СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чужая речь. Цитата. Диалог

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Чужая речь. Цитата. Диалог»

Чужая речь. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата. Язык – хранилище человеческой мысли. Он осуществляет связь времён, поколений…

Чужая речь. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата.

Язык – хранилище человеческой мысли. Он осуществляет связь времён, поколений…

Предложения с чужой речью Чужая речь  – это высказывание другого лица, включённое в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора.

Предложения с чужой речью

  • Чужая речь – это высказывание другого лица, включённое в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора.
Способы передачи чужой речи  Для передачи чужой речи существуют следующие способы  Прямая Цитаты Косвенная  речь речь  Диалог

Способы передачи чужой речи

  • Для передачи чужой речи существуют следующие способы

Прямая Цитаты Косвенная

речь речь

Диалог

Предложения с ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ Прямая речь  – это передача чужой речи, сохраняющая её содержание и форму. С помощью прямой речи создаётся впечатление подобия точности воспроизведения чужой речи.

Предложения с ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

  • Прямая речь – это передача чужой речи, сохраняющая её содержание и форму. С помощью прямой речи создаётся впечатление подобия точности воспроизведения чужой речи.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью Прямая речь ПЕРЕД словами автора:  1. [ « », - а. ]   2. [ « » - а. ]   3. [ « » - а. ] ПРИМЕРЫ: «Спасибо, что всё это рассказала», - глухим голосом сказал Олег.  «Интересно, что будут читать мои правнуки?» - писал Лев Толстой.  «Ой, да тут глубоко!» - со смехом сказала она. П П? П!

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь ПЕРЕД словами автора:

1. [ « », - а. ]

2. [ « » - а. ]

3. [ « » - а. ]

ПРИМЕРЫ:

  • «Спасибо, что всё это рассказала», - глухим голосом сказал Олег.
  • «Интересно, что будут читать мои правнуки?» - писал Лев Толстой.
  • «Ой, да тут глубоко!» - со смехом сказала она.

П

П?

П!

Знаки препинания в предложениях с прямой речью ПРИМЕРЫ  Тут Мишка говорит : «Не надо спорить. Сейчас я попробую».   Алёнка говорит : «Спорим, не подойдёт?»    Мишка кричит : «Здорово получается!» Прямая речь ПОСЛЕ словами автора:  1. А : « ».    2. А : « ».   3. А : « ». П П? П! Горбунова Ирна

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

ПРИМЕРЫ

  • Тут Мишка говорит : «Не надо спорить. Сейчас я попробую».
  • Алёнка говорит : «Спорим, не подойдёт?»
  • Мишка кричит : «Здорово получается!»

Прямая речь ПОСЛЕ словами автора:

1. А : « ».

2. А : « ».

3. А : « ».

П

П?

П!

Горбунова Ирна

Знаки препинания в предложениях с прямой речью ПРИМЕРЫ  «Послушайте, товарищ Ложкин, - возмутился я, - вы где-нибудь учились?»  «Гуси летят, - с удовольствием говорит Ростовцев. – Сейчас целый косяк видел». «Что вы говорите? – воскликнула Марья. – Как это странно!»  «Здравствуйте, товарищи! – крикнул он им. – Здорово». Прямая речь РАЗРЫВАЕТСЯ словами автора: 1. « [ П, - а, - п? ] »  2. « [ П, - а. – П ] ».  3. « [ П? – а. – П! ] »  4. « [ П! – а. – П ] ».

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

ПРИМЕРЫ

  • «Послушайте, товарищ Ложкин, - возмутился я, - вы где-нибудь учились?»
  • «Гуси летят, - с удовольствием говорит Ростовцев. – Сейчас целый косяк видел».
  • «Что вы говорите? – воскликнула Марья. – Как это странно!»
  • «Здравствуйте, товарищи! – крикнул он им. – Здорово».

Прямая речь РАЗРЫВАЕТСЯ словами автора:

1. « [ П, - а, - п? ] »

2. « [ П, - а. – П ] ».

3. « [ П? – а. – П! ] »

4. « [ П! – а. – П ] ».

Диалог Диалог  – это разговор двух, реже нескольких лиц (диалог – от греч. «диалогос» - разговор, беседа).  Диалог состоит из реплик . Реплика  – это слова, обращённые к собеседнику.  На письме реплики разных лиц обычно даются с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире .

Диалог

  • Диалог это разговор двух, реже нескольких лиц (диалог – от греч. «диалогос» - разговор, беседа).

Диалог состоит из реплик .

  • Реплика это слова, обращённые к собеседнику.

На письме реплики разных лиц обычно даются с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире .

Пример диалога  У меня зазвонил телефон.  - Кто говорит?  - Слон.  - Откуда?  - От верблюда.  - Что вам надо?  - Шоколада.  - Для кого?  - Для сына моего.

Пример диалога

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон.

- Откуда?

- От верблюда.

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

- Для сына моего.

Цитаты и способы цитирования Цитата  – дословная выдержка из какого – либо текста или в точности приводимые чьи – либо слова.  В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.  Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка. Горбунова Ирна

Цитаты и способы цитирования

  • Цитата дословная выдержка из какого – либо текста или в точности приводимые чьи – либо слова.

В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.

Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.

Горбунова Ирна

Оформление цитат Предложение с прямой речью.  Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» Предложение с косвенной речью.  А. П. Чехов подчёркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою». Предложение с вводными словами.  По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».

Оформление цитат

  • Предложение с прямой речью.

Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»

  • Предложение с косвенной речью.

А. П. Чехов подчёркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою».

  • Предложение с вводными словами.

По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».

Косвенная речь Косвенная речь  – это чужая речь, переданная в форме придаточного предложения.  Представляет собой разновидность сложноподчинённых предложений с придаточными дополнительными.  Косвенная речь передаёт содержание чужой речи без сохранения всех особенностей речи говорящего.

Косвенная речь

  • Косвенная речь это чужая речь, переданная в форме придаточного предложения.

Представляет собой разновидность сложноподчинённых предложений с придаточными дополнительными.

Косвенная речь передаёт содержание чужой речи без сохранения всех особенностей речи говорящего.

Замена прямой речи косвенной Союз ЧТО употребляется, если прямая речь представляет собой повествовательное предложение:   «Я буду ждать тебя», - сказала Валя. – Валя сказала, ЧТО будет ждать меня.

Замена прямой речи косвенной

  • Союз ЧТО употребляется, если прямая речь представляет собой повествовательное предложение:

«Я буду ждать тебя», - сказала Валя. – Валя сказала, ЧТО будет ждать меня.

Замена прямой речи косвенной Союз ЧТОБЫ употребляется, если прямая речь представляет собой побудительное предложение:   Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй их». – Иван Фёдорович попросил, ЧТОБЫ Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала их.

Замена прямой речи косвенной

  • Союз ЧТОБЫ употребляется, если прямая речь представляет собой побудительное предложение:

Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй их». – Иван Фёдорович попросил, ЧТОБЫ Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала их.

Замена прямой речи косвенной Союз-частица ЛИ употребляется, если прямая речь представляет собой вопросительное предложение и имеет частицу ЛИ или вообще не имеет вопросительных слов:   «Уж не думаешь ЛИ ты со мной в прятки играть?» - сказал Ваня с досадой. – Ваня сказал с досадой, не думаю ЛИ я с ним в прятки играть.

Замена прямой речи косвенной

  • Союз-частица ЛИ употребляется, если прямая речь представляет собой вопросительное предложение и имеет частицу ЛИ или вообще не имеет вопросительных слов:

«Уж не думаешь ЛИ ты со мной в прятки играть?» - сказал Ваня с досадой. – Ваня сказал с досадой, не думаю ЛИ я с ним в прятки играть.

Упражнение №1. Вставьте пропущенные знаки препинания в предложения. Составьте схемы 2 и 5 предложений. А где мой товарищ промолвил Олег Скажите где конь мой ретивый Да… сказал он и резко повернулся ко мне да… ну что посмотрим И говорю ей Как вы милы но мыслю Как тебя люблю Что же, ты рад спрашивала Наташа Я так теперь спокойна счастлива Очень рад отвечал Николай Он отличный человек Ромашов насторожился и глядя не на Петерсона а на председателя ответил грубовато Да бывал но я не понимаю какое это отношение имеет к делу Горбунова Ирна

Упражнение №1. Вставьте пропущенные знаки препинания в предложения. Составьте схемы 2 и 5 предложений.

  • А где мой товарищ промолвил Олег Скажите где конь мой ретивый
  • Да… сказал он и резко повернулся ко мне да… ну что посмотрим
  • И говорю ей Как вы милы но мыслю Как тебя люблю
  • Что же, ты рад спрашивала Наташа Я так теперь спокойна счастлива Очень рад отвечал Николай Он отличный человек
  • Ромашов насторожился и глядя не на Петерсона а на председателя ответил грубовато Да бывал но я не понимаю какое это отношение имеет к делу

Горбунова Ирна

Упражнение №1. Вставьте пропущенные знаки препинания в предложения. Составьте схемы 2 и 5 предложений.   ?- . - А где мой товарищ промолвил Олег Скажите где конь мой ретивый Да… сказал он и резко повернулся ко мне да… ну что посмотрим И говорю ей Как вы милы но мыслю Как тебя люблю Что же, ты рад спрашивала Наташа Я так теперь спокойна счастлива Очень рад отвечал Николай Он отличный человек Ромашов насторожился и глядя не на Петерсона а на председателя ответил грубовато Да бывал но я не понимаю какое это отношение имеет к делу 2. [ «П… - а, - п» ] . 5. [ А : «П» ] . « ? » , « ,-  - , » . : -  :« ! -  !» . -  « ?-  , ».« , -  . -  ». , , , : « , , , ».

Упражнение №1. Вставьте пропущенные знаки препинания в предложения. Составьте схемы 2 и 5 предложений.

?-

. -

  • А где мой товарищ промолвил Олег Скажите где конь мой ретивый
  • Да… сказал он и резко повернулся ко мне да… ну что посмотрим
  • И говорю ей Как вы милы но мыслю Как тебя люблю
  • Что же, ты рад спрашивала Наташа Я так теперь спокойна счастлива Очень рад отвечал Николай Он отличный человек
  • Ромашов насторожился и глядя не на Петерсона а на председателя ответил грубовато Да бывал но я не понимаю какое это отношение имеет к делу

2. [ «П… - а, - п» ] . 5. [ А : «П» ] .

«

?

»

,

«

,-

-

,

» .

: -

! -

. -

«

?-

,

».«

, -

. -

».

,

,

,

: «

,

,

,

».

Упражнение №2.  Составьте с этими высказываниями предложения, оформив их как цитаты.   Кто про дела свои трещит всем без умолку, в том, верно, мало толку. (И. А. Крылов) Все талантливые пишут разно, все бездарные– одинаково. (Илья Ильф) Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (Л. Н. Толстой) Наука борется с суевериями, как свет с потёмками. (Д. И. Менделеев) Смех – великое дело… (Н. В. Гоголь) Лженаука – непризнание ошибок. (П. Л. Капица)

Упражнение №2. Составьте с этими высказываниями предложения, оформив их как цитаты.

  • Кто про дела свои трещит всем без умолку, в том, верно, мало толку. (И. А. Крылов)
  • Все талантливые пишут разно, все бездарные– одинаково. (Илья Ильф)
  • Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (Л. Н. Толстой)
  • Наука борется с суевериями, как свет с потёмками. (Д. И. Менделеев)
  • Смех – великое дело… (Н. В. Гоголь)
  • Лженаука – непризнание ошибок. (П. Л. Капица)
Вариант ответа к упражнению № 2 Безусловно, прав Крылов : «Кто про дела свои трещит всем без умолку, в том, верно, мало толку». Илья Ильф говорил мудрые вещи : «Все талантливые пишут разно, все бездарные – одинаково». Толстой считал : «Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше». Менделеев утверждал : «Наука борется с суевериями, как свет с потёмками». По словам Гоголя, «смех – великое дело…» Капица считал, что «лженаука – непризнание ошибок».

Вариант ответа к упражнению № 2

  • Безусловно, прав Крылов : «Кто про дела свои трещит всем без умолку, в том, верно, мало толку».
  • Илья Ильф говорил мудрые вещи : «Все талантливые пишут разно, все бездарные – одинаково».
  • Толстой считал : «Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше».
  • Менделеев утверждал : «Наука борется с суевериями, как свет с потёмками».
  • По словам Гоголя, «смех – великое дело…»
  • Капица считал, что «лженаука – непризнание ошибок».
 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс