СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чувашское народное декоративно-прикладное искусство, как способ духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Увидеть и оценить мир, понять свое место в нем, невозможно без обращения к истокам человеческой цивилизации, к традиционным культурам. Только благодаря продуктивному диалогу с прошлым современность может ощутить невообразимые пространства.

Просмотр содержимого документа
«Чувашское народное декоративно-прикладное искусство, как способ духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.»


Лукьяненко Екатерина Алексеевна

МБОУ «СОШ № 22 имени Героя России Н.Ф.Гаврилова»

г. Чебоксары

Учитель Технологии


Чувашское народное декоративно-прикладное искусство,

как способ духовно-нравственного воспитания

подрастающего поколения.


Человечество находится в уникальной исторической ситуации. Перед ним - освоение космических миров, жизненно важная необходимость гармоничного содружества с природой, растущее осознание потребности в мирном сосуществовании разных народов на общей Земле.

Для решения этих задач требуется иное видение мира, иные пространственно-временные представления, чем те, которые доступны для нашего современного сознания. Ведь оно определяется дифференцированными знаниями о мире, полученными разносторонними науками и искусствами об отдельных сторонах огромной и цельной реальности.

Как ни парадоксально, по-иному увидеть и оценить мир, понять свое место в нем, невозможно без обращения к истокам человеческой цивилизации, к традиционным культурам. Только благодаря продуктивному диалогу с прошлым современность может ощутить невообразимые пространства.

Именно традиционные культуры выработали универсальные образы, символы, идеи, способность выразить целостность мира. Эти универсалии тысячелетиями накапливали, наслаивали в себе разные смыслы и способность разворачивать, развивать их дальше. Язык универсальных образов, символов и идей, выработанных разными традиционными культурами, часто не требуют перевода, воспринимается визуально и целостно.

Для примера можно вспомнить универсальный образ дерева в мировой культуре. Это - и пространственная модель устройства Вселенной («мировое дерево»), и образ вечной связи времен: прошлого, настоящего и будущего, то есть жизнь Вселенной и Человека во времени. Это - способ фиксации конкретной истории определенных семейных родов (родословное, генеалогическое дерево). В христианской культуре животворящее дерево (крест Господень) - образ искупления грехов и обновления человека.

Изучение и освоение традиционного и этнокультурного наследия - это возможность в современной жизни создать оптимальную систему передачи трудовых, эстетических, нравственных, интеллектуальных ценностей, знаний, умений, навыков. Тогда образовательная система, понимаемая не узковедомственно, а широко, как целая иерархия дошкольных, школьных и внешкольных учреждений, станет действительно выполнять свои прямые функции - передавать культурное наследие от поколения к поколению. Так будет решена, в конечном счете, проблема «образование и культура». При этом необходимо отчетливо осознавать: не культура является частью образования (причем дополнительного и как бы, не обязательного). А образование есть та часть культуры, которая ответственна за передачу культуры от поколения к поколению.

И надо сказать, что в различных слоях общества уже наметился глубокий и деятельный интерес к традиционному народному наследию, освоение универсальных, фундаментальных ценностей которого позволит выйти на глубокое понимание ценностей всех других пластов человеческой культуры и преемственно обеспечит её дальнейшее развитие.

В настоящее время для российского общества крайне актуальным является вопрос национального самосознания. Современная отечественная школа призвана своим предназначением заполнить «вакуум», образовавшийся в нравственно-духовной сфере нашего общества, стимулировать поиск новых ориентиров, подлинных идеалов и нравственных ценностей. Где же их искать, как не в духовных корнях нации?

Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа должно осуществляться на всех уровнях обучения, путём внедрения национально-гуманитарного материала в содержание общеобразовательных школьных предметов, программа которых до сих пор носит весьма отвлеченный от нашей действительности характер. Наряду с этим назрела необходимость в системном, специальном рассмотрении обширной проблематики, связанной с основными аспектами культуры родного края, в рамках учебных предметов.

Ознакомление с народными ремёслами может происходить и на предметах познавательного цикла. Используя словесные, наглядные и игровые методы на уроках, учителя могут дать детям элементарные сведения о традициях и обрядах чувашского народа, ремёслах, своеобразии национального костюма и вышивки, объяснить разницу понятий «ремесло», «промысел», «искусство». Но особенно плодотворными для ознакомления с народными ремёслами являются практические методы обучения на уроках «технологии», «изобразительного искусства».

Для современного этапа развития общего образования актуальна тенденция к постепенному переходу к профильному обучению, что связано с обеспечением углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования, расширением возможностей социализации учащихся, обеспечением преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовкой выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Переход к профильному обучению преследует не только вышеперечисленные цели, но и необходим для реализации учащимися своих интересов, способностей, самоопределения в направлении собственной деятельности. Изучение курса данной программы поможет учащимся в личностной ориентации при выборе будущей профессии.

Сегодня все хотят знать корни своего народа. Они в истории, культуре и языке. Без исторической памяти народа нет его самосознания и самоутверждения среди других наций. Обращение к прошлому собственной национальной культуры помогает нам более квалифицированно и, главное, обдуманно соотносить её с культурой других народов, понимать своеобразие и ценность каждой из них, реалистически осознавать роль своего народа в истории края и страны. Исследования в области народного искусства имеют серьёзный практический смысл, прежде всего для его современного развития. Правильное направление путей этого развития предполагает тесную связь современного народного искусства с национальными традициями, с художественной культурой прошлого, с изучением характерных образцов орнамента. Сегодня ученые пришли к пониманию того, насколько важен процесс изучения прикладных ремёсел с образной этнокультурной символикой.

Чуваши всегда славились мастерством художественного изготовления предметов одежды, которые были искусно украшены бисером, монетами, мелкими раковинами - ужовками и вышивкой.

Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, её символический орнамент, техника, цветовая гамма генетически связана с художественной культурой чувашского народа, с его прошлым. Поэтому изучение традиционных орнаментальных форм, художественных приёмов чувашской вышивки и использование её в быту представляет значительный интерес.

В школьном возрасте выявляется немало случаев непринятия национальной принадлежности, что является вполне устранимым при целенаправленной, увлеченной работе учащихся.

Немалое значение придаётся вовлечению родителей в работу с детьми, что, несомненно, способствует большому развивающему эффекту.

Программа «Чувашское народное декоративно-прикладное искусство» в образовательной области «технология», разработанная мною, охватывает значительное образовательное пространство, которое состоит как из отдельных дисциплин, так и из различных интегрированных курсов, получивших возможность преподавания благодаря базисному учебному плану. Все большим успехом пользуются интегрированные уроки по изобразительному искусству, изучению народной музыки, как части культуры, народного декоративно- прикладного искусства.

Цель программы: возродить и сохранить знания о бытовой культуре прошлого Чувашии, предметном мире и его взаимоотношении с человеком; расширить познания учащихся в области национальной культуры; приобрести практические навыки изготовления швейных изделий с элементами чувашской орнаментики.

Программа рассчитана на - 5 – 11 классы. В ее состав входят три раздела:1. Чувашский костюм (головные уборы, украшения)

2. Рукоделие.

3. Обряды, традиции, быт.

Расчет часов: 5 класс –16 часов: 6 класс –18 часов; 7 класс – 18 часов; 8 класс – 16 часов; 9 класс – 26 часов; 10 класс – 30 часов; 11 класс – 46 часов. ВСЕГО – 170 часов.

Рекомендуется использование разнотипных уроков (уроки-лекции, беседы, экскурсии, киноуроки, семинары, концерты). Программой предусмотрены театрализированные уроки: урок-композиция – это обычный монтаж, своеобразный мини-спектакль, где заранее пишется сценарий, распределяются роли, а на уроке этот сценарий разыгрывается.

Цель такого урока – не решение теоретической проблемы, а ощущение атмосферы эпохи в результате игры-перевоплощения; урок-игровая композиция отличается тем, что предполагает не только воспроизведение заранее подготовленных ролей, но и выполнение разнообразных творческих заданий, ограниченно вмонтированных в структуру урока; урок-репетиция проходит в полу заготовленной, полу импровизированной форме: класс делится на группы, получающие определённые задания. Учитель берет на себя роль главного режиссера. Использование предметов эстетического цикла помогает научно обосновывать каждый этап технологического процесса, формирует мировидение в условиях развивающих технологий.

Программа предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями основных центров вышивального искусства, беседы о народных художественных промыслах, анализ образцов народной вышивки и современных произведений этого вида декоративно-прикладного искусства (рисунки, репродукции, изделия).

В ходе работы следует знакомить учащихся с источниками общих исторических событий, связанных с ними мифами, легендами, сказками. Такая методика вызывает у учащихся тягу к краеведению, вырабатывает собственное отношение к фактам трудовой жизни прошлого. Создание обучающей среды в краеведческом направлении позволяет почувствовать дух эпохи, ориентирует учащегося на изготовление изделий по законам народного понимания красоты. Для более успешного усвоения материала для занятий нужны наглядные пособия: технические разработки швов, образцы вышивок, готовые изделия, а также лекала и чертежи изделий. Эти наглядные пособия может выполнить преподаватель с помощью учащихся.

В учебно-воспитательном процессе значительное усиление должен получить национальный компонент: учитывать народные традиции воспитания, этнокультурные особенности чувашской нации. Опыт народа веками формировал такие качества, как трудолюбие, скромность и выдержку, уважение к старшим, любовь к родной земле. Ими надо дорожить и передавать их из поколения в поколение, как бесценное достояние, ибо любой этнос сохраняет себя только благодаря этнической системе образования.

Эстетическое воспитание нельзя рассматривать только как педагогическое воздействие на детей средствами искусства. Оно реализуется всей системой учебно-воспитательного процесса и явлениями общественной жизни. Решение этой задачи требует длительного времени, единения усилий всех учителей-предметников.

В программе предлагаются задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Задания для индивидуального исполнения рассчитаны на определенный возраст учащихся, они не должны быть особенно трудоёмкими. Коллективной работой могут быть крупные изделия чисто декоративного характера. Сочетание во многих изделиях разнообразных приёмов вышивки различных по степени сложности технического выполнения даёт возможность участия в коллективной работе почти всех учащихся.

Выполнение изделий связано с работой на швейной машине, иглой, ножницами, электроутюгом, поэтому на первых же занятиях преподаватель должен сообщить учащимся необходимые правила по безопасности труда и в дальнейшем следить за их выполнением.

Предлагаемая программа в значительной мере представляет собой симбиоз из разных отраслей знаний и умений, тем не менее, разнородный по содержанию материал объединен логически одной целью - возродить и сохранить знания о бытовой культуре прошлого Чувашии, предметном мире и его взаимоотношении с человеком.

Тематическое планирование данной программы является примерным. Преподаватель может варьировать количество часов для работы, заменять отдельные задания с учетом национальных традиций, характера художественных изделий и возможностей учащихся. Но во всех случаях надо соблюдать последовательность прохождения тем программы, так как это обусловлено возрастанием степени сложности работ.

В большей части программа апробирована. Первые результаты программы, пусть они скромные, свидетельствуют о её жизненности и практической полезности. Содержание материала вызывает осознанный интерес учащихся.

Уроки должны иметь практическую направленность, а теоретические сведения – пропедевтический характер.

Такой подход позволяет изучать основы технологической культуры как элемент общей культуры в классах гуманитарной, физико-математической и другой ориентации, обеспечивая политехнический характер профильной подготовки и прикладной направленности обучения.

К работе по приобщению молодого поколения к народным ремёслам необходимо привлечь и семью, так как народная педагогика – прежде всего, семейная. Этому будет способствовать новое содержание работы с родителями, направленное на возрождение и дальнейшее развитие культуры народа.

Материал доступен на Всероссийском интернет-портале

«Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация»

http://open-lesson.net/2124/







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!