Александр Иванович Куприн
Чтение статьи о Куприне А.И.( СТР 136 )
- Определите тему и основную мысль этой статьи
- Что значит – святочный рассказ?
Теория литературы
- Прочитать начало рассказа(тр.138-149).Докажите, что оно построено на контрасте. Что противопоставлено в этом описании?
Наблюдение за словом
- Какие художественные приемы помогают читателю представить картину?
Улицы дореволюционного Киева
Определение и объяснение употребления тропов
- Вставить пропущенные примеры из текста рассказа или термины
А.И.Куприн описывает гастрономические изыски ярко, зримо, выделяя детали, подробности. Писатель, главным образом использует гиперболу «… --------» и эпитеты «------
_______». Эти два тропа передают силу восторга детей, недостижимость для них всего этого великолепия. Усиливают впечатление ряды однородных членов для перечисления богатства праздничной картины «____ _________».
- В следующем эпизоде картина, созданная рядами однородных членов : «_____ _______», - сменяется на противоположную: «_____,
_______» Выразительные эпитеты «_______» - ярче помогает увидеть контраст между богатством и бедностью, радостью и горем .
Из многоцветного праздничного мира, похожего на рай, мальчики возвращаются в подвал, в тусклую обыденность, напоминающую ад.
Проверим
- Вставить пропущенные примеры из текста рассказа или термины
А.И.Куприн описывает гастрономические изыски ярко, зримо, выделяя детали, подробности. Писатель, главным образом использует гиперболу «… целые горы красных крепких яблок и апельсинов, правильные пирамиды мандаринов---------» и эпитеты «------яблоки красные, крепкие, мандарины,
- нежно золотившиеся, сочные окорока с толстым слоем розоватого сала _______». Эти два тропа передают силу восторга детей, недостижимость для них всего этого великолепия. Усиливают впечатление ряды однородных членов для перечисления богатства праздничной картины «____ уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копченые и маринованные рыбы _________».
- В следующем эпизоде картина, созданная рядами однородных членов : «_____ прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки, визг полозьев, праздничное оживление толпы, веселый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам _______», - сменяется на противоположную: «_____ пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные,
неосвещенные косогоры , ветхий дом, тесный и грязный двор, помойная яма, подвал темнота _______» Выразительные эпитеты _______ магазины «прекрасные», елки «сияющие», оживление «праздничное» переулки «кривые», косогоры «мрачные», дом «ветхий», покоившийся» - ярче помогает увидеть контраст между богатством и бедностью, радостью и горем .
Из многоцветного праздничного мира, похожего на рай, мальчики возвращаются в подвал, в тусклую обыденность, напоминающую ад.
БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ
- Что мы узнаем о семье мальчиков по описанию «подземелья»?
- С какими поручениями ходили мальчики?
Найти в тексте и зачитать ответы
- Почему семья Мерцаловых оказалась в таком бедственном положении?
- Пытался ли Мерцалов бороться с нищетой?
- На какие особенности внешности Мерцалова обращает внимание автор?
- Какова в этой семье ситуация перед Рождеством?
Домашнее задание
- Охарактеризовать пейзажную зарисовку; портрет доктора
Урок 2
Александр Иванович Куприн
Рассказ
«Чудесный доктор»
Проверка домашнего задания
- Как связана с сюжетом рассказа А.И.Куприна данная пейзажная зарисовка?
- Вставить пропущенные слов. Назвать тропы. Определить роль этой пейзажной зарисовки.
- «Все было тихо и ________. Деревья, окутанные в вои белые ризы, _____в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки _______кусочек снега, и слышно было, как он________, падая и цепляясь за другие ветви. _____тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в __________душе Мерцалова _________жажду такого же спокойствия, такой же тишины».
- «Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в вои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал , падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины».
Краткий пересказ
- Что произошло далее? (стр.145-146)
- Как создается портрет доктора?
- В чем проявляется «чудесность» доктора? (стр 146-147)
Подведение итогов
- Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного доктора»?
- Какова, на ваш взгляд, основная мысль этого рассказа?
- Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи, на личность Григория Мерцалова?
Николай Иванович Пирогов
Подведение итогов
- Согласны ли вы с тем, что «то великое, мощное, святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
- Как вы думаете, почему святочные рассказы всегда имели хороший конец?
Домашнее задание
- М.Горький «Детство» стр. 152-161
- Впечатления о бабушке и дедушке