Тема урока:
«Современные мотивы в образе чувашской куклы»
Тесты по теме «Русская народная вышивка»
- Русский орнамент строится на:
а) на свободной композиции;
б) на чередовании элементов;
в) на симметрии;
г) на ритме;
2. На свадебных полотенцах вышивали:
а) фантастических существ: барсов, львов, единорогов;
б) парных коней и птиц.
в) геометрические орнаменты
- Наиболее древним сюжетом вышивки считаются:
а) геометрические орнаменты;
б) фантастические существа: барс, лев, единорог;
в) Парные кони и птицы;
г) Цветы и растительные узоры;
д) Сказочные птицы с пышными хвостами;
д) Знак – символ женского божества.
Вопрос: «Что вы увидели на этих слайдах?»
Вопрос: « Как вы думаете, какому времени соответствует одежда
на этих людях? »
Вопрос: « Какому народу могут принадлежать элементы отделки
в этой одежде? »
Народный костюм древних чувашей складывался в течение многих веков. В нём отражались мировоззрение древнего народа и особенности земледельческой культуры
Женский костюм
с нарядным хушпу
Вопрос: « Где расположены элементы отделки? »
Национальные головные уборы – шедевры народного костюма
Хушпу
Тухья
Головные украшения
Масмак
Сурпан
Вопрос: «Что вы видите на этом слайде?»
Вопрос: «В одежду какого народа одеты эти куклы?»
Вопрос: «Какая цель нашего урока?»
Цель урока : изготовить образ чувашской куклы на основе современных представлений об одежде.
Для этого мы должны:
☺ познакомиться с символическим пониманием мироздания чувашского народа;
☺ иметь представление о том, где можно использовать полученные знания;
☺ воспитывать в себе аккуратность при изготовлении куклы.
Вопрос: «А вы хотите
научиться
изготавливать
такие куклы?»
Чувашские символы имели смысловое значение
В каждой детали узора читается короткий сказ с мудрым заветом сородичам в виде оберега. Символы в узоре при помощи таблицы легко расшифровываются и несут информацию о мире, чести, верности слову, любви и доброте.
Рассмотрите символы, изучите значения этих символов.
Предварительное задание :
Выберете 2 или 3 символа и объедините их в узор.
Цвета, характерные для чувашской вышивки
- черный — цвет земли и добра,
- зеленый — цвет природы и жизни,
- синий — цвет волшебства.
- белый цвет — символ чистоты, правдивости и мудрости
Вопрос: «А может быть нам дополнить костюм?»
Аксессуары и дополнения созданные модельерами
Этапы работы над куклой:
1). Вырезаем две части формы куклы, используя
лекало.
2). Продумываем костюм и аксессуары.
3). Намечаем открытые места, которые нужно
раскрасить розовым цветом, имитируя кожу
человека, рисуем глаза, брови, нос, губы, уши.
4). Раскрашиваем открытые места розовым
цветом, затем работаем над костюмом,
используя символические узоры и любые подручные средства - крученую нить, тесьму, кружево,ткань, фольгу, нитки, картон, краски для раскрашивания частей костюма и многое другое.
5). Приклеиваем волосы.
6). Работаем над аксессуарами и украшениями, используя элементы орнаментов.
7). В заключение украшаем куклу, дополняя её интересными элементами одежды.
Вся работа ведётся аккуратно, с соблюдением техники безопасности.
Что нового узнали на уроке?
Что трудно было на уроке?
Что помешало вам справится с заданием на уроке? Почему?
Что бы вы хотели дополнительно узнать?
Народный костюм не ушёл в прошлое, а продолжает развиваться, вызывая особый интерес в обществе, у художников, народных мастеров, исследователей, культурологов, модельеров. Известный модельер Вячеслав Зайцев высказывался так:
«Я уже более сорока лет в модельном искусстве, постоянно работаю с народным костюмом и не перестаю восхищаться его красотой. Поразительно, но как чувашский костюм тесно связан с природой и как благородно и современно смотрятся элементы богатого наследия предков. Так как вперёд прорывается безвкусица и бесстыдство, необходимо у чувашского костюма искать поддержки».
Благодарим
за внимание!