СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что значит быть толерантным? Уроки холокоста

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный  час  «Что значит быть толерантным? Уроки Холокоста». 9,11 класс.

Что такое Холокост? Нужны ли знания о нём человеку 21 века?

Активная форма проведения классного часа - решение ситуационной задачи

 

Просмотр содержимого документа
«Что значит быть толерантным? Уроки холокоста»

Шулятьева Е.Р. - учитель русского языка и литературы,

Шулятьев Н.Л.- учитель истории и обществознания,

МБОУ «СОШ с УИОП №66» города Кирова

Ситуационная задача

Название задачи

Уроки Холокоста

Предмет

История на поле литературы, русского языка, обществознания, ОПД


Классный час «Что значит быть толерантным? Уроки Холокоста».

Класс

9,11 класс

Типология

Обучающая

Личностно-значимый познавательный вопрос

Сестры-близнецы Евгения и Ксения Каратыгины стали известны после выпуска программы «Безумно красивые» на Муз-ТВ, вышедшем в декабре 2011 года. Отвечая на вопрос ведущей Ольги Шелест «Что такое Холокост?» девушки заявили, что им это ни о чем не говорит и предположили, что Холокост - это клей для обоев.

А что такое Холокост? Нужны ли знания о нём человеку 21 века?

Информация по данному вопросу

Текст 1.Справочные материалы

а) Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Холоко́ст 

  • в узком смысле — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией  на протяжении 1933—1945 годов. Наряду с геноцидом армян в Османской империи считается одним из самых известных примеров геноцида в XX веке.

  • в широком смысле — преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, гомосексуальных мужчин, масонов, безнадёжно больных и инвалидов и др.) в период существования фашистской Германии.


б) Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Холоко́ст  

Теория холокоста утверждает, что всего было уничтожено 6 млн евреев. Термин «холокост» также имеет другие, не связанные с ним семантически, названия: Шоа (ивр. השואה с ивр. «стихийное бедствие») и «Катастрофа». На официальном уровне холокост принято считать величайшим преступлением, известным мировой истории, и не имеющим прецедентов.

в) Этимология термина.

Английское слово «holocaust» заимствовано из древнегреческой Библии (где используется в латинизированной форме holocaustum наряду с holocau(s)toma и holocaustosis). Там оно происходит от греческих также библейских форм òλόκαυ(σ)τος, òλόκαυ(σ)τον «сжигаемый целиком», «всесожжение, жертва всесожжения», òλοκαύτωμα «жертва всесожжения», òλοκαύτωσις «принесение жертвы всесожжения».

В русском языке встречалось в формах «олокауст» и «олокаустум» («Геннадиевская Библия» 1499 г.), в «Письмовнике» Курганова (XVIII век) приведено понятие «голокость» с толкованием «жертва, всесожжение».

В русском языке слово «холокост», как обозначающее понятие, не являющееся именем собственным, пишется со строчной буквы.

Считается, что слово «холокост» применительно к событиям Второй мировой войны первым начал употреблять в 1960-х годах Эли Визель, утверждавший, что евреев уничтожали в больших количествах, бросая их живьем в печи, а в широкий оборот слово вошло после выхода многосерийного телефильма «Холокост» (1978 год).

г) Геноцид - действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-л. национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.

д) Антисемитизм – одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. 

е) Гетто - часть города, выделенная для принудительного поселения лиц (первоначально евреев) по национальному, расовому или религиозному признаку.

Текст 2. Б.Горбатов «Непокорённые» 1943. Отрывок из повести.
Евреев расстреляли где-то за городом. Чудом уцелевшие одиночки прятались в русских семьях. Русские люди охотно, не страшась, прятали мучеников: это был долг совести. Улица, на которой жил Тарас, прятала шестилетнюю девочку. Полицейские дознались о ней и рьяно искали. Этого даже Тарас уразуметь не мог. "Неужто, - усмехнулся он, - германское государство рухнет, если будет жить на земле шестилетняя девочка?" Но полицейские продолжали рыскать по домам. У них появился охотничий азарт. Они, как псы, вынюхивали след. Улица не сдавалась. 
Каждый вечер девочку, закутанную в темный платок, переносили на новое место от соседа к соседу. В каждом доме был освобожден для нее сундук и в нем постелька. Девочка и жила, и ела, и спала в сундуке; при тревоге крышку сундука захлопывали. Ребенок привык к своему убежищу, оно больше не казалось ему гробиком. От девочки пахло теперь нафталином и плесенью, как от древней старушки. 
Марийка от подружек узнала об этой девочке: детвора говорила о ней шепотом. Когда ребенка принесли в дом Тараса, Марийка, замерев, спросила деда: "Это девочка из сундука?" - и Тарас не знал, что ей ответить. 
Девочка из сундука была бледненькой и хилой. В ее больших черных глазах жил испуг. Годы понадобятся, чтобы успокоить и развеселить такие глаза! Марийка вдруг обняла девочку и прижалась к ней. Черненькая и беленькая головки... 
- Будем в куклы играть, - сказала Марийка и оглянулась на Тараса. Можно? Мы в сундуке будем в куклы играть! - поспешила она прибавить, и Тарас отвернулся, чтобы смахнуть слезу. 
Ночью в домик Тараса ворвались полицейские. Они перевернули вверх дном все комнаты и чуланы, нашли и взломали сундук. Девочка спала. Она продолжала спать даже на руках полицейского, безмятежно улыбалась во сне и тихонько чмокала губами. Грубый толчок разбудил ее. Она увидела чужие страшные лица и черные шинели. Она закричала, так закричала, что Тарас не выдержал и бросился на полицейского. 
Когда, обливаясь кровью, Тарас поднялся, наконец, с пола, он прежде всего вспомнил о девочке, о беленькой девочке, о своей, о Марийке. Он оглянулся на нее и увидел ее глаза. Огромные, синие, они были расширены ужасом. "Что ж это? Что ж это, дедушка? За что?" - спрашивали ее глаза. 
Но слез в них не было. 

Текст 3. Дневник Анны Франк

Дневник голландской девочки Анны Франк - один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма - сделал ее имя знаменитым на весь мир.

Анна вела дневник с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года. Когда она начала вести дневник, ей было 13 лет.

Суббота, 20 июня 1942 г.

…В мае 1940 года начались трудные времена: нападение Германии, капитуляция, оккупация и все больше бед и унижений для евреев. Законы, ограничивающие наши права, принимались один за другим. Евреи были обязаны носить желтую звезду, сдать свои велосипеды, не имели права ездить на трамваях и в автомобилях, даже собственных. Евреи могли посещать магазины

только с трех до пяти и пользоваться услугами исключительно еврейских парикмахеров. Евреи не имели права появляться на улице с восьми вечера до шести утра. Им запрещалось ходить в театры, кино и другие подобные учреждения, а также - в бассейн, теннисный корт, на греблю, и вообще заниматься любым видом спорта в общественных местах. С восьми вечера евреи

не могли сидеть в собственном саду или в саду у знакомых. Нельзя было ходитьв гости к христианам. Учиться позволялось только в еврейских школах. Так мыи жили в ожидании новых запретов. Джекки говорила: "Боюсь браться за что бы то ни было, а вдруг и это нельзя?"

Текст 4.

Статистика о Холокосте.

В Освенциме замучено 1,5 млн., из них – 1,1 млн. евреев.

В лагере Собибор было убито 250 тысяч евреев;

В лагере Белжец – более 600 тысяч;

В лагере Треблинка – 870 тысяч;

В лагере Майданек – 1млн. 600 тысяч человек;

В Варшавском гетто 480000 евреев

В Львовском гетто – 409000 человек, ликвидировано в июне 1943 году.

В Минском гетто – около 100000 человек.

Текст 5.

Фотоматериалы «Жертвы ХОЛОКОСТА»



Текст 6. Из книги А.Гитлера «Майн кампф»( «Моя борьба»)      Гитлер поделил все человечество на три категории: создатели цивилизации (Kulturbegrunder), носители цивилизации (Kulturtriger) и разрушители цивилизации (Kulturzerstirer). К первой группе он отнес арийскую расу, то есть германскую и североамериканскую цивилизации, как имеющие первостепенное значение. Постепенное мировое распространение арийской цивилизации вплоть до японцев и других "морально зависимых рас" привело к созданию второй категории - носителей цивилизации. К этой группе Гитлер причислил в основном народы Востока. Только по внешнему виду японцы и иные носители цивилизации остаются азиатами; по внутренней сути они являются арийцами. К третьей категории - разрушителей цивилизации - Гитлер отнес евреев.     

Многие страницы книги посвящены презрительному отношению Гитлера к евреям. "Резкой противоположностью арийцу является еврей. Едва ли какая-нибудь нация на земле обладала инстинктом самосохранения в той степени, в какой его развил т. н. "избранный народ". Евреи никогда не имели своей собственной Kultur, они всегда заимствовали ее у других и развивали свой интеллект, вступая в контакт с другими народами. В отличие от арийцев, стремление евреев к самосохранению не выходит за рамки личного". Еврейское чувство "сопричастности" (Zusammengehirigkeitsgef?hl) базируется на "весьма примитивном стадном инстинкте". Еврейская раса была "откровенно эгоистичной" и обладала только мнимой Kultur.     По мнению Гитлера, евреи были паразитами на теле других народов, создавая государство в государстве и не желая уходить.

Текст 7. А.Минтаев выдержки из статьи « СКИНХЕДЫ - КТО ОНИ НА САМОМ ДЕЛЕ?»

Скинхеды или скины - это участники относительно нового неформального стилистического контркультурного молодёжного движения, возникшего в Европе и Америке примерно в 60-80 годах. Слово "скинхед" происходит от слияния двух английских слов: skin - "кожа" и head - "голова"; слово skinhead буквально переводится как "кожаная голова". В их идеологии присутствует крайняя форма расизма, проявляющаяся в открытом выражении неприязни и ненависти по расово-национальному признаку, как путём лозунгов, призывов, надписей, рисунков, символики, так и путём прямых действий, стычек, столкновений, массовых драк, акций устрашения. Все эти действия направлены (без особой конкретизации) в отношении негроидных и азиатских рас. Но в принципе от рук бритоголовых может пострадать любой "не русский" человек, "не славянской" внешности, с более или менее тёмным цветом кожи. Объекты воздействия определяются на глазок, преимущественно по визуальному признаку: цвет кожи, черты лица, разрез глаз, волосы. У определённой части скинхедов господствуют антисемитские и антикавказские настроения, присутствует желание применения крайних форм геноцида, особенно сильно выраженные в отношении лиц "кавказской национальности" (в частности, мусульманских диаспор, а также персонально по отношению к вайнахской диаспоре, особенно часто упоминаются жители Чечни). Иногда могут произноситься угрозы в адрес жителей Средней Азии. Имеет место агрессивная ксенофобия (неприязнь к иностранцам), главным образом по расовому признаку, особенно к иностранцам-иммигрантам (беженцам, вынужденным переселенцам из стран ближнего зарубежья).

Главное в их идеологии - это национализм, национал-расизм, превозношение своей (в данном случае - русской) нации как нации, принадлежащей к "белокожим", стоящей выше всех других рас (в основном по сравнению с негроидными и азиатскими расами). То, чем белая раса возвышает себя над другими, практически каждый бритоголовый толкует по-своему и не особенно конкретизирует. Одновременно национализм бритоголовых проявляется в смысле гордости и ощущения превосходства именно своего народа, своей нации. Гордость затрагивает также и обычаи, и традиции своей страны и своей национальности. В идеале социальное устройство государства мыслится бритоголовыми по принципу южноафриканского апартеида 50 - 80-х годов с некоторыми элементами общественного устройства Германии времён Третьего рейха. Это должно быть унитарное государство, в котором существует значительное социальное и имущественное неравенство по цвету кожи и самая явная расовая дискриминация. В российском варианте в этом государстве должен существовать и приоритет русской (славянской) нации над остальными.

Скины выступают против неконтролируемой волны "не русских" нелегальных эмигрантов, как из стран, сопредельных с Россией, так и из многих субъектов самой Российской Федерации. По мнению скинов, нелегальные эмигранты и мигрирующее "не русское" население самой России захватывают рабочие места, предназначенные для русских. Также они являются противниками смешанных, интернациональных браков между людьми, принадлежащими к разным расам. У российских бритоголовых этот принцип в первую очередь распространяется на русское (славянское) население. Основополагающим критерием выступает национальность и цвет кожи. По мнению скинов, в межрасовых, интернациональных браках рождаются "гибриды" - расово неполноценные дети. Среди большинства скинов существует мнение, что меры социальной защиты, такие как бесплатное образование и бесплатное здравоохранение, социальное страхование и пенсионное обеспечение, должны в первую очередь быть предоставлены русскому (славянскому) населению.В массе своей скины являются сторонниками самых радикальных решений. В государстве, построенном по их принципу, должны беспощадно преследоваться и уничтожаться те, кто, по их мнению, является "человеческим мусором" - хронические наркоманы, гомосексуалисты, педофилы и прочие, отличающиеся от нормальных людей личности.

Текст 8. Холокост в киноиндустрии.

«Пиани́ст» (англ. The Pianist) — фильм Романа Полански, который был удостоен «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале 2002 года, а также трёх премий «Оскар», включая за лучшую режиссуру и лучшему актёру — Эдриену Броуди. Талантливый пианист Владислав Шпильман занимается искусством до наступления Второй мировой войны, пока территорию Польши не занимают нацисты. Жизнь всех евреев меняется: их помещают в Варшавское гетто.

См. фильм

Задания для работы с данной информацией

Ознакомление

Прочитайте самостоятельно тексты. Найдите ответ на вопрос: «Что такое ХОЛОКОСТ?» и запишите его в тетрадь. Приведите примеры отношения нацистов к евреям во времена Второй Мировой войны.

Понимание

Объясните причины того, что массовое уничтожение евреев, назвали Холокостом.

Применение

Определите тему, объединяющую тексты художественного стиля, их основную идею.

Анализ

Проанализируйте отрывки из статьи А. Минтаева. Запишите: какие уроки мир может извлечь из Холокоста? (Предложите способы, позволяющие избежать Холокоста в будущем).

Синтез

Напишите возможный сценарий развития государства, к власти в котором пришли скинхеды.

Оценка

Разработайте проект «Уроки Холокоста» для выступления перед учащимися 8-10 классов.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!