Мотивационно-целевой (стадия вызова) | Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | Здравствуйте, ребята, прочитайте слова эпиграфа: «Чтобы жить и трудиться, надо много трудиться». Объясните, пожалуйста, как вы их понимаете? Какие задачи предстоит нам выполнить на этом уроке? Также мы поговорим о цветке, неизвестном, необычном, непохожем на другие цветы. | На сегодняшнем уроке мы познакомимся с замечательным рассказом А. Платонова «Неизвестный цветок» и поразмышляем над проблемами, которые автор поставил в своём рассказе. - записывают в тетрадь число, классная работа и тему урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) |
Поисково-исследовательский метод (осмысление содержания) | Развивать умения применять новые знания. | Вы должны будете оценивать сами свою выполненную работу. В конце урока каждый выставляет себе оценку за урок. 1. Вы познакомились с содержанием сказки-были. Хорошо ли вы знаете произведение? У каждого на парте лежит шкала оценивания (знания/незнания), напишите на нем фамилию и имя. Оцените сами себя. Для этого в шкале поставьте крестик там, на каком уровне вы находитесь: не знаю (0), плохо знаю (1), хорошо знаю (2). В конце урока мы вернемся к шкале, и вы оцените, насколько продвинулись вперед. 2.Давайте вспомним развитие сюжета в произведении. Я предлагаю вам простой план произведения, но этапы перепутаны. Ваша задача: поставить все этапы в правильном порядке. Полученный план запишите в тетрадь, чтобы проверить, обмениваемся тетрадями с соседом по парте. Результат заносим в лист оценивания. Если без ошибок выполнена работа ставим «2 балла», если 1,2 ошибки - 1 балл, а если 3,4 ошибки, то ставим – «0». 3. Вопросы классу: Когда вы открыли произведение, то что было написано под названием «Неизвестный цветок»? Какие слова-ассоциации вызывают у вас эти слова? Итак, что такое сказка? Что такое быль? Оцените сами свой ответ. Как соединяет автор эти два жанра? (Реальное и фантастическое переплетается в произведении) Назовите реальное и фантастическое в произведении. 4Анализ проблем, затронутых в рассказе. Работаем по группам. Каждая группа имеет свое задание. Оценивает работу группы весь класс. 1 группа: найдите в тексте описание первого неизвестного цветка, ключевые слова, характеризующие этот цветок. 2 группа: найдите в тексте эпизод, где рассказывается, что было «другим» летом? 3 группа: найдите описание последнего цветка. Выпишите ключевые слова, характеризующие его. 4 группа: Благодаря чему неизвестный цветок выжил? Можем мы сказать, что его труды не пропали даром? Почему? 5 группа: «художники». Нарисуйте цветок, каким его изобразил Платонов в тексте. Выводы: Чему у цветка может научиться человек? В чем идея этого произведения? (Что хотел сказать автор своим рассказом?) | Учащиеся сами оценивают себя Составляют последовательный план этапов рассказа Обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга Отвечают на вопросы Видят на слайде: Сказка – произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием фантастических сил. Быль – то, что действительно происходило, реальное событие. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость 1 гр: листья большие, утомленные, одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета, он был слепой. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем. Благоухание, Тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. 2 гр: Пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. 3 гр: Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне. 4 гр: Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, упрямство, чтобы выжить. Не хватало уже сил жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности), познавательные (отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, работа над формированием логических умений: анализ) регулятивные (оценивать свои достижения на уроке) Принцип деятельности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению) |