СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповое логоритмическое занятие. Цель работы: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата, ритмической стороны речи.

Просмотр содержимого документа
«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»

Групповое логоритмическое занятие

с учащимися 1 класса

Попова Л.В.,

учитель-логопед

Усовская СОШ,

февраль 2017г.


Тема: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»

Цели: развивать мелкую моторику пальцев рук, работать над речевым дыханием, артикуляционным аппаратом, ритмической стороной речи.

Оборудование: шестигранные карандаши, демонстрационные карточки, раздаточный материал, массажные пружинки, ПК.


ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительная часть

Приветствие.

Разучивание рифмовки для концентрации внимания.

Раз, два, три!

Слушай и смотри.

(Показывают на уши и глаза.)

Три, два, раз!

Мы начнем сейчас.

(Руки к груди, а затем левая рука вниз, а правая с поднятым указательным пальцем выносится вперед)


Логопед: Слушайте внимательно и повторяйте за мной.

Доброе утро! Птицы запели!

Добрые люди, вставайте с постели.

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встает и идет по домам.

Доброе утро и солнцу, и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Улыбнитесь мне, как клоуны в цирке


- Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так, как вас называет мама. (Дети называют свои имена, садятся на стулья, стоящие перед логопедом полукругом.)


Сообщение темы занятия и правил поведения во время занятий.


2. Пальчиковая гимнастика «Пальцы дружная семья».


Логопед:

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить.


Пальцы — дружная семья.

Друг без друга им нельзя. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Упражнения с шестигранным карандашом


Добываем огонь

Добываю я огонь,

Тру ладонью о ладонь.

(Карандаш вертикально зажат между ладонями. Нижний конец карандаша соприкасается со столом. Движениями «вперед-назад» прокатывать карандаш между ладонями.)

Массажист

Покатаю карандаш немножко-Помассирую ладошки.

Вы, ладошки, не ленитесь,

На занятиях трудитесь.

Раскатываем тесто

Пирожки я выпекаю,

Тесто тонко раскатаю.

(Карандаш расположен на столе горизонтально. Прокатываем карандаш по столу сначала одной ладонью, затем другой, как будто раскатываем тесто.)

Печем тесто

Чтоб пирог большой испечь,

Нужны противень и печь.

(Карандаш расположен на столе горизонтально. Прокатываем карандаш двумя ладонями одновременно, как будто раскатываем тесто.)

Дождь

Дождь по крыше барабанит,

Ну, когда же он устанет?

Дома я весь день сижу,

Никуда не выхожу.

(Карандаш лежит на столе. Постукиваем кончиками пальцев одной руки по карандашу. Затем руки меняем.)

Подъемный кран

Вот большой подъемный кран,

Сильный он, как великан.

Легко бревна поднимает

И обратно опускает.

(Карандаш лежит на столе. Берем карандаш большим и указательным пальцами, поднимаем над столом и снова кладем на место. Затем берем карандаш большим и средним пальцами, поднимаем и кладем на место. Точно также берем карандаш большим и безымянным, большим и указательным пальцами. То же самое упражнение выполняем с другой рукой.)

Гимнаст

По бревну пройду я ловко,

Здесь, друзья, нужна сноровка.

(«Пройти» по карандашу, как по бревну, указательным и средним пальцами.)

Дудочка
На дудочках играют 
Девочки и мальчики. 
На кнопки нажимают 
Маленькие пальчики.

(Взять карандаш, как дудочку. Поднимать и опускать пальцы в
произвольном порядке и темпе, имитируя игру на дудочке. Также можно нажимать на «дудочку» всеми пальцами последовательно.
 )

Вертушка

Ты, вертушка, крутишься,

Ты, вертушка, вертишься.

Мне с тобой не скучно,

Мне с тобою весело!

(Карандаш лежит на столе. Указательным и большим (указательным и средним) пальцами перехватить карандаш посередине и покрутить его на столе вокруг своей оси. То же упражнение выполняется другой рукой.)



Игра «Любопытная Варвара»

(на пространственную ориентировку).

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо,

Смотрит вверх и смотрит вниз.

Ты, Варвара, не крутись.

Посмотри назад, вперед,

А потом наоборот.


3. Артикуляционная гимнастика

Статические упражнения

 Бегемотик

Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2 – 3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Широко открыли ротик –

Получился «бегемотик»,

А затем закрыли рот –

Отдыхает «бегемот».


Лягушка

Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты.

На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Превратили нас в лягушек –

Дотянулись мы до ушек.

Дотянулись, улыбнулись,

А затем домой вернулись.

Хоботок

Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Вытянул слоненок хобот,

Поиграть нам предложил.

Губы «хоботком» сложили,

Со слоненком подружились.

 

Парус

Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5 – 6 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем парус мы держать

Чашечка

Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле пред зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Эту чашечку, дружок,

Сделал ловкий язычок.

Нужно нам как можно дольше.

Подержать вот этот ковшик.


Грибок

Цель: выработать подъем языка вверх, тренировать подъязычную связку.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к небу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Вверх подняли язычок,

Стал похож он на грибок.

Мы подержим так немножко,

А затем потянем ножку.


Динамические упражнения

 Пятачок

Цель: учить выполнять точные движения губами под счет, тренировать мышцы губ.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед «хоботком», повернуть «хоботок» влево, на счет «два» – повернуть вправо, на счет «три» – поднять в вверх, на счет «четыре» – опустить вниз. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5 – 6 раз.

Подражаем поросенку,

Сложим губки пяточком,

Раз, два, три, четыре,

Пяточком мы покрутили.


 Кролик

Цель: учить выполнять легкий массаж нижней губы верхними зубами.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

Улыбнуться, открыть рот и покусывать верхними передними зубами нижнюю губу под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Любит грызть пушистый кролик

И капусту, и морковь.

Кролику морковку дали

И за ушком потрепали.

 

Язычок спит

Описание. Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя - пя - пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя - пя - пя - пя - пя - пя

Отдыхаем все, друзья!

Лошадка

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и присасывая язык к нёбу, пощелкать "узким" кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок цок цок цок цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок - цок - цок - цок - цок.


Барабанщик

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполнить в течение 10 – 15 сек.

Петя встал сегодня рано

И стучит по барабану.


4. Работа над просодическими компонентами речи.

Повторение песенок гласных звуков.

(Повторить песенки гласных звуков и уточнить, почему эти звуки называются гласными.)

Будь внимателен, смотри,

Песни звуков повтори:

А. А! А? А-а, а-а! А-а?

О. О! О? О-о, о-о! О-о?

У. У! У? У-у, у-у! У-у?

И. И! И? И-и, и-и! И-и?

Э. Э! Э? Э-э, э-э! Э-э?

Ы. Ы! Ы? Ы-ы, ы-ы! Ы-ы?

5. Чистоговорки

Острая коса

Са-са-са – вот коса.

Са-са-са – острая коса.

Сой-сой-сой – траву косили мы косой.

Коза

За-за-за – вот коза.

Зу-су-зу – я пасу козу.

За-са-за – ест траву коза.

За-за-за – молоко дает коза.

Мышкина нора

Pa-pa-pa – у мышки есть нора.

Ре-ре-ре – мышка прячется в норе.

Ра-ра-ра – хорошее убежище – нора.

Ре-ре-ре – не достать коту мышей в норе.


6. Подведение итогов занятия. Прощание.

Спасибо нашим пальчикам, Спасибо язычку.

(Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.)

Красиво, четко, правильно

Я говорить хочу.

(Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!