым – это модно!
Традиционные формы библиотечного обслуживания (книжные выставки, презентации, материалы рекламно-издательского характера) не должны содержать информацию запугивающего характера, информацию непроверенную, приблизительную. Названия книжных выставок и мероприятий должны нести позитив, положительный настрой. Задача – не напугать, а информировать, помочь человеку задуматься о своем предназначении в жизни. Необходимо апеллировать к общечеловеческим ценностям.
— «100 советов на здоровье»;
— «Девочка. Девушка. Женщина», «Мальчик. Юноша. Мужчина» (особенности физиологии);
— «В гармонии с собой и миром»;
— «В поисках страны здоровья» (игра-путешествие);
— «Здоров будешь – все добудешь»;
— «Здоровый образ жизни – альтернативы нет!»;
— «Не отнимай у себя завтра»;
— «Подросток. Здоровье. Будущее»;
— «Подросток. Стиль жизни – здоровье» и т.д.
— Эркаева, Г. Брось курить сейчас: Беседа с учащимися 9-10 классов // Библиотека. – 2012. — № 1. – С. 61. (400000 россиян умирают каждый год из-за курения);
— Каверина, О. Будущее принадлежит трезвым нациям // Библиотека. – 2011. — № 2. – С. 53-55. (Конкурсы, направленные на профилактику употребления алкоголя).
Экологическое просвещение.
В рамках этого направления в течение года должны пройти мероприятия, направленные на привлечение внимания пользователей к литературе о природе ( как художественной, так и научно-популярной):
— «По книжным страницам о природе»;
— «Невыдуманные рассказы о природе»;
— «Детские писатели-природоведы»;
— «Природа казанского края в поэтической строке»;
— «Об этом можно говорить стихами…»;
— «Я с книгой открываю мир природы»;
— «Тема экологии в современной художественной литературе»;
— «Природа края в произведениях тюменских писателей» и т.д.
В работе по экологическому просвещению используйте различные формы массовых мероприятий: познавательные и информационные часы, экологические медиапутешествия, конкурсы знатоков природы, часы экологии, турниры, викторины.
Совместно со школами запланируйте провести экологический урок, урок-викторину, экологическую линейку по темам «Мозаика живых загадок», «Планета и мы». Организуйте акцию «Мы за чистый Мир». В рамках акций библиотекам необходимо запланировать открытые просмотры литературы: «Повестка дня на 21 век», «Экологический мониторинг – цифры и факты», «Прогресс и природа – границы риска», «Устойчивое развитие – условие выживания человечества» и др.
Обратите внимание на многоаспектность освещения экологической проблемы: экология и искусство, экология и право, экология и краеведение. Запланируйте творческий конкурс «Эко-палитра», конкурс рисунков «Природоохранные знаки» (дети могут представить работы по темам «Береги лес!», «Не разоряй гнезда!», «Не ломай ветки!», «Не бросай мусор!»). Можно провести ролевую игру «Экологический суд», напомнив каждому о его правах на благоприятную экологическую среду и экологические обязанности.
При планировании своей деятельности обратите внимание на конкретные региональные проблемы: оздоровление рек, сохранение уникальных озер, утилизация отходов. Для этого можно использовать разнообразные формы работы: выставки литературы (выставка-диалог, выставка-факт). Можно также разработать цикл виртуальных выставок экологической тематики: «Климат тысячелетия: от парника до ледника», «Космос и экология», «Эко-транспорт», «Энергетика будущего», «Природное – значит естественное» и т.д. Запланируйте книжную выставку «Необычный календарь», которую можно приурочить к датам экологического календаря.
Экологический календарь:
11 января – День заповедников
15 января – Международный день защиты бельков (детенышей тюленей)
22 марта – Всемирный день водных ресурсов
1 апреля – Международный день птиц
18-22 апреля – Марш парков
22 апреля – День Земли и народный праздник День родников и ключей
22 мая – Международный день биологического разнообразия
5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды
8 июня – Всемирный день океанов
16 августа – Всемирный день бездомных животных
4 октября – Всемирный день защиты животных
Статьи в периодических изданиях:
— Ближенская, А. «Лесной домишко» из любимой книжки: Урок доброты от Виталия Бианки // Библиотека. – 2011. — № 10. – С. 56. (Экологическое просвещение детей на примере известного детского писателя-натуралиста).
— Трунова, Т. «Добро пожаловать в мир Пришвина» // Библиотека. – 2011. — № 11. – С. 61 (о программе работы с творчеством М. Пришвина).
— Бекетова, Л. Одумайся, человек! // Читаем, учимся, играем. – 2012. – № 1. – С. 84. (Мероприятие по охране окружающей среды).
— Бажутина, Г. «Наш город – наш дом!» // Библиотека. – 2009. — № 5. – С. 83-86.
— Борсук, А. Заповеди природы // Читаем, учимся, играем. – 2011. — № 5. – С. 103-108.
— Корешкова, Л. Наш подарок земле // Библиополе. – 2011. — № 4. – С. 10-13.
— Линков, М. Экокраеведение – особое направление деятельности // Библиотека. – 2011. — № 5. – С. 56-60.
— Анишина, Учим беречь природу // Библиотека. – 2009. — № 1. – С. 26-29. и т.д.
Правовое просвещение.
Правовая информация должна быть более доступной населению. В практику работы библиотек такие формы общения с законодательной властью, как «Встреча с депутатом», «Час депутата», которые предлагают свободное обсуждение законопроектов, находящихся на рассмотрении местной думы.
Рекомендуемые формы работы:
— выставки: «Странички юриста», «Права свои знай, обязанности не забывай», «Государство, ты и право», «На параллельных дорогах прав и обязанностей», выставка-кроссворд «Перекресток Мудрого Закона», выставка-протест «Не нарушайте наши права!»;
— заседание круглого стола «Каким я представляю современного лидера России»;
— историческое путешествие «Права ребенка: от истоков к настоящему»;
— информационная игра «Я люблю страну, где есть право на имя и на семью»;
— турнир юных правозащитников «С детства знай свои права», игры «Правовая Угадайка», «Правовой букварик», литературная игра-путешествие «Путешествие в страны Закона, Права и Морали»;
— цикл информационных часов «Молодежная правовая трибуна» на темы «Законы, по которым мы учимся, работаем, живем»;
— правоведческий час «На весах Фемиды», «Основной закон государства: права, гарантии и защита», юридический диалог «Правовые проблемы»;
— правовой брейн-ринг «Магистры юстиции»;
— ток-шоу «Остановиться на грани», «Разрешенное и запрещенное» и т.д.
— Балабанова, Л. Все вправе знать о праве: Комплексная программа профилактики правонарушений // Библиополе. – 2011. — № 12. – С. 19. (Опыт работы ЦГДБ им. С. Маршака г. Тамбова)
— Кенжегалиева, С. «Опасный возраст» // Библиотека. – 2011. — № 11. – С. 29. (О работе клуба «Правовая планета детства», созданного в Астраханской ОДБ)
— Клепикова, М. Рождение символов: Цикл занятий для старшеклассников // Библиополе. – 2011. — №№ 10-12.(Занятия проводятся на примере гербов городов России)
— Красновский, Л. Пробуждение душ: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних // Библиотека. – 2012. — № 3. – С. 51.
— Доронина, М. «Скорая помощь» для подростков: Профилактика правонарушений // Библиотека. – 2012. — № 5. – С. 50.
— Ваничева, А. Эстафета мнений // Библиотека. – 2011. — № 7. – С. 22-23.
— Калинина, С. Сегодня школьник – завтра избиратель // Библиополе. – 2011.- № 9. – С. 18-20. (В помощь повышения правовой культуры избирателей) и др.
Формирование толерантного сознания и поведения населения. Профилактика экстремизма.
Толерантность в широком смысле – понимание, терпимость к чужому мнению. Это основа мирного сосуществования людей не только разных национальностей и вероисповеданий, но и представителей одной нации. Сейчас очень остро стоит проблема разобщенности людей даже внутри семьи. Умение прощать другим то, что не соответствует нашим взглядам, мнениям и представлениям – весьма не простая задача.
План мероприятий библиотек по профилактике экстремизма на 2014-2016гг. составлен. В течение года можно организовать книжные выставки и тематические полки по темам:
— «У нас друзья на всей Планете»,
— «Научитесь слушать и откликаться»,
— «Мир такой родной и разный»,
— «21 век – век толерантности»,
— «Время понимания» и т. д.
Можно провести мероприятие «Черты толерантной личности», цель которого – воспитание терпимости в молодых людях.
Запланируйте такие мероприятия, как:
— день информации «Жить всегда в мире»;
— устный журнал «Толерантность – дорога к будущему»;
— актуальный диалог «Уважение к национальным различиям»;
— экспресс-час «Людям России хочется мира»;
— урок «Такое трудное слово – толерантность» и др.
Материалы из периодических изданий:
— Бажутина, Г. Мы нужны в социальном пространстве каждого населенного пункта // Библиотека. – 2011. — № 11. – С. 55. (О работе библиотек с национальными диаспорами).
— Левагина, С. Взаимопроникновение этносов: профессиональный аспект // Библиополе. – 2011. — № 5. – С. 12-14.
— Неделя Европейских стран в библиотеке // Библиотека. – 2012. — № 8. – С. 20. И т.д.
Работа с художественной литературой. Продвижение книги и чтения.
Одно из самых важных, основополагающих направлений работы библиотеки. Именно данное направление способствует превращению случайного посетителя библиотеки в квалифицированного читателя в независимости от его возраста.
Библиотеки призваны искать пути целенаправленного воздействия на духовно-нравственное становление и эстетическое развитие личности. Главное в этой миссии — поднять престиж литературной классики, пробудить и углубить интерес к ней. Обращение к произведениям классиков художественной литературы формирует духовность, гражданскую зрелость читателя.
В связи с падением престижа книги и чтения эта проблема выходит на первый план. Отметим интересный опыт коллег из ГЮБ республики Бурятии.
Библиотекари организуют: Неделю детской и юношеской книги «Чтение+». В программе: выставки-рекомендации «ЧИТАЙмер успеха», обзоры, встречи с интересными людьми «Библиотека и молодежь: с книгой в будущее», читательский рейтинг «Мой личный Букер».
Тематика выставочной деятельности разнообразна:
— «Любопытно, потому что это читают молодые»;
— «Книжные соблазны лета»;
— «Все проходит, а книги остаются»;
— «Книга – это маленькая жизнь».
Можно организовать семейный конкурс «Книжный хит семьи». Здесь будут оцениваться семейные творческие работы о том, какую роль сыграла книга в читательской биографии членов семьи, историю ее появления в домашней библиотеке, серьезные и шуточные события, связанные с книгой.
Формы и названия мероприятий:
— обзор новых поступлений «Новости печатного двора»;
— выставка-просмотр «Книги-события-2015»;
— «Хороша книга к сезону» — цикл выставок-настроений: «Не надо слов, просто наслаждайтесь: зима», «Немного волшебства на книжный день: книги весны», «Лето, море, солнце, пляж – какую книгу взять в багаж?», «На часок воспариться над серой обыденностью: осень».
— акция в поддержку продвижения книги и чтения «Книги и авторы на все времена» и др.
Юбилейные даты писателей:
— 15 января – 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829),
— 29 января – 155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860-1904),
— 10 февраля – день памяти А.С. Пушкина,
— 28 февраля – 95 лет со дня рождения Федора Александровича Абрамова (1920-1983),
— 6 марта – 200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова (1815-1869),
— 16 мая – 105 лет со дня рождения Ольги Федоровны Берггольц (1910-1975),
— 24 мая – 110 лет со дня рождения Михаила Александровича Шолохова (1905-1984),
— 6 июня – Пушкинский день России,
— 29 июня – 115 лет со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери (1900-1944),
— 24 сентября – 70 лет со дня рождения Ларисы Алексеевны Рубальской (1945),
— 3 октября – 120 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина (1895-1925),
— 22 октября – 145 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953),
— 28 ноября – 135 лет со дня рождения Александра Александровича Блока (1881-1921),
— 28 ноября – 100 лет со дня рождения Константина Максимовича Симонова (1915-1979) и т.д.
Книги-юбиляры: (см. в КЗД в метод.кабинете).
Составлены планы мероприятий на 2015 год К Году литературы в Тюменской области, к 100-летию со дня рождения А.И. Солженицына (11 декабря 1918г.).
Формы мероприятий см. в сборнике «Библиотечные мероприятия: от идеи до воплощения».
Духовно-нравственное воспитание.
Состоит в том, чтобы помочь возродить в обществе духовные традиции путем рекомендации читателю лучших образцов духовно-нравственной литературы, воспитания у читателей художественного вкуса и читательской культуры. Библиотеки располагают значительным воспитательным ресурсом – книжным фондом, отражающим направления культуры, духовности.
Праздники:
— День семьи;
— День матери;
— День семьи, любви и верности;
— День пожилого человека;
— День инвалидов;
Формы и названия мероприятий:
- урок вежливости, этикета и общения «Сохраним в себе человека»;
— час духовности «Милосердие – отклик души»;
— тематический вечер «Вы прекрасны, женщины земли»;
— утренник «Самая милая, самая любимая»;
— утренник «Ты одна такая – любимая и родная»;
— книжно-иллюстрированная выставка «Мама – жизни моей начало»;
— поэтический вечер «Женщина, которую благославила Природа»;
— тематический вечер «Прости меня, мама»;
— праздник «Славим женщину-мать»;
— выставка-факт «Женский силуэт в истории»;
— праздничный вечер «Нет вершин превыше матерей»;
— выставка «Святые Петр и Феврония: покровители семьи и брака» и т.д.
— (Мероприятия к 175-летию П.И. Чайковского на 2015 год в метод.отделе)
— «Арт-окно» (витрина),
— «Лавка мастерства»,
-«Вернисаж»,
— Виртуальные путешествия по художественным галереям и музеям мира,
— выставка-портфолио – представление молодых художников, музыкантов, и т.д.
— выставка-музей,
— выставка-плакат,
— день творчества,
— дискуссионный видеосалон,
— медиаурок,
— творческие портреты,
-цикл мероприятий «Творчество против недуга» — чтобы привлечь внимание к творческим одаренным людям с ограниченными физическими возможностями, тематический вечер «Сильные духом люди» и др.
Работа с пожилыми людьми:
— «50+ВЕБ: информационное пространство молодых»;
— «Души запасы золотые»;
— «Когда старость в радость»;
— «Разгладим морщинки, согреем ладошки»;
— тематический вечер «День мудрости» и др.
Библиотека в поддержку семьи. Помощь в организации семейного чтения и семейного досуга.
Библиотеки должны работать над решением следующих проблем по данной теме:
— обострение семейных отношений, обеспечение семейной стабильности (организация консультаций, приемов);
— восстановление традиционных форм общения в семье, семейного воспитания, образования, чтения;
— организация досуга (Дом семейного отдыха, семейные конкурсы, клубы выходного дня, клубы молодых родителей и т.п.);
— педагогическое просвещение родителей.
В фонде библиотеки можно выделить постоянный информационный стенд «Семья и общество», специализированный стеллаж «Семья. Дом. Быт. Досуг». Организовать цикл выставок под общим названием «Семейная Академия».
Разнообразьте формы массовых мероприятий, которые вы можете предложить семьям по направлениям:
— индивидуальные беседы с родителями о детях, чтении;
— изучение мнений родителей: опросы, анкетирования по темам «Вы как читатель в детстве», «О книгах, чтении и о себе», «Книга детства», «Книга сегодня – книга навсегда»;
— встречи с многодетными семьями «Святая наука расслышать друг друга»;
— совместные конкурсы, родительские конференции «Семейные традиции – основа духовного и нравственного развития детей»;
— организация выставок-просмотров, книжно-иллюстрированных выставок для всей семьи: «Мир семьи – мир, в котором мы живем», «Сказки для всей семьи», «Чтение в семейном кругу», «Библиотека. Семья. Информация», «Советуют родителям – дети», «Дети и взрослые: что они думают друг о друге?» и др.
— литературные праздники для всей семьи «Тайны Рождества», «Тепло и свет родного дома», «Для мамы любимой», «Передай добро по кругу» и др.
— родительские собрания в библиотеке «Как осчастливить ребенка чтением?», «В семье рождается читатель», «Книжный свет моей семьи»;
— фестиваль семейных проектов, семейного творчества «Постигая мир книги», «Добрых рук – прекрасное творенье», «Мир увлечений» и др.
— занятия «Выходной – в библиотеке» для семей по темам: «Читаем. Играем. Смотрим», «Большой мир книг для всей семьи», «Мой теплый мир», «История простых вещей» и др.
— Тимченко, С. Мамы всякие нужны, папы всякие важны // Библиотека. – 2012. — № 2. –С. 11. (О школе ответственного родительства);
— Губина, В. «Привет, «Шнурки»!»: Читаем вместе, читаем всей семьей // Библиотека. – 2012. — № 3. – С. 45. (Совместная работа библиотеки, родителей и детей) и др.