СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Cюжетно- игровая программа «СОЛНЦЕВОРОТ»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Фольклорные обрядовые праздники, знакомящие детей с историей и культурой народа, - это хорошее средство для формирования этнокультурной идентичности ребёнка, пробуждения национального чувств. Эти праздники погружают детей в атмосферу народной жизни, приобщают к историко-культурному наследию, дают возможность ощутить связь и преемственность поколений.

Просмотр содержимого документа
«Cюжетно- игровая программа «СОЛНЦЕВОРОТ»»

I.Cюжетно- игровая программа

«СОЛНЦЕВОРОТ»

Фольклорные обрядовые праздники, знакомящие детей с историей и культурой народа, - это хорошее средство для формирования этнокультурной идентичности ребёнка, пробуждения национального чувств. Эти праздники погружают детей в атмосферу народной жизни, приобщают к историко-культурному наследию, дают возможность ощутить связь и преемственность поколений. Древние языческие праздники наших предков славян были теснейшим образом связаны с земледельческим циклом, природными явлениями, сменой времён года, трудовым опытом. После крещения Руси в X веке в народную жизнь вошли праздники христианские – почитание святых святынь и особо важных событий, приуроченных к тому или иному календарному дню. Произошло слияние многовековых языческих обрядов с канонами Православной церкви. Предлагаемый вашему вниманию сценарий знакомит детей с понятиями: народный, православный, светский календарь, даёт представление о взаимосвязи аграрного календаря, основанного на народных обычаях, поверьях, поговорках, приметах, и православных святцах. Мы проводим это мероприятие в начале учебного года, оно служит стартом для «путешествия» по календарю в течение всего учебного года.

Задачи:

  • Знакомство со старинными традициями русского народного календарного года, в частности циклом осенних народных и православных праздников, их историей традициями, обрядами.

  • Создание условий для выбора нравственного ориентира путем погружения в традиционную культуру русского народа, воспитания чувства гордости за русские обычаи и традиции.

  • Актуализация интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

  • Формирование навыков общения, публичного выступления, умений по изготовлению игровой тряпичной куклы.

Предварительная подготовка:

1)распределить детей по творческим группам и в группах распределить роли:

1 группа: готовят сказку «Старик-годовик» (6чтецов),

2 группа: встреча Осени и осенних месяцев (5 чтецов),

3 группа: сценка «Приход Осени» (Осень и 3 осенних месяца - Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)\,

4группа: информационный блок о празднике Покров (4 чтеца),

5группа: сценка «Скоморохи» (2скомороха),

ведущий –педагог;

2)1, 2, 4группы: подготовить материал для презентации своих выступлений

3) 3, 5 группа: подготовить костюмы, подобрать реквизит для конкурсов;

разучить игры: игру о приметах осени «Да или нет», игру-хоровод «Как у деда Симеона», подобрать осенние загадки

4) подготовка кабинета: Столы и стулья расставлены в конце кабинета полукругом. Центр кабинета свободен. С противоположной стороны кабинета экран и место для импровизированной сцены.

Количество участников:

1 или 2 группы воспитанников (не более25 человек),

Возраст участников: 8-11лет,

Форма проведения: сюжетно- игровая программа (старт путешествия по календарю)

Место проведения: клуб-музей «Истоки» ДТД и М

Оборудование: стулья, столы (по количеству участников). Мультимедиа проектор, экран, компьютер с презентацией

Материалы для изготовления тряпичной куклы (на одну куклу):

Цветная ткань - 18х18, 13х13

Белая ткань - 30х20

Красная нитка - 50 см

Атласные ленты желтого и красного цвета - 50 см.

Реквизит:

- костюм Осени: цветное платье, желтая накидка, венок из желтых листьев;

- костюмы осенних месяцев: цветные русские рубахи-косоворотки, пояса, порты, Сентябрю на голову в руку колосья, Октябрю поверх рубахи жилетку, на голову картуз в руках корзина. Ноябрю на голову шапку ушанку, на ногах сапоги, поверх рубахи меховой жилет;

- костюмы скоморохов: колпаки, яркие цветные рубахи и штаны, лоток с «товаром» (ленты, конфеты, бублики);

Материалы для подготовки видео-презентации:

- иллюстрации к сказке В.И. Даля «Старик-годовик»;

- фото (картинки) осенней природы в разные месяцы осени, старославянский круглый календарь, русский хоровод, русская ярмарка;

-картинки к ответам на загадки: орехи, зерно, капуста, картошка, огурцы, морковь, свёкла, репа, чеснок,

-фотокартин, икон на библейские сюжеты (Рождество И.Христа, Дева Мария, Покров и др.);

Музыкальное сопровождение:

-музыкальные произведения «Сентябрь», «»Октябрь», «Ноябрь» из

цикла «Времена года П. И. Чайковского;

-песни: «Осенние дорожки», муз. О. Полякова, сл. В. Орлова. «Осень золотая»  муз. и сл. И. Фомина, «Осень в гости к нам идет» муз. и сл. Е. Гомоновой.

- муз. С. Ефремова к мультфильму «Гуси-лебеди»

Ход мероприятия

(Звучат песни об осени, все собираются в клубе-музее «Истоки», на экране название праздника «Солнцеворот»)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие дети и взрослые гости нашего праздника. Который называется « Солнцеворот». Это название связано с календарем народных праздников. Что такое Солнцеворот и календарь вы знаете, надо только вспомнить сказку- загадку Владимира Ивановича Даля «Старик-годовик». А помогут нам её вспомнить ребята.

(звучит сказочная музыка из мультфильма «Гуси-лебеди», выходят 6 чтецов, по ходу выступления идёт презентация к сказке)

1чтец:  Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

2чтец: Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

3 чтец: Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

4чтец: Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

 5чтец:    А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем.

6чтец: Одна половина крыла белая, другая - черная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.

Ведущий: Спасибо, ребята, что напомнили нам сказку.

(дети уходят сосцены)

Но в сказке есть еще и загадки. Попробуйте-ка на них ответить.

(на экране слово «Загадки» или большой знак «?». Ответы на загадки показываются на экране)

1) Что же это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (месяцы)

2)А кто из вас может назвать месяцы по порядку?

3) Какие это четыре крыла у каждой птицы? (недели месяца).

4) А какие же это семь перьев в каждом крыле? (дни недели)

5) Кто из вас может назвать дни недели по порядку?

6)Что же это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная? (день и ночь)

7) А кто же такой сам старик-годовик? (год)

Ведущий: Правильно это год. А год – это время оборота нашей планеты Земли вокруг Солнца. Сегодня, ребята мы с вами начнем путешествовать по году, или по календарю, который означает не что иное, как счёт дней в месяцах. Давайте уточним маршрут путешествия. Для этого нужно ещё раз вспомнить сказку-загадку В.И.Даля.

Вспомните:

Сколько раз выпускал старик птицу из рукава? –(4 раза)

Что это означает? – (4 времени года)

Ведущий: Итак, наш маршрут путешествия по календарю, по временам года. Но календари, ребята, бывают разные. В обычной жизни, мы с вами ориентируемся в датах по светскому (григорианскому) календарю, по которому начало Нового года приходит на 1-ое января, а счёт лет ведётся от года рождения Иисуса Христа.

( на экране картинка - листок календаря с датой 1января)

Мы с вами на занятиях об этом говорили. Поэтому вам вопрос:

1)Сколько лет прошло с момента рождения Иисуса Христа? (2014).

Т.е. если у нас сейчас 2014 год, то И.Х. родился 2014 лет назад.

Григорианский календарь был введен в Российской империи в 1700 году, по указу царя Петра Первого, т.е. чуть больше 300 лет назад. Самым древним календарем у наших предков на Руси, был природный или земледельческий календарь, который назывался месяцесловом.

1)Ребята, как вы думаете, какой была форма древнего календаря – месяцеслова?

(варианты ответов детей)

Ведущий: Оказывается, она была круглой

(на экране картинка - древнерусский круглый календарь - солнцеворот)

Отсюда в русском языке и появилось выражение круглый год. Почему возникла такая форма календаря? Круглая форма календаря объясняется очень просто: времена года и его главные, поворотные моменты (циклы) постоянно (ритмично) повторяются друг за другом из года в год, как бы по кругу. После крещения Руси в X веке (более, чем 1000лет назад) в народную жизнь вошли христианские праздники и на смену народному земледельческому календарю пришел ещё один календарь – который также называется месяцеслов или ещё его называют святцами - это церковный православный календарь. Он существует и сегодня.

(на экране православный календарь – святцы)

В святцах каждый день отмечен каким-либо праздником, поминанием святых, описаны не только их деяния, а из древнего народного календаря в месяцеслов вошли народные поверья, сказания, приметы, связанные с тем или иным праздником, почитаемым православной христианской церковью. Рассказать о каждом не хватит и недели. Ведь на каждый день календаря приходится одно или несколько событий.

Отправляясь в путешествие по календарю – солнцевороту, мы, коснемся нескольких, на наш взгляд, самых значительных святочных праздников, и связанных с ними народных сказаний, традиций, примет и т.д. Они отмечены на нашем календаре.

(на экране картинка - древнерусский круглый календарь - солнцеворот)

И первое наше путешествие будет в осенний календарь, в гости к царице-Осени.

(На экране картинка осени, звучит 1 куплет песни: «Осенние дорожки», муз. О. Полякова, сл. В. Орлова, выходят 5 чтецов. По ходу их выступления показывается презентация - картины осени )

1 чтец:

На опушке осень краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

2 чтец: Как из чудесной сказки, пришла к нам царица Осень. Развесила яркие бусы на всех деревьях, топнула багряным сапожком, тряхнула своими золотыми кудрями, и посыпалось золото с деревьев. Берегите его, лесные жители! Укрыла осень яхонтовым ковром землю, нашу кормилицу.

3чтец:

Уж румянит осень клёны,

А ельник зелен и тенист,

Осинник желтый бьёт тревогу,

Осыпался с берёзы лист

И, как ковер, устлал дорогу.

4 чтец:

Как красива Осень,

В пестром сарафане!

В чистом небе - просинь,

Клен горит, как пламя.

Над водой - березка

Золотою свечкой,

И плывут листочки

Вниз по тихой речке.

5 чтец;

Приходи к нам, Осень, в гости!

Принеси рябины гроздья,

Меду сладкого, густого,

Связку лука золотого,

Яблок спелых и румяных,

Кабачков и баклажанов.

Собери плоды с полей,

Их для нас не пожалей.

Любим мы твои дары!

Нет в году щедрей поры!



(дети уходят со сцены, звучит музыка – вступление к песне «Осень в гости к нам идет» муз. и сл. Е. Гомоновой. Не сцену выходит девочка - Осень и с ней три осенних месяц)

Осень: Здравствуйте, гости мои дорогие! Как я рада видеть вас! А знаете, как называются мои месяцы?

( Ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь.)

А вы знаете, как эти месяцы в старину назывались? Сейчас они сами вам все о себе расскажут.

Сентябрь: Старые месяцесловы и святцы называли меня рюинь - от желтизны осенней листвы, ревун - из-за рева ветра, хмурень - из-за дождей и непогоды.

Ведущий: 14 сентября (по старому календарю - 1 сентября) празднуется Семеонов день –  день памяти святого Симеона Столпника. Чуть больше 300 лет назад этот день на Руси считался большим праздником — с него отсчитывалось начало нового года. В этот день, заканчивая лето (сезон) поэтому этот праздник получил в народе название Симеона - Летопроводца.

Сентябрь: В те времена весь день был праздник и веселье. Приглашали друг друга в гости и до утренних петухов встречали новое лето. И с этого дня начинались осенние хороводы, игрища.

Ведущий: И мы вас приглашаем поиграть в игру.

( Ведущий приглашает всех выйти в центр кабинета и образовать круг, проводится хороводная игра «Как у деда Симеона». См. приложение №1)

Сентябрь: А еще в сентябре созревают овощи и некоторые лесные плоды, вы о них узнаете, если мои загадки отгадаете:

(Сентябрь проводит конкурс – «Загадки», см. приложение №2)

Октябрь;

К вам приближается октябрь.

Но светел день лесной.

И осень улыбается

Небес голубизной,

Притихшими озерами,

Что стелют синь свою,

И розовыми зорями,

В березовом краю!

В народе меня называют листопадником, свадебником. А как вы думаете почему?

(Варианты ответов детей: облетают листья с деревьев, собран урожай и начинается пора свадеб)

Молодцы, правильно угадали!

Ведущий: Одним из самых почитаемых народных календарных праздников в октябре можно назвать 14 октября – праздник Покрова Пресвятой Богородицы., в народе названный – Покров.

(на экране листок календаря с датой праздника Покрова)

Существует много преданий об истории этого праздника. О некоторых из них ребята подготовили интересные сообщения.

(на сцену выходят 4 чтеца. По ходу их рассказа, на экране идет презентация о празднике Покрова Пресвятой Богородицы)

1чтец: История праздника Покров начинается с X века. Более 1000лет назад святой Андрей молился в храме и увидел под сводами церкви облако, а на нём Богородицу; она сняла с головы платок (по старому – покров) и распростёрла его надо всеми молящимися. После этого виденье исчезло, а праздник остался.

2чтец: А вот другое сказание о празднике. В стародавние времена Богородица странствовала по земле. Случилось ей зайти в одну деревню, где жили недобрые, немилосердные люди.

3чтец: Стала проситься Богородица на ночлег, и везде отвечали ей одно: «Мы не пускаем странников!». Услышал жестокосердые слова святой Илья-пророк, проезжавший в это время над деревней в своей небесной колеснице, не снёс обиды. Нанесённой Богородице.

4чтец: И полетели с неба молнии, огненные стрел, посыпался град величиной с человеческую голову, полил дождь, грозивший затопить поля и дома. Пожалела людей Богородица – ведь она-то о милосердии не забыла! Развернула платок и накрыла им деревню. Спасла обидчиков. Поразились они такому чуда и стали с той поры добрыми и гостеприимными.

Октябрь: Спасибо, ребята. Думаю, после вашего рассказа всем есть о чём задуматься.



(Дети уходят со сцены, садятся на свои места)

Ноябрь: А я третий осенний месяц – ноябрь, сентябрю - внук, октябрю - сын, зиме - родной батюшка. В народе меня называют грудень, от древнерусского слова «груда» - мёрзлая колея на дороге. В ноябре начинаются первые морозы и многие птицы улетают на юг, чтобы не замерзнуть от зимней стужи.

Ведущий: Знаете ли вы ребята, о том, что у каждого времени года свои приметы. А приметы осени знаете?

(Дети отвечают – «да»)

Ноябрь: А я сейчас проверю, как они приметы осени знают. На мои вопросы хором отвечайте «да» или «нет». Только будьте внимательнее.

(Ноябрь проводит игру о приметах осени «Да или нет». См. приложение №3)

Ведущий: По древней русской традиции, осенью всегда проводились веселые ярмарки.

(звучит фрагмент ярмарочной музыки из музыкального произведения «Ноябрь» из цикла «Времена года П. И. Чайковского, появляются 2 скомороха с лотками и товарами)

Фома:

Эй, народ честной,

У возов не стой!

Молодой аль стар;

Выбирай товар!

Ерема: 

Товар отменный.

Вот самовар медный –

Сам дымком дымит,

Сам чайком поит!

Фома:

А вот - чашки

Для пшенной кашки!

А вот блюдца!

Никогда не бьются!

Ерема:

Тут - игрушки для ребят!

Сами на тебя глядят:

Медведь - рычит!

Воробей - пищит!

Заяц - скачет!

Кукла – сама плачет!

Ведущий: Ерёма, а ты знаешь какая у ребят самая любимая игрушка?

Ерема: Как не знать, знаю. Любо то, что своими руками сделано.

Ведущий: Полностью согласна. В старину все игрушки делали вручную своими руками, любимой игрушкой была игровая кукла, сделанная из тряпок. Давайте и мы с вами сделаем такую куклу, как в старину делали.

(Дети под руководством ведущего - педагога делают традиционную русскую тряпичную игрушку. На экране схема изготовления игрушки – см приложение №5)

Фома: Ребята, давайте посмотрим, какие игрушки у нас получились. Поднимите руку с куклой вверх. Какие замечательные куклы у вас получились! Ни в одном магазине таких игрушек не найдёшь!

Ведущий: Ты прав, Фома, если зайти в магазин детских игрушек, то, конечно, разбегается взгляд от обилия красивых кукол. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд. Думаю, что такая кукла станет необычным подарком для ваших близких

Ведущий: Наш праздник подошел к концу. Но путешествие по календарю на этом не заканчивается, а будет продолжаться в течение всего учебного года. До новых встреч!

(Звучит песня «Осень золотая»  муз. и сл. И. Фомина)

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Хороводная игра «У дяди Симеона»

  2. Осенние загадки

  3. Игра на смекалку «Да или нет»

  4. Схема-инструкция изготовления игровой тряпичной куклы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!