Чудесное электричество.
Урок - соревнование при закреплении темы
« Электрические явления». (8 класс)
Цель: обобщить и закрепить основные определения и навыки решения задач по теме «Электрические явления»;
формировать у учащихся навыки коллективной работы;
научить применять знания в новой ситуации, развить умение объяснять окружающие явления.
Оформление:
Портреты ученых: Кулона, Ампера, Вольта, Джоуля, Ленца.
Выставка книг (с привлечением библиотеки) по теме «Электричество», биографии ученых.
Приборы для демонстрации электрических явлений.
Стенд с работами учащихся по теме: «Техника безопасности при работе с электробытовыми приборами; ситуации поведения на природе во время грозы; обрыв проводов высоковольтной линии».
На уроке организуется соревнование между учащимися в классе. Можно заранее сдвинуть столы, разделиться на группы для совместной работы.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Конкурсы. Викторина.
1. Конкурс «Закончи фразу…» Учащиеся на листочках записывают окончание каждой фразы, которые потом сдают жюри.
2. Конкурс «Назови верное предназначение предмета». Каждой группе учащихся путем вытягивания листочка, предлагается или объяснить график, плакат, или продемонстрировать опыт.
3. Конкурс «Выполнить экспериментальное задание». Дается лабораторное оборудование, предлагается письменно оформить результаты данной экспериментальной задачи. Результаты передаются жюри.
4. Конкурс «Разгадай ребус».
Подведение итогов. Награждение победителей. Заключительное слово учителя.
Задания и вопросы к конкурсам.
Конкурс «Закончи фразу…»
1. Электроскоп - это прибор для…
2. Действия электрического тока-…
3. Электрическим током называется…
4. Записать формулу закона Ома…
5. Единица измерения силы тока…
6. Электрическое сопротивление зависит от…
7. Как рассчитать общее сопротивление цепи, где потребители соединены последовательно…
8. Мощность тока равна отношению работы к …
9. Электрическое напряжение измеряется …
10. Амперметр включается в цепь …
11. Формула работы электрического тока…
12. Формула закона Джоуля-Ленца…
13. Электризация – это…
14. 1кВт ч – единица…
15. В ядре атома находятся …
16. Отрицательный ион – это атом, …
17. Ученые, опыты которых позволили измерить заряд электрона…
18. 1кОм - это …
Конкурс «Назови верное предназначение предмета».
Каждой группе учащихся предлагается прибор, или график, схема. Дать описание, применение, краткая информация.
Амперметр.
Реостат.
Вольтметр.
Эбонитовая и стеклянная палочки.
Плакат с изображением схемы строения атома гелия.
Формула закона Ома для участка цепи.
График зависимости силы тока от напряжения (плакат).
Конкурс «Выполнить экспериментальное задание».
Каждой группе дается экспериментальное задание.
Дан источник тока, вольтметр, лампочка, реостат, соединительные провода, ключ. Необходимо собрать электрическую схему, изображенную на рисунке №1. Объяснить, как изменяются показания вольтметра и накал лампочки при перемещении ползунка реостата?
Рис.1
Выдается собранная электрическая цепь, собранная по схеме рис.2. Задание: замкнуть цепь, измерить силу тока и напряжение на резисторе при разных положениях ползунка реостата. Результаты представить в виде таблицы, построить график. Сделать вывод: как зависит сила тока от напряжения?
Рис.2
4. Конкурс «Разгадай ребус».
Ответы: вакуум, скорость, спектр, физика, работа, масса, экран, период, наблюдение, динамометр, сила, анод.
Литература
1.Селезнев В.И. Увлекательная физика. М. Новая школа 1997
2.Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. М.Просвещение.
3.Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике.М. Просвещение
4. Перельман Я.И. Занимательная физика. М. Наука.
5. Нестандартные уроки в школе. Физика 7-10 классы. Составитель Боброва С.В. Волгоград, Издательство «Учитель» 2002