СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» (по рассказу А.П.Платонова «Неизвестный цветок»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» (по рассказу А.П.Платонова «Неизвестный цветок»)»

Методическая разработка урока литературы в 6-а классе

Тема урока: «Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» (А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»)

Цель урока: познакомить учащихся с биографией писателя, с его сказкой-былью «Неизвестный цветок». Продолжить формирование умений работать с текстом; выявить проблемы, затронутые автором.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Планируемые результаты:

Личностные : воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к чтению.

Метапредметные;

  • Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

  • Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

  • Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Предметные : познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», выявить проблемы, поднятые автором в тексте.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (устный рассказ, практическая работа), групповая, коллективная

Оборудование:

  • ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний.

  5. Закрепление изученного материала.

  6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  7. Выставление оценок за урок.





Технологическая карта урока



Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент


Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Проверяет

готовность учащихся к уроку литературы

Приветствуют учителя

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Мотивационно-целевой

(стадия вызова)


Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Здравствуйте, ребята, прочитайте слова эпиграфа: «Чтобы жить и трудиться, надо много трудиться». Объясните, пожалуйста, как вы их понимаете?

Какие задачи предстоит нам выполнить на этом уроке?



Также мы поговорим о цветке, неизвестном, необычном, непохожем на другие цветы.





На сегодняшнем уроке мы познакомимся с замечательным рассказом А. Платонова «Неизвестный цветок» и поразмышляем над проблемами, которые автор поставил в своём рассказе.

- записывают в тетрадь число, классная работа и тему урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).


Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)








Поисково-исследовательский метод (осмысление содержания)

Развивать умения применять новые знания.

Вы должны будете оценивать сами свою выполненную работу. В конце урока каждый выставляет себе оценку за урок.

1. Вы познакомились с содержанием сказки-были. Хорошо ли вы знаете произведение? У каждого на парте лежит шкала оценивания (знания/незнания), напишите на нем фамилию и имя. Оцените сами себя. Для этого в шкале поставьте крестик там, на каком уровне вы находитесь: не знаю (0), плохо знаю (1), хорошо знаю (2). В конце урока мы вернемся к шкале, и вы оцените, насколько продвинулись вперед.

2.Давайте вспомним развитие сюжета в произведении. Я предлагаю вам простой план произведения, но этапы перепутаны. Ваша задача: поставить все этапы в правильном порядке. Полученный план запишите в тетрадь, чтобы проверить, обмениваемся тетрадями с соседом по парте. Результат заносим в лист оценивания. Если без ошибок выполнена работа ставим «2 балла», если 1,2 ошибки - 1 балл, а если 3,4 ошибки, то ставим – «0».

3. Вопросы классу:

Когда вы открыли произведение, то что было написано под названием «Неизвестный цветок»?

Какие слова-ассоциации вызывают у вас эти слова?



Итак, что такое сказка? Что такое быль?

Оцените сами свой ответ.


Как соединяет автор эти два жанра? (Реальное и фантастическое переплетается в произведении)

Назовите реальное и фантастическое в произведении.



нализ проблем, затронутых в рассказе. Работаем по группам. Каждая группа имеет свое задание. Оценивает работу группы весь класс.

1 группа: найдите в тексте описание первого неизвестного цветка, ключевые слова, характеризующие этот цветок.














2 группа: найдите в тексте эпизод, где рассказывается, что было «другим» летом?










3 группа: найдите описание последнего цветка. Выпишите ключевые слова, характеризующие его.













4 группа:

  1. Благодаря чему неизвестный цветок выжил?

  2. Можем мы сказать, что его труды не пропали даром? Почему?







5 группа: «художники». Нарисуйте цветок, каким его изобразил Платонов в тексте.


Выводы:

Чему у цветка может научиться человек?

В чем идея этого произведения? (Что хотел сказать автор своим рассказом?)






Учащиеся сами оценивают себя









Составляют последовательный план этапов рассказа





Обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга





Отвечают на вопросы










Видят на слайде:

Сказка – произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием фантастических сил.

Быль – то, что действительно происходило, реальное событие.




Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость

1 гр: листья большие, утомленные, одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета, он был слепой. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем. Благоухание, Тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни.

2 гр: Пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок.

3 гр: Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.




4 гр: Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, упрямство, чтобы выжить. Не хватало уже сил жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности), познавательные (отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, работа над формированием логических умений: анализ) регулятивные (оценивать свои достижения на уроке)


























































Принцип деятельности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению)


Итоги урока.

Рефлексия

Обобщить, сделать выводы, самооценка

Творческое задание - составление синквейна. Тема – цветок.

Выводы по уроку:

Что вы для себя поняли?

Чему научила вас эта сказка-быль?

Оценивание.

Домашнее задание: написать эссе: «Какой вам представляется Даша?»

Придумывают и записывают в тетрадь.



Рассуждают, подводят итог урока.





УУД: познавательные, регулятивные









Скачать

© 2021, 321 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!